Бесперебойная подача электричества считается важным условием для создания благополучных условий жизни. Это важно и для жилых домов, и для производственных организаций.
Дело в том, что отключение света может стать причиной серьезных убытков для бизнеса. Именно поэтому стоит задуматься о том, в каких случаях отключение является законным, плановым, а в каких нет. Если же ситуация аварийная, то нужно выяснить, на какое время может быть прекращена подача электроэнергии.
Нормы отключения
Сегодня существуют определенные нормы, которые регулируют особенности отключения подачи энергии, определяют временные промежутки. В частности это постановление Правительства РФ № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В связи с данным постановлением ограничения вводятся:
- если потребитель нарушил условия, прописанные в соглашении, это могут быть финансовые обязательства, самовольное подключение к сети;
- по обоюдному решению;
- из-за ремонтных работ;
- по решению Роспотребнадзора;
- по причине поломки, аварийной ситуации.
Поставщики должны предупреждать, когда включат свет, когда отключат его. Это касается ситуаций, когда работы являются запланированными.
Объявления о таком отключении в связи с ремонтными работами должны распространяться не позднее, чем за 10 дней до того момента, как будет отключен свет. В них должна прописываться информация об отключении, сроки, когда дадут свет, а также основание для отключения.
ВНИМАНИЕ! Все существующие нормы, касающиеся отключения электроэнергии при плановом ремонте, должны быть прописаны в соглашении потребителя и поставщика.
Как написать бумажную жалобу?
В шапке указываете свои Ф.И.О., контактные данные адреса регистрации и фактический, иные контактные данные.
Заявление пишется на имя прокурора вашего города (района).
В заголовке пишете: жалоба на нарушение Правил предоставления коммунальных услуг.
Описываете ситуацию в произвольной форме.
Что из документов приложить к жалобе?
К заявлению приложите текста жалобы с собранными подписями соседей и (или) Акта о нарушениях с подписями членов комиссии (если есть). Оригиналы оставьте для суда.
Образец жалобы в прокуратуру об отключении электроэнергии.
Какие есть способы подачи бумаги?
Бумажное заявление в прокуратуру отправляете простым письмом, которое бросаете в почтовый ящик.
В иные инстанции ее отправляют заказным письмом с уведомлением или приносят лично и предают секретарю учреждения под роспись.
Инстанции для приема жалоб
- Энергоснабжающая компания.
- Вышестоящая организация энергокомпании (учредитель).
- Городская (районная) администрация.
- Городская (районная) прокуратура.
- Мировой суд, ваш территориальный участок.
На нашем сайте вы сможете узнать о том, как составляют уведомление и акт об отключении электроэнергии за долги, что делать если отключили свет на этом основании, а также какие штрафы предусмотрены за самовольное подключение к электросети.
Официальные сроки
Важно учитывать, сколько постоянно включенных потребителей пользуется электроэнергией. В согласии с законом потребители энергии подразделяются на три категории.
В зависимости от этого и определяются сроки, на которые может осуществляться отключение. Так если потребитель относится к 1 или 2 категории, то период отключения будет зависеть от условий, прописанных в договоре, особенностей схемы электроэнергии, наличия дополнительных источников питания, если ее будут отключать по закону.
Нормы говорят о том, что потребители, относящиеся к 3 категории надежности, не могут оставаться без электроснабжения дольше определенного периода. Максимальное время, на которое могут отключать свет, составляет 72 часа в год, при этом за раз нельзя оставлять потребителей без света дольше, чем на 24 часа. Исключение составляют ситуации, когда происходит аварийное отключение, проводятся ремонтные работы.
3 категория — это большая часть потребителей, в частности многоквартирные дома, частный сектор. На какое время могут отключить, причины отсутствия света можно выяснить в управляющей, они должны знать о возможных проблемах, авариях. Обратите внимание на то, что время, на которое могут отключить свет, не различается в зависимости от времени года.
Как зафиксировать факт нарушения?
В первую очередь надо собрать подписи соседей как свидетелей отключения, даже если оно произошло только в вашей квартире (доме).
Затем необходимо вызвать представителей энергокомпании, поставляющей вам услуги, добиться создания специальной комиссии, которая зафиксирует нарушение составлением акта.
В комиссию должен быть включен представитель энергоснабжающей организации и (или) управляющей компании.
Член СНТ вправе позвонить участковому полицейскому и зафиксировать жалобу в полицейском участке.
Вне закона
Многих жильцов волнует, как узнать законно отключение или нет, до скольки будет производиться работа, почему отключили свет.
Бывают и такие ситуации, когда даже при осуществлении ремонтных работ отключение является незаконным. Доказать незаконность отключения можно только в судебном порядке.
