История
Утилизационный сбор ввели в 2012 году одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили.
Изначально его платили только импортёры. С 2014 года начали выплачивать и автоконцерны (для локализованных автоконцернов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, при условии подписанного контракта с Минпромторгом). Сейчас даже покупатели платят утилизационный сбор (если за их автомобиль этот сбор ещё не вносили).
Сумма утильсбора увеличивалась уже несколько раз. Базовая ставка для легковых машин — 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов — 15 000 рублей. При повышении сбора меняются коэффициенты, на которые умножается базовая ставка в зависимости от объёма двигателя и возраста транспортного средства.
Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?
Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:
- Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
- ПТС на машину, по которой производятся платежи.
- Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
- Договор купли-продажи на ТС.
- Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
- Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.
ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.
Нюансы
Есть несколько ситуаций, когда утильсбор платить не нужно:
- автомобиль как личное имущество ввезли в Россию вынужденные переселенцы или участники по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа;
- автомобиль принадлежит консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям, сотрудникам таких организаций или членам их семей;
- с года выпуска автомобиля прошло 30 и более лет;
- с даты выпуска автомобиля прошло менее трёх лет.
Что делать, если сбор выплачен в большем размере?
В этом случае оставляется заявление о возврате средств. Направляется оно в тот орган, где был уплачен УС. Кроме документа, нужно предоставить следующие бумаги:
- Платежные документы, свидетельствующие о выплате УС.
- Подтверждение того, что сбор был выплачен в избыточном размере (к примеру, разница между проведенным расчетом и суммой, указанной в платежном поручении).
- Заявление рассматривается в течение месяца. После этого принимается решение. Если уполномоченный орган отказывает в возврате, отказ должен быть аргументирован.
ВНИМАНИЕ! Обратиться с требованием вернуть средства по излишне уплаченному УС можно в течение трех лет с момента совершения платежа. Однако делать это лучшее быстрее, так как средства не индексируются. То есть через три года они будут выданы в том же объеме, в каком были уплачены. Очень вероятно, что большую сумму денег «съест» инфляция.
Большинство ЮЛ и ФЛ не сталкиваются с необходимостью уплаты УС. Однако если она возникла, нужно разобраться в порядке перечисления средств. Существует много нюансов. При одних обстоятельствах средства перечисляются в один уполномоченный орган, в других – в другой. После совершения выплат нужно обязательно сохранить платежный документ. Он подтвердит факт и размер платежа, если это потребуется.
Критика
В 2021 году Счётная палата раскритиковала утильсбор. По мнению ведомства, он не выполняет той функции, ради которой был введён, и не в состоянии обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта.
«Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной при его установлении», — указали аудиторы.
О чем говорит информация о сборе в ПТС?
Утилизационный сбор (УС) – это особый вид акциза, необходимость внесения которого отражена в Законе «Об отходах производства и потребления» №89 (пункт 1, статья 24-1).
Он представлен в виде единоразового платежа, нацеленного на гарантированную переработку автомобиля после разрушения.
Это значит, что тем самым государство заботится об окружающей среде, обязывая завод-изготовитель или покупателя заранее оплатить будущие работы по утилизации ТС.
ВНИМАНИЕ! В паспорте транспортного средства в поле «Особые отметки» должна стоять запись в которой написано об оплате данного сбора.
Однако отсутствие данной информации не всегда может являться поводом для беспокойства. Причин неуплаты сбора может быть несколько:
- Паспорт на российский либо импортный автомобиль был выдан до 1 сентября 2012 года. Необходимость уплаты данного платежа при покупке и владении таким транспортным средством отпадает.
- Авто ввозится на территорию РФ из-за границы силами покупателя. На него же и ложиться ответственность за оплату сбора.
Есть еще одна причина, встречающаяся не так часто. Предыдущий владелец каким-либо образом смог обойти необходимость уплаты сбора. В свою очередь данная ответственность ложиться на покупателя, так как информацию о наличии долга по сбору будут проверять при постановке на учет.
