Закон об апартаментах 2021: новый закон, когда примут? Будет ли регистрация, прописка, льготы?

Постоянная прописка в апартаментах теперь возможна, однако только в том случае, если помещение официально переведено в жилой фонд. На нежилых площадях допускается исключительно временная регистрация. Причем максимальный срок последней может составлять не более 5 лет. Непосредственно процедура прописки проводится по стандартной схеме, правда на руках потребуется иметь все необходимые документы. При отсутствии хотя бы одной бумаги, регистратор имеет полное право отказать в приеме заявления.

Зачем апартаментам нужен правовой статус

Первые апартаменты появились в Москве 11 лет назад. Коммерческие помещения в центре не пользовались спросом. Застройщикам пришлось искать новый формат их использования, чтобы компенсировать свои затраты. Концепцию быстро подхватили в других городах. На волне популярности в России открывали апартаменты в бизнес-центрах и целые апарт-комплексы, под которые реконструировали даже старые ведомственные здания. Появился новый удобный формат для проживания в центре города. Рядом театры, кино, рестораны. Правда, за все годы статус апартаментов не изменился. Юридически они так и остались нежилыми.

Понятие «апартаменты» не определено ни в одном действующем законе. Поэтому такая недвижимость существенно отличается от квартир. На апартаменты не распространяются нормы жилищного законодательства. Действуют повышенные тарифы на свет и воду. Собственники не могут пожаловаться на громких соседей, а за стеной в любой момент может открыться шумный офис.

Можно ли прописаться в апартаментах по закону: все подводные камни и новый закон 2021

Изменения в законодательстве, вносимые практически регулярно, вызывают у граждан немало вопросов. Наиболее популярный — можно ли прописаться в апартаментах. В нашей статье мы подробнее остановимся на особенностях апартаментов как недвижимости с точки зрения закона, расскажем, в каких случаях допускается прописка, и куда следует обращаться за решением вопроса.

Законодательная база

На основании закона, в 2021 году прописка в апартаментах допускается. Но необходимо соблюдать условие: апартаменты (помещение) официально переведено в жилой фонд. На нежилых площадях вы вправе оформить временную прописку, но она ограничивает некоторые права, и апартаменты не будут считаться окончательной собственностью гражданина.

Процедура прописки на определенное время (но не дольше чем на 5 лет) осуществляется в соответствии со стандартной схемой. Требуется полный пакет документов, поскольку отсутствие справки или конкретного постановления является основанием для отказа даже во временной регистрации.

Статус недвижимости

Апартаменты — относительно новый вид недвижимости, и на рынке он появился недавно. Предложение практически сразу заинтересовало потенциальных покупателей, но мало кто догадывался о нюансах и подводных камнях, связанных со сделкой. Апартаменты (наравне с лофтами) являются помещениями, расположенными в границах объекта коммерческого назначения. Отсюда и статус недвижимости — коммерческий. Застройщики выделяют в объекте территории, не оборудованные санузлами и иными типами коммуникаций, подходящих постоянному проживанию граждан. Поэтому апартаменты арендуют под офисы и иные виды рабочих помещений, но никак не под постоянное место жительства, тем более с детьми.

Возможна ли прописка в апартаментах

Есть ли прописка в апартаментах — главный вопрос, волнующий граждан. Приобретая апартаменты, вы четко понимаете, что в них предстоит жить, а не периодически работать, то потребуется прописка на постоянной основе — постоянная регистрация. Апартаменты от этого не перестанут быть коммерческой площадью, соответственно, они относятся к нежилому фонду. Отсюда и вывод — проживание в апартаментах исключено.

Но учитывая статистику и факт растущей популярности апартаментов среди жильцов, законодательная база начинает постепенно трансформироваться. Разработан ряд правил, определяющих прописку в коммерческих помещениях.

Моменты следующие:

  • Постоянная регистрация не допускается и обусловлена отнесением апартаментов к коммерческим площадям. Бессрочная прописка считается невозможной.
  • Временная регистрация разрешена, однако процедура допустима лишь в случае, если владелец (в нашем случае — застройщик) имеет весь набор документов. В документации должны быть подтверждения наличия удобств, позволяющих проживать в апарт-квартирах в течение длительного времени.
  • Временная регистрация оформляется на срок от 1 месяца до 5 лет.

