Вопросы тонировки стекол на автомобиле – одни из самых распространенных. Это логично — водители, много времени проводящие за рулем, стараются создать для себя максимальный комфорт, в том числе и в области защиты от внешнего освящения, чужих взглядов и т.п. Одновременно, излишнее затемнение негативно влияет на безопасность движения и, опять же логично, что государство старается не допустить подобного.
На компромиссе между этими явлениями – безопасностью и желанием затонировать стекла – и построены правила, нарушение которых приведет к штрафу, а в некоторых случаях и к аресту.
Какая тонировка допустима, как определяют нарушение и какой штраф за тонировку – рассмотрим эти вопросы в настоящем материале.
Все последние новости о тонировке
Таких новшеств очень много, но не всем им суждено быть правдой. Итак, по состоянию к 2021 году имеем следующие данные:
- уже давно обсуждается инициатива ввести повторный штраф за тонировку – прогрессивное увеличение наказания, если вы попадаетесь не в первый раз, вплоть до лишения прав,
- к слову, лишать водительских прав предлагали и как отдельное наказание за плёнку на стёклах в нарушение ПДД,
- равно как пытались увеличить штраф за тонировку, если вы попадётесь даже в первый раз – до 5 000 рублей,
- даже полностью запретить пытались тонироваться, в том числе и задние стёкла,
- но потом депутаты решили, наоборот, предложить отмену штрафа и за переднюю «полусферу», но и здесь до вступления в силу нового закона не дошло,
- известно лишь, что в 2021 году, помимо штрафа, выписывают ещё и требования или предписания об устранении тонировки, за неисполнение которых можно даже присесть на 15 суток.
В этом хаотичном потоке информации рядовому водителю достаточно сложно разобраться в том, какое же актуально наказание на сегодняшний день за это, сколько составляет действующий штраф и, главное, когда введут изменения в правилах тонирования и санкциях за их нарушение. Давайте и это выясним!
Какими уловками пользуются автоинспекторы
Хотя представители ГИБДД обязаны следовать определенным правилам и требованиям, они часто применяют особые уловки, позволяющие вводить водителей в заблуждение. Это приводит к тому, что они выписывают штрафы, хотя фактически не проверяют светопропускаемость стекол или пользуются прибором, на который отсутствуют нужные сертификаты и другие бумаги.
Такие уловки применяются автоинспекторами для увеличения числа взысканий. Иногда они выписывают письменное предписание, но при этом не говорят о необходимости устранения пленки. При следующей остановке они взимают не 1 000 рублей, а 5 тысяч за то, что гражданин ослушался требований представителя власти. Для бюджета это выгодно, но сами водители не осознают обман.
Новый штраф ГИБДД за тонировку с 1 января 2021 года – правда или нет?
Нет. Это неправда. Никаких новых штрафов за тонировку не вводится в действие ни с 1 января, ни в ближайшее время в 2021 году.
Дело в том, что информация об изменениях мер ответственности за светопропускаемость поступает практически каждый год, и всегда данные говорят о 1 января Нового года либо – реже – других месяцах и датах. Однако, ни разу эта информация ещё не соответствовала действительности.
Вы можете сами проверить эту информацию. Просто знайте, что для внесения изменения в действующую санкцию необходимо официально внести поправку в Административный кодекс. Поправки такие вносятся соответствующими Федеральными законами. Но прежде, чем такие новые законы станут официальными, имеющими юридическую силу, они должны быть опубликованы на портале правовой информации. И теперь главное – давайте попробуем найти такие документы, вводящие изменения в статью 12.5 КоАП РФ (именно здесь содержится актуальный штраф за тонировку) на данном портале. И вы не найдёте ничего.
Действующая ответственность на сегодняшний день
По состоянию на 08 Октября 2021 года актуальный штраф ГИБДД, который грозит за тонированные стёкла, составляет 500 рублей по части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ. Но на практике вы можете столкнуться с предписанием об устранении с перспективой подвергнуться аресту до 15 суток и даже аннулированию регистрации за это. Немного ниже мы рассмотрим подробно данные дополнительные меры наказаний.
Обратите внимание, в отличие от большинства других норм ответственности в административных санкциях, здесь нет альтернативы штрафу в виде предупреждения. Часть 3.1 указанной статьи предусматривает только вынесение постановления со штрафом ГИБДД.
Никаких повторных штрафов в 2021 году за тонировку нет, равно как нет лишения прав.
Экспертное мнение
Дмитрий Тиковенко
Эксперт по автоправу. Стаж 7 лет. Области специализации: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП
Стоит помнить, что, помимо штрафа вас, скорее всего, ждёт и требование об устранении правонарушения. Это значит, что придётся снять тонировку. А в зависимости от региона, в котором совершается административное правонарушение, могут требовать удалить или прямо на месте, или дать какой-то срок.
За неисполнение данного требования водителю будет грозить ответственность по статье 19.3 КоАП, вплоть до ареста на 15 суток.
Задать вопрос
За переднюю «полусферу»
К слову, именно передняя полусфера запрещена для излишней затемнённости. Обратите внимание, тонировка как таковая не запрещена в принципе – вы имеете право наносить плёнку на стёкла, а также распылять на них затемняющие составы и прочим образом уменьшать количество пропускаемого ими света. Штраф выписывают именно зи «неправильную» тонировку.