Еще можно столкнуться с такой ситуацией, когда выдан новый ПТС взамен утилизированного. Это делается тогда, когда записей в старом паспорте уже очень много и новые просто не помещаются.
О
В ПТС, выпущенных с 1 сентября 2012 по 31 декабря 2013, можно встретить о с номером соответствующем реестре, которые не нуждаются в расшифровке. Данная запись гласит о том, что изготовитель берет на себя ответственность по переработке данного автомобиля, а соответственно, покупатель уже не должен вносить данный платеж отдельно.
В данной ситуации необходимо проверить, включен ли данный производительно в реестр компаний, участвующих в утилизации. Если компания, принявшая на себя ответственность, более не состоит в данном списке, владельцу автомобиля следует иметь в виду, что при постановке ТС на учет в ГИБДД возникнут проблемы.
Как выглядит отметка в ПТС можно увидеть на фото:
Итоги
Как мы видим, с момента введения сбора за утилизацию автотранспорта данный ситуация с ним волнует покупателей не меньше, чем в момент его принятия. Как правило, вопросы начинаю возникать при покупке подержанных транспортных средств либо при их импорте собственными силами.
В связи с необходимость уплаты данного акциза, единицы автотехники сильно прибавили в цене, что не могло сказаться на покупательской способности населения. Так или иначе данный сбор является обязательным к уплате, а откладывание решения данного вопроса только увеличивает размер итоговой суммы.
Кто проставляет отметку
В документах, ввозимых в Россию транспортных средств и самоходных машин пометку об оплате или освобождении гражданина от оплаты проставляет уполномоченный сотрудник таможенных органов. Заверяется отметка личной печатью должностного лица, проставляется в пункте «Особые отметки».
Как может выглядит запись:
- «Утилизационный сбор уплачен. ТПО «___» (указывается номер таможенного приходного ордера, отражающего исчисление).
- «Утилизационный сбор не уплачивается» (указывается на основании какого пункта части статьи 24.1 ФЗ № 89 не уплачивается).
Завод изготовитель транспорта на территории Российской Федерации оплачивает пошлину и сдаёт необходимые документы, подтверждающие факт оплаты, вместе с паспортом технического средства или самоходных машин в налоговую службу по месту нахождения производителя. В таком случае отметку проставляет налоговая инспекция.
Крупные производители в России, выпускающие колёсные ТС, самоходные машины и прицепы к ним, могут самостоятельно проставить отметку, если они включены в реестр.
Физические лица и организации, которые не вносили оплату сдают документы (ПТС или ПСМ) в налоговую по месту нахождения или жительства.
Когда ПТС был утерян, похищен или пришёл в негодность, выдаётся дубликат документа. В таком случае пометку в дубликате проставляют сотрудники ГИБДД. Если это самоходная машина – орган Гостехнадзора.
Возможно ли вернуть обратно в случае ошибки?
Говорить о восстановлении утилизационного сбора можно только в тех случаях, когда данный платеж был совершен в связи с ошибкой, например, в случае повторной оплаты. Конечно такие ситуации являются редкостью, однако и о них следует рассказать.
Для получения денежных средств необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы, получившие сбор, а именно:
- Таможенная служба – в случаях с импортированными ТС.
- Налоговая инспекция – для российских автомобилей.
ВАЖНО! Гражданину РФ дается 3 года для обращения за ошибочно уплаченным УС.
При себе владелец авто должен иметь паспорт гражданина РФ, ПТС на транспортное средство, документ с доказательством оплаты УС прежним владельцем и квитанцию. Не лишним будет подготовка копий данных документов заранее. Бланк на возврат денежных средств вы можете получить и заполнить уже на месте. Ответа по вашему заявлению следует ждать в течение месяца.
Как доказать факт освобождения от уплаты
Лицо, освобожденное от уплаты утилизационного сбора, должно доказать этот факт. Для этого гражданин должен документально подтвердить то, что он является беженцем, участником программы по возвращению, сотрудником посольства и т. д. Если речь идет о переселенце, то подобную льготу получает только сам гражданин (на членов его семьи данная возможность не распространяется).
