Что будет если за год 2 административных правонарушения?
Добрый день. Что будет если за год 2 административных правонарушения?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст. ст. 4.3, 4.4, 4.6 Кодекса об административных правонарушениях, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, повторность совершения административного правонарушения учитывается, только если эти правонарушения являются однородными (предусмотрены одной главой Кодекса об административных правонарушениях).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату? Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
Верховный Суд РФ отменил судебные акты трех инстанций, которыми гражданину было отказано в иске к МВД России и региональному МВД о компенсации морального вреда, причиненного вследствие привлечения к административной ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 6 апреля 2021 г. № 11-КГ21-5-К6).
Истец обосновал свое требование тем, что в отношении него сотрудником полиции был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП(нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения). Впоследствии постановлением суда производство по этому делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Гражданин указал на то, что в результате незаконного привлечения к административной ответственности он претерпел моральные и нравственные страдания.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении само по себе не может служить безусловным основанием для признания действий должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении противоправными. Кроме того, суды указали, что истцом не представлено бесспорных доказательств причинения ему нравственных или физических страданий.
Верховный Суд РФ счел такую точку зрения ошибочной. Он напомнил, что по общему правилу в отношениях, связанных с возмещением вреда, действует презумпция виновности лица, его причинившего. Для освобождения от ответственности это лицо должно доказать, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса). Однако в рассматриваемом деле суд не указал, на основании каких доказательств он пришел к выводу о правомерности действий должностного лица и отсутствии его вины. Ограничившись указанием на то, что постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении вина должностного лица при составлении протокола не установлена, его действия противоправными не признаны, суд не учел, что производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях заявителя состава правонарушения, его вина в совершении правонарушения также не установлена.
Причиненный ему моральный вред истец связывал с эмоциональными страданиями, вызванными ущемлением такого нематериального блага как достоинство личности и репутационными потерями, наступившими после возбуждения дела об административном правонарушении, а также с ограничением его права на свободу собраний. По мнению ВС РФ, данным доводам суды также не дали должной оценки.
В связи с указанными обстоятельствами ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.
Отметим, что в одном из своих недавних решений ВС РФ пришел к выводу, что в рамках спора о взыскании расходов на оплату юридических услуг и компенсации морального вреда, причиненного вследствие незаконного привлечения к административной ответственности, суд не вправе ставить под сомнение принятое по итогам этого дела решение о признании лица невиновным в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (см. определение от 20 апреля 2021 г. № 51-КГ21-2-К8).
Теги: административная ответственность, судебная практика, физлица, ВС РФ, МВД России
Источник: Система ГАРАНТ
КоАП-2021: ответственность юридического лица
Новый КоАП, который вступит в силу 01.03.2021, сохранил основные правила привлечения к административной ответственности юридических лиц. Но есть и изменения.
Юрлицо будет отвечать без вины
Новый кодекс, в отличие от действующего, не использует понятие вины юридического лица. В то же время прописано, что организация будет отвечать, если она не приняла все меры по соблюдению установленных норм и правил <*>. По действующему КоАП это обстоятельство является элементом вины юридического лица. Так, сейчас организация считается виновной в правонарушении, если она нарушила установленные нормы или правила и не предприняла все меры по их соблюдению <*>. Хотя на практике установление вины организации сводится к доказательству факта правонарушения без выяснения второго элемента вины.
Ответственность юрлица будет дополнительной по отношению к ответственности работника
Такой принцип прямо закреплен в новом Кодексе. Юридическое лицо будет отвечать, когда ответственности виновного работника недостаточно ввиду значительности причиненного вреда. В этих целях КоАП установил основания и условия административной ответственности юридического лица. Это значит, что только при их наличии организацию привлекут к ответственности наряду с работником <*>.
Для ответственности юрлица потребуется специальное условие
Введено понятие «специальное условие», при котором организация может быть привлечена к ответственности за нарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательства, за налоговые и таможенные нарушения.