Однако, граница такого уменьшения чётко определена – 70% всего испускаемого любыми источниками света должна проходить через вашу тонировку. Так предписывает Технический регламент. И КоАП при введении штрафа ссылается именно на этот нормативный акт.
Техрегламент в своём пункте 4.3 Приложения №8 указывает на переднюю обзорность. Но кто, собственно, сказал, что речь идёт именно о передней полусфере: лобовом и передних боковых стёклах машины? Такое положение дел диктует ГОСТ 33988-2016 в пункте 2.14, который говорит буквально следующее:
Передняя обзорность: обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180o. В горизонтальной плоскости при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости ТС.
Пример глухой тонировки в круг со светопропускаемостью ниже 70%
За задние стёкла
А вот задние окна автомобиля разрешается тонировать хоть под 100%, и штрафа за это по закону не должно быть. Но только при одном важном условии – у вашего авто есть оба наружных боковых зеркала (внутреннего в салоне может не быть – например, у пикапов и грузопассажирских автомобилей).
Это предписывает тот же пункт 4.3 регламента.
Есть ли разница: управление днём или ночью?
Нет. Незаконность тонировки со светопропускаемостью ниже требуемой не определяется временем суток. А прибор для замера сам испускает свет, поэтому его показания также не зависят, ночь сейчас или день.
Вас также заинтересует:
- Новые штрафы ГИБДД и изменения ПДД с 1 и 20 марта – правда или нет?
- Изменение штрафов ГИБДД с 1 января: новый закон и таблица актуальных штрафов
- Новые ПДД: ГИБДД подготовили поправки и штрафы – это правда или нет? Когда вступают в силу?
Действует ли скидка?
Да. Вышеуказанный штраф за тонировку 500 рублей вы можете оплатить со скидкой. Но и здесь тоже есть условие – должно пройти не более 20 дней с даты вынесения постановления с наказанием. В этом случае вы имеете законное право заплатить штраф за плёнку в размере 250 рублей.
Что за требование?
Это такая дополнительная мера ответственности, которую сейчас часто выписывают водителю вместе со штрафом… Незаконная, к слову.
Как вы теперь знаете, действующий в 2021 году штраф за тонировку составляет 500 рублей, а со скидкой и вовсе 250. Такой размер санкции многими автовладельцами – любителями тонировки воспринимается как индульгенция – то есть просто плата за возможность нарушать закон. И тогда инспекторы придумали хитрость. Они начали требовать «устранить условия, влекущие правонарушение». Да и требовать не ахти как, а письменно, чтобы показать водителю всю серьёзность сей административной процедуры. Особо «упоротые» сотрудники начали называть это предписанием.
А теперь главное. За невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД положено наказание, предусматривающее минимальной санкцией штраф 500 рублей, а максимальной – внимание, административный арест до 15 суток, по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Дают ли реальный срок ареста за тонировку? Судебная практика по такой мере пресечения, однако, отличается между регионами и городами. Так, чаще всего требование применяется в Москве и Татарстане.
О законности такого требования мы говорили в одной из предыдущих статей. Коротко говоря, оно незаконно, потому и арест незаконен. Однако, это не мешает даже судьям поддерживать практику «отсидки» за такое «грубейшее» нарушение, как тонировка. Вот яркий пример одного из читателей нашего сайта о таком предписании.
Что ещё за аннулирование регистрации?
Здесь всё ещё сложнее. Но главное, с недавних пор и вплоть до 2021 года такое также является не совсем законным. Давайте мы объясним, в чём здесь дело.
- Требование светопропускаемости передних стёкол в 70% содержится в Техрегламенте. Этот правовой акт регулирует компоненты конструкции транспортных средств, в том числе находящихся в эксплуатации. Следовательно, тонировка, которая пропускает менее 70 процентов источника света является изменением конструкции. И такое должно быть только при наличии разрешения ГАИ (пункт 7.18 Основных положений ПДД).
- Ранее в соответствующем Приказе содержалось условие, что, если в конструкцию внесены изменения без такого разрешения, то такой автомобиль не подлежит регистрации, а уже зарегистрированная машина подлежит прекращению этой самой регистрации.
- Но с 1 января 2021 года был введён Федеральный закон О регистрации, а также во исполнение его Постановление Правительства РФ №1764, и в этих документах содержится несколько иная формулировка, по сути не позволяющая при изменении конструкции снимать автомобили с учёта принудительно.
- Так, пункт 59 ППРФ №1764 указывает, что по решению главного инспектора ГИБДД по району автомобиль подлежит прекращению учёта на основании пункта 6 части 1 статьи 18 ФЗ О регистрации.
- В свою очередь, указанный пункт ссылается на часть 1 статьи 20 этого же закона, где указано, что запрещаются регдействия с машиной в случае, если конструкция не соответствует документам, которые идентифицируют транспортное средство.
- В нашем случае в документах нигде не указано и не может быть указано (ни в ПТС, ни в свидетельстве о регистрации) о наличии тонировки с определённой светопропускаемостью. Поэтому аннулирование регистрации тоже незаконно.
И снова увы и ах, но на практике 2021 года это вам может и не помочь – после вынесения штрафа за тонировку вам может прийти письмо о прекращении учёта с требованием предоставить автомобиль на осмотр с устранённой тонировкой.
