Оформление временной регистрации является важным условием пребывания гражданина РФ в другом регионе. В отличие от постоянной регистрации (или по-старому «прописки») временная регистрация предоставляется гражданину на определенный срок и не принуждает его к смене основного места жительства.
Из этого вытекает простой вопрос: «Нужно ли выписываться при временной регистрации»? Подробнее о том, что говорит закон — в этой статье. Если же вы уже столкнулись с необходимостью выписываться или у вас возникли с этим проблемы, рекомендуем обратиться к специалистам, которые знают тонкости взаимодействия с региональными органами власти, помогут правильно собрать документы и компетентно ответят на все возникшие вопросы.
Что такое временная регистрация?
Согласно статье 27 Конституции РФ, каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать место проживания на территории Российской Федерации по своему усмотрению. В это же время, согласно правилам внутрироссийского миграционного учета, гражданин обязан зарегистрироваться в районном отделении МВД по месту своего фактического пребывания в течение 90 суток со дня прибытия в новый регион.
Определить с максимальной точностью “день прибытия” ни МВД, ни какой-либо другой орган не может чисто физически. Поэтому данная обязанность ложится на совесть самого гражданина.
Из этого мы можем сделать вывод, что временная регистрация — является де-юре обязательной, а де-факто желательной процедурой, которую должны осуществить граждане.
Если давать определение временной регистрации, то с уверенностью можно сказать, что это документ, подтверждающий текущее место жительства гражданина за пределами его основного места жительства.
Можно ли гражданину РФ добиться продления такой прописки и на каких основаниях?
Продления временной регистрации по сути не существует с точки зрения юриспруденции. Пребывающему в другом субъекте не продлевают старое свидетельство, а просто выдают новое. Поэтому фактически порядок получения временной регистрации и ее продление – одно и то же в настоящей статье согласно законодательству РФ.
Основаниями для продления может послужить абсолютно любая причина, которую регистрирующий и регистрируемый считают уважительными. Главное при продлении прописки – это согласие владельца недвижимости; все остальное по сути является формальностью. Например, в качестве основания могут выступить следующие обстоятельства:
- Продление сроков командировки в другом субъекте РФ.
- Необходимость задержаться в городе по семейным или другим причинам.
- Заболевание, не позволяющее выехать из места пребывания.
- Трудоустройство в месте пребывания и так далее.
Чем временная регистрация отличается от постоянной?
В отличие от «прописки», временная регистрация выдается на определенный срок. Согласно действующему законодательству, он может равняться промежутку времени от 6 месяцев до 5 лет. Временная прописка оформляется гражданином в органах МВД на специальном бланке, где указываются следующие сведения:
- Порядковый номер документа;
- ФИО заявителя;
- Непосредственно сам адрес, где проживает заявитель в настоящий момент;
- Период действия временной регистрации;
- Наименование территориального органа МВД, где гражданин зарегистрировался;
- Паспортные данные заявителя;
- ФИО ответственного сотрудника, выдавшего документ.
Как вы понимаете, временная регистрация оформляется в виде отдельно взятого документа, в то время как постоянная регистрация представляет собой соответствующий штамп в паспорте. Отдельный документ можно потерять, залить чаем, нечаянно выбросить или прочим образом повредить. К паспорту, нужно заметить, у граждан несколько иное отношение, что также важно учитывать.
Куда подать документы?
Первый вариант – это подача заявления и собранной документации непосредственно в УФМС. Помимо этого, практически в любом уголке России можно найти Многофункциональные центры (МФЦ), которые помогают гражданам в вопросах оформления многих документов и пособий.
А также, есть возможность использования самых современных технологий, и заявить о желании прописаться, через интернет-сайт Госуслуги. Чтобы получить возможность пользования услугами сайта, на нем необходимо пройти регистрацию. И последний вариант – отправление документов в отделение Миграционной службы по почте.
Инструкция к оформлению прописки
- Первый шаг – это подача документов. В случае обращения в Миграционную службу или МФЦ, они подаются лично, и к ним прикладываются копии. При оформлении через «Госуслуги» — отправляются электронные версии документов.
- Далее нужно немного подождать – обычно требуется трехдневный срок ожидания. Однако, в зависимости от ситуации, он может быть увеличен до 8 дней. В случае с вариантом подачи заявления в электронном виде – в течение трех дней должна поступить информация с датой, когда необходимо посетить отделение ФМС.
- Заключительный этап – это посещение ФМС или МФЦ для того чтобы получить справку о регистрации (форма №3). Для тех, кто подал документы через интернет или лично в ФМС – свидетельство будет выдано в отделении миграционной службы. Если заявление приняли в МФЦ, они же выдадут и результат.
Что дает временная регистрация?
Первое и самое главное — при временной регистрации не нужно выписываться с основного места жительства. В теории временные регистрации можно менять из месяца в месяц, если то, например, требуют служебные обязанности гражданина. При этом временная регистрация имеет равную юридическую силу с постоянной регистрацией. Имея временную прописку, гражданин РФ обладает следующими правами по текущему месту жительства:
- Он может записать ребенка в детский сад или школу;
- Встать на учет в военный комиссариат;
- Зарегистрировать автомобиль;
- Устроиться на работу по трудовому договору;
- Взять кредит в банке;
- Воспользоваться полисом ОМС в поликлинике или больнице.
