В стране формируется и регулярно обновляется специализированный жилищный фонд, из которого жилье выдаётся нуждающимся категориям граждан.
Не всегда нуждающиеся – это лица, не имеющие средств к покупке квартиры, многодетные семьи или инвалиды.
Есть категория граждан, которая нуждается в жилье в конкретном городе по долгу службы или профессиональной деятельности.
Те, кто работает в регионе или городе, где у него нет квартиры, имеет право получить служебное жилье. Выдаётся оно на особых основаниях.
В определенных законодательством случаях такую квартиру можно приватизировать со временем. Есть у местных властей и основания для законного выселения из служебного жилья. Обо всем этом расскажем в материале статьи.
Служебное жилье – что это
Служебным жильем называется площадь, включенная в специализированный фонд государства или муниципалитета. Это происходит на основании соответствующего решения уполномоченных органов.
В отношении такого жилья действуют следующие юридические особенности:
- жилье включается в специализированный фонд только при наличии согласия собственника;
- недвижимость может быть предоставлена в пользование только тем сотрудникам, которые не имеют своей собственности в конкретном населенном пункте, где им приходится работать;
- если сотрудник увольняется, он лишается права пользоваться служебным жильем (исключение – малоимущие граждане);
- использование недвижимости в качестве служебной возможно только после причисления его к соответствующей категории;
- жилплощадь должна быть обустроена в соответствии с особенностями региона, в котором оно расположено;
- жилье должно отвечать санитарным и техническим требованиям;
- на одного проживающего не может приходиться менее 6 м2.
Служебное жилье доступно только отдельным категориям граждан. Права третьих лиц на такую недвижимость исключены. В соответствии с законодательством претендовать на служебное жилье могут:
- сотрудники правоохранительных органов;
- военные;
- конституционные судьи;
- депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации;
- сотрудники почты, газовой службы, дворники, слесари, техники;
- лица, трудоустроенные в заповедниках, национальных парках или лесных хозяйствах;
- работники специализированных учреждений для детей.
Если жилплощадь выбывает из состава специализированного фонда, то она может быть переоформлена по договору социального найма. Принимать решения в отношении служебного жилья вправе органы жилищного управления муниципалитета, субъекта федерации или федерального уровня.
Категории граждан, которые могут получить жилье
В ст. 104 ЖК РФ указано, что категории граждан, которые вправе претендовать на получение служебного жилья, устанавливаются в жилищном фонде РФ или субъекта РФ.
В частности, к подобным гражданам относятся следующие категории работников:
- Сотрудники государственных школ и больниц. Для этой категории есть перечень определенных условий, которые они должны выполнить для получения помещения. В частности, это их согласие на работу в сельской местности. В этом случае они могут претендовать на получение жилья по месту работы. Для обычных учителей или медиков такая возможность зачастую не предусмотрена.
- Военнослужащие. Данная категория граждан является одной из наиболее обеспечиваемых служебным жильем. При этом одинокому военнослужащему могут предоставлять комнату в общежитии, а при наличии семьи (особенно если есть необходимость частых переездов) обязательно полагается отдельная квартира.
- Сотрудники правоохранительных органов и МЧС. Одной из причин предоставления жилья является необходимость частых переездов таких работников, связанных с их трудовой деятельностью.
- Государственные служащие. В частности, сюда относятся работники таможенной и налоговой сферы, а также судьи. Отдельное место занимают чиновники и депутаты, которые получают служебное жилье чаще всего. При этом квартира (или дом) должна быть обязательно снабжена всем необходимым, в частности, иметь телефон. Связано это с важностью выполняемых данными работниками функций, поскольку они являются частью управленческой системы государства.
- Представители сферы ЖКХ. В частности, сюда относятся дворники, слесари или электрики. Основной целью этого является привлечение на работу новых сотрудников.
Очевидно, что предоставление жилья является дополнительным стимулом для работников и имеет целью увеличить престижность профессий или работ, которые не особо востребованы у граждан.
Для некоторых других служащих такая возможность является, скорее, привилегией за важность выполняемых ими функций.
Права и обязанности сторон
Как при любой сделке найм служебного помещения сопровождается указанием допустимых действий для каждой из сторон договора. Права и обязанности прописываются максимально подробно и закрепляются письменно. Основные допустимые и запрещенные действия содержаться в Жилищном кодексе.
