Главным отраслевым событием осени можно считать принятие 29.09.2019 Федерального закона № 325-ФЗ, внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы. О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.
Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты
Статья 78 НК РФ о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа подверглась изменениям. Итак, с 01.10.2020 вступают в силу следующие поправки.
Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.
Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.
Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп. «б» п. 22 ст. 1 закона). Это новшество упростит процедуру зачета, правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета п. 22 ст. 1 закона).
Перечисленные позитивные новшества повлекли за собой ужесточение требований к возврату налога. Он будет возможен, если отсутствует недоимка по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На сегодняшний день достаточно отсутствия недоимки по налогу того же вида (пп. «е» п. 22 ст. 1 закона). Таким образом, с принятием поправки вернуть из бюджета переплату станет еще сложнее.
Кроме того, с 29.10.2019 заработало новое положение о сроке принятия решения о зачете или возврате переплаты при проведении камеральной проверки. Этот срок будет зависеть:
- от срока окончания проверки;
- от вступления в силу решения по ней.
Этот срок будет отсчитываться:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения (пп. «и» п. 22 ст. 1 закона).
ФЗ от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Подпункты «а», «б», «ж», «е», «и» п. 22, ст. 1
Как подавать документы на получение имущественного вычета?
Подавать документы на право использования имущественного вычета можно одним из способов:
- Лично. Для этого необходимо найти время и посетить ИФНС по месту своей регистрации. Недостатком такого способа является трата личного времени и необходимость отвечать на возможные вопросы налогового инспектора.
- По почте. Документы лучше отправлять ценным письмом с описью вложения. Недостатком такого способа является то, что если с документами непорядок, то об этом можно будет узнать только спустя 3 месяца, отведенные для проведения камеральной проверки.
- Через личный кабинет налогоплательщика, заполнив предложенную форму декларации в онлайн-режиме. Сканы подтверждающих траты на квартиру документов также необходимо приложить к декларации. Преимуществом такого способа является то, что налогоплательщик сможет отслеживать статус проверки декларации и движение поданного заявления о возмещении налога.
Подробнее о заполнении декларации 3-НДФЛ онлайн читайте в статье «Каким образом можно сдать декларацию 3-НДФЛ в налоговую».
Переплата: как вернуть или зачесть
Как для зачета, так и для возврата налога необходимо обратиться в ИФНС с заявлением. Если причиной переплаты стала ошибка в декларации, то сначала нужно представить уточненную декларацию с исправленной ошибкой. Только после этого можно подать заявление на возврат или зачет переплаты.
Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ.
Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п. 8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки. О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ.
Срок возврата переплаты – один месяц со дня получения заявления, причем даже в случае проведения сверки расчетов. Если переплата выявлена по уточненным декларациям – месяц после окончания «камералки» – п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949.
Нарушение срока возврата переплаты грозит ИФНС оплатой процентов – п. 10 ст. 78 НК РФ. Что касается несвоевременно произведенного зачета, то на сумму зачета проценты не начисляются. Единственное, что остается, – обжаловать бездействие инспекции.
Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.
Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС РФ от 21.12.2017 № ГД-3-8/[email protected]). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 № Ф07-6490/2017).
В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.
Как выявляется излишняя уплата?
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2021 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ — пример».
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
- переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
- решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
- решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
- суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
- суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
- отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
- недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
- факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);
От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.
НДФЛ можно зачесть в счет будущих платежей, но исключительно по другим видам налогов
Минфин высказался по поводу возможности зачета ошибочно перечисленной суммы по реквизитам для НДФЛ в счет погашения долга по УСН-налогу.
Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.
Письмо Минфина РФ от 28.08.2019 № 03-02-07/1/66024
Примечание редакции:
Таким образом, сумму переплаты по НДФЛ можно зачесть в счет уплаты других федеральных налогов. К коим относятся в том числе НДС, налог на прибыль. Этот же вывод следует и из письма ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected], в котором говорится, что зачет НДФЛ осуществим:
- в счет погашения задолженности – по налогам соответствующего вида (федеральным);
- в счет будущих платежей – по иным налогам.
Резюме: вернуть или зачесть НДФЛ сложно, но возможно. Сначала нужно определить, как возникла переплата, от этого будут зависеть дальнейшие действия. Если она образовалась из-за излишней уплаты, например, в результате ошибки в платежке, можно или вернуть ее из бюджета, или зачесть в счет недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам. Для этого необходимо подать в инспекцию заявление о возврате или о зачете. Возврат осуществляется в следующих случаях:
- если налог удержан, перечислен и для его возврата собственных средств компании не хватает.