Как мы видим, непостоянная регистрация дает гражданину те же права, что и постоянная прописка. Отталкиваясь от этого можно с уверенностью утверждать, что регистрационный учет граждан при временной регистрации в чужом регионе требуется, в первую очередь, для того, чтобы те могли получать государственные услуги за пределами родного региона.
Административная ответственность
Сколько можно жить без прописки в паспорте сроки устанавливаются законом. Если происходит нарушение Постановления Правительства от 15.08.2014 N809, N 713, то предполагается ответственность.
Гражданин, согласно статье 19.15 КоАП РФ должен будет заплатить штраф.
Если новорожденный проживает без регистрации, то это не является нарушением. В России существует такое понятие, как первичная регистрация.
Это означает, что младенец автоматически прописывается там же, где и мама. Согласно статье 19.15.1 ФЗ N 376-ФЗ от 31.12.2014 гражданин РФ не несет ответственности за нарушение, если он является супругом/ребенком/внуком/бабушкой/дедушкой нанимателя или собственника жилья.
Какой штраф?
Штраф за проживание без регистрации составляет от 2000 до 3000 рублей. Стоит отметить, что подобные меры принимаются нечасто, только в случае задержания гражданина стражами правопорядка и, если лицо проживает без регистрации долгий период.
Если человек добровольно пришел в органы УФМС или МФЦ, то штраф может быть не предъявлен.
Но, нужно понимать, что долговременное пребывание без прописки в любом случае повлечет за собой ответственность.
Поэтому необходимо в кратчайшие сроки подать документы для регистрации. В противном случае проблем не избежать.
Если нарушение норма по сроку прописки происходит в Санкт-Петербурге или Москве, то штраф будет составлять от 3000 до 5000 рублей.
Какие обязанности налагает временная регистрация?
Как мы уже писали выше, временная регистрация ограничена во времени своего действия. Данный факт обязывает гражданина сняться с учета по окончанию срока годности документа, однако на практике это происходит в автоматическом режиме. Совсем другое дело, когда гражданину требуется выписаться раньше срока действия документа, на что может быть множество причин (закончился трудовой контракт, есть потребность сменить место жительства и т.д.).
В то же время следует понимать, что автоматическая выписка не предусматривается, если срок действия регистрации не закончился, т.к жилец должен уведомить миграционный орган о том, что съезжает из квартиры и возвращается по месту основного проживания.
Обязательно нужно выписаться при временной регистрации, если человек направляется в другой регион для вынужденного пребывания (например, в командировку). Закон не допускает действия сразу двух временных прописок. Разрешается иметь постоянную регистрацию и только одну не основную.
Сроки
Период оформления документов на выписку составляет 3 рабочих дня. Подача электронного заявления через Госуслуги также рассчитана на трёхдневный срок. Заявитель должен лично посетить подразделение ГУВМ МВД, предоставить оригинал паспорта и ему проставят печать.
Но на практике все гораздо быстрее – выписка при временной регистрации укладывается в 10-15 минут. После получения документов инспектор миграционного органа заполняет лист убытия и ставит штамп о снятии с миграционного учёта. Причём отметки проставляются на листе убытия – штамп в паспорте нужен только при смене постоянной прописки.
Выписка из гостиницы, отеля или медицинского учреждения происходит на стойке регистрации посетителей. Ответственными за оформление документов считаются дежурные или портье. Выезжающие получают отметку о снятии с учёта в день отбытия.
Как выписаться по временной регистрации?
После того, как мы определили, что такое временная регистрация, какие она налагает обязанности на гражданина, определили, нужно ли выписываться после окончания срока действия данного документа, мы можем определить непосредственный процесс снятия с учета в территориальном органе МВД.
В частности, гражданину необходимо пройти следующую процедуру:
- Подготовить заявление на выписку по установленному бланку.
- Получить соответствующее заявление от собственника жилого помещения.
- Посетить территориальный орган МВД, за которым закреплено жилое помещение.
- Заполнить листок убытия (в дальнейшем он пригодится для новых регистраций).
Очевидно, что данная процедура не представляет из себя чего-то сложного. Самое важное здесь осознавать тот факт, что до тех пор, пока не закончился срок действия временной регистрации любые действия по смене места жительства обязывают гражданина сниматься с учета. В случае же, когда регистрация перестала действовать, выписка происходит автоматически и не накладывает на гражданина дополнительных обязанностей.
Почему важно соблюдать эти правила?
Как вы сами понимаете, если гражданин Российской Федерации проигнорирует требование сняться с учета до окончания действия документа, то он уже не сможет встать на временный миграционный учет в другом регионе. Следовательно, человек будет нарушать закон, а также не сможет получить перечень описанных выше государственных услуг.
Резюмируя вышесказанное, можем сказать, что процедура оформления временной регистрации не является сложной. Другое дело, что гражданин может потратить много времени и сил на безошибочную подготовку документов.
Источники:
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Статья 27
Законные основания
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства №713, вынесенного 17 июля 1995 года, любой гражданин России не может находиться на ее территории без постоянной регистрации более одной недели. Если данное требование нарушается, на человека накладывается административное наказание, штраф по которому для регионов может достигать 3 000 рублей.
Нормы, в соответствии с которыми проводится процедура регистрации, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом №5242-1, в статье 3 которого дается общая информация по поводу тех правил, в соответствии с которыми должен осуществляться учет граждан.