Срок действия предписания
Период выполнения требований не отражён ни в одном законодательном акте, так же как нет инструкции по заполнению и образца.
Обычно сотрудник Госавтоинспекции даёт 10 суток на устранение нарушений, что отражается в письменном виде в тексте документа. Иногда срок не указывается вовсе, тогда предписание становится бессрочным. По статье 19.3 водителя накажут даже через несколько лет, так как это требование заносится в базу ГИБДД и исключается только после его исполнения.
Какой будет официальный штраф за тонирование в 2021 году?
Но изменение всё же может быть, и вступить в силу оно может уже в 2021 году. Дело в проекте нового КоАП, который разрабатывается властями России. В нём обновлениям подвергается множество наказаний в области дорожного движения, в их числе и штраф за тонированные стёкла.
Итак, из описанного выше мы знаем, что сегодня штраф за тонировку регулируется частью 3.1 статьи 12.5 Кодекса, и штраф составляет 500 рублей. В новой же редакции закона вводятся 2 новые части этой статьи, немного повышающие размер штрафа. Давайте посмотрим сравнение этих редакций.
Новый штраф за тонировку в проекте КоАП
Сколько действующий штраф ГИБДД? | Сколько будет по новому КоАП? |
Статья, 12.5, часть 3.1 – водителю грозит 500 рублей за первый, второй, третий и так далее разы | Статья 12.5, часть 5 – новый штраф 1 000 рублей, если вы попадётесь с тонировкой в первый раз |
Нет наказания за повторную езду с тонировкой | Статья 12.5, часть 6 – штраф за повторное нарушение в размере уже 3 000 рублей |
Обратите внимание, что повторность считается с даты первого нарушения и ещё в течение года после полной оплаты штрафа за тонировку за это самое первое нарушение.
Почему мы заговорили о том, сколько будет составлять размер нового штрафа ГИБДД за тонировку именно в 2021 году? Потому что данный проект Кодекса активно дорабатывается, и есть большая доля вероятности, что его примут уже в скором времени.
Впрочем, пока, по состоянию на 2021 год, вступления в силу ещё не произошло, поэтому говорить о повышении штрафа сейчас ещё рано. А пока вы можете нового закона на сегодняшний день.
Действия владельца ТС
Вариантов есть несколько, самый очевидный — привести тонирование стёкол к соответствию государственным стандартам или просто убрать полимерную плёнку. Можно прекратить пользоваться автомобилем или продать его.
Если автовладелец не собирается обращаться в суд по поводу неправомерности определения меры наказание в виде штрафа, то лучше не затягивать, а произвести оплату в течение 20 дней, после вынесения постановления. Сумма при этом уменьшится в 2 раза, это положение закреплено ст.32.2 ч.1,3.
Обжаловать штраф в 10-дневный срок стоит только при наличии убедительных фактов незаконности действий инспектора ГИБДД (неправильный замер светопроницаемости стёкол, ошибки документального оформления).
В обратном случае, наказание останется в силе. Если судья все же отменит денежное взыскание, то автоматически предписание перестанет быть юридически законным документом.
Штраф за грязные и нечитаемые номера – что делать в плохую погоду?
Все фейки об изменениях наказания
В самом начале статьи мы упоминали о том, что была огромная куча разработок и проектов изменений в штрафе за тонированные стёкла. Это правда. Давайте рассмотрим наиболее распространённые из них.
Повторный штраф за «тонер»
Выше мы указали о проекте нового закона – реформированном КоАП РФ и введении повторного штрафа ГИБДД за тонировку в сумме 3 тысячи рублей. Однако, это не единственная инициатива по введению повторности данного нарушения.
Так, несколько лет назад предлагалось ввести санкцию в размере 5 тысяч рублей за рецидив данного правонарушения (а на первый раз по проекту нового закона водителя бы оштрафовали на 1 500 рублей).
А ещё более 5 лет назад депутаты предлагали также ввести санкцию 5 000 рублей за повторное управление транспортным средством с излишней затемнённой плёнкой.
Запрет задней полусферы
Если бы ещё один законопроект ввели в законную силу, сейчас бы абсолютно все водители по закону должны были бы ездить в «аквариуме». К счастью, данная новость оказалась не более чем фейком и «уткой», призванной, скорее всего, вызвать некий вброс в соцсети и мессенджеры.
Проект нового закона, действительно, был, но там речь шла не о полном запрете тонировки как таковой, в том числе задних стёкол, а об увеличении границы светопропускаемости передней полусферы с 70 до 100%. То есть именно лобовое и передние боковые стёкла должны были бы быть полностью прозрачными. Хотя, такое невозможно – ни одно стекло, даже без какой-либо тонировки не пропустит 100% света по своей природе.
Тонировку в круг хотели и разрешить, а штраф – отменить
Впрочем, были и диаметрально противоположные последние новости в своё время. И в тот раз отличились депутаты ЛДПР, выпустившие соответствующий законопроект об отмене штрафа за тонировку. Впрочем, отменят запрет тонировки или нет, было ясно практически сразу, проект не поддержали, и он, к сожалению или счастью, канул в лету.