Это определенные обстоятельства, которые свидетельствуют о причинении значительного вреда охраняемым интересам. При этом сами эти обстоятельства останутся прежними. Это:
— вред или угроза вреда жизни и здоровью;
— имущественный вред или стоимость предмета правонарушения больше 40 базовых величин;
— сумма сделки (операции, выручки или дохода) больше 40 базовых величин — если штраф отсчитывается кратно к этим показателям или предусмотрена конфискация дохода;
— предусмотрена обязательная конфискация <*>.
Когда специальное условие не соблюдается и нет ни одного из обстоятельств, возможна ответственность только виновного работника организации.
Из правила, как и сейчас, будут отдельные исключения, когда для ответственности организации в перечисленных сферах не потребуется специальное условие <*>.
Станет меньше составов правонарушений с ответственностью юрлица
Юридическое лицо несет административную ответственность, только если оно прямо указано в санкции. Это предусматривает как действующий, так и новый КоАП <*>.
По новому Кодексу юридическое лицо больше не будет отвечать, например, за:
— невыплату заработной платы в срок <*>;
— неуплату обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование <*>;
— нарушение порядка открытия счета плательщику <*>.
В этих случаях отвечать будет только виновный работник.
Срок наложения взысканий на юрлицо составит три года
Юридическое лицо смогут привлечь к ответственности в течение трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения правонарушения. Это будет единый срок для юрлиц <*>. Тогда как действующий КоАП дифференцирует сроки по отдельным правонарушениям. Например, за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве <*> срок наложения взыскания составляет 2 месяца со дня совершения <*>.
Трехлетний срок будет действовать и для нарушивших свои обязанности должностных лиц <*>.
Для иных физических лиц срок привлечения к ответственности будет 2 месяца со дня совершения или обнаружения (прекращения) длящегося правонарушения, а за налоговые и таможенные нарушения — один год <*>.
К юрлицу будут применять предупреждение
Предупреждение больше не будет считаться административным взысканием. Его будут применять как профилактическую меру в том числе к организациям.
Так, за первый проступок организацию будут письменно предупреждать. Проступком будет считаться нарушение, за которое грозит штраф не больше 50 базовых величин. Причем организация должна признать проступок и не совершать ранее в течение года такого же нарушения <*>.
За значительное правонарушение организацию тоже могут предупредить с учетом конкретных обстоятельств и если она в течение года до этого не совершила такое же нарушение. Значительным будет правонарушение, за которое грозит конфискация, штраф свыше 50 базовых величин либо штраф в процентах от стоимости предмета правонарушения, дохода и т.п. или кратный этим величинам <*>.
В примечании к главе 16 нового КоАП также установлены дополнительные случаи и условия, когда может применяться предупреждение за нарушения в сфере экологии.
Минимальный штраф на юрлицо составит 5 базовых величин и даже меньше
Новый кодекс снизит минимальный размер штрафа для юридических лиц с 10 до 5 базовых величин. При этом за нарушение порядка налогообложения штраф может быть еще меньше – он снижен с 0,5 до 0,1 базовой величины <*>.
Взыскание будет погашаться сразу после уплаты штрафа за проступок
Новый Кодекс вводит разные сроки, по истечении которых организацию будут считать не подвергавшейся административному взысканию. Сроки в зависимости от тяжести нарушения будут истекать после исполнения взыскания (например, погашения штрафа):
— за проступок – сразу после исполнения;
— за значительное правонарушение – через шесть месяцев;
— за грубое правонарушение – через год. При этом грубым считается нарушение, за которое для юрлица будет предусмотрена ответственность в виде лишения права заниматься определенной деятельностью <*>.
Это значит, что при совершении такого же нарушения по истечении указанных сроков не будет признака повторности. А он может повлечь повышенную ответственность <*>.
Сейчас повторным является нарушение, которое совершено до истечения года с момента исполнения взыскания за такое же нарушение. Это не зависит от тяжести нарушения <*>.
