Здравствуйте друзья! Есть такая форма прокурорского реагирования на нарушение закона, как представление прокурора об устранении нарушений закона.
Порядок вынесения представления урегулирован законом о прокуратуре. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению.
Установлен срок, в течение которого должны быть приняты какие-то конкретные меры по устранению нарушений законодательства. О результатах принятых мер лицо, исполняющее представление, должно сообщить прокурору.
Идея вынесения представления прокурора заключается в том, чтобы в ускоренном порядке отреагировать на нарушение закона, восстановить режим законности.
Звучит хорошо, а как на самом деле всё происходит. Я скажу честно, что с такой формой прокурорского реагирования как представление прокурора я сталкивался не часто. Поэтому у меня могло сложиться превратное мнение относительно эффективности и нужности такой формы реагирования на нарушение закона.
Нужно ли давать обратную связь?
Следует отметить, что ч.1 ст. 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» не относит представление прокурора к безусловному исполнению. Законодатель не устанавливает и то, что результатом рассмотрения представления должно быть его удовлетворение.
Из этого следует, что лицо, которому оно вынесено, может признать представление незаконным или необоснованным (указанные факты не нашли подтверждения). Следовательно, такое представление исполнению не подлежит. В этом случае в прокуратуру направляется мотивированный ответ о неисполнении представления.
Срок рассмотрения
При поступлении представления в организацию оно регистрируется в секретариате адресата. Термин «безотлагательное рассмотрение» предполагает, что документ рассматривается в ближайшее возможное время.
Законодательство не определяет данный термин «в днях». На практике в течение 3 рабочих дней с момента регистрации, руководитель, на чье имя вынесено представление, определяет круг лиц, которые будут исполнять представление по существу (проводить дополнительную проверку, например).
Если в представлении указано, что на его рассмотрении должен присутствовать прокурор – он письменно или устно уведомляется о месте, дате и времени рассмотрения.
Мнение эксперта
Михайлов Игорь Константинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.
Срок принятия мер по устранению нарушений исчисляется с даты внесения представления. Закон не дает четких указаний, что понимать под датой: дату регистрации в прокуратуре или дату регистрации у адресата.
На практике, чтобы избежать волокиты при рассмотрении представления в требовательной части документа прокурор может указать конкретную дату принятия мер для устранения нарушений.
Можно ли обжаловать документ
Любое предписание можно обжаловать. Как правило, для этого дается десять рабочих дней (но точные временные рамки в каждом случае лучше узнавать отдельно).
Обжалование должно подаваться только в ту инстанцию, которая проводила проверку, и только в письменном виде.
При этом следует помнить о том, что подача возражения на предписание не останавливает его действия, поэтому писать и отправлять его лучше сразу же после получения замечаний.
Если дело в оспаривании предписания дойдет до суда, необходимо не только иметь на руках оригинал документа, но и полное представление о законодательной базе, на основе которой будут отстаиваться интересы организации.
Как составить ответ?
После рассмотрения представления, подтверждения или опровержения фактов, указанных в нем, определения круга лиц, виновных в нарушениях, осуществляется ответ прокурору в письменной форме.
В каком виде?
Законодательно не утверждено то, как должен выглядеть ответ на представление, поэтому он составляется произвольно. Документ направляется на фирменном бланке организации.
Что должен содержать документ?
- Составляется на имя руководителя.
- Прописывается полное наименование прокуратуры, выдавшей представление, ФИО руководителя, классный чин.
- Заголовок звучит так: «Ответ на представление по устранению недостатков, выявленных …».
- Дается ссылка на дату и номер документа, кратко излагаются требования и сроки по устранению.
- Приводится список установленных нарушений и список мероприятий по устранению.
- Прилагаются копии документов, подтверждающих устранение недостатков.
- Копии приказа о мерах дисциплинарного или иного воздействия на нарушителей.
Ответ подписывается руководителем организации и заверяется печатью.
Периодичность проверок
Периодичность тех или иных мероприятий по контролю за деятельностью организаций регулируется законодательством и в разных случаях может быть различна (от ежемесячных, ежеквартальных проверок до проверок с трехлетним перерывом).
Кроме того, проверки делятся на:
- плановые – это те, о которых сотрудники организации уведомляются заранее;
- внеочередные.
