Сегодня некоторые категории населения могут претендовать на получение жилья от государства. Передача недвижимости осуществляется на основании договора социального найма. Заключая сделку, государство стремится удовлетворить потребность в жилье у лиц, у которых не хватает собственных денежных средств на приобретение недвижимости. Договор социального найма жилого помещения заключается при передаче квартиры в распоряжение гражданина. Точный перечень действий, которые человек может осуществлять с полученным жильем, закреплен в действующем законодательстве. Об основаниях заключения договора социального найма жилого помещения, необходимых бумагах и особенностях составления соглашения поговорим далее.
В какой форме заключается?
Перед тем, как получить договор соц найма на квартиру, стоит разобраться, в какой форме составляется документ. Для этого необходимо обратиться к статье №51 ЖК РФ. В нормативно-правовом акте говорится, что соглашение может быть составлено только в письменной форме.
Документ представляет собой административный акт. Он составляется в одностороннем порядке. Информация, содержащаяся в договоре, также должна соответствовать установленным требованиям. В документе в обязательном порядке должны быть прописаны стороны сделки, их права и обязанности, которые возникнут после подписания бумаги. Чтобы упростить процедуру составления соглашения, эксперты советуют использовать образец договора социального найма.
Процедура подачи заявления
Чтобы претендовать на заключение договора социального найма, гражданин должен подать заявление. Оформлением соглашения занимается управление департамента Жилищной политики. Обратиться в администрацию можно и через МФЦ. Гражданин, желающий получить жилье от государства, должен подготовить пакет документации.
В перечень бумаг в обязательном порядке необходимо включить:
- паспорт;
- составленное заявление;
- удостоверение личности всех членов семьи заявителя;
- справка, подтверждающая, что недвижимость является муниципальной собственностью;
- документация, выступающая основанием для вселения гражданина в квартиру;
- справки о родстве с лицами, которые будут включены в договор;
- документация, подтверждающая факт отсутствия задолженности по платежам.
Список бумаг может меняться. Если заявитель состоит в браке, он должен приложить к установленному перечню свидетельство об официальной регистрации отношений или документ, подтверждающий, что человек находится в разводе. Заявление на оформление договора соц найма можно составлять в свободной форме.
Рассмотрение заявления осуществляется в течение месяца. Если бумага принята, работники учреждения не станут требовать дополнительные документы. За оформление соц найма платить не нужно.
Когда бумаги подготовлены, необходимо обратиться в МФЦ или администрацию. Получив заявление, работники выбранного учреждения проверят корректность составления документа, а также соответствие подготовленного перечня установленным требованиям. Если все документы составлены в соответствии с правилами, заявка будет зарегистрирована в базе. Заявителю будет предоставлена выписка, на которой будет зафиксирована дата принятия заявления и информация о сроке, в течение которого удастся узнать решение.
Видео
Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц Департамента, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.
3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данное положение при досудебном (внесудебном) обжаловании заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ в части первоначального отказа в предоставлении государственной услуги применяется в случае, если на МФЦ возложена функция по предоставлению соответствующих государственных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных в соответствии с соглашениями о взаимодействии, заключенными с органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее — органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.2. Через МФЦ.
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, органом местного самоуправления, подведомственной органу исполнительной власти и органу местного самоуправления организацией, предоставляющими государственную услугу, МФЦ в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4. Наличия:
14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством Российской Федерации срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
Нужно ли перезаключать?
Договор социального найма не имеет срока действия. Такое правило закреплено в статье № 60 Жилищного кодекса РФ. Однако сегодня существуют 3 основания, которые приводят к необходимости перезаключения соглашения. Они закреплены в статье №82 Жилищного кодекса РФ.
Потребность в заключении договора социального найма жилого помещения может возникнуть, если:
- лицо, которое выступало в роли нанимателя квартиры, решило переоформить соглашение на одного из членов своей семьи;
- гражданин, занимавший недвижимость, умер;
- лица, которые жили в одной недвижимости и имели разные договора социального найма, стали одной семьей.
В последней ситуации потребуется заключение одного соглашения. Чтобы договор социального найма был переоформлен, потребуется подготовить пакет документации.
