Прирезка участка земли представляет собой процедуру увеличения границ имеющегося объекта при помощи самовольного приобщения к нему наделов, находящихся в непосредственной близости. Ввиду возрастания землевладений, приобщенных самовольным путем, правительством было решено регламентировать и упорядочить указанную процедуру.
Чтобы упорядочить процесс прирезки земель, Правительство РФ внесло в земельное законодательство ряд поправок, вступивших в законную силу 01 марта 2015 года. В итоге Земельный кодекс РФ был дополнен главой, контролирующей процесс прирезки земли, называемой перераспределением, и дающей возможность узаконения наделов, занятых самовольным путем. В силу сказанного, под перераспределением землевладений понимается прирезка участка законным способом.
Процедура оформления «прирезок»
Подавать подобные заявления вправе собственники земли, которая предназначена для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, дачного и личного подсобного хозяйства.
Есть три основных ограничения :
- Нельзя превышать максимальный размер участка, установленный в отношении данного разрешенного вида использования и для данной территории. То есть новый надел, образованный после присоединения «прирезки», не может быть больше утвержденного предела.
Это интересно: Платит ли ТСЖ налог на землю
Такие требования прописываются в правилах застройки и землепользования для всех территорий и действуют для любого «перераспределяемого» участка, который попадает в границы соответствующего муниципалитета. Подобные нормы действуют с того момента, когда их утвердят своими решениями местные депутаты. В частности, для Волоколамского района Московской области необходимое Решение Совета депутатов было принято 15 июля 2004 года под номером 61-8 (редакция от 3 ноября 2006 года).
- Вновь сформированный участок должен находиться в границах одного населенного пункта или муниципального образования (согласно ЗК РФ, статья 11.9, пункт 3).
- Процедура официального присоединения дополнительной земли может проводиться только в том случае, когда изначальный участок имеет точно установленные границы и информация об этом внесена в кадастр (согласно ЗК РФ, статья 39.29, пункт 9, п/пункт 10).
Оформление «прирезок» проводится на основании соглашения между уполномоченным органом (муниципальной структурой, к компетенции которой относится распоряжение государственными землями) и заявителем. В Московской области такими правами наделены Правительство Московской области и государственные управления, на которых была возложена такая ответственность (согласно Закону Московской области № 106 от 24.07.2014). Желающие расширить свой участок за счет муниципальной земли должны обращаться именно в эти инстанции. При этом им следует составить заявление, представить правоустанавливающие документы (копии) на соответствующий надел, а также проект межевания территории, к которой относится участок (согласно ЗК РФ, статья 39.29). Если проект межевания отсутствует, то заявителю необходимо за свой счет заказать изготовление схемы нахождения участка. Такой документ выполняется кадастровым инженером с использованием данных геодезической съемки (согласно ЗК РФ, статья 11.3).
Решение об одобрении новой схемы расположения надела или отказ в оформлении соглашения о присоединении выносится уполномоченным органом в срок 30 календарных дней с даты подачи всех документов. Подробный перечень оснований для отказа содержится в Земельном Кодексе РФ (статья 39.29, пункт 9).
Например, гражданам не разрешается «прирезать» участки, оборот которых ограничен, которые выставлены на аукцион или зарезервированы для муниципальных и федеральных нужд. Когда при перераспределении затрагиваются права владельцев, пользователей, арендаторов или залогодержателей земли, то процедура возможна только после получения их согласия. Однако ЗК РФ не содержит правил разрешения споров между несколькими претендентами на один и тот же участок.
Если уполномоченный орган принимает положительное решение об официальном перераспределении земли, его владельцу следует организовать постановку вновь образуемых участков на кадастровый учет и оплатить соответствующие услуги (согласно ЗК РФ, статья 39.29, пункт 11).
После оформления кадастрового паспорта его нужно передать в уполномоченный орган. Затем составляется соглашение о перераспределении, которое заверяется представителем муниципалитета и направляется заявителю. Гражданину отводится 30 дней для рассмотрения полученного документа и его подписания (согласно ЗК РФ, статья 39.29). Расчет за присоединяемый участок в размере 50 % его кадастровой стоимости производится не позднее одного месяца с даты подписания соглашения. Законом не предусмотрены отсрочка или рассрочка платежа.
