Главная / Недвижимость / Земельный участок / Межевание / Кадастровый паспорт
Назад
Опубликовано: 18.03.2017
Время на чтение: 10 мин
0
1521
В Российской Федерации вопрос владения земельными участками всегда стоял крайне остро для общественности и государства, так как земли много и нужно правильно ее использовать.
Не смотря на то, что законодательство достаточно исчерпывающе описывает все права и обязанности владельцев и арендодателей земельных участков все равно время от времени вспыхивают земельные споры между собственниками участков-соседей.
В нашей статье мы подробно опишем законодательные нормы, которые затрагивают вопрос межевание земельных участков, а также объясним, нужно ли проводить межевание земли, если уже есть кадастровый паспорт.
Межевание участка земли — это процедура, которую проводят кадастровые инженеры, для точного определения границ между земельными участками. Межевание тесно связанно с геодезией, которую проводят на различных участках земли.
Кадастровый паспорт – документ с техническими характеристиками, который выдают владельцу земельного участка, при постановлении участка на государственный учет.
Старые кадастровые паспорта далеко не всегда имеют данные о проведенном межевании, ведь ранее, согласно законодательству, их выдавали и без проведения данной процедуры. В дальнейшем это привело к частым путаницам с наложением одной земельной границы на другую и как следствие — земельным спорам.
- Законодательство
- Нужно ли проводить межевание, если уже оформлен кадастровый паспорт
- Зачем проводить межевание, если кадастровый паспорт был оформлен ранее
Причины отсутствия установленных границ
Есть несколько причин, по которым на участке не было проведено межевание. Эта процедура предполагает установление границ на плане и на местности, формирование межевого дела, куда будет входить описание земельного надела и его чертеж. После чего все результаты межевания попадают в базу данных государственного кадастра.
Отмежеванный участок будет стоять на кадастровом учете и его можно найти на публичной кадастровой карте. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что на ней есть участки, которые не имеют координат. Это значит, что владелец участка не провел межевание, хотя надел имеет кадастровый номер и собственника.
Межевание не было проведено у следующих категорий граждан:
- Дачники. Остались дачные участки, владельцы которых предпочитают не проводить эту процедуру. Чаще всего это объясняется высокими ценами на ] кадастровых инженеров[/anchor]. Иногда проблемы возникают из-за несанкционированных «прирезков», когда часть находящейся в пользовании земли никак не задокументирована. Но, в целом, дачная амнистия позволяет регистрировать дачный участок по упрощенной системе.
- Лица, права на участки которых возникли на основании бессрочного пользования. Особенностями такого владения является отсутствие права передачи по наследованию, дарения и продажи земли. Такой участок можно оформить по упрощенной системе, однако межевание позволит провести более точные границы.
- Граждане, которые купили участок без межевания. Скорее всего, прежние хозяева так же как зарегистрировали надел, воспользовавшись законом о дачной амнистии.
Также возможны и такие причины:
- Участок выделен местной администрацией по какой-либо программе (например, помощи многодетным семьям). Здесь межевание — вопрос времени. Обычно новые хозяева стараются в кратчайшие сроки получить все документы для регистрации права собственности.
- Участок может отсутствовать на кадастровой карте из-за того, что документы не были поданы в госкадастр. Процедура межевания при этом была проведена в полном объеме.
В этих случаях достаточно обратиться в Росреестр с документацией или провести межевание вновь.
Есть участки, рыночная стоимость которых практически не превышает затраты по межеванию и регистрации участка. В этом случае владельцы предпочитают не оформлять землю.
Как правильно установить границы земли?
Это осуществляется несколькими способами:
- По видимым ограничениям: колышкам, столбикам или забору, окружающему участок. На основании этих данных производится сверка документов и дальнейшее подтверждение;
- По расположению заборов соседей. Такой вариант не всегда достоверный, но самый быстрый;
- По имеющемуся кадастровому номеру или через сайт Россреестра. В документах должны быть отображены координаты, площадь и приложен план или эскиз. Для просмотра информации Россреестра достаточно зайти на их сайт, найти вкладку «Публичная кадастровая карта» и вписать номер своего участка;
- Границы устанавливаются заново с помощью сторонней компании.
