Организации и ИП обязаны отчитываться перед государственными контролирующими органами. На основании п.3 ст. 40 №14-ФЗ, только директор фирмы вправе представлять интересы и совершать сделки от имени компании. Следовательно, сдача отчётности в налоговую и другие ведомства тоже его ответственность. Что если предоставлением документов в ведомства занимается не руководитель предприятия, а уполномоченный представитель (сотрудник). В таких случаях создаётся доверенность для отправки сведений.
Рассмотрим, какая нужна доверенность на сдачу отчётности в налоговую и статистическую службу, пенсионный и страховой фонд, а также порядок оформления этих документов.
Кто и как может сдавать отчётность по доверенности
Заполненные формы отчётности организации вправе сдавать и подписывать:
- законный представитель — генеральный директор, учредитель;
- уполномоченный представитель — ответственное лицо компании, директор, главный или штатный бухгалтер.
Также представлять интересы компании может ИП или сторонняя организация, которая выполняет соответствующие услуги по договору. В таком случае в отправляемых документах указывается наименование такой фирмы, реквизиты, подтверждающие полномочия, Ф.И.О. сотрудника, ответственного за заверение сведений от лица организации-налогоплательщика.
Каждая страница документа содержит подпись и дату составления, если такой порядок заполнения предусмотрен законодательством. Отсутствие печати на бумажных декларациях не является поводом для отказа в приёме.
Отчётность, которая передаётся по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через операторов ЭДО, должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). В таком случае уполномоченный сотрудник направляет копию доверенности на право подписания вместе с электронными документами.
ТКС – система представления налоговой и бухгалтерской отчётности в электронном виде.
Приобрести УКЭП можно только в аккредитованном удостоверяющем имеет все необходимые лицензии для выпуска «Астрал-ЭТ» и «1С-ЭТП». Данная продукция делает электронные документы юридически значимыми, позволяет подписывать документы в сервисах ЭДО и отчёты для государственных служб.
Что такое электронная подпись
Электронная подпись (ЭП) используется в электронном документообороте, гарантируя безопасность данных. Ей подписывают цифровые текстовые документы, изображения, декларации и т. д.
Существует три вида ЭП:
- Простая (ПЭП). Состоит из логина и пароля, подойдет для авторизации на сайте или обмена документами с физическими лицами. Например, простую электронную подпись используют для авторизации на сайте Госуслуги.
- Неквалифицированная (НЭП). Хранится на носителе (обычно флешке), защищена дополнительными средствами шифрования. Раньше ее применяли в электронных торгах.
- Квалифицированная (КЭП). Может быть создана только аккредитованным удостоверяющим центром и позволяет подписывать любые документы. Оформляется с использованием специализированных технологий криптошифрования, исключая внесение каких-то изменений в информацию.
Чаще всего для работы в системах электронного документооборота необходимо оформить именно КЭП.
Подписывайте документы и обменивайтесь ими онлайн в Диадоке
Отправить заявку
По закону РФ, документы, подписанные электронной подписью, обладают той же юридической силой, что и заверенные рукописно.
Доверенность на сдачу отчётности в ИФНС
Лицо, которое представляет интересы компании, вправе подавать декларации в ИФНС за налогоплательщика на основании ст. 29 НК РФ. Уполномоченным представителем может быть как физлицо, так и организация или ИП. Во всех случаях понадобится представить доверенность на сдачу отчётности в налоговую. Некоторые виды таких документов заверяют у нотариуса или лица, имеющего на это право.
Ниже представлены образцы доверенностей и порядок их заполнения для каждого уполномоченного представителя компании.
Доверенность для организации
Если сдача отчётности в налоговый орган осуществляется сторонней организацией, то доверенность уполномоченного представителя подписывает руководитель фирмы или его заместитель. Ставить печать и заверять нотариально такой документ не нужно.
В нём указывают уполномоченное лицо сторонней фирмы, имеющее право подписи.
Образец доверенности для организации
Доверенность для уполномоченного сотрудника
Такая доверенность оформляется в случае, когда отчётность в ИФНС сдаёт главный или штатный бухгалтер. В документе содержится информация от лица руководителя предприятия, о наделении соответствующих полномочий ответственного сотрудника.
Образец доверенности для уполномоченного сотрудника
Доверенность для ИП
Когда налоговую отчётность индивидуального предпринимателя предоставляет в ИФНС другой ИП, доверенность заверяют у нотариуса.
Образец доверенности для ИП
Электронная доверенность
Налоговый отчёт и доверенность на его предоставление оформляют в цифровом виде. Данный способ не требует нотариального заверения. К декларации прилагают копию документа, которая подтверждает полномочия представителя. Дубликат подписывается УКЭП доверителя и отправляется через ТКС.
Проект формата электронной доверенности размещён на Федеральном портале НПА. Нормативно-правовой акт разработан ИФНС и на момент публикации находится на этапе анализа. Уже в скором времени налоговая служба представит образец данного документа.
Доработанные единые требования к электронной доверенности также размещены на портале НПА. Согласно проекту, документ оформляют следующим образом:
- в формате XML;
- подписывают УКЭП в формате XMLDSIG или форматом утверждённым приказом Минцифры от 14.09.2020 № 472;
- в формате pdf, если в информационной системе не реализована возможность автоматизированной обработки и визуализации данных документа;
- подтверждают УКЭП доверителя.
Ресурс «Доверенность» в ИФНС
Чтобы не предоставлять доверенность на сдачу отчётности в налоговую с каждым отчётом, в ИФНС разработана специальная система хранения данных. Информационный ресурс «Доверенность» — это электронная база документов, которая хранит в себе информацию об уполномоченных на предоставление деклараций представителей.