Для собственника
Владелец должен передать нанимателю жилплощадь, пригодную для проживания и отвечающую правилам безопасности. На объект недвижимости не должны посягать другие лица.
Если это требуется, собственник проводит ремонт помещения, а также подготавливает прилегающую территорию. Для нанимателя должна действовать беспрепятственная подача коммунальных услуг. Если что-то ломается или разрушается, ремонт проводится за счет собственника, а квартиранту (при необходимости) предоставляется другое жилье.
В некоторых случаях наниматель не утратит права на проживание в предоставленном жилье после увольнения или завершения трудовых отношений по иным основаниям. Категория таких лиц установлена законодательно. Если сотрудник относится к льготной категории граждан, работодатель оставляет за ним закрепленную по договору жилплощадь или предоставляет другой объект, пригодный для проживания.
Существует несколько обстоятельств, при которых прекращение трудовой деятельности не будет причиной для расторжения договора найма служебного помещения. Так, жилье предоставляется:
- пенсионерам;
- семье военнослужащего или сотрудника правоохранительных органов, погибшего или пропавшего без вести при выполнении служебных обязанностей;
- работникам, получившим 1 или 2 группу инвалидности при выполнении трудовых функций или в результате возникновения профессиональной болезни.
Помимо обязанностей, у владельца есть и права. Он вправе требовать с нанимателя своевременной оплаты коммунальных услуг и арендной платы, а также соблюдения правил проживания и бережного отношения к имуществу, предоставленному в пользование.
Для квартиросъемщика
Наниматели служебного жилого помещения обязаны:
- своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги;
- вовремя перечислять оплату за аренду;
- не ущемлять права и законные интересы соседей;
- не использовать жилье не по назначению;
- не сдавать его в наем третьим лицам;
- не использовать жилье в коммерческих целях.
Если возникнут поломки или неполадки по вине нанимателя, он обязан провести ремонт и устранить все неисправности. Когда собственник посчитает нужным провести капитальный ремонт, квартирант не вправе препятствовать этому. К назначенной дате он обязан освободить помещение.
Сотрудник, проживающий в служебном жилье, также имеет определенные права. Он может использовать объект недвижимости для проживания. При этом действие договора не будет прекращено, если произойдет смена собственника.
Однако, если по каким-то причинам квартиранту потребуется съехать, он вправе расторгнуть договор в любой момент.
Как происходит получение жилья?
Как получить служебное жилье – главный вопрос, интересующий планирующих переезд по работе граждан. Порядок получения служебных квадратных метров строго определён.
Выделяется служебное жилье по решению органа власти субъекта или муниципалитета. Решение обычно принимается в форме приказа или постановления о выделении жилья.
Когда решение принято уполномоченное от муниципалитета лицо заключает договор найма служебного помещения с гражданином. Передаётся помещение новому владельцу по акту приема-передачи и акту технического состояния.
В актах должны быть указаны все выявленные недочеты в помещении на момент его передачи. Если что-то из них не будет зафиксировано, владельцу в дальнейшем придётся ремонтировать их за свой счёт.
Новый владелец помещения обязан:
- вносить арендную плату за жилье;
- платить коммунальные платежи;
- производить текущий ремонт помещения за свои средства.
Капитальный ремонт оплачивает в свою очередь собственник помещения в лице муниципалитета. Служебное жилье нельзя сдавать в аренду, продавать или обменивать.
Какие документы нужны для оформления?
Прежде всего для получения служебной квартиры нужно составить заявление специальной формы. К нему необходимо приложить определенный перечень документов, в частности:
- Паспорт.
- Трудовая книжка, подтверждающая факт трудоустройства.
- Выписка из ЕГРН, подтверждающая факт отсутствия жилой площади в данном населенном пункте.
- Свидетельство о заключении брака.
- Справка о составе семьи с указанием всех ее членов.
- Контракт или трудовой договор.
- Заявление со стороны работодателя.
Копии представляемых документов должны быть заверены работодателем или нотариусом. Иногда могут потребоваться иные документально зафиксированные сведения.
Заявление составляется на имя руководителя органа власти. В нем прописываются данные всех членов семьи, которые планируют в квартире проживать совместно с заявителем. Настоящим заявлением гражданин даёт согласие на обработку персональных данных.