Вторые, как правило, проводятся либо вследствие полученных жалоб, либо для того, чтобы проверяющие сотрудники могли удостовериться в том, что ранее выявленные нарушения были устранены.
Особенность внеплановых проверок в том, что они могут осуществляться один раз, и только по истечении срока, данного на исправление недочетов или тогда, когда вынесенное ранее предписание не было обжаловано в установленном порядке.
Последует ли дисциплинарное наказание?
Данная мера является показателем эффективной работы прокурора и оценивается, как одно представление – одно наказание. Если показатель менее 1, то работа надзорного органа может быть признана неудовлетворительной.
К дисциплинарным взысканиям относятся:
- замечание;
- выговор;
- объявление о несоответствие занимаемой должности;
- увольнение.
Дисциплинарное взыскание возможно наложить не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Ст. 192 Трудового кодекса РФ оставляет право наложения взыскания за работодателем.
Если в требовательной части представления есть указание на применение мер дисциплинарного взыскания, руководитель организации должен провести служебную проверку в рамках исполнения представления. В ходе проверки установить факт нарушения закона (или его отсутствие), степень вины и тяжесть наступивших последствий.
Руководитель вправе отказаться привлекать сотрудника к дисциплинарной ответственности на основании служебной проверки и вопреки требованиям прокурора. В случае разногласий с прокурором вопрос решается в судебном порядке.
Какие предприятия чаще всего проверяются
По закону, различного рода проверки могут производиться в отношении практически любых предприятий, зарегистрированных в РФ. Но чаще всего они бывают:
- в компаниях, занимающихся торговлей продуктами питания, фармацевтическими препаратами;
- на различного рода производствах;
- в образовательных и медицинских учреждениях.
Проверки бывают:
- выездные (т.е. проводятся непосредственно по адресу, по которому зарегистрирована компания);
- удаленные (производятся работниками надзорных органов на своих рабочих местах).
Ответственность за неисполнение требований прокуратуры
Ответственность за умышленное неисполнение требований прокурорского представления предусмотрена ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- для граждан – административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- для должностных лиц – от двух до трех тысяч рублей, или дисквалификацию от 6 месяцев до 1 года;
Напомним, что спектр прокурорского надзора широк. Он подразумевает:
- контроль за исполнением Российского законодательства в администрациях субъектов РФ;
- контроль за соблюдением прав и свобод человека;
- за органами предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскных подразделений;
- надзор над соблюдением законодательства в местах лишения свободы.
Ст. 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязывает прокурора «выносить представления об устранении причин нарушений закона». Представление, как одна из форм надзора, помогает обеспечивать исполнение Российского законодательства во всех сферах жизни общества.
Ответ на требование прокуратуры о предоставлении информации — это официальное письмо, в котором организация сообщает сведения, необходимые госоргану, чтобы провести проверку. Запросить могут и документы. Отреагировать нужно в срок от 1 до 5 дней.
Образец возражений на апелляционное представление прокурора
В Самарский областной суд
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 60
от адвоката АБ “Антонов и партнеры” Драгунова М.Е.
, рег. № 63/3215 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции:
443080, г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619, тел. 8-927-734-08-16
адрес эл.почты
в защиту интересов ФИО1
, ДАТА1.
ВОЗРАЖЕНИЯ
на апелляционное представление
Постановлением Ленинского районного суда г. Самары от 21.04.2021 уголовное дело в отношении ФИО1 по факту совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ, на основании ст.25.1 УПК РФ было прекращено в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Указанное постановление Ленинского районного суда г. Самары от 21.04.2021 сторона защиты считает полностью законным и обоснованным.
Не согласившись с постановлением Ленинского районного суда г. Самары от 21.04.2021, государственным обвинителем ФИО2 ДАТА2 было подано апелляционное представление.
В апелляционном представлении государственным обвинитель в качестве обоснования незаконности применения к ФИО1 меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа указал следующее:
“По смыслу закона, оказание благотворительной помощи путем перечисления денежных средств не свидетельствует о способствовании восстановлению нарушенных в результате действий ФИО1 законных интересов общества и государства. Несмотря на то, что в законе отсутствует прямая ссылка на отсутствие в законе ограничений для применения положений ст.76.2 УК РФ к преступления в указанной сфере, в том числе к ч.1 ст.228 УК РФ, отсутствовали основания для удовлетворения ходатайства адвоката”
.