Можно ли оформить землю в собственность без проведения межевания?
Оформление земли предполагает несколько этапов:
- подача всех документов в Росреестр;
- написание заявления;
- оплата государственной пошлины.
Наличие межевого плана или кадастрового паспорта сделает регистрацию полноценной. То есть все сведения об участке, координаты его границ и межевой план будет в базе данных Росреестра. При продаже участка покупатель будет точно знать ее характеристики.
Как поставить надел на кадастровый учет
Для того, чтобы поставить надел на кадастровый учет, нужно предоставить в отделение госкадастра при Росреестре пакет документов. Кадастровый учет — это внесение сведений о любом объекте недвижимости, в том числе земельных участков. Чтобы собрать эти сведения, на участок должен выехать специалист.
Кадастровый инженер определяет координаты границ земли и регистрирует все полученные сведения в актах, других документах, которые сдаются в Росреестр. Затем документы обрабатываются, и участок приобретает кадастровый номер. А все остальные данные заносятся в базу данных.
Подробнее о постановке на кадастровый учет читайте здесь.
Как получить кадастровый номер
Наличие кадастрового номера свидетельствует о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет. На всех документах, которые касаются этого участка, стоит кадастровый номер. С ним любая недвижимость быстрее и проще идентифицируется, поскольку он нигде не повторяется.
Уникальный кадастровый номер сейчас можно получить не только после процедуры межевания. Подробнее о получения кадастрового номера читайте здесь.
Но есть исключения. Осталось небольшое количество участков, которые зарегистрированы в различных информационных системах.
Но при этом граждане, являющиеся владельцами этой земли, официально не зарегистрировали право собственности. Речь идет об участках с правом постоянного бессрочного пользования.
Выдача кадастрового паспорта на земельный участок была возможна без межевания. В этом случае в документе стояла отметка о том, что «границы не установлены в соответствии с требованиями закона».
Получение свидетельства о праве собственности
Свидетельство о праве собственности на земельный участок можно было получить без межевания.
У собственников часто возникает вопрос: нужно ли его теперь делать, если уже есть документ?
Воспользоваться услугами кадастрового инженера и определить координаты границ участка иногда заставляет пожелание покупателя, который точно хочет знать, что он покупает.
Росреестр прекратил выдачу Свидетельств, напечатанных на гербовой бумаге в 2021 году.
Теперь в качестве документа, подтверждающего право собственности, выступает выписка из ЕГРН. Она печатается на обычной бумаге, формата А4.
Теперь Свидетельства не выдаются, а приобретение права собственности невозможно без проведения межевания. Это значит, что обойти эту процедуру при покупке участка не получится.
Последствия неоформленных границ участка
Итак, земельный участок без координат – это территории, у которых нет четкого определения крайних точек.
Для сведений собственников, самостоятельная установка границ не гарантирует их правильность. Забор может стоять на земле соседа, дороге частного пользования, или занимать часть муниципальной территории, за что в последствии еще и придется заплатить штраф от 5 до 100 тысяч рублей.
Для определения границ и, так называемых, углов участка, необходимо присутствие специального, кадастрового инженера, который проводит обмер, определяет положение участка, его координаты на карте.
Перед вызовом специалиста, нужно собрать информацию о соседних участках, согласовать границы таким образом, чтобы не получилось «нахлеста» земли на соседние наделы или, наоборот, бесхозных территорий.
Ошибки в кадастре
Иногда, при оформлении кадастрового номера, допускаются ошибки, случайные или намеренные, такие как самовольное расширение соседом своих границ. Такие ошибки нужно незамедлительно исправлять, чтобы в дальнейшем, при продаже или сдаче земли, избежать спорных вопросов.
Некорректно внесенные данные могут быть:
- техническими;
- кадастровыми.
Первые возникают по вине специалиста кадастровой палаты, при опечатках, неправильном введении фамилии, цифрах и т.д. Вторые – это изначально неверно поданные данные, что является неправомерным действием.
