Государственная программа «Молодой семье — доступное жилье» стартовала практически недавно и направлена на то, чтобы облегчить молодежи жилищные условия. Программа является федеральной и на ее основе в регионах разработаны свои программы.
Несмотря на известный афоризм: «ничто так не разделяет людей, как общее жилье», молодые семьи стараются жить отдельно от родителей, в благоустроенной квартире. Многие семьи мечтают жить в собственном доме, чтобы не стать героями анекдота: «после выключения телевизора вы убеждаетесь, что слушали телевизор соседа».
Мечта о собственном жилье может стать реальностью благодаря действию федеральной программы улучшения жилищных условий. Такая программа утверждена постановлением Правительства от 17.12.2010 г. № 1050. Сама федеральная программы включает в себя несколько подпрограмм.Одна из них предполагает ипотечное кредитование под льготную ставку, другая — получение безвозмездной субсидии молодым семьям.
Обозначим наиболее популярные из них.
- Федеральный проект «Ипотека». Цель программы — обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов. Программа рассчитана до 2024 года.
- Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Цель программы — предоставление ипотечных кредитов, займов семьям, имеющим двух и более детей, по ставке 6 процентов годовых. Программа рассчитана до 2024 года.
Например, с 2021 года для молодых семей, проживающих на Дальнем Востоке, реализуется новая программа — льготный ипотечный кредит по ставке 6%. Кроме того, семья может получить на каждого члена по 1 га земли.
Определение потребности в улучшении жилищных условий
Согласно вступившим в законную силу положениям и нормам соответствующего кодекса Российской Федерации, одним из ключевых факторов, позволяющих встать в очередь, является размер жилой площади, фактически принадлежащей одному человеку. По закону этот размер должен быть равен пятнадцати или более квадратным метрам. Данные цифры могут различаться в зависимости от региона. В случае обеспечения необходимым количеством квадратных метров каждого члена семьи встать в очередь на изменение жилищных условий не получится.
Например, если в 60-метровой квартире проживают четверо человек, из которых двое – отец и мать, а остальные двое – дети, то до вступления в силу изменений Жилищного кодекса ребенок, достигший возраста совершеннолетия, мог встать в очередь на изменение жилищных условий на основании отсутствия права личной собственности на конкретную квартиру. Сегодня, учитывая тот факт, что на каждого члена семьи приходится 15 квадратных метров, совершеннолетний сын или дочь квартиросъемщика не смогут претендовать на выделение жилья.
Аналогичным образом регулируется порядок постановки на очередь при расторжении брака между супругами. Если у супругов имеется общая квартира площадью от 30-ти квадратных метров и более, то улучшить жилищные условия за счет государства не получится. В случае совместного проживания матери и сына в одной комнате данное правило не действует. Совершеннолетний сын, проживающий вместе с матерью в однокомнатной квартире любой площади, может встать в очередь.
Обратите внимание на то, что сегодня суммируется общее количество квадратных метров, которые принадлежат на правах собственности конкретной семье в пределах одного и того же города или населенного пункта, включая квартиры и дома в собственности родственников – супруга или супруги, родителей супруга или супруги, совместных детей, других родственных лиц, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство. Например, никто из членов семьи, состоящей из трех человек, проживающих в квартире из двух комнат площадью 40 квадратных метров, не имеет право на улучшение жилищных условий, если в этом же населенном пункте один из них имеет жилой дом, квартиру или комнату, а с учетом ее площади на каждого приходится более пятнадцати квадратных метров.
Семья в широком смысле слова
Стоит разобраться, какой смысл жилищное законодательство вкладывает в понятие «член семьи» и кого к ним относит.
К членам семьи относятся лица, которые живут вместе с собственником жилого помещения:
- супруг/супруга,
- родители,
- дети,
- иные родственники,
- иногда таковыми могут быть признаны нетрудоспособные граждане, которые вселены в квартиру самим хозяином на правах члена семьи.
Ключевую роль играет подтвержденный факт совместного проживания указанных лиц с собственником жилого помещения.