Сторона защиты считает доводы, изложенные в апелляционном представлении, необоснованными и не соответствующими действующему законодательству.
Как совершенно правильно указал суд первой инстанции в Постановлении от 21.04.2021, ни уголовный, ни уголовно-процессуальный закон при соблюдении перечисленных в нем условий не содержат ограничений возможности прекращения уголовных дел по каким-либо основаниям, связанным в видом преступлений направленности — против личности, собственности, правосудия или военной службы либо наличию нескольких объектов преступных посягательств. При этом данные нормы связывают это с согласием обвиняемого с прекращение уголовного преследования и возмещением ущерба от преступления либо заглаживанием им причиненного преступлением вреда, не требуя согласия с прекращением прокурора и потерпевшего.
Как уже указывала сторона защиты в ходатайстве о прекращении уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, по смыслу ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.
Как разъяснено в п. 2.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» под заглаживанием вреда (ч.1 ст.75, ст.76.2 УК РФ) понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.
Согласно п.16.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», исходя из положений ст.76.2 УК РФ освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа возможно при наличии указанных в ней условий: лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Таким образом, ни законодательством, ни судебной практикой не предусмотрена возможность или необходимость учета объекта преступного посягательства при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа.
Согласно п.п. 1 и 2 Обзора судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.07.2019 года, не имеется запрета на возможность освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа при соблюдении предусмотренных ст. 76.2 УК РФ условий и в тех случаях, когда диспозиция соответствующей статьи УК РФ не предусматривает причинение ущерба или иного вреда в качестве обязательного признака объективной стороны преступления, а возможные способы возмещения ущерба и заглаживания причиненного преступлением вреда законом не ограничены и вред, причиненный преступлением, может быть возмещен в любой форме, позволяющей компенсировать негативные изменения, причиненные преступлением охраняемым уголовным законом общественным отношениям.
Более того, в судебной практике и постановлениях судов Самарской области по аналогичным уголовным делам признается, что заглаживание вреда в форме перечисления денежных средств в благотворительные фонды является достаточным для освобождения от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа, в том числе по ст.228 УК РФ (Постановление Советского районного суда г. Самары от 12.05.2020 по делу № 1-200/2020).
Считаем, что все требования уголовно-процессуального законодательства полностью соблюдены судьёй Ленинского районного суда г. Самары при рассмотрении данного дела. Все условия для освобождения ФИО1 от уголовной ответственности в связи с назначением ей меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа также были соблюдены.
Таким образом, постановление Ленинского районного суда г. Самары от 21.04.2021 сторона защиты считает законным, обоснованным и справедливым.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 389.20 УПК РФ в результате рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке суд вправе принять решение об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 389.20 УПК РФ,
П Р О Ш У С У Д:
Постановление Ленинского районного суда г. Самары от 21.04.2021 оставить без изменения, апелляционное представление государственного обвинителя ФИО2 — без удовлетворения.
Приложение:
оригинал ордера адвоката Драгунова М.Е.
Защитник ФИО1 ________________________ адвокат Драгунов М.Е.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Сколько времени есть на ответ на запросы прокуратуры
Стандартный срок, чтобы подготовить и отправить ответ в прокуратуру, — 5 рабочих дней. Если сведения запрашиваются в рамках проверки соблюдения законов — в течение двух дней. В исключительных случаях, если имеет место угроза жизни или здоровью, интересам государства или государственной собственности, — в течение суток.
Если организация не готова вовремя предоставить необходимую информацию, следует в течение срока предоставления ответить письмом с сообщением об этом. Важно аргументированно обосновать невозможность вовремя предоставить документы. Это позволит получить отсрочку.
Как написать ответ
Ответ готовят на фирменном бланке организации. Текст состоит из трех смысловых частей.
- наименование адресата, куда направляется ответ;
- наименование организации, подающей информацию, ее юридический и фактический адреса, контактные данные;
- реквизиты обращения, полученного организацией: дата получения, исходящий номер прокуратуры и входящий номер организации;
- кратко суть требования.