Лишение прав за затемнённые стёкла
И снова возвращаемся к проектам новых законов. Документом от 30 июня 2015 года было предложено за повторное нарушение в виде вождения излишне тонированным автомобилем ввести вилку наказаний из 2 вариантов:
- за повторное нарушение тонировки налагался бы штраф в размере 5 000 рублей,
- либо водителю могло грозить лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
При этом, на первый раз санкция бы составляла 1 500 рублей. Но данный законопроект также отменили, штраф в 2021 году составляет всё те же 500 рублей.
Разрешена ли тонировка стекол авто в России?
Полного запрета на тонировку по российским законам нет. Однако нормы затемнения строго регламентированы и имеют различные показатели в зависимости от типа окна. Далее мы будем рассматривать правила тонировки, допустимой по закону, разделив все остекление авто на следующие категории:
- Заднее стекло.
- Боковые задние окна.
- Боковые передние.
- Лобовое (ветровое) стекло.
- Верхняя цветная полоса на лобовом стекле.
Правила будут предоставлены для стандартного легкового автомобиля, подразумевая, что у машин имеющих больше окон, например, минивенов, микроавтобусов, заднее, лобовое и передние боковые окна подчиняются тем же правилам, а все остальные могут относиться к категории «задних боковых».
Какой штраф за съёмную тонировку в 2021 году?
Да, мы знаем, что тонировка может быть не только плёночная или распыляемая, но и съёмная – в виде шторок или сеток на окна авто. И таковая тоже не запрещена по ПДД в 2021 году, но есть пара важных тонкостей:
- вы можете устанавливать съёмную тонировку на задние стёкла автомобиля без штрафа по закону,
- на переднюю полусферу можно ставить шторки и сетки только в том случае, если автомобиль стоит, иначе запрещено.
Итак, касательно второго пункта выше. Приложение к Правилам в виде Перечня неисправностей запрещает эксплуатировать машину, если в области передней обзорности есть в том числе и предметы, которые ограничивают эту обзорность. Так говорит пункт 7.3 Перечня.
При этом, Техрегламент допускает некоторые исключения из этого правила:
- салонное зеркало заднего вида,
- детали «дворников»,
- встроенных в стекло антенн или нагревательных полос.
Кроме того, ПДД и регламент в совокупности разрешают наносить сверху тонировочную полосу шириной не более 14 см.
Как видим, в исключениях нет съёмной тонировки, поэтому она также в 2021 году запрещена. Однако, штраф за неё может грозить только в случае управления автомобилем.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка
- Новые штрафы в июле 2021 года – это правда?
- Изменения ПДД и штрафов ГИБДД с 1 и 20 ноября 2021 года – это правда или нет?
Какая тонировка разрешена по ГОСТу?
«Привычка – вторая натура», – гласит народная мудрость, и в случае с тонировкой это находит очередное подтверждение. Именно по привычке часто в разговорной речи используют слово «ГОСТ», говоря о документе, регламентирующим эти нормы. Однако уже несколько лет, как правила в этой сфере устанавливает норматив иного типа.
На текущий момент документом, в котором определяется возможность тонировки автостекол, является Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а более точно – Приложение №8 к нему, носящее наименование «Требование к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации», раздел 4 которого, называется «Требование к обеспечению обзорности» (далее, Требования), и содержит необходимые нам параметры.
При этом есть и действующий ГОСТ 32565-2013, подтверждающий те же нормы, однако только в рамках стекол переднего обзора (70%, вне зависимости от типа стекла – закаленное или многослойное). Более того, этот документ устанавливает нормы проведения проверок, поэтому мы к нему еще вернемся далее.
Какую же тонировку допускают Требования? Рассмотрим по выбранным выше категориям:
Категория остекления | Нормы тонировки |
Заднее стекло | При наличии боковых зеркал – без ограничений (за исключением зеркальной тонировки – она запрещена). |
Боковые задние окна | |
Боковые передние | Светопропускная способность не менее 70%, а в случае использования бронирования а/м – не менее 60%. |
Лобовое (ветровое) стекло, за исключением его нижеуказанной части | |
Верхняя полоса на лобовом стекле (темная, цветная, атермальная и пр.) | Для легкового транспорта – не более 14 см (140 мм), для некоторых типов крупнотоннажного транспорта допускается ширина полосы до верхнего края рабочей зоны стеклоочистителей. |
8(800)350-23-68
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Задать вопрос
Говоря простыми словами, часто в автосервисах дают такой совет: тонируй задние окна как хочешь, а на передних используй пленку со светопропусканием не менее 70%. Следуя этим советам на практике, можно попасть в неприятную ситуацию. С задними все верно – все-равно как они выглядят, хоть полностью черные. А вот с передними есть нюанс. Дело в том, что указанные 70% — это общая пропускная способность уже готового окна, а стекла изначально не пропускают всех 100% света, и со временем этот показатель меняется не в лучшую сторону. Если, к примеру, само стекло не пропускает хотя бы 1%, то при суммировании с 70% пленкой, выйдет светопропускаемость 69%, что могут посчитать нарушением, и наложить штраф.
Может ли быть наказание без замера?
За плёночную тонировку – нет, за съёмную – да. Здесь всё очень просто, так как тонировка в принципе не запрещена.
Вот смотрите, пункт 7.3 Перечня указывает, что предметы, которые ограничивают обзорность, запрещены. Но примечание к этому пункту прямо говорит о том, что тонировочные плёнки при их соответствии светопропускаемости разрешены. Опустим здесь тот факт, что ссылка в нормативном акте идёт на недействующий ГОСТ.
