Право собственности охраняется законом. Это конституционное право каждого гражданина – иметь в собственности недвижимость, земельный участок и т.п. Однако наше законодательство предусматривает некоторые исключения, когда собственник может лишиться своего имущества.
В данной статье рассмотрим, за какие нарушения владелец может лишиться своего земельного участка по состоянию на 2021 год.
На основании чего государство изымает земли
Кроме плановых и внеплановых проверок, на основании № 234-ФЗ от 02.07.2014 в рамках земельного контроля создана форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений. В отличии от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Как указано в законе — административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации.
Другими словами, инспектор вправе начать административное обследование вашего земельного участка в любой момент и частота проведения таких обследований не ограничена.
При этом, административное обследование не должно мешать хозяйственной деятельности собственника. При исследовании состояния земельного участка используют аэрокосмическую съемку, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследования и другие методы.
В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении владельца полноценной внеплановой проверки с возможным последующим изъятием земельного участка.
Конфискация
Конфискация производится только на основании вступившего в силу приговора суда, вынесенного в отношении собственника земельного объекта. Порядок изъятия конфискованного судом имущества определен статьей 243 Гражданского кодекса РФ и статьей 50 Земельного кодекса РФ.
В случае совершения гражданином преступления конфискация применяется в виде санкции за противоправное деяние. При этом изъятию подлежит только то имущество, которое находится в непосредственном владении обвиняемого в преступлении гражданина.
Изъятый таким образом земельный участок в дальнейшем реализуется на публичных торгах. При этом бывшему собственнику не положено никаких компенсаций взамен конфискованного земельного объекта.
Не подлежат конфискации следующие виды земельных участков:
- Участки, на которых расположены жилые дома или хозяйственные постройки, не являющиеся объектами конфискации;
- Объекты земли, на которых осуществляется подсобная либо сельскохозяйственная деятельность.
Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором
В ходе административного обследования инспектор может обнаружить такие земельные правонарушения, как:
- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его категории земель и видом разрешенного использования;
- неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется № 101-ФЗ от 24.07.2002, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях аренды.
Изъятие невостребованных участков
В отдельных случаях земельный участок признается невостребованным.
Это происходит, если:
- в органах местного самоуправления отсутствуют какие-либо сведения о владельце объекта;
- бывший владелец участка скончался, а его преемники в силу определенных причин не вступили в наследственные права (например, наследники отсутствуют, отказались от принятия наследства либо признаны недостойными).
Внимание! Участки, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997, не могут быть признаны невостребованными.
При изъятии невостребованного земельного объекта выплата компенсации не производится.
Порядок изъятия подобной категории земель выглядит следующим образом:
- Органы местного самоуправления формируют списки владельцев невостребованных участков земли;
- Составленные списки размещаются в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации;
- По истечении месячного срока местные органы власти обращаются в судебную инстанцию с целью признания земель невостребованными.
При этом установленные законом сроки должны быть обязательно соблюдены.
Вот как по этому поводу высказывается Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.03.2005 за номером 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»: «Если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии, либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению».
Какой штраф за нецелевое использование земельного участка
Пунктом 2 ст. №7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территорий. К примеру, если собственник земельного участка построит жилой дом, не изменив при этом разрешенное использование на ИЖС, то у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа. Для юридических лиц штраф составляет 1,5-2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. Для физлиц в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка.
Реквизиция
Изъятие в виде принудительной возмездной реквизиции имущества применяется органами исполнительной власти в случаях наступления чрезвычайных обстоятельств, таких как:
- катастрофы техногенного характера;
- стихийные природные бедствия;
- проведение военных действий в месте нахождения имущества собственника.
В случае реквизиции участка органы власти обязаны компенсировать владельцу стоимость объекта и понесенные вследствие изъятия убытки. Согласно статье 51 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка в случае невозможности его возврата возмещается рыночная стоимость реквизированного объекта.
Расчет стоимости осуществляется в соответствии с федеральным законом об оценочной стоимости.
Реквизиция земель носит, как правило, временный характер, вследствие чего после устранения причин изъятия участок может быть возвращен его владельцу с выплатой компенсации понесенных им убытков.
В случае невозможности передачи изъятого участка его владельцу государство выплачивает компенсацию в размере рыночной стоимости объекта (ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Посмотрите видео. Как могут отобрать земельный участок и как этого не допустить:
Причины изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения
Согласностатьи №6 ЗК РФ «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» для изъятия земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено два основания.
Ухудшение полезных свойств земельного участка
Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.
Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев:
- снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;
- снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;
- повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;
- снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;
- снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.
Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:
- загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
- размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.
Земельный участок не используется более 3-х лет
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.