- изложение требуемой информации;
- причины, по которым информация не предоставлена в срок, обозначенный в требовании, и когда организация ее предоставит;
- отказ в предоставлении и его причины.
- перечень прилагаемых документов;
- дата составления;
- должность, Ф.И.О. подписывающего лица и сама подпись.
Мнение эксперта
Михайлов Игорь Константинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.
Перед отправкой ответ регистрируют и присваивают исходящий номер. Передать ответ в прокуратуру следует способом, позволяющим обеспечить скорейшую доставку адресату и подтверждение вручения.
Что будет, если не ответить на требование
В законе однозначно сказано, что получатель требования обязан ответить на запрос. Отсутствие любого ответа на требование прокурора, даже отрицательного, повлечет серьезные последствия.
Представителя организации пригласят на личную встречу. Неявку квалифицируют как административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.
Пренебрежение прокурорскими требованиями влечет штраф:
- для гражданина — от 1000 до 1500 рублей;
- для должностного лица — от 2000 до 3000 рублей либо дисквалификация от 6 месяцев до одного года;
Если вы, как должностное лицо или представитель юридического лица получили на руки постановление о рассмотрении дела об административном правонарушении, то в соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вам должны были выдать и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (представление об устранении). На указанный документ вы в течении месяца в обязательном порядке должны написать письмо — ответ на представление об устранении.
Как ответить на представление Роспотребнадзора
Согласно п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организация обязана в месячный срок с момента получения представления рассмотреть его и дать на ответ. Прежде чем сформировать ответ на представление, предприятие должно:
1. Предпринять все необходимые меры по нивелированию всех поименованных в представлении нарушений и причин, их породивших.
2. Выявить и привлечь к ответственности сотрудников, чье ненадлежащее исполнение должностных обязанностей способствовало возникновению нарушений.
3. Провести мероприятия по предотвращению возникновения выявленных нарушений в будущем.
Отзыв на представление Роспотребнадзора оформляется в произвольной форме — как правило, на бланке компании либо с угловым квадратным штампом, где содержаться реквизиты организации. Помимо идентификационных данных фирмы отзыв на представление должен содержать:
1. Данные адресата (территориального отделения Роспотребнадзора, который вынес представление, а также Ф. И. О. начальника).
2. Название письма («Ответ на представление»).
3. Реквизиты представления, на которое осуществляется ответ (дата, номер, срок исполнения, основные претензии).
4. Содержательную часть. Здесь следует пошагово, от нарушения к нарушению, дать пояснения:
- какие мероприятия проведены для устранения отмеченного недочета,
- какие действия осуществлены для недопущения выявленного нарушения впредь,
- какое наказание понесли виновные сотрудники.
Пояснительная часть письма-ответа может быть оформлена списком либо таблицей. В любом случае не допускается хаотичное и сумбурное изложение, а также игнорирование каких-либо из отмеченных нарушений.
5. Подпись руководителя и печать организации (при ее наличии).
Требования к ответу на представление об устранении
Представление об устранении вам может выдать любой государственный орган, наделенный надзорными полномочиями (прокуратура, росприроднадзор, министерство, комитет) после того как ваш дело об административном правонарушении было рассмотрено.
Согласно положениям части 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо или законный представитель юридического лица, обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и сообщить должностному лицу, внесшему указанное представление, о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня получения данного представления.
Ответственность за непредоставление ответа на представление
В случае, если сведения (информация) о принятых мерах по представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должностному лицу, внесшему указанное представление, в установленный срок не представлены — должностное лицо обязано составить протокол об административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отправить его на рассмотрение в мировой суд.
Статья 19.7 КоАП РФ:
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Образец ответа на представление об устранении
(наименование должности должностного лица)
(наименование государственного органа)
(ФИО должностного лица)
Ответ на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от ****** № ****
В ответ на Ваше представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от ***№ *** сообщаю следующее:
- дополнительно изучены требования экологического законодательства;
- назначено ответственное должностное лицо за соблюдением требований законодательства ( приложение № 1);
- приняты меры к устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства;
- лицо, ответственное за совершение административного правонарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности.