Люди имеют право обратиться в судебные органы, в результате чего поставщик может быть привлечен к уголовной ответственности. Это случается, когда происходит перерыв подачи, при этом потребитель страдает от материального ущерба.
Стоит рассмотреть ситуации, когда электроэнергию отключают незаконно:
- Отключение затянулось больше, чем на сутки.
- Нет обоснования отключения.
- Электроэнергия отключалась более, чем на 72 часа в течение всего года.
- Отключение произошло по ошибке.
- Отключение перед праздничными днями, если оно не было аварийным.
Если волнует вопрос о том, что часто отключают, куда жаловаться, что делать, если отключение было незаконным, то оптимальным решением будет отправиться к юристу. Специалисты расскажут вам о правилах, подскажут, как добиться восстановления подачи, помогут подготовить документы для обращения в суд.
ВНИМАНИЕ! Если отключение было произведено из-за задолженности, то после оплаты подачу должны восстановить в течение суток. Если организация, предоставляющая энергию, этого не сделала, то можно обратиться в судебные органы.
График: информация и размещение
Плановому отключению света предшествует составление точного графика, в котором подробно расписывается где и когда планируется проведение ремонтно-профилактически работ.
Как правило, данный документ составляется в конце года на каждый месяц предстоящего отчетного периода. Причем его подготовкой занимаются сотрудники сетевой организации, оказывающей населению услуги по поставке электроэнергии (куда обращаться, если отключили свет?).
По общим правилам в графике плановых отключений света указывается следующая информация:
- точные даты планируемых ремонтно-профилактических работ (месяц, число);
- время прекращения подачи электричества;
- категория абонентов (например, жилые дома, магазины и т.д.);
- адреса;
- контактные телефоны потребителей коммунальной услуги.
Ниже дан образец графика плановых отключений электроэнергии:
Многие сетевые организации публикуют графики отключения света на предстоящий год у себя на официальном сайте, так как эта информация также должна быть доведена до сведения граждан.
Почему могут прекратить подачу?
Между поставщиком и потребителем заключается соглашение, которое регулирует все отношения между ними, в том числе указывается и то, должны ли предупреждать о плановом отключении. Существует несколько способов для подписания данного соглашения:
- односторонние подписание соглашения;
- двустороннее подписание соглашения.
Данные соглашения являются законными, если все условия со стороны поставщика энергии и пользователя выполняются. Если рассматривать органы, которые осуществляют контроль над исполнением данных обязательств, то это местная власть.
Законодательство регулирует различные вопросы, например, аварийное кратковременное отключение энергии. Нужно понимать, что если пользователь не выполняет взятые на себя обязательства, то поставщик может отключить энергию.
Кому нельзя отключить электроэнергию за неуплату
Для подтверждения льготной группы следует принести справку в офис РСО или УК. Человек, обладающий такими преференциями, должен быть собственником или членом семьи.
Наличие постоянной, а не временной регистрации льготника – строго обязательно.
Закон Министерства энергетики о запрете отключения от электросети за неуплату
Кроме того, что есть категории лиц-льготников, которых запрещено лишать электричества, в целом каждый конкретный случай должен быть рассмотрен с разных сторон руководством РСК или УО.
При этом сумма долга по платежам должна накопиться за 2 месяца, но по факту объем задолженности может составлять 300 рублей. Следует провести все возможные меры для погашения недоимки, а именно письменно обращаться в надзорное ведомство, или записываться на личную встречу с руководителем организации. Эксперты также советуют погашать долг частями.
Отключение коммунального обслуживания не должно повредить остальным жильцам квартиры, которые не являются должниками .
Ответственность поставщика
Поставщик несет административную ответственность за то, что возникают сбои в подачи, случатся поломки. Многих потребителей интересует, какие права они имеют. В случае неисправностей, ущерба потребители могут требовать моральную, а также материальную компенсацию.
Если условия нарушаются со стороны поставщика, то организация должна возместить ущерб потребителю, а также выплатить штраф. В законодательстве говорится о том, что поставщик должен компенсировать людям технику и приборы, которые вышли из строя.
ВАЖНО! Если свет выключают, приборы из-за этого ломаются, но поставщик отказывается платить, то стоит обратиться в местные органы власти.
Куда обратиться для подключения электричества
Обратиться за восстановлением электроснабжения можно только после полного погашения долга. Как вариант, возможно достигнуть соглашения с исполнителем о предоставлении рассрочки платежа. Подключение света является услугой, за которую придется заплатить.
Для подключения света обратно нужно:
- Обратиться в обслуживающую организацию (например ОЭК), найти ее можно в квитанции.
- Оплатить услугу восстановления электричества, стоимостью около 600-800 рублей.