Порядок постановки совершеннолетних детей на учет
По условиям, используемым ранее, ребенок, достигший возраста совершеннолетия, мог получить отдельную квартиру, если семья состояла на учете. Таким образом, очередность разделялась не после достижения совершеннолетия, а на момент вступления в очередь родителей или опекунов ребенка. На сегодняшний день ситуация изменилась, и разделение очередности осуществляется после достижения совершеннолетия или вступления в законный брак. Учет очереди начинается с этого момента. Данная поправка является актуальной, если молодой человек, подающий заявление, не располагает правами собственности на любое жилье.
В случае отсутствия собственного жилья на момент подачи заявления у детей, рожденных после развода или усыновленных, они также имеют право на обеспечение достойных жилищных условий. Это правило действует, если дети не располагают квадратными метрами в квартире или доме родителей или опекунов при самостоятельной подаче документов.
До вступления в силу поправок факт достижения совершеннолетнего дееспособного возраста являлся основанием для постановки на очередь для обеспечения жилищным имуществом каждого проживающего в коммуналке или социальной квартире. На сегодняшний день дополнительно требуется наличие документов, подтверждающих наличие у заявителя менее пятнадцати квадратных метров.
Согласно современным нормативам граждане, которые вправе получить социальное жилье, также могут претендовать на выделение пространства в размере 15-20 квадратных метров на каждого человека, за исключением тех квадратных метров, которые находятся в собственности заявителя на момент подачи документов.
Например, если отец, мать и ребенок претендуют на социальную квартиру, то жилищные критерии для них составляют 45-60 квадратных метров площади. Если любой из них имеет в собственности комнату или дом площадью от 20 квадратных метров, данная семья может получить социальное жилье площадью до 25-40 квадратных метров.
Куда можно потратить субсидию?
Сразу отметим, что субсидия не перечисляется на карту молодой семье, не выдается наличными деньгами. Приобретение жилья осуществляется через банки.
Программа предусматривает использование субсидии на:
- покупку квартиры в новостройке;
- покупку «вторички» — готовой квартиры;
- вложение в строительство дома;
- осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива;
- внесение в качестве обязательного платежа по ипотечному кредиту.
Как встать в очередь на жилье?
При наличии законных прав на включение в очередь по улучшению жилищных условий, гражданину Российской Федерации необходимо выполнить ряд обязательных действий. В первую очередь требуется собрать необходимые документы и подать их сотрудникам административной власти по месту регистрации жилья. Одновременно с документами подается заявление с просьбой об улучшении жилищных условий. Документы и заявление рассматриваются уполномоченными лицами, а заявитель получает письменный ответ. В данном ответе подтверждается факт постановки заявителя на учет и включение в список претендующих на получение улучшений с жилищными условиями. В случае отказа, письмо должно содержать аргументированные доводы и основания отказа.
Для того чтобы избежать вероятного отказа и добиться положительного результата при обращении, необходимо сотрудничество с квалифицированным юристом. Каждый юрист Московской муниципальной коллегии адвокатов является экспертом в рассматриваемой правовой области и предлагает полный комплекс услуг клиентам. Это:
- Первичная консультация и объективная оценка оснований на требование улучшений с жилищными условиями на момент подачи заявления.
- Помощь в сборе документов, которые необходимы для постановки на учет и вступления в очередь на основании различных государственных программ.
- Обжалование принятых комиссией решений в случае отказа во внесении в список кандидатов.
- Сопровождение на этапе получения субсидий, оформления свидетельства собственника и других документов.
- Подача официальных запросов и проведение необходимых экспертиз для подтверждения права на переселение.
- Другие виды правовой помощи.
Своевременное обращение к юристу поможет сэкономить время и получить максимально возможный положительный результат. В компетенции юристов ММКА находятся оценка и реализация различных правовых оснований, которые оказывают непосредственное влияние на обеспечение достойных условий проживания. Запишитесь на консультацию юриста сейчас и получите ответы на любые интересующие вопросы.
Понятие плохих условий
Важно! Плохие жилищные условия представлены условиям, которые не подходят под разные санитарные или гигиенические нормы.