В его состав в обязательном порядке необходимо включить:
- предыдущий договор социального найма жилого помещения;
- копию ордера;
- паспорт или свидетельство о рождении всех лиц, проживающих в недвижимости;
- справка из БТИ, содержащая характеристику недвижимости;
- квитанция, подтверждающая своевременное внесение коммунальных платежей;
- копия документации, регламентирующей возникновение причины переоформления сделки.
Если хоть один из установленных действующим законодательством документов будет отсутствовать, в переоформлении соглашения будет отказано.
Понятие социального найма
Понятие социального найма подразумевает заключение договора на пользование жилплощадью на определенных условиях и определенное время. Разница со сделками коммерческого характера всего в двух пунктах:
- в принадлежности сдаваемой в аренду жилплощади – собственником социального жилья всегда являются муниципальные органы, в других договорах владельцем может выступать как физическое лицо, так и какая-либо компания или фирма;
- в сроках предоставления квартир – «социалку» семья получит в бессрочное пользование, а частный контракт заключается на конкретное время.
При социальном найме отношения между сторонами регулируются Жилищным кодексом РФ и постановлениями региональных властей.
Составление дополнительного соглашения
На практике может возникнуть ряд ситуаций, при наступлении которых потребуется составить дополнительное соглашение.
При заключении договора социального найма жилого помещения в обязательном порядке должны соблюдаться положения действующего законодательства. Они фиксируют порядок осуществления процедуры.
Необходимость в нем возникает в следующих ситуациях:
- происходит изменение почтового адреса жилья;
- поменялся статус жилого помещения;
- был произведен капитальный ремонт, и площадь квартиры уменьшилась или увеличилась;
- изменился состав семьи;
- изменилась ФИО нанимателя или одного из лиц, проживающих вместе с ним в квартире.
Если права одного из граждан в связи с населением недвижимости нарушаются, он имеет право подать заявление в суд. В этой ситуации потребуется доказать факт неправомерных действий. Для этого разрешается использовать запись на диктофон или вложить в пакет документов письменный отказ, который был осуществлен неправомерно.
Иные причины изменения договора соцнайма
Кроме рассмотренных случаев могут появиться обстоятельства, указанные в ЖК РФ, фактически изменяющие договор, а именно:
- Принятие гражданами освободившейся комнаты в составе «коммуналки» по договору соцнайма. Такое жилье предоставляется по заявлению, в порядке очередности, процедура предоставления жилья четко регламентирована (см. в ст. 59).
- Принудительное выселение из жилища члена семьи в судебном порядке, в то время как статус остальных проживающих граждан не меняется (см. в ст.91).
- Заселение других лиц в качестве родственников нанимателя (см. в ст. 70).
- Предоставление нанимателю другого жилья на время проведения работ (капитальный ремонт, реконструкция), если произведение таких мероприятий без выселения жильцов не представляется возможным (см. в ст.88).
Указанные ситуации меняют субъектный состав правоотношений, а в последнем случае на время изменяется и предмет правоотношений – жилое помещение. Соответственно договор соцнайма претерпевает с наступлением указанных обстоятельств значительные изменения.
Автор статьи
Как оформить через многофункциональный центр?
Заявление о заключении договора социального найма жилого помещения может быть подано через МФЦ. Если гражданин решил воспользоваться этим способом обращения, ему потребуется подготовить стандартный перечень документации. Если все бумаги собраны верно, работники многофункционального центра примут заявку и начнут рассмотрение.
Решение будет вынесено в течение 30 суток с момента подачи документов. Когда вердикт известен, заявитель получает извещение о результате процедуры. В случае положительного решения будет составлен договор передачи муниципальной квартиры в пользование.
Что нужно подготовить из дополнительных документов?
В качестве дополнительных документов для бесплатного оформления договора приватизации дополнительно могут быть затребованы:
- Кадастровый паспорт на квартиру, который можно запросить в Кадастровой палате, многофункциональном центре, а также на интернет- ресурсе Росреестра, после предоставления своего паспорта и подачи заявления; готовится этот документ в течение 5 рабочих дней с момента обращения.
- Доверенности, распоряжение о назначении опекуна и т. д.