- налог удержан правильно, но перечислен в бюджет в большем размере.
Зачет можно осуществить в счет:
- недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам;
- задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.
Невозможность зачета излишне уплаченного НДФЛ в счет будущих платежей объясняется тем, что оплата этого налога должна происходить исключительно за счет средств физлиц, а не компании, как налогового агента (пп. 1, 14 ст. 78, п. 9 ст. 226 НК РФ). С 01.01.2020 из данного правила действует исключение в ситуации, когда налог доначислен (взыскан) по итогам налоговой проверки, если НДФЛ неправомерно не удержан (удержан не полностью) (пп. «в» п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Так что, со следующего года, доначисленный НДФЛ можно будет уплатить за счет собственных средств. Это даст возможность уменьшить размер пеней.
Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.
Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет.
Какое основное правило возврата содержит п. 6 ст. 78 НК РФ?
Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.
Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).
Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).
Акт сверки не обязывает налоговый орган возвращать переплату
Индивидуальный предприниматель 15.03.2018 обратился в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2013 год. Переплата обнаружилась по результатам сдачи уточненной декларации 14.08.2017 и последующей сверки расчетов с налоговым органом. Ссылаясь на пропуск трехлетнего срока подачи заявления с момента уплаты налога, ИФНС отказала в возврате.
Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года.
Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил. Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2019 № Ф06-45362/2019
Справка о состоянии расчетов с бюджетом – недостаточное доказательство переплаты
ИФНС отказала компании в возврате переплаты по налогам. Суды эту позицию поддержали по следующим причинам:
- заявитель не представил документы, подтверждающие наличие переплаты;
- не определены налоговые периоды, за которые образовалась спорная переплата по налогам.
Суд указал, что право на возврат непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:
- платежными поручениями налогоплательщика;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями) ИФНС;
- информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.
Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2019 № 309-КГ18-25158
Итоги
Физлица, уплачивающие НДФЛ, при приобретении квартиры могут воспользоваться правом на возврат уплаченного ранее налога либо льготами по освобождению от удержания 13% с доходов, полученных по месту работы. Для того чтобы воспользоваться таким правом, необходимо собрать полный пакет документов и подать в свою ИФНС.
Максимальный размер имущественного вычета, предоставляемого 1 раз на всю жизнь, составляет 260 тыс. руб., а воспользоваться своим правом на него можно сколько угодно раз до полного исчерпания лимита. Это касается объектов жилой недвижимости, приобретенных с 2014 года, либо случаев, когда объект был приобретен раньше, но налогоплательщиком вообще не было использовано право на такой вычет.
Срок ожидания возмещения НДФЛ при покупке квартиры составляет не более 4 месяцев, причем сумма налога, заявленная как подлежащая возмещению в виде выплаты на счет налогоплательщика, будет перечислена ему сразу же, а получение вычета у работодателя получится более длительным.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/[email protected]
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Реорганизация срок возврата переплаты не увеличивает
ООО «Завод химического машиностроения» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС об отказе в зачете переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 3,6 млн и об обязании зачесть указанную переплату по налогу на прибыль в счет уплаты текущих платежей. Первая инстанция налогоплательщика поддержала. Апелляция и суд округа решение отменили. Верховный Суд оснований для пересмотра вердикта коллег не нашел.
Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.
Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.
Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.
Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2019 № 309-ЭС19-11479
Переплата не возникает, если она оплачена через проблемный банк
ВС РФ отказался пересматривать спор, в котором компания требовала вернуть переплату по НДФЛ.
Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка. Второй платеж был успешно зачислен в бюджет.
Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.
Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.
Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно.
Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2019 № 305-КГ18-24960
Примечание редакции:
Поскольку в такой ситуации ни вернуть, ни зачесть переплату не получится, единственный способ вернуть деньги – обратиться в проблемный банк с заявлением о возврате пропавших сумм и в случае отказа подать в суд.
Момент предоставления отчетности не является отправной точкой для отсчета срока возврата налога
ИФНС не стала возвращать ООО излишне перечисленный НДФЛ из-за истечения срока подачи заявления для возврата налога.
По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств.
Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы. Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ.
Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2019 № Ф07-17595/2018
Как составить заявление на зачет (возврат)?