Дополнительно к ним причисляется проживание в недвижимости, которая по качеству ниже минимального уровня. Также нередко на одной недвижимости проживает много людей, поэтому не выделяется на 1 человека минимальное количество площади.
По статистике только 20% российского населения живет в оптимальных условиях с учетом норм квадратуры на всех членов семьи, для чего учитывается, что на 1 человека должно выделяться не меньше 18 кв. м.
Примерно 25% населения могут воспользоваться помощью государства для улучшения условий, но многие люди предпочитают самостоятельно справляться со своими проблемами.
Услуги для граждан и организаций
Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката с изучением документов, представленных доверителем | от 2 400 руб. |
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста с изучением документов, представленных доверителем | от 4 800 руб. |
Изучение адвокатом-специалистом материалов дела, представленных клиентом, судебной практики по делу, выработка правовой позиции защиты (с использованием профессиональных правовых ресурсов), вне рамок устной консультации | от 1 200 руб. |
Выезд дежурного адвоката к доверителю | от 3 000 руб. |
Подготовка первичного письменного юридического документа (заявление, жалоба, ходатайство, правовое заключение) | от 7 000 руб. |
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста без изучения документов | от 2 400 руб. |
Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката без изучения документов | от 1 200 руб. |
Почасовая оплата труда адвоката-специалиста при комплексной защите прав доверителя | от 2 500 руб. |
Адвокатский запрос в гос.учреждения и организации | 4 800 руб. |
Как улучшаются условия
- Для улучшения данных условий надо встать на учет.
- Далее подготавливается документация, передающаяся в администрацию конкретного субъекта РФ.
- Потом надо только ожидать принятия решения.
- Если оно является положительным, то становится семья в очередь или получает субсидию.
Как производится постановка на учет
По 52 ЖК постановка на учет людей производится только при наличии соответствующих условий.
Для этого требуются подтверждающие документы, которые могут быть представлены бумагами:
- справка о доходах, указывающая на то, что граждане являются малообеспеченными, причем сюда относятся семьи, в которых на 4 человек имеется меньше 300 долларов;
- справка из домовой книги, в которой указано количество прописанных в жилье граждан, а также квадратура квартиры, поэтому можно рассчитать, сколько квадратных метров приходится на 1 жильца;
- справка из ЕГРН, подтверждающая, что у человека нет своего жилья;
- решение жилищной комиссии, в котором указывается, что конкретная недвижимость действительно находится в аварийном состоянии;
- медицинская справка, на основании которой понятно, что в одной недвижимости с заявителем и членами его семьи проживает человек, имеющий хроническую и заразную болезнь, поэтому постоянное нахождение рядом с ним опасно для граждан.
Важно! Обязательно все члены семьи должны получить с места работы справки о доходах, чтобы можно было определить, сколько денег получает семья за месяц.
При определении уровня доходов учитываются не только денежные поступления, но и оценивается имеющееся имущество.
Образец акта обследования жилищных условий.
Документация рассматривается один месяц, после чего заявители в письменном виде получают ответ. На основании ст. 54 ЖК имеется возможность оспорить отрицательное решение, для чего надо обращаться в суд.
Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Обычно отказ обусловлен тем, что условия жизни были ухудшены людьми намеренно, а также у граждан имеются достаточно высокие доходы. Если же отказ является необоснованным, его можно оспорить в суде.
Какие нужны документы
Постановка на учет, позволяющая улучшить условия, в которых живут люди, осуществляется на основании определенной документации.
В нее входит:
- паспорта или св-ва о рождении всех членов семьи;
- св-во о браке заявителя;
- выписка, указывающая на состав семьи;
- правоустанавливающие бумаги на недвижимость, если она принадлежит семье;
- техпаспорт на недвижимость;
- справка о наличии ценного имущества, представленного дачами, гаражами или автомобилями;
- справка из БТИ на жилье;
- информация о кадастровой цене объекта;
- справки о доходах.
Важно! Полное количество документов можно узнать у работников администрации.