Настоящее представление рассмотрено в присутствии *****
Это примерный перечень мероприятий, которые могли быть проведены предприятием с целью устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
- Представление об устранении нарушений закона
- Срок подготовки ответа на представление прокурора
- Ответ подписывается руководителем организации и скрепляется печатью.
Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Омской области ПРОКУРАТУРА ….. административного округа г. Омска
Председателю ТСЖ «…» К. ул. …, д. …, г. Омск
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений жилищного законодательства
Прокуратурой округа по обращению С. проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности ТСЖ «…», в ходе которой выявлены нарушения.
Прокуратурой … административного округа г. Омска в деятельности ТСЖ «….» по обращению К., А. и В., проживающих в многоквартирном доме № … по ул. … в г. Омске проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, по результатам, которой выявлены нарушения проверяемого законодательства.
В соответствии с положениями ч.ч. 2, 2.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников, жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным жилым домом по ул. …, д. … г. Омска осуществляет ТСЖ «….» на основании протокола общего собрания собственников жилых помещений данного дома № 1 от … …2007 г.
В соответствии с п. 2.2 Устава ТСЖ «…» предметом деятельности товарищества, помимо прочего, является организация управления и обеспечение эксплуатации общего имущества собственников дома № … по ул. … в г. Омске, организация его надлежащего технического, противопожарного, экологического, санитарного состояния, обеспечение исполнения собственниками жилья указанного дома и иными лицами правил пользования общим имуществом дома, организация сохранности указанного имущества.
Проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что ООО «К.» на фасаде дома № … по ул. … в г. Омске размещены рекламные конструкции. Договор аренды фасада дома для размещения рекламных конструкций ООО «К.» не заключался.
Вместе с тем, ТСЖ «…» не принято необходимых мер по организации управления и обеспечение эксплуатации общего имущества собственников дома № … по ул. … в части надлежащего оформления права пользования общего имущества указанного дома ООО «К.» для размещения наружной рекламы, либо по демонтажу указанной рекламы.
Таким образом, ТСЖ «…» должным образом не осуществляется деятельность по обеспечению сохранности вверенного на основании протокола общего собрания собственников жилых помещений дома № … по ул. … в г. Омске № 1 от … …2007 г., имущества указанного дома.
Указанные нарушения допущены по вине должностных лиц ТСЖ «…», ответственных за соблюдение требований технической эксплуатации при обслуживании многоквартирного дома № … по ул. … в г. Омске, стали возможными в связи с осуществлением руководством общества ненадлежащего контроля за их деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1. Незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры округа и принять действенные меры к устранению допущенных нарушений.
2. Привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах уведомить прокурора …. административного округа г. Омска в установленный законом месячный срок в письменной форме, с приложением копий подтверждающих документов.
Заместитель прокурора округа юрист 2 класса …
См. далее: Ответ на приведенное выше представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства
Рекомендуем статью по теме: «Обжаловать представление прокурора в суд или дать ответ на него»?
Представление об устранении нарушений закона
Конкретных требований к содержанию представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, однако стандартно в такой документ включаются следующие данные:
- название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ;
- источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т. д.);
- перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства;
- требования прокурора;
- комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления.
Содержание предписания
Предписание, как тип документа, не имеет единой формы. Различные ведомства и учреждения разрабатывают собственные, индивидуальные его бланки. Однако при этом есть сведения, которые содержатся в любом таком документе:
- информация о контролирующем органе и лице, непосредственно осуществившем контрольные мероприятия;
- дате, месте проведения проверки и компании, которая ей подверглась;
- указываются вид и форма проверки, а также даются ссылки на законы и подзаконные акты, на основании которых действуют проверяющие.
Основная часть предписания может быть оформлена как списком, так и в виде таблицы. Здесь подробно указываются:
- все недочеты, ошибки и нарушения, обнаруженные контролирующими лицами;
- сроки по их устранению;
- даются рекомендации (в некоторых случаях).
Предписание всегда подписывается представителем надзорного органа, осуществившим проверку, а также сотрудником организации, который при этом присутствовал.
Пишется документ в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику предприятия, а второй отправляется в контролирующую структуру.
