Установление факта постоянного проживания для получения социального жилья. Можно ли установить в судебном порядке факт проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет для постановки на учёт нуждающихся

Побудило меня взяться за это дело возникшее чувство вопиющей несправедливости. Многодетная семья (четверо детей, старшей 12 лет) живёт на съёмной квартире, в 2021 приобрели восьмиметровую комнату в коммуналке, ради постоянной регистрации по месту жительства (жить на 8-ми метрах вшестером как-то маловато будет).

Попытки семьи встать на учёт нуждающихся в жилых помещениях ни к чему не привели, в 2021 году был получен отказ администрации района в постановке на учёт. Зная судебную практику по таким делам, я дважды отказывалась браться за это дело, но узнав о двух неудачных попытках подачи иска в суд (по вине нанятых юристов), почувствовала, как натерпелась эта женщина, и как нужна ей моя помощь.

Постановка на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В каждом регионе этот вопрос урегулирован специальным региональным законом. Регионом был Санкт-Петербург, поэтому применению подлежал Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». На этот закон ссылалась и администрация района, рассмотревшая заявление моего доверителя.

В отказе заявителю в постановке на учёт нуждающихся администрация района указала единственную причину отказа, было написано так: «не представлены документы, подтверждающие Ваше проживание и членов Вашей семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет». В этом же письме заявителю разъяснялось, что такими документами являются справка о регистрации (Ф-9) или судебное решение, устанавливающее факт проживания гражданина в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Казалось бы, сама администрация района указывает на способ решения проблемы — если нет регистрации по месту жительства, то можно заменить его решением суда.

Подготовка к судебному делу — сбор доказательств

Доказательств было настолько много, что после рассортировки и выборки наиболее подходящих документов их объём составил около 300 листов. В приоритете были договоры найма жилых помещений, справки о регистрации по месту пребывания, свидетельства о рождении детей (все четверо родились в Санкт-Петербурге), регистрация брака (тоже в Санкт-Петербурге), медицинские карты, справки школы и детского сада.

Также были собраны документы, оформленные в Санкт-Петербурге, по материнскому капиталу и многодетной семье, о трудовой деятельности обоих заявителей (супругов), о налоговых платежах, о транспортном средстве (легковой автомобиль) и его страховании, о многочисленных кредитах и платежах в банках. И всё это за весь период постоянного проживания в Санкт-Петербурге без регистрации по месту жительства — с июня 2001 года по февраль 2021.

Цель обращения в суд была одна — установить юридический факт постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга. Без такого решения суда постановка на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях была невозможна. Наличие спора о праве требовало рассмотрения заявления в суд в порядке искового производства. Иск был подан в июле 2021.

Вручите копию акта собственнику квартиры или сделайте отметку об его отказе её получить

Задача составить подобный акт сама по себе непростая: вряд ли хозяева «резиновых» квартир с охотой пустят представителей управляющей организации или ТСЖ к себе для проверки. Но если все-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354 к такому акту, чтобы усилия не пропали даром из-за технической ошибки.

Важность следовать всем требованиям ПП РФ № 354 к акту об установлении количества проживающих в помещении потребителей в сентябре 2021 года подчеркнул ВС РФ, подводя итог судебному делу № А56-102775/2018.

Управляющая организация смогла составить акт, в котором зафиксировала, что в квартире, где не установлены индивидуальные приборы учёта, проживают незарегистрированные лица. На основании этого документа УО стала вести расчёты платы за коммунальные услуги.

Собственник квартиры с завышенными начислениями не согласился и обратился с жалобой в орган ГЖН. Ведомство, проведя документарную проверку УО, вынесло компании предписание прекратить нарушение и сделать потребителям перерасчёт без учёта данных, которые указаны в акте.

Управляющая организация подала в суд иск с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным, поскольку она действовала в соответствии с п.п. 56, 57 ПП РФ № 354.

Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд
59997

0

Правовая позиция истца по делу об установлении факта постоянного проживания

1. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления факта проживания в судебном порядке.

2. Наличие регистрации не может быть единственно допустимым и возможным доказательством факта проживания на определённой территории.

3. Разъяснения Конституционного Суда РФ со ссылками на соответствующие постановления о том, что:

— регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (постановление КС РФ от 25.04.1995 № 3-П, от 02.02.98 N 4-П),

— сама регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав или свобод граждан (постановление КС РФ от 04.04.1996 № 9-П, от 15.01.1998 № 2-П),

— отсутствие регистрации не исключает возможности установления судом факта проживания гражданина в определённой местности на основании других данных, конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановление КС РФ от 02.06.2011 № 11-П),

— понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина (постановление КС РФ от 04.04.1996 № 9-П),

— механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с её уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений (постановление КС РФ от 02.02.1998 № 4-П),

— органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства (постановление КС РФ от 02.02.1998 № 4-П).

4. Невыполнение обязанности граждан регистрироваться по месту жительства не может служить основанием для отказа в установлении факта проживания.

5. В Законе Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» отсутствует условие об обязательном наличии у гражданина регистрации по месту жительства.

Кто может составить данный документ

Составить акт имеет право сам собственник (если нужен перерасчет коммунальных услуг или собирается сдать помещение в аренду).

В случае служебной необходимости его могут составить представители уполномоченных органов, перечисленных в предыдущем пункте – представители миграционной службы, участковый инспектор, судебные приставы, работники ЖЭКа.

Случается, что акт составляют соседи. Этот вариант мы разберем в отдельном пункте.

