Выдел земельного участка — общедолевая собственность и размежевание в 2021 году ?


Понятие выдела земельного участка

Среди способов образования земельных участков особое место занимает выдел. Это система кадастровых и землеустроительных работ, связанных с отделением доли или долей из общего земельного участка на местности. При выделе может образовываться один или несколько новых объектов. При этом исходный участок, из которого осуществляется выдел, продолжает существовать в измененных границах.

Выдел земельного участка возможен, когда преобразуемый объект находится в общей долевой собственности. Такой правой режим регламентирован главой 16 Гражданского кодекса РФ.

Отличительная особенность долевой собственности состоит в том, что доли совладельцев известны заранее. Кроме того, они могут быть неравными, например: ½ + ¼ + ¼. Для сравнения: доли совместных собственников определяются только в момент раздела имущества. По общему правилу они равны.

Участок может стать объектом права общей долевой собственности по разным причинам: наследование, сделка, обращение взыскания на имущество должника.

Совладельцы зачастую затрудняются определить, на каком праве им принадлежит участок. По умолчанию устанавливается режим долевой собственности (ст.224 ГК РФ). Право совместного владения характерно для общенажитого имущества супругов (по умолчанию), для активов фермерского хозяйства (по согласованию).

Земельный кодекс России не ограничивает круг возможных дольщиков. Преобразуемый участок может одновременно находиться в собственности:

  • граждан;
  • иностранцев;
  • организаций;
  • государства;
  • муниципальных образований.

Льготная категория

Выделить земельный надел на бесплатной основе могут гражданам льготных категорий, список определен земельным законодательством.

К первой группе льготной категории относят:

  • Арендаторы земельного участка, право аренды, которые получили его еще во времена СССР, на котором стоит жилой дом. Этим гражданам нужно только заняться переоформлением земли в собственность бесплатно.
  • К льготникам относят и граждан, которые имеют право бессрочного или пожизненного владения землей. Они могут единожды воспользоваться правом получения земли бесплатно от государства.

Вторая группа включает граждан:

  • Ветеранов Великой Отечественной Войны или других боевых действий.
  • Военнослужащих, которые отслужили срок военной службы по контракту более 15 лет. Им могут быть выделены земли для возведения жилого дома или организации фермерского хозяйства.
  • Вышедшие на пенсию сотрудники внутренних дел, отработавшие в организации более 15 лет.
  • Сиротам выделяют наделы, которыми пользовались их родители.
  • Герои Труда и полные Кавалеры орденов Славы или других орденов, имеют право на бесплатный земельный участок.

Гражданам этих категорий земля выделяется на бесплатной основе на основании Федеральных Законом.

Преобразуемый и выделяемый земельные участки

Земельный участок – особый объект права собственности, который представляет собой часть земной поверхности с установленной границей. Его правовой режим определяется одновременно гражданским и земельным законодательством. Как и другие индивидуально-определенные вещи, участок может быть делимым или неделимым. Согласно ст. 133 Гражданского кодекса РФ неделимым признается имущество, которое не может быть разделено в натуре без изменения целевого назначения.

Земельный кодекс России уточнил эти предписания применительно к участкам. Последние признаются делимыми в случае, если могут быть разделены на части, каждая из которых образует самодостаточный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода в состав земель иной категории. Это положение обретает особое значение в отношении земель сельскохозяйственного назначения. При выделе речь идет о следующих объектах:

  • исходный участок, из которого выделяется одна или несколько частей. В результате процедуры он не перестает существовать, а лишь преобразуется. Площадь такого участка уменьшается, его границы изменяются.
  • вновь образуемый участок или участки, не существовавшие в качестве самостоятельных объектов гражданского и земельного права ранее. Они появляются в связи с выделом.

Для наглядности сравним состав исходных и образуемых объектов при выделе (ст.11.5 ЗК РФ) и разделе (ст. 11.4 ЗК РФ). В последнем случае исходный участок, выступающий территориальной базой размещения вновь образуемых участков, прекращает свое существование как самостоятельный объект права.