Таким образом, в данном случае съёмная тонировка в виде шторок или сеток не является плёнкой, поэтому это предмет, ограничивающий обзорность. А плёнка разрешена, если она пропускает не менее 70% света. Значит, что нужно инспектору? Верно, обязательно замерить светопропускаемость. Только после этого штраф за такую тонировку в 2021 году будет законным.
И в обеих ситуациях применяются разные нормы наказаний:
- часть 1 статьи 12.5 – штраф 500 рублей или предупреждение как общая норма за нарушения Перечня неисправностей, она накладывается именно за посторонние предметы в зоне обзорности,
- а часть 3.1 этой же статьи является частным случаем наказания за тонировку со светопропускаемостью менее 70% со штрафом 500 рублей (уже без предупреждения).
Таким образом, если вас остановил с плёнкой сотрудник ГИБДД и без замера (не захотел или же у него просто не оказалось с собой прибора) вынес наказание по части 1 как за предмет, ограничивающий обзорность с места водителя, то он поступил незаконно. У вас была именно плёнка, а она не запрещена в принципе. Запрещена только та, которая пропускает менее 70% источника света. Так как замера не было, вина не доказана. Штраф незаконен и подлежит отмене.
Проверка степени затененности стекла: правила
Правила, по которым должна проводиться проверка степени затененности стекол автомобиля изложены в ГОСТ Р 8.831-2013, пришедшему на смену ГОСТу 27902-88.
Условия измерений:
- Температура воздуха: 25 град. (±2 град);
- Атмосферное давление – 101 кПа (±4 кПа);
- Относительная влажность воздуха – 65% (±20%).
Проверку производят сертифицированным прибором тауметром с опломбированным корпусом. Копия сертификата или отсутствие измерительного устройства у сотрудника ГИБДД не дают права налагать на водителя административное взыскание.
Должны соблюдаться условия измерения, указанные выше. Процедура выполняется в присутствии понятых. Показания снимаются в трех точках стекла.
Автомобилисты идут на разные ухищрения, пытаясь уйти от ответственности за тонировку. Однако проще оплатить штраф в размере 250 или 500 рублей и выполнить требования законного представителя власти.
Если вы считаете, что привлечение вас к административной ответственности было незаконным (измерения не проводились/проводились с нарушениями/сотрудник превысил полномочия и т.д.) – подавайте апелляцию.
Самым верным решением по прежнему остается следование требованию законодательства. Тонируя все стекла, водитель нарушает правила эксплуатации транспортного средства.
«Глухая» тонировка приписывается к неисправностям, при которых управление ТС запрещено.
Подпишись на наш Телеграм-канал https://t.me/pravoauto чтобы быть в курсе новых штрафов и других изменений автомобильного законодательства.
Сколько штраф юридическому лицу?
В действующем КоАП есть целый ряд санкций за определённые нарушения ПДД и других актов, размер которых для юр. лиц составляет в разы выше, чем для граждан.
Но к этому правилу не относится тонировка. Штраф за неё одинаков как для физических, так и для юридических лиц. Более того, среди описанного выше множества проектов новых законов не было ни одного, который бы вводил отдельное наказание для тонированных автомобилей, принадлежащих организациям.
Можно ли избежать штрафа и как?
В 2021 году множество лазеек и лайфхаков, как не получить штраф за тонировку, и все они основаны на обмане сотрудников ГИБДД и «дыр» в законодательстве. Однако, единственным действенным законным вариантом является, к сожалению, разрешённая светопропускаемость плёнки в 70 процентов. Увы, но скрыться от потусторонних глаз в машине с такой тонировкой не получится – в реальности она слишком прозрачная для этого.
Давайте рассмотрим наиболее распространённые описываемые в интернете способы не нарваться на постановление по статье 12.5.
- Многие автолюбители пытаются просто опустить стёкла, увидев на горизонте сотрудников ГИБДД и тем самым избежать штрафа за тонировку. Данный метод не работает – да, инспекторы издалека не увидят затемнённых окон, но открытые окна – особенно, зимой или в дождливую погоду – вызовут у них сомнения в вашей адекватности. А это повод для остановки автомобиля. После этого они потребуют поднять стёкла, дабы убедиться в тщетности их подозрений о наличии у вас запрещённой тонировки. А вот за неисполнение такого требования тоже можно загреметь на срок до 15 суток административного ареста.
- Особо хитрые фанаты тонированных стёкол устанавливают кнопки, отключающие стеклоподъёмники. В таком случае вы не отказываетесь поднять стёкла для замера, но утверждаете, что стеклоподъёмный механизм сломался. Тогда вы не отказываетесь от требования сотрудника, вы просто не в состоянии его исполнить. Такой способ отмазаться от штрафа более действенен и чаще всего срабатывает. А иногда – нет, когда инспектор решит провести досмотр автомобиля в поисках той заветной кнопки, а вместе с ней и гайки на каждый хитрый болт.
- Есть очень дорогой более рабочий способ не получать штрафы за тёмные передние и лобовое окна. Это электронная тонировка. Суть её заключается в том, что по мановению аналогичной кнопки вы делаете стёкла прозрачными. Но и данный вариант не стопроцентно рабочий, потому как инспектор ДПС всё же имеет шансы издалека увидеть, что стёкла, скорее всего, тонированы излишне, а замер проведёт после того же досмотра и найденной (или не найденной – как повезёт и смотря как реализовано отключение тонировки) кнопки.