Чтобы документ имел законную силу, обязательно нужно составить комиссию. В комиссию обычно входят соседи, работники ЖЭКа, сотрудники полиции или участковый инспектор. По одному представителю от каждого органа. Они совместно составляют акт и подписывают его.

Акт о проживании, бланк

Его можно написать вручную или заполнять готовый бланк.

Нигде не закреплена специальная форма документа, но к нему, как и ко всем официальным бумагам, предъявляются общепринятые требования:

  • реквизиты (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации или фактического нахождения) заявителей и проверяемого лица;
  • сведения, подтверждающие или опровергающие проживание проверяемого лица на этой территории;
  • доказательства (если имеются);
  • данные членов комиссии;
  • подписи всех присутствующих.

Если собственник отказывается расписаться, то это отмечается в отдельной графе.

Можно приложить данные опроса свидетелей, которыми являются соседи.

Бланк акта о фактическом проживании скачивайте по этой ссылке. ⇐

Как написать акт о проживании от соседей, особенности составления

Если владелец незаконно сдает квартиру в аренду, а арендаторы нарушают тишину или не соблюдают санитарно-гигиенические нормы, составить акт проживания могут соседи.

Акцент нужно сделать на том, что сам владелец квартиры в ней не проживает. Можно обратиться в ЖЭК. Там подтвердят факт непроживания собственника и выдадут соответствующую справку.

С этими документами уже можно обратиться в полицию. И они уже будут действовать дальше согласно законодательству.

Образец акта от соседей о проживании

При заполнении акта от ваших соседей необходимо указать паспортные данные и точные адреса соседей-заявителей, подробное описание ситуации и подписи всех присутствующих.

Заверить документ могут представитель управляющей компании либо участковый инспектор.

Образец акта вы можете скачать . ⇐

Правовая позиция ответчика — администрации района

Администрация района справедливо указывала на статьи Конституции РФ о праве на жилище и свободу выбора места жительства (ст. 40 и ст. 27), на Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», на нормы Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 1, 13, 52, 57), на Закон Санкт-Петербурга № 407-65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».

Особо были упомянуты Правила регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан РФ, утверждённые постановлением правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

В итоге же было сформулировано «совокупное толкование приведённых положений», которое перечеркнуло весь заложенный в них смысл. Ответчик заявил, что свидетельство о регистрации по месту жительства имеет статус единственно допустимого доказательства факта постоянного проживания гражданина в определённой местности. В исключительном случае, когда осуществление регистрационного учёта для гражданина было невозможно в силу объективных причин, истец должен представить суду доказательства наличия таких причин.

Все иные доказательства, в том числе справки о временной регистрации, договоры найма жилых помещений, медицинские карты и т.д., представленные истцами, не свидетельствуют о юридически значимом факте постоянного проживания в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.

Цитирую ответчика:

Отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в отсутствие доказательств объективной невозможности такой регистрации не позволяет оценить правомерность их нахождения на территории Санкт-Петербурга, а равно выбор указанного места в качестве постоянного места своего жительства.»

Соберите комиссию для подтверждения проживания в квартире незарегистрированных лиц

Ненаправление акта в органы внутренних дел, которые составляют протокол об административном правонарушении по ст. ст. 19.15, 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ чаще всего становится причиной признания действий УО незаконными. Подобная позиция судей встречается, например, в делах № А54-4279/2015, № А50-22264/2015, № А13-7749/2014.

При составлении акта УО могут принять во внимание рекомендации, которые даны в «Методических рекомендациях по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Документ утверждён Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москва от 14.06. 2013 № 05-14-182/3.

Авторы документа рекомендуют проводить проверку для составления акта минимум два раза за расчётный период, и делать это целой комиссией. В такую комиссию следует включить представителей УО/ТСЖ и совета МКД, участкового уполномоченного полиции, хотя бы двух независимых свидетелей. Такие предосторожности помогут исполнителю КУ в суде доказать достоверность указанных в акте сведений.

Что дальше? Дальше идём до конца — жалоба в Верховный суд РФ

Закон должен исполняться и применяться так, как он написан. Нельзя применять толкование, которое изменяет текст и смысл закона. Нельзя требовать от истца то, что законом не предписано.

Для чего нужно идти в суд за установлением факта постоянного проживания, если его единственным доказательством суды считают регистрацию по месту постоянного жительства? Если этой регистрации нет, то в результате судебного разбирательства она и не появится!

Посмотрим, что скажет Верховный суд Российской Федерации.

Составьте в отношении квартир без ИПУ акт об установлении временно проживающих лиц

Вопрос о том, сколько на самом деле в квартире проживает человек, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО. Количество проживающих влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных в помещении потребителей.

Плата за большинство ЖКУ сегодня рассчитывается исходя из площади принадлежащей собственнику квартиры или по показаниям индивидуальных/общедомовых приборов учёта. Однако реальное количество потребителей в помещении важно, если расчёт платы за коммунальные услуги производится исходя из нормативов: при отсутствии или выходе из строя ИПУ.

Управляющие организации и ТСЖ заинтересованы в том, чтобы знать истинное количество потребителей, проживающих в квартире. Если по сведениям исполнителя КУ в помещении всего 1–2 человека, а на самом деле коммунальные ресурсы потребляет большая семья, то неучтённые в нормативе объёмы окажутся в КР на СОИ.

Не так остро вопрос стоит по квартирам, где ИПУ установить можно, но собственники этого не сделали. Тогда к нормативу применяется повышающий коэффициент, и это может значительно компенсировать некорректность расчётов из-за неточных данных о количестве потребителей.

Но если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов, об этом составлен акт, то управляющая организация и ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ, ведь величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек:

Нормативы потребления электроэнергии в Карелии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]