У каждой выписки, которую необходимо запросить в различных государственных инстанциях, имеется лимитированный срок действия, соответственно, начинать оформление следует с тех, которые действительны в течение более длительного временного периода. Помимо этого, гражданину надлежит принимать к сведению сроки подготовки справок и выписок и опираться на эту информацию при комплектовании пакета документов.
Как видно из перечня документов, получение некоторых из них требует внесения денежной платы в том или ином размере. Само же оформление договора приватизации не предусматривает уплаты госпошлины за данную услугу.
Особенности восстановления утраченного соглашения
Если произошло уничтожение или утеря договора социального найма жилого помещения, документ можно восстановить. Разбираясь, где получить бумагу повторно, нужно учитывать, что, когда осуществляется процедура оформления, гражданин прописывает два экземпляра договора социального найма. Один из них отдается нанимателю, а другой остается у наймодателя. Если в роли владельца недвижимости выступает администрация, и ее представитель осуществлял подписание договора, именно туда необходимо обратиться с заявлением о восстановлении. При себе необходимо иметь подготовленный пакет документации.
В его состав можно включить:
- паспорта или свидетельства о рождении всех членов семьи, которые прописаны в жилом помещении;
- справка о составе семьи и выписка из домовой книги;
- выписка с лицевого счета;
- свидетельство о расторжении или заключении брака, если подобное имело место быть.
Нужно учитывать, что выписки действуют в течение 14 дней с момента их получения. Потому стоит сделать их непосредственно перед обращением. Разобраться в особенностях составления договора поможет образец бумаги. Второй экземпляр документа предоставляется в течение месяца, после обращения. Если гражданин, выступающий в роли нанимателя, умер, договор социального найма другому лицу предоставлен не будет. Документ потребуется переоформлять на одного из членов семьи нанимателя.
Видео
Нужно учитывать, что соглашение наделяет не только правами, но и накладывает перечень обязанностей. Если не соблюдать их, Это станет причиной нарушения прав, связанных с жильем. Договор социального найма позволяет получить недвижимость от государства. Документ упорядочивает правоотношения в области пользования жилыми помещениями, которые находятся в собственности муниципалитета. Все правоотношения осуществляется на основании положения Жилищного кодекса РФ.
Кому доступен социальный найм
Базовые критерии того, как получить муниципальное жилье, определены положениями Жилищного Кодекса. Перечень граждан, имеющих право на поддержку государства в вопросе обеспечения жильем, ограничен и включает в себя наиболее незащищенные с точки зрения финансового положения категории. Кроме основного ограничения по уровню дохода, должны соблюдаться некоторые условия:
- отсутствие в собственности у гражданина любого жилья;
- несоответствие имеющего жилья санитарным, пожарным нормам (аварийные, ветхие дома);
- наличие в семье постоянно проживающего инвалида по заболеванию, включенному в перечень Правительства РФ от 2014 года № 817;
- недостижение площади имеющейся квартиры уровня, определенного законом как социальная норма.
Семьи или одинокие граждане, попадающие под эти условия и статус которых можно отнести к малоимущим, могут встать на очередь в муниципальных органах для обеспечения их жильем по договору социального найма.
Кроме того, есть категории заявителей, имеющих приоритетное право предоставление квартиры. К ним относят:
- проживающих в жилье, признанном ветхим или аварийным и неподлежащем ремонту;
- дети, оставшиеся без родителей и взятые на попечение государством;
- незаконно осужденные граждане, вышедшие из мест лишения свободы и оставшиеся из-за судебной ошибки без жилья;
- лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, и лица, имеющие подтвержденную инвалидность.
Местные власти могут на свое усмотрение расширить этот список и включить в него многодетные семьи с определенным количеством детей, семьи ветеранов Великой отечественной войны. В каждом российском регионе условия для тех, кто имеет право претендовать на получение социального жилья, варьируются и зависят от решений местных властей.
Важно! Граждане, которые были поставлены на учет для получения ими муниципальной квартиры в период до 2005 года, априори сохраняют свою очередь. При этом они не обязаны подтверждать свое финансовое положение и соответствие критериям нуждающихся, отраженных в новом законодательстве.