Если владелец ТС был освобожден от уплаты сбора, но затем продал авто, то новый собственник должен будет уплатить взнос в полном объеме. Льготы распространяются не на транспортное средство, а на его владельца.
Возврат утильсбора
Ошибочно (излишне) уплаченный УС может быть возвращен или учтен в качестве авансовых платежей на основании п.25 Постановления Правительства РФ №1291.
Для возврата средств в адрес таможенных органов должно быть подано заявление, бланк которого утвержден в Приложении №4 к указанному постановлению.
В расхожих случаях ввоза легковушек частными лицами утилизационный сбор составляет незначительную величину в общей стоимости авто: 3400 – 5200 рублей. В случаях специальной техники этот же параметр может составить уже семизначную цифру, и превысить изначальную цену ТС.
Проблема может заключаться и в ошибочном начислении УС, который необходимо вернуть. Сделать это можно самостоятельно, но в особо сложных случаях лучше обратиться к автоюристу. Первую онлайн-консультацию можно получить бесплатно. Для этого достаточно описать проблему через форму ниже, и дождаться ответа от адвоката.
Полный перечень базовых ставок утилизационного сбора 2021 в рублях
Виды и категории транспортных средств | Сумма утилизационного сбора в рублях РФ | |
До 3-х лет с даты выпуска | Старше 3-х лет с даты выпуска | |
Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т.ч на электромобиль): | ||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 32600 | 122000 |
с рабочим объемом двигателя: | ||
не более 1000 куб. сантиметров | 48200 | 123000 |
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров | 178400 | 313800 |
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров | 281600 | 480200 |
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров | 259600 | 570000 |
свыше 3500 куб. сантиметров | 445000 | 700200 |
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя | 3400 | 5200 |
Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал) | ||
полной массой не более 2,5 тонны | 178500 | 189000 |
полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 300000 | 432000 |
полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | 300000 | 456000 |
полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | 313500 | 786000 |
полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | 438000 | 1192500 |
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 496500 | 1735500 |
Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 850500 | 3469500 |
Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 418500 | 1735500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 507000 | 1735500 |
Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 1002000 | 2035500 |
Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 1002000 | 2035500 |
Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 945000 | 2035500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 825500 | 2035500 |
Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории “С”) | ||
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси) | 285000 | 1725000 |
автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси) | 853500 | 2242500 |
Утилизационный сбор на автобусы (категории D) | ||
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров | 214500 | 217500 |
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 171000 | 172500 |
с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров | 342000 | 517500 |
с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров | 591000 | 759000 |
с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров | 990000 | 1558500 |
Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы) | ||
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн | 3360000 | 7668000 |
полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн | 6195000 | 7920000 |
полной массой свыше 350 тонн | 9165000 | 9900000 |
Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны | 300000 | 468000 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | 300000 | 456000 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | 313500 | 786000 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | 438000 | 1192500 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 496500 | 1735500 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 1002000 | 2035500 |
шасси автобусов полной массой не более 5 тонн | 456000 | 759000 |
шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн | 570000 | 897000 |
Утилизационный сбор на грейдеры и планировщики | ||
мощность силовой установки менее 100 л.с | 552000 | 1466250 |
мощность силовой установки не менее 100 л.с и менее 140 л.с | 724500 | 1897500 |
мощность силовой установки не менее 140 л.с и менее 200 л.с | 1035000 | 2794500 |
мощность силовой установки не менее 200 л.с | 1380000 | 4088250 |
Утилизационный сбор на бульдозеры | ||
мощность силовой установки менее 100 л.с | 690000 | 2070000 |
мощность силовой установки менее 100 л.с и менее 200 л.с | 1207500 | 6037500 |
мощность силовой установки менее 200 л.с и менее 300 л.с | 1449000 | 9487500 |
мощность силовой установки менее 300 л.с и менее 400 л.с | 1725000 | 12075000 |
мощность силовой установки не менее 400 л.с | 2587500 | 17250000 |