Сроки, на которые надел передается в пользование


Допустимые сроки аренды в отношении государственных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 Земельного Кодекса РФ. Максимальный срок при оформлении земли в пользование составляет 49 лет, минимального не установлено. Закон предусматривает разные сроки арендных договоров в отношение публичных земель для индивидуального целевого назначения и могут составлять:

  • 3-10 лет в отношении земельных участков, которые предоставляются для возведения объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для индивидуального жилищного строения в границах населенного пункта;
  • 3-5 лет для освоения территории и возведения дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Также мы рассказали о том, из-за чего может возникнуть утрата права пользования ЗУ, и как правильно составить иск на устранение препятствий в пользовании землей.

Таким образом, для получения земельного участка от государства необходимо подходить под условия, которые задает законодательство. Для подачи заявки обратитесь в администрацию с собранным пакетом документов и заявлением. В течение 30 дней её рассмотрят и вынесут решение о предоставлении земли.

Образование земельного участка путем выдела

Исключительный перечень способов создания земельных участков оговорен ст. 11.2 ЗК РФ. Среди них есть:

  • единственный первичный – выдел из неразграниченных земель, пребывающих в муниципальной или госсобственности;
  • несколько вторичных (раздел, выдел, объединение, перераспределение), предполагающих преобразование существующих участков.

Таким образом, понятие «выдел земельного участка» в зависимости от контекста может иметь разный логичный объем.

  • Создание нового объекта гражданского права из целины – ранее не использованных просторов, пребывающих в публичной собственности. Земли муниципальной и госсобственности в России до сих пор не разграничены. Участки из них не образованы, на учет в госкадастре недвижимости и ЕГРП они не поставлены. Освоение таких земель для различных целей (комплексная застройка, прокладка трубопроводов, садоводство) неминуемо сопровождается выделом участков, определением и фиксацией их правового режима в ГКН, ЕГРП.
  • Преобразование земельного участка, принадлежащего двум и более дольщикам, по правилам статьи 11.5 Земельного кодекса России либо согласно предписаниям Федерального закона №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» преобразование земельного участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ выделенного, уточнения границ исходного участков.

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения. Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Изменились условия предоставления земельных участков Нововведения устанавливают новый основной принцип, при котором сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как было до внесения изменений. Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих до­кумен­тов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная до­кумен­тация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Тем самым старая процедура предварительного согласования места расположения объекта упразднена. При этом новый порядок определения границ земельного участка теперь никак не связан с основаниями его предоставления. Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Однако законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регио­нального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка. В подготовке схемы земельного участка, помимо исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года. При этом, если границы земельного участка, который образуется в соответствии со схемой расположения участка, пересекаются с границами участка или участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения. Упразднена процедура получения участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта С 1 марта 2015 г. установлен закрытый перечень до­кумен­тов — оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются: § решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; § договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату; § договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; § договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. При этом по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий, сооружений, не допус­кается. Исключения из данного правила предусмотрены в п. 2 ст. 39.1 и п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (в частности, к исключениям относятся земельные участки, образованные в результате раздела участка, предоставленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерчес­кой организации). Следует также отметить, что новые правила не предусмат­ривают получение земли без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а основными формами предоставления публичных земель для строи­тельства являются аренда и аукцион. Теперь при проведении аукцио­на запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным ­законом. Также в соответствии с п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом. Это означает прямой запрет на включение в текст договора каких-либо «социальных» или «инвестиционных» условий, имевших место в прежней ­практике. Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок: 1) в собственность за плату (ст. 39.3 ЗК РФ). Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них; 2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ). Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом; 3) в аренду (платное временное пользование). Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов. Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки: § юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ; § юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов; § юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов; § юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения; § образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка; § образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации; § для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства; § для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; § для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса; § собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления; § образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; § гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; § при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд; § в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях; 4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ). В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц. В частности, органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприя-тиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет. Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином. Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст. 39.10 ЗК РФ; 5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности Земельный кодекс РФ в новой редакции определил особеннос­ти приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно. 1). Приобретение земельного участка на торгах (ст. 39.11—39.13 ЗК РФ). Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке. Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории. Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если учас­ток образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не преду­сматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освое­ния территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона. При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено. Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо. 2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ). Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан. Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистичес­кого Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.). 3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ). Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить до­говор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный ­участок.

