Отсутствие состава административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет, что отсутствие состава административного правонарушения означает прекращение дела. Не всегда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, добивается прекращения дела до его рассмотрения. Дело может дойти и до Верховного суда РФ. То есть когда обжалование постановления по делу об административном правонарушении уже находится в последней инстанции. Поэтому юристы рекомендуют не отчаиваться. И доказывать в судах свою правовую позицию.

Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ

Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны. Состав административного правонарушения — совокупность обязательных элементов. И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.

Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.

Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) — противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) — это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.

Законодательное регулирование

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, установлены федеральным КоАП. Регионы на данные положения путем принятия собственных законов влиять не могут. Тоже относится и к органам власти, выстроенным в иерархическом порядке (например, ФАС или полиция и т. д.).

Органы власти вправе давать разъяснения о применении законодательства. Наиболее важные среди них – те, что даны судебной властью, в особенности – ВС РФ. Его обзоры практики на конкретных примерах либо разъяснения общего характера в Постановлениях пленумов играют серьезную роль, их цель — унифицировать применение законодательства.

Практическое применение

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, «хулиганил» в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело — доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

В соответствии со ст. 24.5КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что само процессуальное событие в форме противоправного деяния имело место, однако в нем отсутствует любой из образующих состав указанных элементов. Объектомадминистративного правонарушения признаются охраняемые законом общественные отношения, на которые административное правонарушение посягает. Объективная сторона- действия (бездействие), посягающие на объект административного правонарушения и причиняющие (создающие угрозу причинения) ему вред. Субъектомправонарушения является физическое (гражданин, индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Субъективная сторонаправонарушения – это отношение виновного лица к совершенному деянию и в некоторых случаях к его последствиям. Субъективная сторона определяет форму вины привлекаемого к административной ответственности лица (умысел, неосторожность). Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом элементов состава правонарушения (см.: абз. 2 п. 19Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 №О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», абз. 3 п. 12Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.05.2016 № 205-АД16-4). Отсутствие объекта обычно устанавливается одновременно с отсутствием объективной стороны правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.08.2016 № 44-АД16-25), вместе с тем отсутствие лишь объекта также влечет прекращение производства по делу (см.: ПостановлениеДевятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 № 19АП-3624/2018 по делу № А64-5267/2017). Ситуации, в которых устанавливается отсутствие состава административного правонарушения, как правило, сводятся к тому, что при оценке времени, места, способа совершения деяния, наступивших последствий и иных значимых обстоятельств не усматриваются признаки объективной стороны правонарушения, описанные в инкриминируемой норме КоАПРФ (см.: РешениеМосковского городского суда от 16.02.2017 по делу №7-3344/2017). Состав административного правонарушения отсутствует при не установлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 18.02.2015 по делу № 307-АД14-8543, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 29.06.2016 № 308-АД16-6709 по делу № А53-19447/2015, ПостановлениеАрбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2017 № Ф06-22351/2017 по делу № А06-11122/2016). Отсутствие состава административного правонарушения не следует путать с отсутствием события административного правонарушения (см.: РешениеХабаровского краевого суда от 24.02.2015 № 21-827/2014). В первом случае процессуальное событие, оцениваемое с точки зрения КоАПРФ, имеет место, но ответственность за него не наступает ввиду отсутствия одного или нескольких элементов состава административного правонарушения. А в случае с отсутствием события административного правонарушения принимается во внимание, например, отсутствие обязанности лица, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность (См.: ОпределениеВерховного Суда РФ от 18.06.2019 № 307-ЭС19-8311 по делу № А56-80396/2018). При рассмотрении жалоб на постановления и решения по делам об административном правонарушении производство по делу может быть также прекращено по специальному процессуальному основанию (п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17КоАП РФ) — недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение). В основном такое основание соотносится с положением ч. 4 ст. 1.5КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ПостановлениеВерховного Суда РФ от 08.04.2019 № 32-АД19-4, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 01.03.2019 № 24-АД19-1).

Отсутствие состава административного правонарушения и малозначительность

Установить, что состав административного правонарушения отсутствует, уполномоченное должностное лицо может только в отношении конкретного лица. То есть после установления личности лица, которому вменяется нарушение. И это обстоятельство — безусловное основание для прекращения дела.

Малозначительность административного правонарушения означает, что все элементы состава правонарушения установлены. Но по той причине, что вред (угроза) вреда оказалась незначительной, ответственность не возлагается.

Как показывает практика рассмотрения дел по административным нарушениям, отсутствие состава административного правонарушения нередко приходится доказывать в суде.

Смысл правого явления

Закон построен таким образом, что нельзя привлечь к ответственности человека или организацию, если имеются частичные признаки совершения нарушения. Привлечение к ответственности в некоторых случаях или бессмысленно, или вредно.

Нельзя забывать главные цели назначения наказания:

  • предупредить новые нарушения;
  • защитить интересы общества и отдельных его членов.

Привлечение виновного без учета обстоятельств, исключающих административную ответственность, делает выполнение этих задач невозможным.

И наложенные ограничения или принудительные меры приведут к только дополнительным проблемам, в частности, падает авторитет органов власти.