Утилизационный сбор на экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры | ||
мощность силовой установки менее 170 л.с | 690000 | 2932500 |
мощность силовой установки менее 170 л.с и не менее 250 л.с | 1035000 | 4312500 |
мощность силовой установки не менее 250 л.с | 1380000 | 6986250 |
Утилизационный сбор на перегружатели колесные | ||
мощность силовой установки менее 100 л.с. | 431250 | 13213500 |
мощность силовой установки не менее 100 л.с. и не более 125 л.с. | 569250 | 21614250 |
мощность силовой установки не менее 125 л.с. и не более 150 л.с. | 690000 | 21614250 |
мощность силовой установки более 150 л.с | 759000 | 27755250 |
Утилизационный сбор на машины трамбовочные и катки дорожные | ||
мощность силовой установки менее 40 л.с | 120750 | 552000 |
мощность силовой установки не менее 40 л.с и менее 80 л.с | 293250 | 1259250 |
мощность силовой установки не менее 80 л.с | 379500 | 1673250 |
Утилизационный сбор на погрузчики фронтальные и вилочные | ||
мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с. | 172500 | 1035000 |
мощность силовой установки не менее 50 л.с и менее 100 л.с | 345000 | 1725000 |
мощность силовой установки не менее 100 л.с и менее 200 л.с | 690000 | 2932500 |
мощность силовой установки не менее 200 л.с и менее 250 л.с | 776250 | 3450000 |
мощность силовой установки не менее 250 л.с и менее 300 л.с | 862500 | 5175000 |
мощность силовой установки не менее 300 л.с и менее 400 л.с | 1207500 | 6037500 |
мощность силовой установки не менее 400 л.с | 2501250 | 12075000 |
Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств | ||
мощность силовой установки менее 170 л.с | 1983750 | 7641750 |
мощность силовой установки не менее 170 л.с и менее 250 л.с | 3915750 | 16473750 |
мощность силовой установки не менее 250 л.с | 5226750 | 41072250 |
Утилизационный сбор на краны-трубоукладчики | ||
мощность силовой установки менее 130 л.с | 1725000 | 5175000 |
мощность силовой установки не менее 130 л.с и менее 200 л.с | 2760000 | 8625000 |
мощность силовой установки не менее 200 л.с и менее 300 л.с | 3622500 | 12075000 |
мощность силовой установки не менее 300 л.с | 4312500 | 17250000 |
Утилизационный сбор на прицепы не для дорог общего пользования | ||
прицепы грузоподъемностью более 10 тонн | 172500 | 1207500 |
полуприцепы грузоподъемностью более 10 тонн | 172500 | 1207500 |
Утилизационный сбор на прицепы и полуприцепы | ||
Полные прицепы | 96000 | 1207500 |
Полуприцепы | 96000 | 1207500 |
Прицепы с центральной осью | 96000 | 1207500 |
Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств | ||
мощностью силовой установки менее 100 л.с. | 483000 | 1880250 |
мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с. | 707250 | 2846250 |
мощностью силовой установки более 220 л.с. | 810750 | 3329250 |
Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства | ||
мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с. | 1380000 | 8625000 |
мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с. | 2501250 | 10350000 |
мощностью силовой установки более 300л.с. | 3105000 | 12075000 |
Утилизационный сбор на транспортные средства типа “форвардер” | ||
мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с. | 1380000 | 8625000 |
мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с. | 2501250 | 10350000 |
мощностью силовой установки более 300л.с. | 3105000 | 12075000 |
Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства | ||
мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с. | 1380000 | 1725000 |
мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с. | 2501250 | 7762500 |
мощностью силовой установки более 300л.с. | 3105000 | 10350000 |
Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы | ||
с объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров | 69000 | 120750 |
с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров | 120750 | 224250 |
Утилизационный сбор на снегоходы | ||
С объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров | 69000 | 120750 |
с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров | 120750 | 224250 |
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные | ||
Мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с. | 69000 | 310500 |
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с. | 86250 | 379500 |
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с. | 120750 | 517500 |
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с. | 258750 | 1207500 |
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с. | 431250 | 1725000 |
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с. | 517500 | 2587500 |
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с. | 655500 | 3450000 |
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с. | 862500 | 3795000 |
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с. | 1155750 | 4312500 |
Мощностью силовой установки более 380 л.с. | 1552500 | 6900000 |
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные | ||
Мощностью силовой установки не более 100 л.с. | 258750 | 1207500 |
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с. | 431250 | 1725000 |