Особенности составления договора служебного найма
Существует несколько особенностей составления текста договора найма жилого помещения:
- наймодателем выступает государство или муниципалитет;
- нанимателем становится лицо, определенное законом;
- договор оформляется в письменной форме;
- заключение возможно по соглашению с каждой из сторон;
- имеет ограниченный срок действия;
- в тексте должна содержаться отсылка на решение одного из органов государственной власти о предоставлении помещения;
- договор не предусматривает возможность обмена или субаренды;
- объект найма не подлежит разделу;
- наниматель вправе поменять назначение жилплощади, если оно пробудет в собственности более 10 лет;
- предметом соглашения может быть только вся недвижимость целиком.
В тексте договора обязательно прописываются:
- данные о нанимателе;
- данные о собственнике;
- подробное описание предмета соглашения;
- основания для предоставления жилплощади;
- вид трудовой деятельности (копия трудовой книжки должна прилагаться);
- тип отношений между участниками договора;
- права и обязанности сторон;
- срок действия договора;
- уровень благоустроенности жилья;
- дата составления;
- подписи сторон.
Существует типовой бланк договора, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42.
Расторжение контракта
Действие договора найма прекращается в следующих случаях:
- окончание срока действия договора найма или трудового контракта;
- прекращение трудовых отношений между нанимателем и работодателем;
- приобретение нанимателем собственного жилья;
- досрочно, по инициативе одной из сторон.
Квартиросъемщик может расторгнуть договор и освободить помещение в любое время по причине переезда на другое место жительств, изменения семейного положения и по другим причинам. Он должен известить об этом наймодателя.
Расторжение договора по инициативе наймодателя на основании ст. 83, 101 ЖК РФ по решению суда. Основанием могут служить следующие обстоятельства:
- уклонение нанимателя от внесения платежей за коммунальные услуги и оплаты найма;
- нанесение ущерба недвижимости или имуществу по вине квартиросъемщика или членов его семьи;
- использование помещения не по назначению;
- многочисленные претензии со стороны соседей, других граждан и юридических лиц.
Действие договора может прекратиться по форс-мажорным обстоятельствам, когда дальнейшая эксплуатация помещения становится опасной. При расторжении соглашения по суду наниматель должен освободить жилплощадь в течение 3-х суток.
Правовые нюансы служебного найма
Если планируется, что в скором времени помещение потеряет статус служебного жилья, нанимателя необходимо предупредить об этом. Решение об изменении назначения жилплощади вправе принимать только собственник недвижимости.
Такое может произойти, если, к примеру, недвижимость из муниципальной собственности перешла на баланс государства. В подобных ситуациях наниматель получает возможность переоформления жилья в социальный найм, а, значит, в дальнейшем и его приватизации.
В некоторых случаях сотрудник и члены его семьи получают право на проживание в служебном жилье и после того, как трудовая деятельность в компании будет завершена. Это может быть связано с тяжелым финансовым положением или острой необходимостью гражданина в жилплощади.
По общему правилу приватизация служебного жилья не проводится. Однако в некоторых случаях это допустимо. Как правило, приватизация осуществляется в судебном порядке. Для этого привлекаются опытные юристы.
Оформленное соглашение о найме жилого помещения необходимо сохранять до окончания срока его действия, то есть до тех пор, пока оно имеет юридическую силу. При возникновении спорных ситуаций договор о служебном найме сможет стать основой для принятия решения судом.
Особого внимания заслуживают вопросы, которые касаются прав несовершеннолетних граждан, в том числе тех, что появились на свет после подписания договора о найме служебного жилого помещения. По закону наниматель имеет право на регистрацию в помещении членов своей семьи.
При этом получать разрешения у собственника не нужно. Достаточно предъявить подписанный договор о найме.
Отказ от жилья
Как отказаться от служебного помещения? Есть вероятность того, что предоставленное муниципалитетом жилье Вам не понравится, и Вы захотите собственными силами снять квартиру получше. У Вас есть право не воспользоваться предоставленной квартирой.
У отказа должна быть веская мотивация с разъяснением причин:
- площадь жилья меньше нормативов;
- в квартире нарушены санитарно-эпидемиологические или гигиенические нормы;
- новое жилье существенно ухудшает действующие жилищные условия.
В определенных законодательством случаях военнослужащие даже имеют право получить вместо служебного жилья денежную компенсацию.