Нет события нарушения

Нет действия или бездействия, которые можно было бы трактовать в качестве нарушения. Например, водитель, в автомобиле, на стоянке или другом месте, где разрешено останавливать транспорт, распивает спиртные напитки. Сотрудник полиции, заметивший это, не вправе предъявлять претензии, пока автомобиль с тем же человеком за рулем не сдвинется с места.

Вся остальная информация о человеке, его автомобиле уже не имеет правового значения.

Изменения в законодательстве

Согласно законодательству, дела об административной ответственности прекращаются или граждане освобождаются от ответственности, если:

  • отменена статья КоАП или другого закона, на основе которой возбудили дело;
  • объявлена амнистия.

Амнистия означает прекращение дел по определенным статьям, которые уже начаты и по ним нет еще окончательного решения. Если дела рассмотрены, граждане освобождаются от наказания. Наказание отменяется полностью или частично.

Закон об амнистии издается нижней палатой парламента. Он может исключать некоторые категории граждан, например, тех, кто ранее уже привлекался к ответственности в течение года за те же нарушения.

Крайняя необходимость

Термин употребляется и в ст. 24.5 КоАП РФ и в других его положениях. Крайняя необходимость – условия, при которых причинение вреда, нарушение иного интереса, защищаемого законом, освобождают человека от ответственности.

Угрозу правам личности, государственным или общественным интересам нельзя было устранить иными методами. Результат от действий или бездействия лица должен быть соразмерным предотвращенному вреду. Устраненная угроза должна быть реальной, а не предполагаемой. Как правило, речь идет о ситуациях, когда действовать надо быстро и нет времени и возможности искать другой выход.

Например, в каком случае водитель, доставляющий в больницу человека, освобождается от ответственности за превышение скорости?

  • имеется реальная угроза смерти или серьезного ухудшения здоровья;
  • по-другому никак не доставить человека в больницу или не сделать этого вовремя;
  • не нанесено вреда другим людям или имуществу.

Так же оцениваются действия лица, управляющего автомобилем в нетрезвом состоянии.

Если хотя бы из трех условий отсутствует, привлечения к ответственности не избежать.

Сроки давности

Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности вдобавок к тем, что описаны ранее? Сроки давности, их истечение.

Предполагается два варианта учета:

  • с момента совершения нарушения;
  • с момента его выявления соответствующим органом власти.

Если оно произведено иными должностными лицами, материалы направляются в компетентный орган. Сроки также продолжают течь.

Если материал должен передаваться в суд, давность привлечения к административной ответственности – 3 месяца, если иной орган – 2 месяца.

Если речь идет о специальном праве (управлении транспортом, другими механическими средствами, охоте, хранении оружия и др.), период времени привлечения к ответственности – 12 месяцев с момента совершения или выявления нарушения.

При нарушениях антимонопольного законодательства и совершении некоторых иных нарушений, сроки исчисляются с момента вынесения решения комиссией, которая выявила нарушение.

По нарушениям в Антарктике исчисление времени начинается после передачи материалов должностному лицу.

Таким образом, давность привлечения к административной ответственности учитывается по-разному.

Смерть человека или прекращение существования организации

Смерть человека означает прекращение всех его прав и обязанностей, часть из них становится наследством, часть исчезает полностью. Второй вариант вполне распространяется на любой пример административной ответственности.

Если же привлекается организация, смерть директора или другого привлеченного должностного лица освобождает лишь их. В отношении юридического лица производство продолжается.

Оно подлежит прекращению с момента ликвидации организации, которым считается аннулирование записи из реестра организаций, неважно, по решению суда или учредителей организации.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение

Они перечислены в ст. 4.2. Кодекса. Их наличие в деле не освобождает от ответственности, но орган, выносящий решение, назначая наказание, обязан выбрать наиболее его мягкий вариант.

Закон не ограничивает должностных лиц перечнем из этой статьи или других положений кодекса. В качестве смягчающих обстоятельств разрешено учитывать иные, не предусмотренные законодательством, факторы или обстоятельства. В сравнении с ними отягчающие учитываются при условии непосредственного указания кодексом.

Особенности психического состояния человека

Расследуя нарушения, в частности, связанные с насилием или употреблением лекарств, наркотиков, изучают психическое состояние человека.

В законе присутствует термин вменяемость. Он упоминается в ст. 2.8 и в ст. 24.5 КоАП РФ. Так оценивается способность держать под контролем собственные действия и осознавать их. Часто в разговорах упоминают: «словно ум за разум зашел», «помутнение рассудка» и другие подобные выражения.

Степень вменяемости определяется заключением эксперта. Невменяемость характерна и для психически больных людей, обладающих стойкими расстройствами психики, и для тех, кто временно оказался в таком состоянии.

Причина временного помешательства заключается в болезнях, чрезвычайных обстоятельствах (насилие, угроза жизни близкому человеку и т.д.).

Выясняется, находился ли человек в момент совершения нарушения в болезненном состоянии или расстройство психики не оказывало никакого воздействия.

Расстройства психики — явление нестабильное, наблюдаются периоды и просветления, и обострения. Значительная часть больных сталкивается с нарушениями психики в короткие промежутки времени. И лишь наличия болезни недостаточно, чтобы определить степень вменяемости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]