Мощностью силовой установки более 200 л.с. | 1552500 | 4830000 |
Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные | ||
Мощностью силовой установки более 25 л.с не более 160 л.с. | 414000 | 1518000 |
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с. | 621000 | 2277000 |
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с. | 948750 | 3036000 |
Мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с. | 1121250 | 3795000 |
Мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с. | 1466250 | 5161200 |
Мощностью силовой установки более 400 л.с. | 2070000 | 7841850 |
Утилизационный сбор на комбайны силоуборочные самоходные | ||
Мощностью силовой установки не более 295 л.с. | 862500 | 2201100 |
Мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с. | 1587000 | 4554000 |
Мощностью силовой установки более 401 л.с. | 2484000 | 9108000 |
Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные | ||
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с.и не более 120 л.с. | 345000 | 1725000 |
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с. | 1380000 | 5175000 |
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с. | 2760000 | 6900000 |
Косилки самоходные | 690000 | 2528850 |
Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья | ||
мощность силовой установки менее 650 л.с. | 3864000 | 8818200 |
мощность силовой установки не не менее 650 л.с. и менее 1750 л.с. | 7124250 | 9108000 |
мощность силовой установки не менее 1750 л.с. | 10539750 | 11385000 |
Как он влияет на цены
Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты
(мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то –
на 145%
(более 3,5 литров).
Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2021 года.
Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.
Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.
Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2021 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.
Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки»
в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).
То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов
(без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).
Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:
Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».
Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей
, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.
Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:
Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.
Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.
Однако в 2021 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.
В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.
Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.
Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!
Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.
А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества.
Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.
В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники
на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.
При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:
До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.
Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.
Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2021 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.
Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.
Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны
, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но
с другой
– сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.
Порядок оплаты
Разобравшись, что значит отметка утилизационный сбор на ПТС, кто его платит и почему, следует знать и процедуру оплаты. Правила уплаты в пункте 6 определяют, что оплата производится в российских рублях лично собственником, путём направления денежных средств на соответствующий код бюджетной классификации отдельным платёжным поручением. Деньги поступают на счёт Федерального казначейства.
Обнаружить информацию о счетах для уплаты налога можно в сети интернет на официальном сайте Федеральной Таможенной Службы или Федеральной Налоговой Службы.
Важно обращать внимание, чтобы обязательно были заполнены такие поля:
- (104) – код бюджетной классификации (КБК), в соответствии с системой бюджетной классификации России.
- (107) – код органа, осуществляющего администрирование поступающих платежей, состоящий из 8 знаков.
Невозможно зачесть этот вид госпошлины в иные платежи.
Согласно пункту 8 Правил уплаты, плательщик обязан предоставить пакет документов в орган таможенной службы, в котором декларируется транспорт либо в орган по месту жительства, для подтверждения правильного расчёта налога:
- Расчёт суммы пошлины по установленной форме (приложение 1 к правилам), который заполнен и подписан лично плательщиком.
- Копии экспертиз.
- Копия свидетельства о том, что конструкция безопасна.
- Копии документов сопровождения товара (если имеются).
- Копию документа одобрения типа ТС.
- Платёжный документ, подтверждающий оплату.
Всегда сохраняйте копии предоставленных документов, заявлений, чеков и платёжных поручений в течение трёх лет.