Процесс регистрации

Процедура начинается со сбора документов. Также позаботьтесь о том, чтобы помещение было переведено из нежилого фонда в жилой. Процесс предполагает проверки и сбор документации, доказывающей соответствие квартиры санитарным нормам и нормам пожарной безопасности. Владелец берет ответственность за подтверждение наличия удобств, которые обязательны в случае, когда в помещении круглосуточно находятся люди и осуществляют привычные виды деятельности — отдыхают, готовят, спят, ухаживают за детьми, работают.

Пакет документов

Потребуются следующие документы:

  • паспорта лиц, желающих прописаться в апартаментах;
  • договор о покупке помещения;
  • выписка из ЕГРН — подтверждает факт собственности на апарт-квартиру;
  • листок убытия — прекращения прописки по предыдущему адресу.

Куда обращаться

Вместе с документами отправляйтесь в отдел МВД, допустимо обращение в офис МФЦ. Если неудобно заниматься обращением лично, подайте заявку на прописку через сайт Госуслуг. В любом случае, вам придется лично явиться за свидетельством о регистрации, поскольку уполномоченные сотрудники осуществляют подробную проверку данных со сведениями, указанными в оригиналах.

Новые законы 2020

Правила регулярно меняются, это касается и непосредственно прописки в апартаментах. Новый закон 2021 года предполагает некоторые изменения, правда на практике их пока что ожидают нескоро. Например, допускается перевод апартаментов из нежилого фонда в жилой, и лишь в данном случае возможна постоянная регистрация.

Если живешь в апартаментах, а прописаться больше негде

На самом деле, регистрация в апартаментах на временной основе выгодна тем, у кого на руках постоянная прописка в этом или другом городе в другой квартире. Соответственно, рискованно не иметь прописки вообще нигде, поскольку вы лишаетесь ряда привилегий, предоставляемых государством.

Какие еще есть подводные камни

В регистрации встречаются сложности:

  • у застройщика отсутствуют документы, подтверждающие наличие элементарных удобств в помещении;
  • граждане, намеревающиеся оформить регистрацию, собирают неполный набор документов.

Поэтому избегайте рисков и внимательно относитесь к процедуре оформления регистрации.

Правовой статус может сгладить весомые недостатки апартаментов

  • Невозможность прописки. Официально апартаменты не отнесены к категории жилых помещений, поэтому в них нельзя прописаться. То есть, если приехать в Москву и, в надежде на прописку, купить апартаменты подешевле, можно сильно прогадать. Даже на временную регистрацию стоит рассчитывать только в тех объектах, которые входят в состав гостиницы или обслуживаются управляющей компанией.
  • Отсутствие инфраструктуры. Застройщики, как правило, не стараются создать удобную социальную инфраструктуру для жителей апартаментов. Не стоит рассчитывать, что рядом окажется парк, парковка или детский сад. Зато наверняка поблизости будет парочка уютных кофеен или кафе с привлекательными ценами на бизнес-ланчи. Станция метро и удобная транспортная развязка.
  • Нормы СанПиНа отсутствуют. Отсутствие лоджий и балконов – стандартный недостаток апартаментов. Кроме этого, на них не распространяются нормы СанПин. Получается, что владельцы апартаментов не защищены, например, от постройки в паре метров от окон нового здания. Требований к шумоизоляции тоже нет. Поэтому стены между соседями могут оказаться пригодными для ведения бесед и переговоров.
  • Дорогостоящее содержание. Налоги на апартаменты больше, чем в квартирах. Имущественный налог на квартиру составляет 0,1-0,3% от ее кадастровой стоимости, налог на апартаменты может достигать 2%. Кадастровая стоимость апартаментов ниже, чем у квартир. Это может нивелировать разницу в налоге, но не всегда. Проверить кадастровую стоимость понравившихся апартаментов можно заранее, чтобы примерно рассчитать расходы на их содержание. Это легко и быстро сделать в режиме онлайн в сервисе ЕГРН.Реестр.

Виды регистрации

Чтобы более четко понимать, о чем идет речь, стоит кратко обозначить, что представляет собой регистрация и какие ее виды допустимы. Процедура заключается в том, что человек в четко регламентированный срок подает заявление в ГУВМ МВД с целью официального документирования факта проживания по определенному адресу.
Регистрация может быть двух видов:

  1. Постоянная прописка. В этом случае человек регистрируется в конкретной квартире на бессрочной основе, а в его паспорте проставляется соответствующий штамп.
  2. Краткосрочная регистрация. Требуется, когда гражданин планирует проживать по тому или иному адресу временно. По итогам оформления заявителю на руки выдается соответствующий документ, в котором фиксируется оговоренный период. Максимальный срок проживания где-либо без прописки составляет 90 дней.