Правовые последствия выдела земельного участка

Правовые последствия выдела земельного участка могут быть следующие:

  • Исходный (преобразуемый) участок изменяет свои площадь и границы, в остальном его правовой режим остается прежним.
  • Вновь созданный (выделяемый) участок учитывается в качестве самостоятельного объекта недвижимости. По умолчанию он обретает правовой режим исходного объекта: относится к той же категории и территориальной зоне, касательного него разрешены те же виды использования.
  • После выдела сервитуты и обременения продолжают действовать в том же правовом объеме и территориальных границах.
  • Дольщик, по заявлению которого выделен участок, становится его единственным собственником. Он утрачивает право долевой собственности на уменьшенный исходный участок.
  • Остальные дольщики сохраняют свои права на преобразованный участок, их доли пропорционально увеличиваются. Учитывая, что площадь объекта общей собственности уменьшилась, объективно объем прав совладельцев остается прежним, то есть в случае раздела они смогут претендовать на ту же площадь, что и ранее.

Условия предоставления

Для получения земельного надела бесплатно, нужно соблюсти несколько условий: земли должны подпадать под вид разрешенного использования, то есть под индивидуальное строительство.

Есть и еще несколько условий для получения бесплатного надела:

  1. Если у гражданина нет, и никогда не было собственного надела земли под ИЖС или ведение личного хозяйства.
  2. Должна быть постоянная регистрация на территории РФ не менее 5 лет.
  3. Если он проживает в частном доме, но не его собственник.
  4. В случае проживания в общежитиях с семьей, или норма жилой площади в квартире меньше, чем полагается на 1 члена семьи, то это условие для получения бесплатного земельного надела.
  5. Если граждане подпадают под категорию «молодая семья», или в семье всего один родитель, у которого нет в собственности земли.
  6. Молодым специалистам, которые окончили высшие учебные заведения и приехали жить и работать в сельскую местность при заключении бессрочного трудового договора с местной администрацией поселения.
  7. Те молодые специалисты, которые будут работать в бюджетных местных организациях, например, в образовательном ли медицинском направлении.

Стоит отметить, что землю под индивидуальное строительство вначале оформляют как арендный договор земли сроком до 3 лет. После окончания и ввода дома в эксплуатацию, землю можно оформить на бесплатной основе.

Порядок выдела земельного участка долевой собственности

Ст. 252 Гражданского кодекса РФ гарантирует дольщику возможность требовать выдела своей доли из общего имущества. Процедура осуществляется по инициативе одного или нескольких совладельцев участка, пребывающего в долевой собственности.

Для проведения выдела требуется согласие всех заинтересованных лиц, в том числе – арендаторов, ипотеко- и залогодержателей (ст. 11.2 ЗК РФ). Мнение лиц, в пользу которых установлен сервитут, не испрашивается.

Выдел доли земельного участка в натуре может быть результатом:

  • решения дольщиков, принятого на общем собрании по заявлению; заинтересованного лица;
  • вердикта суда.

Решением общего собрания дольщиков утверждают:

  • проект межевания земельных участков;
  • перечень собственников образуемых участков, если их несколько;
  • перерасчет долей на исходный участок.

Если участок образуется на основании решения собрания дольщиков в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, то дополнительное согласование расположения границ нового участка не требуется. В противном случае собственник выделяемой доли обращается к кадастровому инженеру. Последний на договорных основаниях готовит проект межевания участка для выдела в счет земельной доли.

Размер выделяемого участка определяется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю. С учетом особенности конфигурации земельного участка и свойств почвы итоговая площадь выделенного участка может отличаться от указанной в правоустанавливающих документах в большую или меньшую сторону. Лица, права которых ущемлены, могут запросить денежную компенсацию.

Что необходимо сделать для получения земли бесплатно

  1. Если с администрацией было согласовано месторасположение участка, то необходимо написать заявление о принятом решении по расположению надела.
  2. Заказывают кадастровый план земли.
  3. Власти оповещают соседних владельцев о предоставлении земли под строительство индивидуального дома.
  4. Написать заявление о проверке проходящих по участку коммуникаций, получить разрешение на проведение строительных работ в архитектурном отделе района. После проведения работ на плане отмечают отсутствие или наличие объектов инфраструктуры.
  5. Оформляют акт с местной администрацией о передаче выбранного участка под строительные работы.
  6. Затем опять необходим кадастровый специалист, по его сведениям участок можно будет поставить на кадастровый учет.