Заявления на зачет и возврат имеют утвержденные формы. С 09.01.2019 используются бланки, утвержденные приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/[email protected]
Формы заявлений о возврате и зачете налогов (сборов, взносов штрафов, пеней) вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Образец заполнения заявления на возврат ищите здесь.
Практические рекомендации экспертов по подготовке заявления на зачет налога вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Способов подачи заявления несколько (пп. 4 и 6 ст. 78 НК РФ):
- на бумаге;
- по ТКС;
- через личный кабинет, зарегистрированный на сайте ФНС.
Формат для электронных заявлений утв. приказом ФНС России от 18.03.2019 № ММВ-7-8/[email protected]
Результаты проверки отсчета трехлетнего срока на возврат переплаты не меняют
Выездная налоговая проверка в отношении АО «Хлебозавод» в августе 2014 года выявила переплату по НДФЛ в размере 2 млн рублей. Отразив этот факт в акте, инспекторы указали на конкретные платежные поручения за январь 2012 года. Кроме того, компании было предложено обратиться за возвратом средств. Причем формулировка возврата квалифицировалась не как налог, а как сумма, не являющаяся НДФЛ и ошибочно перечисленная в бюджет. Решение о проверке, вынесенное 30.09.2014, по поводу, не связанному с возвратом налога, организация оспорила в суде (23.03.2016), но проиграла. И только после этого, уже 01.04.2016, общество обратилось в ИФНС с заявлением о возврате 2 млн рублей переплаты по НДФЛ.
Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога.
Оспорить отказ обществу не удалось. Дело в том, что срок для обращения в суд истек. Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.
Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2019 № Ф10-2476/2019
Молчание инспекции о переплате на трехлетний срок ее возврата не влияет
Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом от 06.12.2017 у предпринимателя появилась переплата по налогу в сумме 434 тыс. рублей. Решениями налогового органа от 15.12.2017 ИП в возврате налогов отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня их уплаты, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ.
Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс. рублей.
Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет.
Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует. Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога.
Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.
Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1659
Как долго проходит проверка по вычету?
Давайте вначале разберемся с термином «камеральная налоговая проверка». Он означает проверку следования законам РФ о налогах и сборах на почве декларации по налогам и документации, направленной заявителем в ИФНС, бумаг, которыми обладает само налоговое учреждение.
Неважен способ подачи документации: при помощи онлайн ресурсов либо самостоятельная подача их для предоставления вычета на лекарства или лечебные мероприятия, или же с целью получения вычета по имуществу – время, отводимое на проверку, сохраняется единым.
Подать документы можно самостоятельно, через интернет или работодателя
Обратите внимание! Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ производится компетентными сотрудниками ИФНС, которые следуют своим обязанностям по работе. Вынесения особого вердикта со стороны главы налогового учреждение не требуется.
Обозначим, как долго идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ относительно налогового вычета. На основании второго пункта статьи 88 Налогового кодекса нашей страны время, отводимое на анализ предоставленной документации, состоит из трех месяцев с даты отправки гражданином декларации.
Когда документ направляется с помощью обычной почты, мероприятия по анализу тоже длятся три месяца и стартуют с даты получения письма, а не с того дня, когда человек отправил официальные бумаги (Письмо Министерства финансов РФ от 19 июня 12-го года номер 03-02-08/52).
Выдержка из статьи 88 НК РФ
Обратите внимание! Если в ходе проверки обнаруживаются недочеты в представленной декларации, либо выявляются несоответствия между данными, прописанными в документации, отправителя уведомляют о проблемах и требуют внести пояснения либо исправить ошибки и несоответствия. Разумеется, вследствие этого сроки проверки и возврата увеличиваются.
Переплату страховых взносов в ПФР вернуть можно, если ИП оплатил их за себя
Индивидуальному предпринимателю удалось оспорить отказ пенсионного фонда в возврате переплаты по страховым взносам в ПФР за 2014, 2015 годы в сумме 59 тыс. рублей.
Довод фонда, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится, если сведения о взносах уже отражены в данных персучета и разнесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, суд отклонил. Причина в том, что исходя из положений п. 6.1 ст. 78 НК РФ, а также положений Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об персучете», ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных относительно физических лиц, являющихся работниками предпринимателя. В рассматриваемой ситуации речь шла о взносах, оплачиваемых предпринимателем за себя лично. Поэтому ограничение в данном случае не действует.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.03.2019 № Ф09-9193/18
Когда ИФНС платит проценты за задержку и как их рассчитывают?