Срок подготовки ответа на представление прокурора
Рассмотрение представления прокурора должно быть произведено незамедлительно после его получения.
Риски! Сознательное игнорирование требований прокурора, в т. ч.
невыполнение предписаний, содержащихся в прокурорском представлении, может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом оценивается, кто конкретно выступает должностным лицом, ответственным за подготовку ответа.
Так, суд счел, что уполномоченное лицо не проконтролировало надлежащим образом своих подчиненных, которым была поручена подготовка ответа, в связи с чем является лицом, ответственным за нарушение установленных сроков (см. решение Самарского облсуда от 29.08.2018 по делу №12-446/2018).
Ответ на представление об устранении нарушений законодательства
Ответ на представление прокуратуры оформляется на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться следующая информация:
- название органа прокуратуры и имя прокурора, внесшего представление;
- название документа («Ответ на представление о…»);
- указание, кем конкретно и когда было рассмотрено такое представление;
- перечень принятых реальных мер, направленных на устранение обнаруженных органами прокуратуры нарушений законодательства, и их результаты;
Обратите внимание! Если в ходе рассмотрения представления были применены меры дисциплинарного взыскания, к ответу на представление должны быть приложены заверенные копии приказов о таких наказаниях. При этом должны быть соблюдены все правила и сроки привлечения работников к дисциплинарной ответственности (см.
ст. «Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности»).
Прокуратура строго следит за выполнением представлений. Посмотрим на ситуацию со стороны прокурора, изучив в системе КонсультантПлюс методрекомендации по привлечению к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Подлежит ли Представление прокурора безусловному исполнению
Недавно ко мне за помощью обратились члены правления садового товарищества «Лесное». Из их повествования следовало, что местная районная прокуратура вмешалась в хозяйственный спор между СТ «Лесное» и его бывшими и несостоявшимися членами по поводу пользования энергосетями садового товарищества.
Владельцы участка №34, не являвшиеся членами СТ «Лесное», в обход установленных норм и правил самоуправно подключились к энергосетям СТ «Лесное», прибор учета потребленной электроэнергии совместно с электриком СТ «Лесное» либо энергоснабжающей компании не установили и не опломбировали, денежные средства за потребленную электроэнергию не оплачивают, к себе в дом не пускают. Неоднократные разъяснения о порядке заключения договора энергоснабжения ими игнорируются.
Владельцы участков №21 и №96 за нарушения требований Устава, невыполнение решений общего собрания, не оплату членских взносов и потребляемой электроэнергии были исключены из членов СТ «Лесное». При этом им был разъяснен порядок заключения договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СТ «Лесное», включая пользование объектами электрохозяйства. К приборам учета потребления электроэнергии, установленным в домах, они доступа не предоставляют, поэтому точный расчет задолженности сделать не представляется возможным.
Ввиду того, что у СТ «Лесное» отсутствует обязанность и финансовая возможность оплачивать потребленную электроэнергию за лиц, не заключивших договора энергоснабжения, руководствуясь абз.2 ч.2 ст. 8 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» общим собранием членов СТ «Лесное» было принято решение лишить права пользоваться объектами электросетевого хозяйства граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, не подключенных к ним в установленном порядке и имеющих задолженность за потребленную электроэнергию.
Данное решение заинтересованными лицами в суд не обжаловалось.
15 января 2021 года Кольчугинский межрайонный прокурор Владимирской области, не выяснив имеющие существенные для дела обстоятельства, внес председателю СТ «Лесное» Представление об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике от 09.01.2018г., в котором содержались следующие требования:
— рассмотреть настоящее Представление с участием представителя Кольчугинской межрайонной прокуратуры;
— принять меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем;
— привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные в Представлении нарушения;
— о результатах рассмотрения Представления письменно сообщить в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру в течение месяца со дня получения Представления.
Указанное Представление было рассмотрено и на него дан ответ о необоснованности позиции прокурора.
26 февраля 2021 года Кольчугинский межрайонный прокурор вынес Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношение СТ «Лесное» по ст. 17.7 КОАП РФ — умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, выразившееся в неисполнении требований, изложенных в Представлении от 09.01.2018г., и передал административный материал для рассмотрения в Кольчугинский городской суд Владимирской области.