Отдельно поговорим о разрешении на строительство жилого дома. Без этого документа все проведенные работы будут считаться незаконными, а построенный дом снести.

Для этого в администрацию поселения представляют топографические документы на участок, где отмечены все проходящие по участку коммуникации. Власти будут самостоятельно регулировать вопрос с департаментом по недвижимости. По истечении 30 дней можно получить разрешение на строительство.

Выдел земельного участка через суд

Если дольщики не смогли достичь соглашения о способе и условиях раздела общего участка, заинтересованное лицо вправе произвести выдел земельного участка через суд на основании ст. 252 ГК РФ. По результатам рассмотрения дела суд вправе отказать истцу-дольщику, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба общему имуществу, связанному с невозможностью или неудобством его использования по целевому назначению (п. 35, 36 совместного Постановления Пленума ВС и ВАС от 01.07.96 № 6/8).

В случае отказа заинтересованное лицо стоит перед выбором: оставаться совладельцем имущества или требовать от остальных дольщиков денежной компенсации. По общему правилу замена выдела земельного участка в натуре на такую компенсацию требует инициативы правообладателя.

Однако суд вправе принять такое решение по собственной инициативе без согласия дольщика, если:

  • его доля незначительна;
  • она не может быть выделена в натуре по техническим причинам;
  • дольщик очевидно не заинтересован в использовании общего участка.

Если выдел осуществляется через суд, вердикт последнего признается правоустанавливающим документом и полноценной заменой решения общего собрания дольщиков для целей госрегистрации.

Какие виды передачи ЗУ существуют?

Согласно законодательству, существует 4 варианта предоставления земли от государства физическим и юридическим лицам:

  • продажа (могут происходить торги или без них осуществляется право преимущественного выкупа);
  • аренда (точно также через торги либо без них, если есть намерения продлить договор);
  • постоянное бессрочное пользование (со своевременной платой за использование участка либо без неё);
  • безвозмездное срочное пользование (предоставляется в том случае, если претендент имеет возможность воспользоваться подобным правом на льготной основе).

При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег.

В случае предоставления земельного участка в виде безвозмездного срочного пользования составляется ссудный договор, где претендент на землю является ссудополучателем, а государство ссудодателем.

Получить землю от государства имеют право отдельные категории граждан:

  • граждане, имеющие трех и более детей, и молодые семьи, которые ещё не пользовались правом на землю от государства;
  • Ветераны Труда РФ и Советского Союза;
  • Герои РФ и Советского Союза;
  • молодые специалисты (врачи, учителя).

Для данных категорий граждан существует особый порядок получения земли от государства на льготной основе и специальные программы.

Подробно о том, какие бывают виды пользования земельным участком, рассказано тут.

Регистрация выдела земельного участка

Заинтересованного в выделе дольщика ждет существенное облегчение при регистрации в ГКН. Для образования участка требуется только:

  • заявление о постановке на учет вновь образуемого объекта;
  • документы, необходимые для его кадастрового учета.

Государство не обязывает дольщика, осуществляющего выдел земельного участка, подавать заявление о регистрации изменений границ и площади преобразуемого объекта (ст. 24 № 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости»). Их учет осуществляется автоматически в течение трех дней со дня госрегистрации права на выделенный участок.

Порядок госрегистрации земельных участков путем выдела установлен ст. 22.2 Федерального закона №122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Правовым основанием может быть:

  • соглашение о выделе из земельных участков;
  • решение дольщиков об утверждении схемы расположения выделяемого участка на кадастровом плане территории;
  • решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности;
  • решение об изъятии участка для муниципальных и госнужд;
  • вердикт суда как самодостаточный правоустанавливающий документ.

Госрегистрация создания участка осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются:

  • правоустанавливающая документация на исходный участок (не предоставляется, если преобразуемый объект зарегистрирован в ЕГРП);
  • нотариально удостоверенные согласия правообладателей (арендаторов, ипотеко- и залогодержателей) на выдел.

