В интернете содержится много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. До сих пор некоторрые СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили силу с января 2021 г., что актуально сейчас и сколько нам придется платить за мусор в 2021 г.
Основные понятия
В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:
- Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности, то есть приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели. ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания).
- Твердые коммунальные отходы в соответствии со ст. 1 Закона об отходах — это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах).
По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.
Вопрос: Многие интересуются, подпадает ли строительный мусор под понятие ТКО.
Цель такого вопроса ясна. Оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.
Нормы ТБО на 1 человека
Для осуществления рационального управления потоками отходов определены нормы накопления в год на одного человека. Норматив применяется для жилых строений и учитывает условия, влияющие на количество образующегося мусора: наличие или отсутствие электроэнергии, центрального отопления, газификации.
- Если нет возможности сжигания отходов в печах, то накопление целлюлозного мусора приводит к увеличению объёма и уменьшению плотности ТБО.
- Отсутствие канализации увеличивает влажность и вес отходов. Этот фактор не позволяет утилизировать биологические остатки с использованием сантехнических устройств.
- Этажность строения и вид энергоносителя для отопления тоже имеют значение.
- Влияют на нормы накопления ТБО: климат, пищевые предпочтения жителей, озеленение местности, протяженность сезона уборки улиц, протяженность отопительного периода.
Замечено, что высокий уровень жизни людей ведет к большему образованию мусора. В мегаполисах нормативы выше, чем в сельских районах. Горожане потребляют больше товаров и услуг, имеют выше доход, что ведёт к увеличению выбрасываемых отходов. Уточнить норму ТБО на человека в своём регионе можно в местной администрации, она будет отличаться в зимнее и летнее время года. Талица показывает, на какие показатели следует ориентироваться.
Условия | Норма накопления ТБО на 1 человека в год, кг |
Благоустроенные дома | 180-225 |
Неблагоустроенные дома | 360-450 |
1 место в гостинице | 120 |
1 место в дошкольном учреждении | 93 |
1 место в учебном заведении любого уровня | 19 |
1 место в кинотеатре | 30 |
1 сотрудник предприятия | 40 |
1 кв м магазина непродовольственных товаров | 30 |
1 кв м продовольственного магазина | 160 |
1 кв м рынка | 18 |
1 место в санатории и т.п. | 250 |
1 кв м вокзала, аэропорта | 125 |
Федеральный закон о вывозе мусора с 2021 года
Еще в 2021 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами. Особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.
Кроме того, еще в 2021 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный. Но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
- федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
- федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2021 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
- федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2021 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2021 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2021. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
Расчет выбросов на полигонах твердых бытовых отходов
Одним из методов расчёта выбросов на полигонах ТБО является определение количества биогаза, формирующегося в этих местах. Дополнительно сравнивается соответствие показателей с санитарными нормами.
На количество выбросов токсичных веществ с полигонов влияет:
- Количество ввозимого мусора.
- Влажность.
- Толщина накопленного слоя.
- Климат.
- Состав отходов.
- Процент содержания в химическом составе углерода и азота.
Формулы расчета с учетом этих показателей известны специалистам и доступны для общего пользования в качестве математической модели.
Правила обращения с ТКО, нововведения
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
- порядок их транспортировки;
- порядок утилизации, безопасности захоронения;
- основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.
С 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.
Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.
К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.
Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Как заключить договор о вывозе мусора?
Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:
- Место, дата заключения.
- Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
- Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация).
- Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с договорными тарифами и сроками, складировать мусор только в предусмотренных местах (на специальных площадках). Потребители также должны назначить ответственного по взаимодействию с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
- Указывается способ складирования, а именно, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза (камеры, контейнеры, пакеты, бункеры), их расположение согласно схеме.
- Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
- Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
- Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации. После чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
- Подписи сторон.
.
Типовая форма существовала была и ранее. Но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.
В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.
Кроме того, с 1 января 2021 года и по ныне действует правило — не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.
Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.
Опрос: на сколько больше Вы стали платить за вывоз мусора с 1 января 2021 года
Расчет накопления твердых бытовых отходов
Рассчитать накопление ТБО можно, учитывая перечисленные условия:
- Тип сырья.
- Площадь территории для очистки от мусора.
- Длина пути до полигона.
- Стоимость услуг обслуживающего транспорта.
- Коммунальные показатели на 1 человека.
- Имеющиеся социальные объекты.
Сформировать норматив накопления ТБО помогают вычисления: 2% проживающих – в населённых пунктах от 300000 человек, 1% – от 500000 и 0,5% – от 1 миллиона жителей. На объектах культуры и досуга массу мусора замеряют, исходя из данных наблюдений в течение недели за 2 или 3 объектами.