В Возражении на привлечение к административной ответственности я не стал подробно анализировать правоотношения, сложившиеся между СТ «Лесное» и гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке, по поводу электроснабжения, а сделал упор на формальном выполнении законных требований прокурора, подлежащих безусловному исполнению.
Первое и последнее требование прокурора было выполнено. Представление рассмотрено и на него был дан ответ от 13 февраля 2018 года, что не оспаривается прокурором.
Второе требование носит неконкретный характер, так как в нем не раскрываются конкретные меры, которые должны быть приняты по недопущению нарушений в будущем.
Вместе с тем, описания каких-либо конкретных нарушений действующего законодательства, которые были совершены после получения СТ «Лесное» Представления, в Постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не содержится.
Третье требование о привлечении к дисциплинарной ответственности неких лиц является незаконным, так как применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Аналогичные выводы имеются в практике Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, выдвигая данное требование прокурор не учел того обстоятельства, что члены садоводческого товарищества не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, так как они не находятся в трудовых отношениях с СТ «Лесное» и такой вид ответственности для них не предусмотрен действующим законодательством.
Несогласие юридического лица с позицией прокурора, изложенной в Представлении, не может расцениваться как невыполнение его требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, так как:
— требования не были заявлены и конкретизированы;
— Представление об устранении нарушений закона, регламентируемое ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в силу ч.1 ст.6 этого же Закона не относится к безусловному исполнению.
Из диспозиции статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что Представление прокурора подлежит рассмотрению. При этом законодательно не установлено, что результатом рассмотрения внесенного Представления может быть только его удовлетворение. Следовательно, в случае признания лицом Представления, которому оно внесено, незаконным и/или необоснованным, Представление не подлежит исполнению.
В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2021 года №1742-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кирилина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав п.2 ст.21, п.3 ст.22 и п.1 ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» во взаимосвязи со ст.6 Гражданского кодекса Российской Федерации», «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке».
Несогласие прокурора с решением общего собрания членов СТ «Лесное» об отключении от электроснабжения 3-х участков, с одной стороны, и неудовлетворение Представления об устранении нарушений закона, с другой стороны, породило гражданско-правовой спор о правах и обязанностях сторон.
Согласно ч.1 ст.118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
В соответствие с ч.1 ст.1 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Таким образом, прокурор любого уровня не может выступать в качестве квазисудебного органа, рассматривающего гражданско-правовые споры и принимающего решения, обязательные к безусловному исполнению.
В связи с тем, что Представление прокурора не является безусловно подлежащим исполнению, то его невыполнение не влечет ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КОАП РФ, даже в том случае, если Представление является законным и обоснованным.
Указанную позицию разделил судья Кольчугинского городского суда и 22 марта 2021 года вынес Постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Межрайонный прокурор с Постановлением судьи не согласился и 02 апреля 2021 года внес Протест.
Продолжение следует…
Ответ подписывается руководителем организации и скрепляется печатью.
Важно! Если получатель представления считает, что оно вынесено незаконно, то может обжаловать его в установленном законом порядке (согласно гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Больше сведений по данной теме — в нашей статье «Как оспорить представление прокурора».
Таким образом, ответ на представление прокуратуры должен быть отправлен в течение 1 месяца с момента его получения. В этот же период должны быть приняты конкретные меры для устранения выявленных недостатков. Описание таких мероприятий входит в содержание ответа. За невыполнение требований прокурора предусмотрена административная ответственность.
Если получено уведомление, необходимо подготовить ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений. Важно оформить представление в соответствии с установленными правилами.
Лучше использовать готовый пример. Это позволит избежать риска возникновения ошибок.
В бумаге нужно отразить перечень обязательной информации. Предстоит соблюдать установленные прокуратурой сроки.
В ином случае лицо могут привлечь к административному наказанию. Об ответственности за несвоевременное исполнение представления, составлении бумаги, о подготовке и оформлении поговорим далее.
Срок предоставления ответа
Как уже говорилось ранее, лучше не тянуть с рассмотрением полученных от прокуратуры бумаг и направлением ответа на представление. Получателю даётся всего один месяц на то, чтобы выполнить все необходимые действия. В представлении фиксируется дата, до наступления которой нужно принять меры по устранению нарушений и уведомить уполномоченный орган. Целенаправленное игнорирование требований закона повлечёт за собой привлечение нарушителя к административному наказанию.