Технические ошибки
Устраняются самими специалистами при обнаружении, или по просьбе заявителя, которому необходимо написать соответствующие заявления в кадастровую палату и МФЦ, указав в них:
- Фамилию, имя и отчество владельца, а также его реквизиты: паспортные данные, адреса, телефоны;
- Если заявитель обращается за исправлениями не лично, то тогда необходимы и данные о его представителе;
- Заполняется таблица, в которой, в первой графе указывается название объекта и указана ошибка. Во второй — подробно расписывается сама проблема, а в последней – правильный вариант исхода дела.
Вместе с заявлением, передается документ с достоверными сведениями. Сделать это можно лично или отправив бумаги по почте или через интернет-ресурсы.
В течение 5-ти дней Кадастровая палата рассматривает и изучает заявление и, на основании анализа данных, дает ответ, будет ли проведена корректировка документации.
При положительном решении, владелец получит новый паспорт на землю. В противном случае, ему представится исчерпывающая информация об отказе. Причиной тому может быть:
- Неверно заполоненное заявление или отсутствие подтверждения проблемы;
- Отсутствие ошибки, возможно в кадастровой палате и так хранятся верные сведения;
- Причиной отказа может послужить выявление не технической ошибки.
Кадастровые ошибки
Такие исправить гораздо сложнее, чем технические. Процесс проверки подлинности сведений и доказательства правоты истца может занять довольно длительное время.
К подобным ошибкам относятся:
- Неправильно проведенные межевания;
- Неверно указанные адреса;
- Проблемы с документами, устанавливающими тип и категорию земельного участка.
- Нарушения, связанные со строительством дома.
Для исправления этих ошибок, как и в предыдущем варианте, следует подать в регпалату или МФЦ заявление и приложенный документ с правильными сведениями.
Бывают случаи, когда бумаги приложить невозможно, так как, ошибка допущена в стенах Кадастровой палаты или спор возник из-за определения координат. В этой ситуации, для начала, необходимо обратиться в суд. И только по его решению возможно получить новый кадастровый паспорт.
Внесение изменений в реестр обычно происходит в течение 10 дней. Заметить ошибку могут и сами сотрудники палаты. Тогда они устраняют ее самостоятельно, а владельцу и госоргану только передают соответствующие постановления о необходимости устранить неточность.
Что делать если координаты участка не установлены?
Если сведений о действующих границах нет, необходимо воспользоваться последним пунктом предыдущего списка и пригласить инженера для обмера участка.
Процесс установления границ проходит в несколько этапов:
- Для межевания приглашается специалист и заключается договор с соответствующей компанией, оказывающей услуги по геодезическим работам;
- С соседями согласовывается раздел земель и подписывается акт согласования. Если отношения с соседями налажены, и по территории расположен совместный забор – проблем не возникнет. Однако, так часто бывает, что между владельцами соседних участков имеются серьезные разногласия. В этом случае, придется оформлять границы и координаты через в суд, где доказывать свою правоту;
- По приезду инженера, для обмера, заводится дело о межевании в двух копиях, один из документов направляется в кадастровую палату, а другой сохраняется у собственника. Геодезист проводит весь комплекс измерений и привязку участка к координатам;
- Далее необходимо обратиться в регпалату с письменным заявлением, приложенными документами и ожидать получения новых бумаг.
В лучшем варианте исхода дела, вся процедура займет не более 1-1,5 месяцев. Если же согласование с соседями не достигнуто, дело может затянуться на месяцы, а то и годы.
Как проверить квалификацию инженера?
Крайне важно, чтобы прибывший на место специалист был достаточно опытным, квалифицированным, нес ответственность за свою работу, и не исчез сразу после предоставления услуг. Иначе, в случае ошибки в документах, вам придется вызывать другого исполнителя и заново нести расходы на оплату его труда.
С 1 июля 2021 года вступили в силу новые положения закона, которые ужесточают требования к геодезистам. Кроме обязательного профильного образования и минимум двухлетней стажировки, они должны вступить в саморегулируемую организацию (СРО). Эта организация контролирует деятельность всех зарегистрированных сотрудников и, в случае обнаружения недочетов и ошибок, исправляет их.
Проверить квалификацию инженера может каждый желающий. Для этого необходимо на сайте Росреестра во вкладке «Реестр кадастровых инженеров», ввести данные о специалисте (ФИО), после чего высветится подробная информация о нем, включая аттестацию и результаты профессиональной деятельности.