Правовым основанием госрегистрации права собственности на участок, образуемый при выделе в счет земельной доли, признаются документы, подтверждающие право собственности на такую долю. К ним прилагается заверенная уполномоченным чиновником муниципалитета ксерокопия протокола общего собрания дольщиков – совладельцев сельскохозяйственный угодий, которым утверждены:

  • проект межевания земельных участков;
  • список владельцев вновь образуемых объектов;
  • их доли в общем участке.

Одновременно с регистрацией права собственности на вновь образуемые участки производится госрегистрация существующих ограничений и обременений. Если права на исходный (преобразуемый) участок в ЕГРП не зарегистрированы, то они регистрируются одновременно с выделом. Примечательно, что в реестр вносится запись как о новых (измененных), так и о старых (существовавших до выдела) границах.

Регистрация выдела нового объекта из земельного участка, который уже был зарегистрирован в ЕГРП, имеет такие последствия: регистратор по собственной инициативе (без заявления дольщиков) вносит в реестр сведения об изменении площади и долей. При этом размер долей выражается в простых дробях.

Стоимость и процесс раздела в 2021 году

Цена на рассматриваемые услуги является достаточно высокой. Влияние на нее оказывают такие факторы:

  • цена на земельные наделы в общей массе;
  • статус, которым обладает компания, проводящая геодезические работы;
  • размер стоимости на рассматриваемые работы по субъекту;
  • площадь территории;
  • статус, которым обладает населенный пункт.

В качестве примера можно привести, что земли, обладающие сельскохозяйственным назначением, оцениваются ниже, чем те, что предназначены для индивидуального строительства жилья. Также работы, проводимые в ближнем и дальнем Подмосковье, отличаются по стоимости до 10 раз.


Образец заявления о разделе ЗУ

Помимо того, что заявителем требуется оплатить работы геодезической и картографической направленности, некоторые местности устанавливают в качестве дополнительной оплаты расхода на транспорт для геодезистов относительно прибытия на участок. Допускается довезти их до места самостоятельно.

Процесс раздела начинается после того, как подготовлена необходимая документация, а также оплачены работы геодезической направленности. Перед тем, как начать межевание в реале специалистами разрабатывается схема, которая является основой для проводимых работ. После подготовки предварительного проекта геодезисты посещают надел и проводят размежевания согласно тому, что указал заказчик.

Когда процедура производится между двумя и более владельцами – изначально требуется учесть несколько нюансов:

  • все наделы имеют отдельный выход к дороге;
  • участки формируются таким образом, чтобы иметь ровную форму относительно геометрии, то есть не должно быть клиньев и прочего;
  • не должно иметь место наложение наделов, также как и пересечение и смещение границ (ОPrav _ 171,).

Когда перечисленные требования не соблюдаются – межевка не может быть проведена. Результатом проведения межевания становится то, что инженеры осуществляют геодезическую съемку, выверяют, соответствует ли надел установленным размерам, после этого начинается его раздел на доли.

Сотрудниками компании устанавливаются границы, которые будет делить самостоятельные наделы. В рамках границ действует право конкретного человека. Владелец может использовать его по своему усмотрению.


Этапы межевания ЗУ

Во время проведения работ сотрудниками геодезических компаний устанавливаются межевые знаки, заключаются они в метках, которые установлены стандартами. На первоначальном этапе они выглядят в форме временных колышков, после того как разметка завершается – для них определяют постоянное местоположение. Также проводится капитальное форматирование основных точек.

Те знаки, которые установлены, запрещается изменять произвольно до того момента, когда будет проводиться новое межевание. Метки вносятся на карту надела и обозначаются в записях учетного характера.

Границы, установленные во время проведения межевых работ, обладают юридической силой и имеют подтверждение в соответствующих записях. После того, как часть доли выделена и проведены границы – собственнику остается пройти процедуру регистрации прав на надел. Для этого нужно обратиться в отделение кадастра и картографии.

В таком случае потребуется провести документальное подтверждение межевания:

  • межевой проект;
  • акт, подтверждающий достижение согласия с соседями;
  • разрешение на производство данной процедуры остальными владельцами;
  • акт, согласно которому были установлены межевые знаки.