Если ИФНС нарушит срок возврата, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ (1 месяц), то у налогоплательщика появляется право на получение процентов за каждый календарный день задержки платежа (п. 10 ст. 78 НК РФ), включая день фактического получения возврата. Это правило применимо и к возврату излишне удержанного НДФЛ (письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/[email protected]).
Сумма процентов рассчитывается с дня, следующего за сроком возврата налога, по день фактического поступления средств на расчетный счет.
Их сумма рассчитывается по величине ставки рефинансирования ЦБ РФ (которая с 2021 года приравнена с ключевой ставке), соответствующей дням нарушения, исходя из того, что протяженность года считается равной 365 дням (или 366, если год високосный).
Формула для расчета процентов за задержку возврата налога следующая:
Трехлетний срок не пропущен, если причина задержки – урегулирование разногласий с контрагентами
Обществу удалось оспорить отказ ИФНС в зачете (возврате) суммы налога и обязать вернуть переплату по налогу на прибыль за 2013 год.
В декабре 2021 года и в марте 2021 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2021 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.
Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.
Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:
- урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке;
- получения возмещения убытков;
- возврата госпошлины;
- увеличения заявленных ранее расходов за услуги сторонних организаций.
Эти обстоятельства стали известны обществу уже после подачи первоначальной декларации и уплаты налогов, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена ИФНС по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации. Поэтому общество действительно узнало о переплате лишь в декабре 2016-го и марте 2021 года, следовательно, трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке обществом пропущен не был.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2019 № Ф10-6024/2018
О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов
Налогоплательщик имеет право на своевременный зачёт или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачёт излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.
В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?
Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога отведены статьи 78 и 79 НК РФ соответственно. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных проводится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признаваемой впоследствии отсутствующей.
Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?
Способ исполнения обязанности по уплате налога — самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом — правового значения не имеет.
Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда № 503-О от 27 декабря 2005 года).
Излишне взысканными суммами могут быть те, которые уплачены налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налогового органа, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.
Допустим, в отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. А налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также могут быть признаны излишне взысканными?
Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Налогоплательщик, исполнив решение, желает, например, исключить риски обеспечительных мер, применяемых по отношению к нему налоговым органом, получить справку об отсутствии задолженности и т.п.
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ.
Причем, при обжаловании решения налогового органа в судебном порядке срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта по этой жалобе, который подтверждает взыскание излишней суммы налогов.
Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того, чтобы она считалась излишне взысканной?
Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа даже при отсутствии налоговой проверки и (или) требования об уплате налога (пеней, штрафа), может быть признана излишне взысканной.
Другой пример. Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что налогоплательщик ошибся сам, завысив сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?
Как уже сказано ранее, для того чтобы оценить суммы налогов как излишне уплаченные или излишне взысканные, нужно установить является их исчисление действиями налогоплательщика или налогового органа.
Излишняя уплата налога возникает в том случае, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога, допускает ошибку в расчетах, например, вследствие незнания налогового законодательства.
В том случае, если спорная сумма налога в налоговой декларации исчислена налогоплательщиком самостоятельно без участия налогового органа, принудительное взыскание этой суммы налоговым органом по статье 46 НК РФ не является основанием для квалификации названной суммы как излишне взысканной.
В приведенном примере сумма налога является излишне уплаченной и подлежит возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, по общему правилу, без начисления процентов. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС № 16551/11 от 24 апреля 2012 года по делу № А41-36076/10.
А вот когда излишне уплаченная налогоплательщиком сумма зачтена инспекцией в счет недоимки, зафиксированной в решении по итогам налоговой проверки, которое в дальнейшем признано недействительным, тогда соответствующая сумма квалифицируется как излишне взысканная (постановление Президиума ВАС № 17231/12 от 11 июня 2013 года).
Каков срок подачи заявлений о зачете (возврате) излишне взысканной суммы налога?
Решение о возврате излишне взысканных сумм и процентов принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.
В соответствии со статьей 79 НК РФ налогоплательщик может обратиться за возвратом суммы с заявлением в налоговый орган в течение одного месяца с того дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
При этом пропуск срока подачи заявления в инспекцию на практике влечет отказ налогового органа в возврате суммы излишне взысканного налога.
Срок обращения с заявлением в суд – три года с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Отсчет срока на обращение будет исчисляться с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты. Скажем, если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.
Согласно постановлению Президиума ВАС № 12882/08 от 25 февраля 2009 года вопрос определения того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, решается по рассмотрению совокупности всех имеющих значение в этом деле обстоятельств.