Ускоренный административный процесс с 1 марта 2021 года
Новшества ПИКоАП
Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в новом КоАП. Административный процесс концептуально не поменялся. К числу наиболее важных новелл ПИКоАП можно отнести внедрение ускоренного административного процесса. В частности, предусматривается, что большинство административных правонарушений, относящихся к категориям административных проступков <*> и значительных административных правонарушений <*>, с согласия правонарушителя будут разрешаться в ускоренном порядке.
С этой целью в новый ПИКоАП включена специальная глава <*>. В ней содержится 5 самостоятельных статей <*>. Положениями этой главы регулируются процессуальные вопросы применения профилактических мер воздействия, а также порядок наложения взысканий при фиксации правонарушений спецтехсредствами (фото-, кино- и видеокамерами) и в ходе судебного разбирательства. В ней же установлен упрощенный порядок разбирательства на месте совершения правонарушения при признании физлицом своей вины.
Итак, ускоренный административный процесс применяется в 4 случаях:
— за правонарушение, совершенное в ходе судебного разбирательства <*>;
— при признании физлицом своей вины <*>;
— при фиксации правонарушения спецтехсредствами, работающими в автоматическом режиме <*>;
— при освобождении от ответственности за совершение административного проступка с вынесением предупреждения <*>.
Далее остановимся подробнее на особенностях ведения административного процесса в каждом из вышеперечисленных случаев.
Административный процесс при неуважении к суду
При совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства (например, за неуважение к суду <*>) об этом должна быть сделана соответствующая запись. Она может быть совершена в кратком протоколе или прямо в протоколе судебного заседания. Затем выносится постановление о наложении административного взыскания в виде отдельного процессуального документа.
Этот порядок привлечения к административной ответственности может быть применен в случае совершения административного правонарушения в судебном разбирательстве по уголовным, гражданским, экономическим делам или делам об административных правонарушениях <*>.
Неуважение к суду может выражаться, в частности:
— в неподчинении распоряжениям председательствующего в судебном заседании;
— нарушении порядка во время судебного заседания;
— совершении иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду.
Вышеперечисленные действия влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ, или общественные работы, или административный арест <*>.
Административный процесс в случае признания вины
В тех случаях, когда правонарушитель признал вину и согласился на административное взыскание без составления протокола, лицо, уполномоченное составлять протокол, выносит постановление о наложении административного взыскания (штраф, депортация). Оно вступает в законную силу с момента вынесения. Штраф при этом может быть уплачен на месте <*>.
Вышеназванное правило не применяется в отношении:
— физлица, если в санкции нового КоАП предусмотрены общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;
— ИП, если совершенное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, при этом ИП указан в санкции и выполняется специальное условие, предусмотренное ч. 3 ст. 4.6 нового КоАП;
— иностранца (лица без гражданства), если в санкции предусмотрена депортация. Исключение – иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в пункт пропуска через Государственную границу для выезда из Республики Беларусь;
— административных правонарушений, совершенных повторно, которые влекут уголовную ответственность;
— правонарушений, влекущих административную ответственность по требованию потерпевшего (законного представителя) <*>.
Порядок оформления постановления в случае признания вины
Определен перечень сведений, которые должно содержать постановление, вынесенное в случае признания вины физлицом и согласии на административное взыскание <*>. Среди них:
— дата и место составления постановления;
— наименование органа, должность, Ф.И.О. лица, вынесшего постановление;
— сведения о правонарушителе;
— время, место и обстоятельства совершения правонарушения. При этом указывается часть статьи либо статья Особенной части нового КоАП, которая предусматривает ответственность;
— отметка о разъяснении прав и обязанностей правонарушителю;
— принятое решение;
— срок запрета въезда в Республику Беларусь (в случае принятия решения о депортации);
— размер и порядок уплаты штрафа, в том числе основания увеличения штрафа на 2 БВ.