Это интересно: Самовольная постройка ИЖС
Юридический предлагает комплексные услуги по переводу в собственность клиентов земельных участков, принадлежащих муниципалитетам («прирезок»).
Наша работа включает:
- топографическую съемку;
- составление схемы расположения участка и согласование ее во всех уполномоченных инстанциях;
- подготовку и подачу пакета документов, необходимых для получения права собственности в отношении вновь сформированного надела;
- межевание территории, постановку на кадастровый учет образованного участка;
- официальное оформление передачи права собственности (регистрацию проводит Волоколамский отдел Росреестра по Московской области);
- получение готовых документов.
Сколько стоит оформить прирезку земли
Прирезка, выкупаемая у муниципальных властей, оценивается исходя из того, какова кадастровая оценка землевладения, и равна 15% от ее размера, в тех случаях, когда надел причислен к федеральной собственности и прирезаемая площадь составляет не более, чем установлено конкретными нормативами о максимальном пределе, а если площадь превышается больше, чем на 10% от максимально допустимого размера, сумма оплаты вычисляется согласно полной кадастровой оценке, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1308 от 03 декабря 2014 года.
Для территорий, которые являются областными владениями либо неразграниченными землями государственной собственности, сумма определяется муниципальными органами, в зависимости от местоположения, однако обычно она аналогична оценке землевладений, находящихся в федеральной собственности, и составляет 15% от оценки по кадастру (если объект соответствует предписаниям о допустимых пределах размера земель).
Если данные о площади землевладения известны, размер будущих затрат рассчитать несложно. Информация о стоимости по кадастру содержится в кадастровом паспорте недвижимости. Если его на руках нет, воспользуйтесь публичной кадастровой картой на сайте Росреестра или посетите местную администрацию.
Произведение расчета за осуществление прирезки к землевладению в рассрочку либо с предоставлением отсрочки не допускается. При этом помните, что расходы по исполнению указанной процедуры существенно уступают рыночной цене продаваемых наделов, соразмерных по площади.
Была ли Запись полезна? Нет 73 из 80 читателей считают Запись полезной.
Что это такое
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Прирезкой земельного объекта считается увеличение границ существующей площади путем самовольного присоединения прилегающих территорий.
Учитывая, что количество самовольно захваченных земель быстро увеличивалось, Правительством России были приняты поправки в Земельный Кодекс РФ, которые вступили в действие с 01.03.2015 г.
Они и ввели в законодательство представление о перераспределении земельных территорий, то есть прирезки угодий законно.
Таким образом, за легализацией муниципальной территории вправе обратиться любой человек, имеющий надел, полученный либо приобретенный для осуществления огородничества, садоводства, с/х деятельности, возведения личного жилища.
Основания для отказа в перераспределении земель
Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:
- отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
- прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
- площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
- границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.
Как прирезать землю к существующему участку
Перераспределение территорий производится путем последовательного совершения мер, исполнение которых может гарантировать получение положительного результата:
- Составление и сдача заявления. В нем должны содержаться следующие сведения:
- паспортные данные заявителя либо реквизиты юридического субъекта;
- кадастровая нумерация земельных площадей, участвующих в прирезке;
- сведения о проекте межевания наделов (если она будет производиться на основании проекта);
- контакты обратившегося лица.
- Подготовка необходимой документации. Её направление вместе с заявлением в местный муниципалитет. Бумаги могут отправляться на электронном или бумажном носителе.
- Рассмотрение обращения и принятие решения по нему. При отсутствии нарушений требований, установленных земельным законодательством, может быть вынесено постановление об утверждении схемы расположения угодий. При этом заявителю направляется согласование оформления договора о присоединении дополнительной земли на основании проекта межевания. Муниципальные власти могут отказать в перераспределении земли по причинам, установленным в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
- После получения одобрения, лицо обеспечивает осуществление необходимых работ для учета земельных объектов, образовавшихся в результате увеличения. Для этого необходимо обратиться в кадастровую палату с соответствующим заявлением.
- На протяжении одного месяца готовится соглашение о присоединении дополнительного пространства и направляется обратившемуся лицу для проставления подписей. Это должно быть сделано в срок не позднее тридцати дней.