Такими могут быть, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может зависеть от «внешних» факторов таких, как изменение законодательства, судебная практика в пользу налогоплательщика.
Бремя доказывания обстоятельств, приведших к переплате налога, в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
Можно ли считать дату получения справки о состоянии расчетов тем моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате?
Подобная справка является основой для начала отсчета срока только в том случае, если налогоплательщик впервые из нее узнал о переплате, которая ранее не могла быть выявлена другими способами.
А если возникли разногласия по сумме переплаты?
Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать сверку также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Однако в результате сверки могут быть выявлены разногласия и составлен акт с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам. Такая ситуация требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.
Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не прерывают течение трехлетнего срока на обращение в суд за возвратом.
Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?
Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако при наличии соответствующего заявления налогоплательщика проведение такого зачета не противоречит НК РФ.
В какой форме представляется заявление о возврате?
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи.
С 1 июля 2015 года налогоплательщики-физические лица могут направить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) через Личный кабинет налогоплательщика, подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Письменное заявление может быть составлено в произвольной форме.
Но ведь есть форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?
Действительно, приложениями 8 и 9 к Приказу ФНС России № ММВ-7-8/[email protected] от 14 февраля 2021 года (зарегистрирован в Минюсте 17.03.2017 № 46000) утверждены формы заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), используемые налоговыми органами при зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
Вместе с тем НК РФ не предусматривает представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. И отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.
Отметим, Приказом ФНС России № ММВ-7-8/[email protected] от 23 мая 2021 года утверждены рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме.
При каких условиях налоговый орган может отказать в зачете (возврате) излишне взысканной суммы?
Из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ следует, что в принятии решения о проведении зачета (возврата) может быть отказано, если:
- в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида (с учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным — в счет региональных, по местным — в счет местных);
- заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
- заявление на возврат представлено при имеющейся недоимке по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам (следует обратить внимание, что у налогового органа есть возможность зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика);
- заявление подано в налоговый орган по истечении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или со дня вступления в силу решения суда.
В чем специфика процедуры зачета (возврата) сумм страховых взносов, установленных Налоговым кодексом?
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда, в который эта сумма была зачислена.
Возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом сведения о сумме излишне уплаченных взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством в системе обязательного пенсионного страхования.
Страховые взносы, которые установлены Федеральным законом № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, и страховые взносы, установленные НК РФ — разные обязательные платежи. Вопросам зачета (возврата) переплаты, а также погашения недоимки по страховым взносам, установленным до 1 января 2021 года, и задолженности по уплате пеней (штрафов) посвящено письмо Минфина № 03-02-07/2/11564 от 1 марта 2021 года.
Будут ли начисляться пени на недоимку по другому налогу при проведении зачета сумм излишне взысканного налога в счет ее погашения?
При зачете излишне взысканного налога в счет погашения недоимки, на основании статьи 75 НК РФ на сумму этой недоимки начисляются пени до момента принятия решения о зачете.
Здесь же обратим внимание на отличие процедур уточнения платежа, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 НК РФ и зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки. В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом, вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС России № ЗН-4-22/6853 от 11 апреля 2021 года).
Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?
Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС № 17413/09 от 20 апреля 2010 года.
Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 65 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года.
Кроме того, положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке, то есть, без обращения в суд. Вместе с тем обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, эта процедура — более короткая по времени: на принятие решения налоговому органу отводится, по общему правилу, 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.
Представим, что налогоплательщик уплатил суммы, доначисленные по решению налогового органа, которое было принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Может ли налогоплательщик подать заявление в суд о возврате этих сумм без обжалования указанного решения?
Может. Оспаривание ненормативных актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога — это независимые процедуры. Так сказано в определении Верховного Суда № 304-КГ16-3143 от 20 июля 2021 года.
Когда налогоплательщик оспаривает решение по проверке, то суд решает вопрос о законности этого ненормативного правового акта. По результатам соответствующей процедуры возможно признание решения недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.
В том случае, если налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, то суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, в результате чего может быть уставновлена обязанность налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания этого акта недействительным.
Излишне взысканные суммы возвращаются с процентами. Как начисляются такие проценты?
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.
Согласно письму ФНС России № НД-4-8/[email protected] от 8 февраля 2013 года для расчета процентов необходимо брать число дней в году, равное 360.
В настоящее время целесообразно при расчете суммы процентов использовать фактическое число дней в календарном году (365 или 366, если год високосный). Именно этот показатель отражен в постановлении Президиума ВАС № 11372/13 от 21 января 2014 года.