В таком постановлении допускается указывать иные сведения, которые имеют отношение к совершенному административному правонарушению <*>. Документ подписывает лицо, его составившее. Затем постановление объявляется правонарушителю. По ходатайству копия документа вручается правонарушителю. Также допускаются иные варианты вручения постановления: его можно выслать заказным письмом, направить посредством электронной или другой связи, в том числе через интернет <*>.
В постановлении также должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах, ином имуществе и документах, изъятых (арестованных) в ходе административного процесса, в том числе об уничтожении предметов, которые не представляют ценности и не могут быть использованы, или об их выдаче заинтересованным лицам (организациям) <*>.
Административный процесс при фиксации правонарушения спецтехсредствами
В случае фиксации правонарушения против безопасности дорожного движения спецтехсредствами, работающими в автоматическом режиме, лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выносит одно из двух видов постановлений:
— о наложении административного взыскания;
— об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения <*>.
Постановление об освобождении выносится в случае совершения административного проступка, если в течение года до его совершения на лицо не налагалось административное взыскание и оно не освобождалось от административной ответственности за такое же нарушение. Перечень административных правонарушений, при совершении которых это правило не применяется, перечислен в ч. 4 ст. 8.3 нового КоАП.
Вышеназванные постановления выносятся в отсутствие правонарушителя. Они вступают в законную силу с момента вынесения <*>. При вынесении этих постановлений административный процесс ведется по месту нахождения уполномоченного госоргана (ГАИ) <*>.
Порядок оформления постановления, которое выносится при фиксации правонарушения спецтехсредствами, сходен с порядком оформления постановления при признании вины. Разница между ними в следующем: в рассматриваемом случае постановление должно содержать изображение транспортного средства в момент совершения правонарушения либо изображение, подтверждающее факт правонарушения. Соответственно в таком постановлении будут отсутствовать сведения о разъяснении прав и обязанностей правонарушителю, а также срок запрета на въезд в нашу страну <*>.
Постановление, вынесенное в рассматриваемой ситуации, подписывается лицом, его составившим. Копия постановления (или копия постановления с предупреждением) в течение 3 дней со дня его вынесения вручается или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, либо направляется ему посредством электронной или другой связи, в том числе через интернет <*>.
В рассматриваемой ситуации у должностного лица органа, ведущего административный процесс, отсутствует обязанность доказывать вину лица в совершении административного правонарушения против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, зафиксированного спецтехсредствами, работающими в автоматическом режиме <*>.
В случае несогласия с привлечением к административной ответственности (освобождением от нее) в вышеописанном порядке можно подать письменное заявление в ГАИ по месту жительства. Срок подачи — месяц со дня получения копии постановления <*>. В этом случае также важно сохранить конверт или иной документ с отметкой о дате вручения. В дальнейшем административный процесс по данному факту будет вестись в порядке, определенном новым ПИКоАП, с учетом положений ст. 4.8 нового КоАП и ч. 6 ст. 10.4 нового ПИКоАП. Это означает, что собственник или иное лицо, управлявшее транспортным средством, должны самостоятельно доказывать отсутствие вины.
В случае опротестования такого постановления оно утрачивает силу в день получения указанного заявления (протеста) <*>.
Административный процесс при вынесении предупреждения
Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий <*>:
— признание факта совершения правонарушения;
— согласие на освобождение от административной ответственности;
— вынесение предупреждения;
— отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;
— неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.
Освобождение от административной ответственности также применяется в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет <*>.
Наличие оснований для освобождения от административной ответственности с учетом положений ч. 4 ст. 8.3 нового КоАП устанавливается должностным лицом органа, ведущего административный процесс. Это осуществляется на основании сведений, учет которых ведется в порядке, установленном Правительством <*>.
В случае наличия вышеперечисленных оснований лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выносит постановление об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения <*>. Такое постановление вступает в законную силу с момента его вынесения <*>.