Спорные ситуации и способы их решения
Чтобы избежать ответственности, обратите внимание на то, правильно ли сотрудник дорожной полиции выполняет замер тонировки:
- Отсутствие тауметра или его документов, в которых сказано, что прибор соответствует ГОСТу и проходил проверку показаний на протяжении последних 12 месяцев.
- Наличие видимых повреждений на тауметре.
- Пренебрежение инспектором условий и правил, прописанных в техническом регламенте: замер проводится при несоответствующей температуре, влажности, давлении, грязной и мокрой поверхности или с большим значением погрешности.
Не стоит забывать, что инспектор не вправе производить замер светопроницаемости на таких участках:
- Задние и задне-боковые стекла разрешается тонировать в любой степени.
- На лобовом стекле не запрещается устанавливать солнцезащитную полосу сверху от края шириной до 14 см.
Если представитель дорожной полиции провел вышеуказанные действия, необходимо занести это в протокол, чтобы оспорить документ в суде.
Во избежание административного наказания можно использовать иные законные способы:
- Если при составлении протокола инспектор заполняет документ, однако, предварительно не воспользовался устройством для определения светопропускания.
- Сотрудник дорожной полиции составил протокол с ошибками и грубыми неточностями. В этом случае автомобилист вправе оспорить его в судебном порядке (о том, в каких еще случаях и как можно обжаловать штрафы ГИБДД, узнайте тут).
Существует еще один сомнительный способ уклониться от ответственности, к которому иногда могут прибегнуть водители: автолюбителю необходимо опустить стекла транспортного средства полностью до того момента, как инспектор подойдет к машине. Однако метод не всегда работает: по первому требованию представителя дорожной полиции шофер обязан обратно поднять стекла.
Мы также подготовили для вас ряд статей, в которых идет речь о различных правонарушениях и положенных за них штрафах: о нарушении правил маневрирования и перевозки грузов, о проезде на запрещающий сигнал светофора и обгон, за превышение скорости и за езду без документов.
Выпишут ли постановление, если снять на месте до замера?
Выпишут. Дело в том, что штраф полагается за управление с тонировкой со светопропускаемостью менее 70%. Если инспектор ДПС вас остановил, то он пресёк факт такого управления. Событие правонарушения было? Было. Следовательно, и штраф законен. Более того, вы сами обязаны устранить условия, влекущие нарушение, если способны это сделать на месте.
Были случаи, когда водитель быстро отдирал плёнку, пока инспектор ходил за прибором для замера, но полицейский брал даже удалённую со стекла плёнку и замерял её (да, прямо без стекла) и выносил штраф.
Обжалование предписания в суде
Как показывает практика, в случае повторного управления затонированным автомобилем суды встают на сторону сотрудников ГИБДД. Т.е. водители получают дополнительный штраф или арест. Так что не стоит рассчитывать, что решение удастся легко опротестовать.
С другой стороны, суды не накладывают наказание, если процессуальные документы составлены с нарушениями. Так что внимательно изучите имеющиеся документы. Если там есть какие-то ошибки (например, от водителя требуют устранить тонировку на месте правонарушения), то есть смысл обратиться в суд с жалобой.
Сколько штрафов могут выписать?
Хоть сотню каждый день. Это на практике 2021 года. На самом же деле, обжаловать повторно вынесенные штрафы в этот же день, к примеру, можно вполне успешно. Всё дело в том, что вы по сути не являетесь специалистом и просто так содрать плёнку не имеете возможности. Ну, то есть судьи в этом верят и вполне обоснованно.
Да, по букве закона каждое начало движения в вашем случае образует новый состав правонарушения (помните, штраф налагается именно за езду с тонировкой?). И в принципе тот же инспектор, уже остановивший и оштрафовавший вас, может после этого отойти на пару метров в перёд и снова остановить вас с тем же нарушением и вынести новое постановление. Однако, каждый последующий штраф в данном случае будет незаконен именно по причине отсутствия вашей вины в новом нарушении. Хотя, и здесь некоторые судьи могут заверить вас, что вы обязаны были вызвать эвакуатор, и сами виноваты.
Тонкости наказания за зеркальную тонировку
Если ПДД чётко указывают, что обычная тонировка разрешена, когда она пропускает разрешённый процент светового источника, то зеркальная по аналогии ближе к съёмной. Она прямо запрещена Правилами.
Таким образом, для зеркальной тонировки для вынесения штрафа не требуется замер – только сам факт её наличия. При этом, также и в случае съёмной, наказание должно последовать по части 1 статьи 12.5 КоАП со штрафом 500 рублей либо вынесением предупреждения.
Обратите внимание на существенную недоработку законодательства – инспектор на своё усмотрение определяет зеркальность плёнки. Каких-либо прописанных нормативно критериев этого параметра в 2021 году нет. То есть, попадись вам особо вредный сотрудник ГИБДД, даже малейшее отражение света от тонировки может сделать её для него зеркальной. Впрочем, такое постановление желательно оспорить, показав рассматривающему жалобу должностному лицу или судье вашу плёнку, чтобы тот определил, что она всё же не зеркальная.