При том, что рассмотренное дело касалось процентов, начисленных в соответствии со статьей 176 НК РФ за несвоевременный возврат возмещаемого НДС, выводы названного постановления распространяются и на статьи 78 и 79 НК РФ и используются в судебной практике в качестве универсального подхода.
Начисляются ли проценты на сумму излишне взысканного налога за день, в котором она возвращена налогоплательщику?
Проценты подлежат начислению за весь период использования бюджетом средств налогоплательщика. Начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств, а завершение — на день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке.
Об этом сказано в пункте 36 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года. Поскольку в этот день одновременно происходит и возврат средств, и продолжается их незаконное удержание налоговым органом (постановление Президиума ВАС № 11675/13 от 24 декабря 2013 года по делу № А40-62495/12-115-422).
Таким образом, период просрочки начинается со дня, следующего за днем взыскания, и заканчивается днем возврата включительно.
В случае, если проценты выплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога.
НК РФ предусмотрен срок принятия такого решения — в течение трех дней со дня получения налоговым органом уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. В этот же трехдневный срок поручение на возврат процентов направляется на исполнение в Федеральное казначейство.
Означает ли отказ налогового органа в возврате по причине пропуска срока обращения в налоговый орган основанием для прекращения начисления процентов?
Нет. Срок обращения в налоговый орган не является пресекательным, то есть, не влечет потерю налогоплательщиком права на возврат суммы излишне взысканного налога. Налогоплательщик вправе обратиться за возвратом в суд.
Предположим, налоговый орган зачел излишне взысканные суммы в погашение недоимки по соответствующим налогам. Будут ли начисляться проценты в этом случае?
Будут. Обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе при зачете (письмо ФНС № СА-4-7/15431 от 21 сентября 2011 года).
Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ.
Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивают налог и налогоплательщики, применяющие УСН.
Нормы, аналогичной той, что в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако в соответствии с письмом Минфина № 03-04-07/33140 от 8 июня 2015 года суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ.
В этом письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие у физического лица экономической выгоды при получении процентов и компенсационный характер процентов, то есть возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога.
отчетность бухгалтерская отчетность бухгалтерский учет налоговая отчетность
Отправить
Запинить
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
С какого момента начислять проценты за поздний возврат переплаты
Компания в апреле 2021 года обратилась в ПФР за возвратом переплаты по взносам, однако ответа на свое заявление так и не получила.
Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2021 года.
Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.
Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты. Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2019 № Ф06-51354/2019
Примечание редакции:
С 01.01.2017 администрирование страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами НК РФ. Статья 78 кодекса содержит положения, аналогичные тем, которые применили судьи в рассматриваемом постановлении. Согласно пункту 1.1 указанной статьи они распространяются и на возврат переплаты по страховым взносам.
Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.
Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.
Принцип действия налогового вычета
Эта привилегия доступна не любому человеку: использовать ее может лишь физическое лицо, признанное налоговым резидентом Российской Федерации. У гражданина должна быть официально зарегистрированная зарплата.
Кто не имеет права оформлять заявление на предоставление льгот:
- безработные лица пенсионного возраста;
- родители, находящиеся в декретном отпуске.
Получить налоговый вычет могут лишь те граждане, что имеют официальный доход
Отметим, что использовать эту налоговую льготу не могут еще и люди, состоящие на учете в службе занятости и получающие соответствующее пособие.
Когда необходимо посетить ответственные за эту проблему учреждения? Если вы попали в следующие ситуации:
- покупали медикаменты;
- платили за медицину или образование;
- делали взносы на благотворительность;
- приобретали или продавали недвижимость;
- перечисляли деньги в ПФ или по ДМС.
Обратите внимание! Возвращать могут только тот налог, что действительно поступал в бюджет. Следовательно, гражданин, уплачивающий налоги, не может запрашивать больше денег, чем он по факту уплатил государству.
Получить налоговый вычет можно за разные траты
Разновидности таких вычетов:
- вычет социального плана: статья 219 НК РФ. Сюда можно включить налоговый вычет на лечение, обучение и так далее;
- вычет стандартного плана: статья 218;
- вычет инвестиционного плана: статья 219.1;
- вычет имущественного плана: статья 220. Сюда можно отнести налоговый вычет за жилье: квартиру, дом, участок земли, процентные ипотечные взносы и по кредиту на строительство жилья.