- В течении 2 дней должен прийти электрик и снять опломбировку (аб. 9 п. 120 ПП № 354).
Аварийно или планово
Аварийное отключение происходит из-за технических причин, в следствие чрезвычайных ситуаций. В данном случае свет выключат без предупреждения. Понятно, что длительное отключение энергии может привести к значительному ущербу. Именно поэтому каждый потребитель должен принять во внимание следующую информацию:
- Причины, по которым произошла аварийная ситуация, а также характер поломки.
- Сроки, в течение которых будет Возобновлена подача энергии.
- Что делать, если время ремонта превышает норму.
При ремонтных работах аварийного характера отключение происходит из-за чрезвычайных ситуаций. Если существует возможность подключить резервную мощность, то поставщик обычно использует ее. Плановое отключение происходит, если ремонтные работы были запланированы, электрики в таком случае работают по предварительно продуманному сценарию.
Не важно, зимой или летом происходит отключение, организация должна предупредить людей об отключении предварительно. На сегодняшний день могут использоваться для уведомления разнообразные способы:
- посредством звонка на телефон;
- письмо на электронную почту;
- лично;
- через средства массовой информации.
В каких случаях свет не может быть отключен даже должникам
Существуют случаи, когда отключать электроэнергию категорически нельзя. Например, если дом отапливается от котла, работающего на основе электрической энергии, приостановлении подачи ресурса строго запрещено.
Запрещено отключать электроэнергию, если подобные действия приведут к аварии. Производить действия по прекращению подачи ресурса должны квалифицированные рабочие, имеющие документ о специализации. Места соединения плотно изолируются.
Важно! При авариях на станции, стихийных бедствиях приостановление подачи электричества может происходить без предварительного уведомления. Период восстановления услуг не ограничен.
Норматив устранения аварии
Перед тем, как свет снова включат, не должно пройти более 24 часов. Нужно помнить и о годовом лимите, он не должен превышать 72 часов.
Очень редко отмечаются ситуации, когда возникают более длительные задержки, они зависят от степени повреждений. Но даже в подобных ситуациях ремонтные работы должны выполняться в разумные сроки. В противном случае поставщик будет нести административную или же уголовную ответственность.
Если организация нарушит все сроки, при этом не будет выполнять все свои обязательства, которые прописываются в соглашении, то жильцы имеют полное право защищаться. Чтобы выяснить особенности ситуации, причины поломки, прекращения подачи энергии, можно обратиться в ТСЖ, а также непосредственно к поставщику.
ВНИМАНИЕ! При необходимости можно позвонить диспетчеру и рассказать о нарушении, написать соответствующую претензию. Если даже претензии игнорируются, остаются без внимания, то нужно обращаться в суд.
Обратите внимание на то, что исковое заявление должно содержать в себе все необходимые данные:
- название организации, которая занимается поставкой энергии;
- дата приостановки подачи;
- точная дата наступления аварийной ситуации;
- акты, проверки, имеющиеся на руках;
- состояние энергообеспечения;
- доказательства свидетелей;
- письменные отказы должностных лиц.
Как через интернет бороться с частыми перебоями электричества онлайн?
- Как правило, сайты муниципальных администраций интерактивны, туда можно написать заявление с изложением своих проблем и ждать ответа.
- Зарегистрируйтесь на федеральном сайте госуслуг и подайте жалобу в соответствующее окно этого сайта. Правила регистрации приведены на сайте. Они предполагают очную явку в одно из местных учреждений для идентификации личности.
- Если предыдущее обращение не возымело действия, стоит обратиться на сайт областной прокуратуры с жалобой в произвольной форме. Выяснить адрес просто: напишите в Поиске Яндекса: сайт прокуратуры N-ской области (республики, края, округа).
Ваша жалоба будет обязательно рассмотрена, если она не нарушает правил, приведенных на данном сайте. Если вы предварительно не обращались в инстанцию, которой подчинена энергоснабжающая организация, ваше заявление будет переслано для принятия мер в эту инстанцию.
Процедура
Первое уведомление физическому лицу направляется, что в срок 20 суток должник погасил недоимку. Второе извещение указывает, что у потребителя осталось 3 дня. Спустя 1,5 недели разрешено прекратить подачу электроэнергии частично или полностью. При этом обязательно составляется акт на месте обесточивания.
Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>
Юридические лица имеют меньший срок для погашения недоимки, период от уведомления до превентивных мер составляет по ним 10 суток.
Алгоритм действий
Во время такой процедуры сотрудник РСО обязан сформировать акт о сделанной работе, а также установить пломбу на счетчик. Повреждение контрольного датчика расценивается, как несанкционированное подключение электроэнергии, что карается законом. Размер штрафа составляет для физлиц – до 15000 руб., для компаний до 30000 рублей.