Видео
Образец документа
Мнение эксперта
Михайлов Игорь Константинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.
Занимаясь подготовкой ответа на представление из прокуратуры, нужно использовать фирменный бланк организации. В процессе заполнения необходимо указать ряд обязательных сведений. Без них документ не будет считаться действительным.
В бумаге важно отразить перечень обязательной информации:
- указать данные об учреждении, подготовившем представление; можно отразить полное наименование органа, ФИО прокурора;
- указать название жалобы – ответ на представление прокуратуры;
- внести сведения об особенностях рассмотрения бумаги;
- зафиксировать перечень мер, которые были приняты для устранения выявленных нарушений.
В процессе рассмотрения прокурорского представления могут быть применены взыскания в отношении должностных лиц. В этом случае к ответу на представление прилагаются копии приказа, в соответствии с которыми применялись санкции.
Документация должна быть заверена подписью руководителя. На бумаге проставляется печать организации.
Ответ на представление прокуратуры также подписывается руководителем и скрепляется печатью.
Подготовка и оформление
Если компания получила представление, необходимо дать ответ. Возражение оформляется строго в письменной форме. В нём фиксируются причины, повлекшие за собой возникновение нарушений закона. Лучше использовать готовый образец ответа на представление прокуратуры об устранении нарушений. Это позволит минимизировать риск возникновения ошибок.
Обратите внимание: На практике представление не всегда выносится законно. Если организация считает, что было допущено нарушение, также необходимо подготовить ответ на представление прокуратуры в виде письма. В нём нужно отразить основание, выступающее причиной несогласия с представленным предписанием.
Организация может оставить бумагу без ответа. Однако нарушение сроков, отраженных в бумаге, чревато приглашением должностного лица в прокуратуру для проведения беседы. Альтернативной мерой воздействия выступает обращение представителя уполномоченного органа в суд. В этой ситуации должностное лицо будет выступать в качестве ответчика.
Составляя ответ на представление прокуратуры, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- В начале нужно прописать реквизиты поступившего представления. Это позволяет упростить работу органам в канцелярии.
- Если отраженные в бумаге нарушения действительно присутствуют, нужно в кратчайшие сроки потребовать объяснительные от всех лиц, виновных в произошедшем. Дополнительно на нарушителей могут быть наложены меры в соответствии с нормами действующего законодательства.
- Если срок на введение санкций пропущен, выполнить подобные действия в отношении виновников происшествия нельзя. Если бумага была оформлена из-за мелких нарушений, которые к моменту получения представления уже были устранены, важно отразить информацию в ответе. Дополнительно нужно приложить доказательства. В их качестве используется документация, подтверждающая факт устранения нарушений.
Особенности составления бумаги
Если нужно подготовить ответ на представление прокурора об устранении нарушений закона, рекомендуется не затягивать с выполнением действий. Важно как можно быстрее выполнить указанные в документе требования.
Организация предоставляет месяц для выполнения действий, отражённых в бумаге. В этот же срок необходимо составить ответ и передать его в прокуратуру.
Если вышеуказанный алгоритм не выполнен, должностное лицо привлекут к ответственности.
Если ответ на представление не поступил своевременно, могут вызвать в прокуратуру представителя организации на беседу или обратиться в суд. Первый метод представляет собой реагирование на бездействие.
Его суть состоит в проведении беседы с лицом для того, чтобы выявить, какие меры организация предприняла для устранения нарушений. Дополнительно представитель уполномоченного органа постарается узнать, почему ответ не поступил своевременно.
Если выяснится, что меры были осуществлены в установленный срок, штрафа можно избежать. Альтернативой выступает обращение в суд.
В этом случае получатель представления становится ответчиком. Он вынужден участвовать в судебном разбирательстве.
В этом случае объективность причины несвоевременного ответа придётся доказывать суду. Разбирательство занимает большое количество времени.
Если вердикт будет вынесен в пользу прокурора, контроль за соблюдением мер возьмут на себя исполнительные органы. Вердикт суда необходимо выполнить в обязательном порядке.