Важно понимать, что регистрация по месту жительства либо пребывания считается обязательной процедурой. Невыполнение норм закона грозит штрафными санкциями, да и сам человек не сможет воспользоваться рядом социальных услуг.

Вдобавок статус помещений, где возможна прописка, определен на законодательном уровне. Так постоянная регистрация допускается на следующих территориях:

  • в квартирах, расположенных в многоквартирных жилых зданиях;
  • в частных домах, возведенных на землях ИЖС.

А вот временно можно прописаться в:

  • общежитии;
  • санатории;
  • гостинице и прочих объектах, предназначенных для краткосрочного проживания.

Как можно заметить, про апартаменты нигде не сказано. Однако регистрация в таких квартирах все-таки возможна.

Можно ли заработать на покупке апартаментов

2020 год побил рекорды по спросу на апартаменты, цены на них ощутимо выросли. Например, в Москве только за октябрь 2021 года рост цен на апартаменты составил 7%. Все активно вкладывали свои сбережения в недвижимость, чтобы в дальнейшем заработать на этом.

Апартаменты, действительно, кажутся выгодным вложением и в 2021 году. Продаются они на 20-30% дешевле, чем квартиры в соседнем жилом комплексе, а сдаются по такой же цене. Арендатору не важен статус помещения. Привлекательности добавляет многообразие планировочных решений.

Эксперты отмечают, что на данный момент вкладывать деньги в апартаменты рискованно. Непонятно, какой статус им присвоят.

Необходимые документы

Самым главным этапом в процессе признания недвижимости жилой является суд. Но данная инстанция не принимает ходатайств, которые не имеют документальных подтверждений. Поэтому прежде чем составлять заявление необходимо подготовить бумаги. В список обязательных документов входят следующие:

  1. Удостоверение личности.
  2. Свидетельство о праве собственности на апартаменты или студию.
  3. План-схема помещения.
  4. План всего коммерческого объекта, где расположено помещение.

На основании этих данных суд сможет вынести обоснованное решение о возможности перевода апартаментов в иной правовой статус или отказе от удовлетворения требований.

Закон об апартаментах

Дискуссии о необходимости присвоения статуса апартаментов начались в конце прошлого года. Основные тезисы, которые звучат в контексте закона об апартаментах выглядят так:

  • запретить дальнейшее строительство апартаментов;
  • признать уже возведенные объекты жилыми;
  • строящиеся апартаменты также признать жилыми и учесть в объеме ввода жилья.

Предполагается, что для признания апартаментов жилыми будет установлен ряд критериев. Возможно, у «жилых-нежилых» помещений в гостиничных объектах, многофункциональных бизнес-центрах и у недавно возведенных зданий под апартаменты больше шансов получить новый статус, чем у помещений в старых переоборудованных зданиях.

Текст: Павлова Александра

Способы решения проблемы

Безусловно, постоянное продление временной регистрации является довольно отталкивающим явлением и многие владельцы коммерческой недвижимости, предназначенной для проживания, желают решить проблему раз и навсегда. Теоретически такая возможность существует. Перевод в жилфонд может инициировать только владелец апартаментов. Этот вопрос решается в судебном порядке. Перед тем как начать процедуру перевода коммерческой недвижимости в жилую, необходимо, чтобы помещение отвечало следующим требованиям:

  1. Имело отдельный вход.
  2. Если вход отсутствует, то должна иметься возможность для его оборудования.

Крайне важно, чтобы собственник использовал помещение в предназначенных целях, то есть проживал там сам или сдавал в аренду другим жильцам. Если жилплощадь используется под коммерческие цели, то ходатайство о переводе будет отклонено.

Рекомендации

Советы экспертов

Если потенциальные покупатели заинтересованы именно в лофте, то им рекомендуется:

  • покупать жилье в уже достроенном комплексе – так как долевое строительство в этом сегменте не защищается государством, покупка на этапе застройки будет слишком рискованной;
  • обращать внимание только на предложения со всеми удобствами – в будущем такие варианты в первую очередь получат возможность для постоянной прописки;
  • выбирать комплексы, приближенные к апарт-отелям, гостиницам – они традиционно имеют обширную инфраструктуру.

Лофт – это, интересный вариант для проживания. Особенно, если он не является единственным жильем покупателя. В таком случае регистрация не будет нужна, а низкая стоимость приобретения превратит его в ликвидное и рентабельное вложение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]