Как производится замер светопроницаемости стёкол
Для этого требуется специальный прибор под названием тауметр. Наиболее популярные модели прибора называются «Блик», «Блик+», «Тоник», «Свет». Измерения этими приборами можно проводить в любое время суток. Прибор состоит из двух частей – осветителя и фотоприёмника, которые прикладываются к стеклу с противоположных поверхностей.
Осветитель излучает свет в оптическом диапазоне волн 400-750 нм, воспринимаемом человеческим глазом. Фотоприёмник, установленный напротив излучателя через испытуемое стекло, принимает свет и измеряет мощность светового потока, прошедшего через стекло, относительно мощности потока, излучённого осветителем. Перед началом измерения производится калибровка показаний, которая выполняется совмещением корпусов обеих частей прибора по юстировочным меткам и контрольным включением питания. При этом на дисплее фотоприёмника должно отобразиться калибровочное показание — 100±0,2%.
Далее выполняется непосредственно замер светопроницаемости тонированного стекла, для чего обе части прибора прикладываются с разных сторон стекла и включается питание прибора. Точное расположение излучателя и приёмника достигается их взаимным перемещением по максимальному показанию на дисплее, которое признаётся конечным итогом замера.
Для обеспечения правильности показаний прибора нужно выполнить следующие условия измерения:
- Поверхность тестируемого стекла должна быть чистой и сухой.
- На тауметре не должно быть никаких защитных или посторонних плёнок.
- Нельзя проводить измерения при повышенной влажности (в тумане или во время дождя), а также при температурах ниже -10С или выше +40С.
- Итоговое значение светопроницаемости определяется как средняя арифметическая величина от трёх измерений, проведённых в трёх разных точках стекла.
Прибор может работать от собственных аккумуляторов или питаться от разъёма прикуривателя. Как любой измерительный прибор, он должен иметь сертификат соответствия и пройти метрологическую экспертизу. При возникновении сомнений в показаниях прибора или в методике проведения измерений водитель имеет право потребовать выполнения повторных процедур замеров с привлечением двух свидетелей или записать своё несогласие в протокол нарушения. Для оспаривания штрафного постановления желательно записать весь процесс проводимых измерений на видеокамеру или сотовый телефон, чтобы иметь объективные основания для жалобы.
Тонкости атермальной тонировки в 2021 году
Она уже не запрещена прямо. Однако, здесь работает всё то же требование о светопропускаемости не менее 70% источника света. И не нужно думать, что практически вся атермальная тонировка соответствует данному правилу. Увы, но даже почти прозрачная плёнка может давать меньшие показания при замере.
Нужно ли снимать плёнку, если уже выписали штраф?
Да. Понесённое вами наказание за тонировку не позволяет, конечно же, продолжать нарушать. Вы обязаны удалить плёнку, и каждое новое начало движения по сути образует состав нового правонарушения с возможностью выписать вам новый штраф (остаётся, однако, открытым вопрос о наличии вашей вины, если вы самостоятельно не можете убрать плёнку со стёкол).
Ранее была такая мера обеспечения в КоАП РФ, как запрещение эксплуатации – она существовала как раз для таких вот нарушений, когда сразу же устранить его не представляется возможным. То есть вам давали сутки на снятие (это касалось не только тонировки, но и отсутствия страховки ОСАГО, к примеру, нечитаемых госномеров, негорящих световых приборов и так далее). Вот только эту норму исключили, и в 2021 году её нет.
Но на месте выявления правонарушения, конечно же, у вас нет необходимости удалять плёнку сиюминутно, только если вы не заявите, что в состоянии это сделать. Иначе, вы не специалист, и нет вашей вины в новом начале движения с тонировкой. А без вины, согласно КоАП, виноватым водитель быть не может.
Выявление нарушения
Процесс измерения затемнения стекол осуществляется при помощи специального прибора. Его называют тауметр. С помощью него происходит измерение светопропускаемости в 3 разных местах стекла, которые располагаются в пределах поля обзора. Среди 3 получено величин определяет среднее арифметическое. Именно она и будет являться величину пропускаемости стекла. Процедура измерения должна осуществляться строго в соответствии с нормами действующего законодательства. Правила закреплены в Техническом регламенте. Если они нарушены, полученные измерения признаются недействительными. Ознакомиться с требованиями можно в таблице ниже.
Действующий критерий | Допустимое значение |
Погрешность устройства | Не больше 2% |
Давление | 86-106 килопаскалей |
Температура воздуха | +15-25 градусов по Цельсию |
Влажность | 40% |
На тауметре должна быть установлена надежная пломба. Дополнительно к устройству должны прилагаться сертификаты, подтверждающие его исправность.
Выписали штраф за тонировку – что делать?
Тут вариантов, на самом деле, немного:
- либо платить,
- либо обжаловать.
Очевидно, всё зависит от вашего согласия или несогласия с вменяемым вам нарушением.
Можно не платить?
Нельзя. Это чревато ещё большими затратами, которые могут быть:
- в виде исполнительного сбора, если штраф за тонировку уйдёт на принудительно исполнение судебным приставам (не менее 1 000 рублей),
- в виде двойного штрафа за неуплату первого в установленный законом срок – таким образом, 500 рублей могут превратиться ещё в тысячу (но и обязанность по оплате первого штрафа с вам не снимается) – итого станет 1 500 рублей,
- в виде административного ареста до 15 суток – также за просрочку уплаты задолженности ГИБДД.