- Подписанный договор необходимо сдать на регистрацию в Росреестр и получить выписку из единого реестра о получении правомочий собственника на вновь образованный участок.
Это интересно: Выкуп участка в водоохранной зоне
Что делать в случае отказа в перераспределении земель в Москве
В Московской области в целом сейчас ярко выраженная проблема с увеличением земельных участков за счет перераспределения (прирезок). В первую очередь рекомендую иметь на руках какие-либо документы по земле, а также ответы на ваши запросы в Администрацию. Также будет не лишним наличие земельного юриста (к сожалению в Москве с этим все сложно либо достаточно затратно и не гарантировано).
Далее можно попробовать следующее:
- Если земельный участок без межевания, тогда для начала потребуется сделать межевание и уже после заниматься вопросом оформлением увеличения площади земельного участка.
- Без проекта межевания территории (ПМТ) оформить прирезку земельного участка на территории Москвы или Новой Москвы не получится. Разработка или корректировка ПМТ обязательный этап. Для этого необходимо подготовить схему расположения ЗУ, на которой отображается исходный земельный участок + прирезаемый + геодезические координаты. После получения Распоряжения на разработку ПМТ необходимо разработать ПМТ. Разработкой ПМТ занимаются кадастровые инженеры или Москомархитектура.
- Далее обращайтесь в Москомархитектуру для согласования разработанного ПМТ, обращение в ДГИ и окружную комиссию.
- Далее публичные слушания, снова ДГИ для окончательного утверждения ПМТ и получения Распоряжения, а так же самого утверждённого ПМТ.
- Далее производятся кадастровые работы с обращением в ДГИ за Распоряжением об образовании ЗУ путём перераспределения границ на основании ПМТ, формирование межевого плана, обращение в Росреестр с распоряжением ДГИ.
- После чего с полученными выписками обращаетесь в ДГИ за выкупом ЗУ.
Сколько соток можно присоединить к земельному участку
Бесплатно без торгов произвести оформление в собственность увеличенных угодий возможно в случае, когда эта «дополнительная» доля составляет размер, не превышающий минимальную величину участка, определяемую для объектов конкретного целевого предназначения. Такое правило предусмотрено ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости».
Например, для дачного возведения в основной части субъектов государства, предусмотрен нормативный размер территории в 6 соток. Поэтому и легализовать удастся не более 6 дополнительных соток.
А вот для площадей под ИЖС выделяется не больше 3 соток, и увеличить его удастся только на эту величину, фактически уже используемую.
Как оформить соглашение о перераспределении земель между собственниками
Шаг 1 — оценить шансы и риски
Для начала изучите документы перераспределяемые участки. Запросите информацию из Государственного Кадастра недвижимости в виде выписки из ЕГРН. Главное — это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.
В случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми участниками соглашения.
Шаг 2 — заключить соглашение между собственниками
Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.
Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:
- Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
- Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли, дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
- Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.
.
Схема перераспределения земельных участков – пример
Приведем некоторый пример. Владельцы смежных угодий в деревне Павел и Петр обратились в землеустроительную организацию для проведения кадастровой съемки, подготовки и проведения межевых работ своих территорий, не открывая истинных мотивов.
После оплаты работы и получения готовой документации, мужчины подготовили и сдали в Росреестр заявление о регистрации площадей, проведя при этом их перераспределение. В установленный срок им был выдан отказ, так как новые площади не соответствовали требованиям земельного законодательства и подзаконных муниципальных актов.
Оказалось, что при перераспределении, территория Павла существенно уменьшена, а это невозможно сделать, так как на ней был возведено жилое строение, и площадь под ним не может стать меньше 0,6 га.
В дальнейшем мужчинам пришлось заново обращаться в межевую организацию для проведения повторной топосъёмки с учетом установленных требований. И тогда им была выдана новая документация на их участки.
Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов
Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?
Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.
Необходимые документы
Для осуществления процесса необходимо предоставить следующие бумаги:
- гражданские паспорта обратившихся лиц;
- договор о присоединении дополнительной площади;
- заявление в регистрирующую службу;
- технические сведения на объекты;
- правоустанавливающие документы на земельное имущество.
Судебная практика
Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.
Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.
Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.
Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами. Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами. Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.
В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.
Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.
Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.