При отсутствии возможности получить сведения, необходимые для принятия решения на месте, факт наличия указанных оснований устанавливается со слов правонарушителя. В случае сообщения недостоверных сведений вынесенное постановление утрачивает силу. Об этом выносится постановление. В дальнейшем административный процесс по данному факту ведется в порядке, определенном новым ПИКоАП <*>.
Постановление, вынесенное в рассматриваемой ситуации, должно содержать сведения, аналогичные сведениям при вынесении постановления в случае признания вины, за исключением срока запрета на въезд в Республику Беларусь, размера и порядка уплаты штрафа <*>. В таком постановлении могут быть указаны иные сведения, имеющие отношение к совершенному административному правонарушению <*>.
Постановление, вынесенное в рассматриваемом случае, подписывается лицом, его составившим, и объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. По ходатайству копия документа также вручается лично лицу, освобожденному от административной ответственности, или высылается заказным письмом либо направляется ему посредством электронной или другой связи, в том числе через интернет.
Иные новшества ПИКоАП
В новом ПИКоАП оптимизирована подведомственность административных дел с целью исключения у контролирующих органов дублирующих функций.
Для сокращения излишнего документооборота в новом ПИКоАП урегулированы вопросы применения современных информационных технологий при ведении административного процесса (направление постановлений электронной почтой или другими видами связи, в том числе через интернет).
В новом ПИКоАП также расширен перечень оснований для закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении и мер обеспечения административного процесса. Так, суд сможет рассмотреть дело в закрытом порядке в целях обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников <*>. Ранее закрытые заседания могли проводиться только для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физлиц, участвующих в административном процессе, либо сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну <*>.
Новые меры обеспечения административного процесса заключаются в возможности временно ограничить права на выезд из Республики Беларусь, управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, охоту <*>. Эти меры могут применяться судом на этапе рассмотрения дел об административных правонарушениях против порядка управления в целях обеспечения исполнения постановления о наложении штрафа. Для этого к правонарушителю могут быть применены сразу несколько из вышеназванных мер <*> на срок до исполнения административного взыскания, но не более срока, установленного ч. 3 ст. 14.5 нового ПИКоАП. Это означает, что максимальный срок действия принятых судом ограничений не может превышать 2 лет со дня вступления постановления в законную силу.
По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается. Однако, необходимо разграничивать случаи, где есть два административных правонарушения и к административной ответственности привлекают дважды, а где есть только одно административное правонарушение и имеется повторная административная ответственность. Можно говорить о таком явлении как повторное привлечение к административной ответственности в связи с наличием в Кодексе РФ об административных правонарушениях нескольких норм.
Во-первых, повторное привлечение к административной ответственности регулируется частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это значит, что повторная административная ответственность по закону не возможна. Напомним, лицо считается подвергнутым административному наказанию в течении одного года с момента исполнения постановления (оплаты штрафа). Во-вторых, привлечению к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, посвящен пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласно данной норме, если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются: 1. постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или 2. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или 3. постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению. На практике возникают большие вопросы относительно применения данных норм. Отсутствуют общие разъяснения, которые бы оговаривали бы все проблемы повторного привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, существует достаточно большой объем судебной практики, которая помогает найти ответ на данный вопрос, когда есть привлечение к административной ответственности два раза за одно и то же административное правонарушение, а когда нет. Позиция Верховного суда РФ по вопросу повторного привлечения к административной ответственности содержится в ответе на вопрос № 21 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007. Вопрос № 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации? Ответ: В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Верховный суд в ответе на вопрос указал, что привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Здесь имеется в виду, что прекращает правонарушение формально юридически, потому что после выявления нарушений никто не вправе и не может запретить вам продолжить совершать административное правонарушение. Например, нарушать правила пожарной безопасности или санитарные нормы и правила. Далее Верховный суд пишет, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения. То есть, Верховный суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Суд говорит о том, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействия). Правонарушение будет новое, а значит и новая административная ответственность виновного лица.