Последние 2 варианта применяются по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, которая как раз и предусматривает на выбор суда либо двойной штраф, либо арест.
Можно ли обжаловать и как?
Можно и нужно, если вы считаете вынесенное в отношении вас постановление незаконным. При этом, ещё на этапе оформления штрафа вам необходимо заявить сотруднику ГИБДД о вашем несогласии с нарушением. После этого инспектор обязан составить, помимо постановления, протокол, в котором вам необходимо кратко изложить суть несогласия и прописать строчку «требуется помощь защитника».
И здесь возможны 2 варианта:
- либо постановление не будет вынесено, и дело отправят начальнику ГИБДД на разбор, куда вас впоследствии пригласят для опроса,
- постановление со штрафом инспектор вынесет на месте, тогда вам нужно будет подать жалобу на него: либо также начальнику ГИБДД по району нарушения, либо в районный суд также по месту нарушения.
Подробный формальный порядок подачи жалобы мы рассматривали в специальной статье.
Давайте рассмотрим типичные причины для подачи жалобы и шансы на их удовлетворение.
Основания для подачи жалобы на штраф за тонировку
Основание | Комментарий |
Не было замера светопропускаемости | В этом случае штраф именно по части 3.1 статьи 12.5 КоАП незаконен, и подлежит отмене с большими шансами на удовлетворение жалобы. Однако, если сотрудник ГИБДД вынес постановление по части 1 этой статьи, то вам при оспаривании нужно будет доказать, что у вас была именно тонировочная плёнка, а не посторонние предметы, ограничивающие обзорность. Здесь поможет видео- или аудиозапись (в том числе на видеорегистратор). |
Я устранил на месте до штрафа | К сожалению, это практически невероятная причина для отмены штрафа. Вы итак обязаны удалить плёнку, а нарушение в виде езды с тонировкой инспектором уже было выявлено, поэтому наказание правомерно. |
Сотрудник ГИБДД выписал 2, 3 или более штрафов за сутки | По букве закона такое возможно, потому как каждое новое начало движения образует новый состав правонарушения. Однако, если вы заявите, что не имели возможность удалить плёнку на месте, так как не являетесь специалистом, а двигались в автосервис, где и хотели снять тонировку, то наказания не должно последовать. При этом, первый штраф не будет отменён, а последующие могут быть удалены. |
Я удалил плёнку и спрятал, а инспектор сам её нашёл и замерил | Здесь всё зависит от соблюдённых необходимых процессуальных действий. Дело в том, что если полицейский подозревает, что у вас в салоне есть предметы совершения правонарушения, то он имеет право провести досмотр. Для этого требуется протокол досмотра и приглашение понятых либо видеофиксация процедуры. Если этого не было, то доказательства вашей вины получены незаконным способом, и тогда постановление подлежит отмене. |
Обжалование требования за тонировку | Это, конечно же, можно и нужно делать. Однако, успех в обжаловании для вас здесь крайне низок. Несмотря на незаконность самого требования (предписания) за тонировку, водителей в судебной практике сажают только так! |
Как проверить затонированность
Замер, позволяющий определить светопропускание стёкол, покрытых тонировочной плёнкой, проводится с соблюдением законных требований. Процедура происходит на стационарном посту ГИБДД специально обученным сотрудником с применением таумера.
Прибор с допустимой погрешностью 2% должен соответствовать следующим условиям:
- быть сертифицированным;
- иметь свидетельство о ежегодной поверке, пломбу;
- содержать на корпусе наклейку с датой последнего контроля;
- подходить для замеров стекла определённой толщины.
Точный процент пропускания света тонировкой покажет таумер, если его использовать при температуре 20 °C с погрешностью не более 5 °C, влажности воздуха 60% плюс, минус 20%, давлении 86–106 Кпа. Сотрудник Госавтоинспекции должен иметь измерительные средства этих параметров.
Прибор будет работать и при других условиях, например, в холодную или дождливую погоду, но показания будут искажены, что даст возможность водителю обжаловать действия инспектора.
Какие штрафы предусмотрены за превышение скорости – возможно ли лишение прав
Так как замеряются световые лучи проникающие, а не поглощаемые, то на результаты не влияет время суток. Для стёкол более 7,5 мм используются модели «Блик+», «Тоник». Если толщина меньше можно применять «Свет» и «Блик». Напряжение питания — 12 вольт с допустимым отклонением 0,6. Лицо, использующее прибор не обязано представлять водителю свидетельство о поверке, достаточно таблички с датой.
К измерениям допускаются помимо сотрудников ГИБДД, специалисты дорожной полиции, определяющие состояние транспортного средства при техническом осмотре.
Порядок действий:
- определить температуру воздуха, влажности, давления;
- подготовить стекло, очистить, протереть насухо;
- произвести замеры прибором;
- представить водителю полученные показатели.
При светопропускании тонировочной плёнки, соответствующей техническому регламенту оформляется акт, если процент проникающих световых лучей меньше нормы, то составляется протокол с указанием полученных показаний и далее выписывается штраф и требование прекращения правонарушения.
Выдача предписания за нарушение, выявленное визуальным путём незаконно. Верховный Суд РФ в этом вопросе поставил точку ещё в 2011, когда отменил решения судов низших инстанций. Проверка должна проводиться исключительно измерительными средствами.