Можно ли изъять земельный участок у собственника в случае, если участок, предназначенный для жилищного строительства либо сельскохозяйственного производства, не используется по назначению? Если да, то каков порядок изъятия? Существуют ли еще какие-нибудь санкции за неиспользование указанных категорий земель по назначению? Новороссийский отдел земельного надзора обращает внимание землепользователей на данную санкцию за нецелевое использование, либо неиспользование земельного участка собственником для профилактики вышеуказанных правонарушений. В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Пунктом 5 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника принудительно в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
На основании ст. 286 Кодекса орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле, согласно п. 1 которого задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В пп. «в» п. 3 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В соответствии со ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Одновременно с наложением штрафа должностные лица органов государственного земельного контроля выдают предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока исполнения предписания (пп. «в» п. 9 Положения).
В случае неустранения правонарушения в установленный срок в отношении нарушителя составляется протокол об административном нарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства) и в составе административного дела направляется на рассмотрение в суд (мировой суд). Одновременно материалы о прекращении права на земельный участок направляются должностным лицом органа государственного земельного контроля в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления для принятия соответствующего решения (пп. «в», «г» п. 10 Положения).
Причины изъятия земельного участка для строительства
- На основании статьи 284 ГК РФ неиспользование земельного участка для строительства в течение 3-х лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды.
- Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить этот факт при выезде на местность.
Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но и влечет серьезные риски утраты права на земельный участок.
Обращение в суд
Нарушение порядка изъятия встречается достаточно часто, в связи с чем судебные инстанции отказывают в удовлетворении требований государственных органов.
К числу самых распространенных нарушений относятся:
- нарушения процедуры принятия соответствующего решения;
- нарушение порядка уведомления владельцев земли;
- нарушения процедуры оценки.
Подобные действия со стороны государственных органов – хорошее подспорье для владельцев, которым нужно выиграть время и не допустить изъятия объекта.
Если нарушения порядка изъятия вскроются в ходе судебного разбирательства, владелец вправе:
- восстановить свои права на земельный участок;
- рассчитывать на отмену решения государственного органа;
- требовать возмещения понесенных убытков.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец административного искового заявления признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка:
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд
- Согласно статьи 54 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.
- Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
- Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.
Изъятие для государственных и муниципальных нужд
Подобное основание возникает в случаях, когда земельный участок по тем или иным причинам требуется федеральным или муниципальным органам власти. При этом законом допускается изъятие необходимого объекта в ускоренном порядке, без обращения инициатора в суд.
Соответствующее решение предъявляется собственнику в письменном виде не позднее, чем за двенадцать месяцев, предшествующих процедуре изъятия.
В данном случае передача участка государственным либо муниципальным органам осуществляется на возмездной основе. При этом собственнику земли предлагается компенсация в размере рыночной стоимости объекта. Помимо этого, владелец земли вправе требовать возмещения упущенной коммерческой выгоды.
Окончательная сумма компенсации определяется судом, исходя из следующих расходов: рыночной и оценочной стоимости объекта, величины убытков, которые понесет собственник в случае изъятия, а также размера упущенной выгоды.
Как могут изъять земельный участок под недостроем
В соответствии с № 171-ФЗ от 23.06.2014 для собственников объектов незавершенного строительства существуют риски утраты права собственности на данные объекты.
Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства. Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.
В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Средства, вырученные от продажи недостроя, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
Порча земли
Нарушение санитарных норм при строительстве бань и уличных туалетов, свалка отходов на участке, несогласованное выкапывание котлована и т.д. — все это будет считаться нанесением ущерба верхнему плодородному слою земли.
За эти действия, в соответствии со статьей 8.6 Кодекса об административных правонарушениях, для граждан предусмотрен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Кроме того, будет вынесено предписание об устранении нарушений и рекультивации земли. За его игнорирование, статьей 8.7 Кодекса об административных правонарушениях, гражданину грозит штраф от 20 000 до 50 000 рублей.
Как видите, существует множество ограничений, которые должен соблюдать любой владелец земельного участка, если ему не нужны проблемы с законом.
А как считаете Вы, какие из этих ограничений действительно необходимы, а какие бесполезны? Какие лично Вы бы убрали, а какие добавили? Прошу поделиться своим мнением в комментариях. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ей в социальных сетях.
Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.
Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.
На заметку
Граждане и юридические лица отвечают за содержание только находящихся у них в собственности участков. Если вам необоснованно предъявили претензии, обратитесь в суд и сошлитесь на федеральное законодательство.
Обращайте внимание на понятия, которыми оперирует проверяющий орган. Не должно быть смешивания определений «придомовая» и «прилегающая» территория. Это разные понятия с разным правовым статусом.
Если границы земельного участка, прилегающего к МКД, не установлены, сам участок не конкретизирован, нет его план-схемы и обратных доказательств в деле, настаивайте на своей правоте – вы не обязаны содержать такую территорию.