Доверенность составляют и передают в налоговую инспекцию. Документ создают на бумаге или в виде электронного файла, подписанного УКЭП доверителя. В тексте указывают обязательные реквизиты, утверждённые приложением 2 приказа ФНС от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200.
Работник ведомства заносит доверенность в базу данных. Сданные сведения хранятся в налоговой три года. После этого уполномоченный сотрудник вместе с налоговой отчётностью отправляет информационное сообщение, в котором указаны представленные ранее реквизиты доверенности.
Поданную доверенность можно отозвать. Заявление составляют в произвольной форме. Передача сообщения об отзыве осуществляется теми же способами, что и подача документа на предоставление полномочий.
Если организация меняет своё название или руководителя, то отзывать доверенность не требуется.
Где можно скачать приказ на право подписи первичных документов – образец
Загрузить образец приказа на право подписи вы можете на нашем портале.
Эксперты КонсультантПлюс рассказали, как налоговики проверяют подписи в первичных документах при проверке и как правильно подготвиться к налоговой проверке. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Доверенность по сдаче отчётности в ПФР
В соответствии с ст. 11 № 27-ФЗ компании сдают в ПФР сведения о страховых взносах и страховом стаже работников, а также об иных лицах, которым они выплачивали доходы. Без подтверждения полномочий, сдача отчётов в ПФР осуществляется только законным представителем организации — её руководителем.
Физлица предоставляют сведения в ПФР в качестве сотрудника организации, стороннего лица, или иного юрлица, имея типовую доверенность. Такой документ создают в письменной форме. Его подписывает руководитель организации. В нём указывают дату выдачи и срок действия доверенности. Если дата окончания действия документа не указана, то его используют в течение одного года.
Если сдача отчётности в ПФР осуществляется от имени физлица, то такая доверенность заверяется нотариально.
Типовая форма доверенности страхователя на право представления интересов доверителя в территориальном пенсионном органе размещена на сайте ПФР.
Как осуществлять ЭДО между страхователем и органом ПФР, можно узнать в разделе «Информация для жителей региона».
Доверенность в ПФР (образец)
Сроки действия доверенности
Каждый доверительный бланк имеет лимитирующий период дееспособности. Принято период действия доверительного листа указывать в конце текста доверия. Наивысший срок дееспособности составляет три года. Если этот срок превышен, доверие автоматически становится недееспособным. В некоторых моментах этот период не отражают в тексте, поэтому согласно гражданскому кодексу РФ доверительный документ будет сохранять свою юридическую силу на протяжении одного года.
Однако помимо истечения периода, указанного непосредственно в самой бумаге, документ доверия может прервать свои свойства по другим причинам. К ним относятся:
- досрочный отзыв доверенности заверителем;
- отказ поверенного от действий данного документа;
- смерть доверителя, его недееспособность либо ограниченная дееспособность, или же считается пропавшим без вести;
- смерть поверенного, его недееспособность либо ограниченная дееспособность, или же считается пропавшим без вести.
Доверенность на сдачу отчётности в ФСС
Доверенность для ФСС наделяет представителя правом не только сдавать отчётность, но и получать различные документы: справки, запросы, заявления, сверки по платёжным поручениям, выплаты страховых взносов и т.п. Её может составить юрист или секретарь компании, а согласовать и подписать — только руководитель.
Доверитель составляет документ, дающий право на действия представителя в ФСС от имени организации, без ограничений или наделяет документ частью полномочий. Во втором случае создаётся доверенность:
- единовременная — для выполнения определённой функции;
- специальная — ограниченная по времени для использования.
Если срок действия документа не указан, доверенностью для ФСС разрешено пользоваться в течение одного года и продлевать при необходимости.
Доверенность составляется на любого сотрудника возрастом более восемнадцати лет. Нотариально заверяется только тот экземпляр документа, который составлен с учётом права передоверенности.
Государство не устанавливает определённый формат бланка доверенности для ФСС, его составляют в свободной форме, которая прописана в учётной политике организации. Это может быть лист формата A4 или фирменный бланк предприятия.
Доверенность для ФСС составляется в единственном экземпляре и должна обязательно содержать в себе следующее:
- адрес регистрации организации и дату составления бланка;
- текст, указывающий на то, что эта доверенность составлена для ФСС;
- информация о компании-доверителе:
- наименование;
- ФИО и должность руководителя или заместителя;
- ФИО и должность уполномоченного сотрудника;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность уполномоченного сотрудника;
Печать на документе ставить необязательно.
Если доверенность требуется отозвать, то доверитель извещает ФСС о прекращении действия документа.
Доверенность в ФСС (образец пустой бланк)
Доверенность на сдачу отчетности в ФСС (образец заполнения бланка)
Может ли юридическое лицо выдать доверенность с правом передоверия?
Давайте сначала разберемся в терминах.
Доверенность с правом передоверия — это документ, который выдается доверителем представителю, наделяющий последнего определенными полномочиями, которые он выполняет от имени доверителя.
Доверенность в порядке передоверия выдается представителем доверителя, который передает свои полномочия дальше по цепочке.
Юридическое лицо имеет полное право выдать доверенность как с правом передоверия, так и без него — ограничений на этот счет законодательство не содержит.
Правила о передоверии прописаны в ст. 187 ГК РФ. По умолчанию действия, которые указаны в доверенности, могут выполняться только представителем, который фигурирует в документе.
Однако если в доверенности прописано, что первоначальный представитель имеет право передать (передоверить) свои полномочия другому лицу, это допустимо.
При этом неважно, кто выдал доверенность — физическое лицо или юридическое.