Акт согласования местоположения пределов ЗУ
С перечисленными бумагами требуется посетить отделение кадастра и поставить надел на учет регистрационный. После получения кадастрового паспорта придется собирать новый пакет документов:

  • акты, имеющие правоустанавливающее значение на надел;
  • кадастровые документы;
  • свидетельство установления межевых знаков.

Такие документы потребуется для регистрации прав собственника. Стоит учесть, что после того, как реализована процедура выдела, на руках у заявителя останется только акт правоустанавливающего значения на старый надел. Относительно нового участка таким документом будет акт межевания.

Внимание! Файл нельзя использовать как документ. Он служит для ознакомительных целей.

Выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Существует множество причин, по которым ведение товарного сельского хозяйства подразумевает использование земельных угодий больших площадей. К примеру, растениеводство требует севосмены, использования спецтехники, проведения мелиоративных работ. Специфика земель сельскохозяйственного назначения учитывается законодателем при урегулировании процедуры образования участков.

Выдел земельного участка из таких земель регламентирован Федеральным законом № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предписания Земельного кодекса РФ и профильного закона соотносятся как общие и специальные. В случае их противоречия надлежит применять нормы закона.

Ст. 13 Федерального закона № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» гарантирует дольщику возможность требовать выдела участка в счет его доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу ФЗ №101 для создания или расширения фермерского хозяйства. Специфика выдела сельскохозяйственных угодий должна быть соблюдена и в этом случае.

Множество юридически значимых действий с земельной долей сельскохозяйственных угодий можно провести без выдела в натуре. В их числе:

  • передача в доверительное управление;
  • внесение в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия, использующего общий участок;
  • отказ от права собственности;
  • завещание;
  • продажа/дарение другому дольщику, сельскохозяйственному предприятию или члену фермерского хозяйства, которые используют общий участок.

Чтобы реализовать другие правомочности по распоряжению земельными площадями, долю нужно выделить в натуре. Порядок действий регламентирован ст. 13 Федерального закона № 101. Установлено, что дольщики вправе выделять сельскохозяйственные угодья в счет долей в случае, если это не противоречит требованиям к образованию сельскохозяйственных угодий, оговоренных профильным Законом №101.

Ключевая особенность процедуры заключается в необходимости учета состояния почв (правила утверждаются субъектом РФ). Для реализации этих целей допускается выдел участка большей или меньшей площади, чем предполагается правоустанавливающей документацией. При этом заинтересованные лица вправе претендовать на доплату.

Выдел долей из сельскохозяйственных земель, пребывающих в муниципальной собственности, происходит согласно правилам, действующим для частных земель.

Согласно Земельному кодексу России в первую очередь выделяются неиспользуемые земли худшего качества.

В отношении сельскохозяйственных земель действует специфическое правило о госрегистрации прав через Россреестр или МФЦ. Если исходный участок находится в собственности пяти граждан и более, процедура может осуществляться по заявлению уполномоченного дольщиками лица.

Его права подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной чиновником муниципалитета (п. 2.1 ст. 22.2 Федерального закона № 122).

Автор статьи

Особенности для выделения земель с/х значения

Рассматриваемая процедура имеет свои особенности по отношению к землям, отведенным для сельского хозяйства. Это связано, что наделы, относящиеся к этой категории, располагаются одним массивом, среди которых есть и поля и луга, и пастбища.

Процедура приватизации небольшого надела может вызвать затруднения у субъекта, который выполняет хозяйствующую деятельность. В связи с этим процесс выдела реализуется местными властями достаточно неохотно. Муниципалитет предпочтительные заключает арендные договоры.


Постановка на учет участка из состава земель с/х назначения

В большем количестве случае муниципалитетом принимается решение по выделу, продува и взвесив все нюансы. Получить право на выдел будет проще, если изначально в отношении участка оформить арендный договор. Это значит, что индивидуальными предпринимателями в определенный момент может быть инициирована процедура выдела из таких земель. После этого земля оформляется в собственности ИП.

В такой ситуации выдел производится согласно рассмотренному алгоритму, что установлен для кооперативов дачников, но потребуется получить разрешение от администрации муниципалитета. Установлен запрет относительно выдела наделов из земель, относящихся:

  • к зонам, находящимся под особой охраной;
  • заповедные зоны;
  • лесной и водный фонд;
  • плодородные почвы.

Остальные участки выделяются на усмотрение администрации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]