Выселение из служебного жилья: перспективы судебного разбирательства
В настоящее время правовому регулированию отношений, связанных с предоставлением и использованием жилых помещений специализированного фонда, в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) посвящен самостоятельный раздел IV «Специализированный жилищный фонд», положениями которого определено назначение каждого вида специализированного жилья.
Ранее основные нормы о служебных жилых помещениях содержались в ст. ст. 101–108 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 г. и действ. до 01 марта 2005 г.) и в других правовых актах, некоторые из которых могут применяться и в настоящее время в той части, которая не противоречит действующему в настоящее время ЖК РФ (см. ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В силу ст. ст. 92–93 раздела IV ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Т.е. служебное жилье предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Согласно ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. В Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» эта норма уточняется: «…не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме».
Основанием предоставления служебных жилых помещений является решение собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (ст. 99 ЖК РФ).
Между тем следует иметь в виду, что согласно ст. 100 ЖК РФ основанием для вселения в служебное жилое помещение является договор найма специализированного жилого помещения, который заключается на основании решения собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц о предоставлении такого помещения.
Хотелось бы отметить, что по действовавшему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся ордер установленной формы (ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР).
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Этим же Постановлением утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма применяются правила, предусмотренные частями 2–4 ст. 31, ст. 65 и частями 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ.
Основанием выселения из служебных жилых помещений, независимо от их вида, является расторжение или прекращение договора найма специализированного жилого помещения, что по общему правилу влечет за собой выселение нанимателя. Следовательно, граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае же отказа освободить указанные жилые помещения граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, а также ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя; инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей; инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ с 1 января 2013 г. ч. 2 ст. 103 ЖК РФ дополнена пунктом 5 следующего содержания: «5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта». Действие указанного изменения распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 15-ФЗ, в том случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Согласно ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, выселение из служебных жилых помещений в судебном порядке может производиться в следующих случаях:
1) при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, в частности в случаях (п. 4 ст. 83, п. 3 ст. 101 ЖК РФ): – невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
Как показывает судебная практика, большинство судов тщательно исследуют причины образовавшейся задолженности по оплате жилой площади, исходя из того, что они относятся к обстоятельствам, имеющим юридическое значение.
– разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; – систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
Как указал ВС РФ в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление), к систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений ч. 2 ст. 1 и ч. 4 ст. 17 ЖК РФ следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).
– использования жилого помещения не по назначению;
Под использованием жилого помещения не по назначению, исходя из положений ч. ч. 1–3 ст. 17 ЖК РФ, следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), т.е. фактическое превращение жилого помещения в нежилое (п. 39 Постановления).
2) в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства (договор найма специализированного жилого помещения считается в данном случае расторгнутым со дня выезда) (п. 3 ст. 83, п. 3 ст. 101 ЖК РФ);
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 32 Постановления, условием удовлетворения иска в данном случае будет являться установление факта постоянного непроживания истца в спорном служебном жилом помещении, обусловленного его добровольным выездом в другое место жительства и отказом от прав и обязанностей нанимателя по договору найма при отсутствии препятствий в пользовании этим помещением.
3) в случае признания недействительными решения о предоставлении специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 99 ЖК РФ).
В подп. «в» п. 41 Постановления сказано, что нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Однако в большинстве случаев, как показывает судебная практика, выселение из служебных жилых помещений в судебном порядке является крайней мерой, которая применяется в основном лишь в случаях отказа граждан добровольно освободить эти помещения.
В качестве примеров выселения в судебном порядке можно привести следующие дела.
1. В декабре 2007 года отряд государственной противопожарной службы № 14 обратился в суд с иском к З., З.Г., З.Ф. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <�…>, без предоставления другого жилого помещения, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение является служебным, передано в оперативное управление истца, в 1999 году было предоставлено работнику ОГПС № 14 С. Последний 15 ноября 2000 года выехал из указанного жилого помещения, снялся с регистрационного учета. В жилом помещении остались проживать его жена З., брак которой с С. расторгнут 28 февраля 2001 года, и дети З.Г., З.Ф. (в отношении детей С. 17 декабря 2001 года лишен родительских прав). Поскольку освободить служебное жилое помещение ответчики отказываются, истец просил суд выселить ответчиков без предоставления другого жилого помещения.
Решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 января 2008 г. иск удовлетворен. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 1 апреля 2008 г. решение суда от 10 января 2008 г. отменено и дело было направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 мая 2008 г. в иске отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26 августа 2008 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым постановлено выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <�…>, без предоставления другого жилого помещения.
В надзорной жалобе, поданной З., поставлен вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26 августа 2008 г. и передаче надзорной жалобы для рассмотрения на судебном заседании суда надзорной инстанции.
В связи с поданной надзорной жалобой на указанные судебные постановления и сомнениями в их законности, 23 декабря 2008 года судьей Верховного Суда РФ Кнышевым В.П. указанное дело было истребовано в Верховный Суд РФ и определением того же судьи от 29 апреля 2009 г. передано для рассмотрения на судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Определением от 26.05.2009 № 69-В09-5 судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указанное дело о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как доводы ответчицы о том, что до введения в действие Жилищного кодекса РФ она являлась одинокой матерью с проживающими вместе с ней несовершеннолетними детьми и ее выселение без предоставления другого жилого помещения не допускалось законом, так как она подпадала под действие п. 12 ч. 1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, не были учтены судом.
Из приведенного примера следует, что, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ у лица при наличии оснований, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям применяются положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса РФ.
2. Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области <�…> обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к М.Е., М.Г. и М.А. о признании их утратившими право пользования жилым помещением — трехкомнатной квартирой <�…>, выселении их из указанной квартиры со снятием с регистрационного учета.
В обосновании своих требований истец указал, что ответчица М.Е. занимала должность <�…>. В связи с трудовыми отношениями М.Е. <�…> на основании договора найма специализированного (служебного) жилого помещения истцом была предоставлена трехкомнатная квартира <�…>. Совместно с нанимателем в квартиру были вселены члены ее семьи — супруг М.Г. и дочь М.А. <�…> М.Е. была освобождена от занимаемой должности и уволена по сокращению штата работников. В связи с этим истцом в адрес ответчицы неоднократно направлялись уведомления о прекращении действия договора найма и необходимости освободить спорную квартиру. Так как ответчики в добровольном порядке не выполнили требование собственника об освобождении жилого помещения, истец вынужден был обратиться в суд.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2011 г. М.Е., М.Г. и М.А. выселены из трехкомнатной квартиры <�…>. В удовлетворении остальной части иска Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области отказано.
Не соглашаясь с решением суда, ответчица М.Е. подала кассационную жалобу на указанное решение, в которой просит решение отменить. В обосновании своей жалобы ответчица указала, что такое основание для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, как прекращение трудовых отношений, ЖК РФ не предусмотрено.
Определением Ленинградского областного суда от 26.10.2011 № 33-5254/2011 решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2011 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба М.Е. — без удовлетворения. При этом судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда указала, что прекращение трудовых отношений в соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Предусмотренных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ оснований, по которым ответчики не могли быть выселены из спорной квартиры без предоставления других жилых помещений, не имеется. Из приведенного примера следует: срок договора найма служебного жилого помещения определяется продолжительностью трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
3. Администрация закрытого административно-территориального образования <�…> (далее — ЗАТО <�…>) обратилась в суд с иском к Р.С. и Р.Е. о выселении их вместе с несовершеннолетними детьми Р.В. и Р.Д. из жилого помещения — квартиры № <�…>, расположенной в доме № <�…>, без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета. Требование мотивировалось тем, что названная квартира является муниципальной собственностью и в 2001 году включена в число служебных жилых помещений. Квартира была предоставлена Р.С. как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту. В 2002 году ответчик в связи с организационно-штатными мероприятиями был досрочно уволен в запас. По программе «Обеспечение жильем молодых семей» в 2009 году ответчики были обеспечены жилым помещением, однако освободить служебное жилое помещение отказываются.
Решением Пермского районного суда от 21.11.2011 исковые требования ЗАТО удовлетворены.
Не соглашаясь с решением суда, ответчики подали кассационную жалобу на указанное решение, в которой просят решение суда отменить. В обосновании своей жалобы ответчики указали, что возникшие правоотношения по пользованию служебным жилым помещением носят договорной характер, в связи с чем к ним должны быть применены положения ст. 196 ГК РФ о трехлетнем сроке исковой давности, что срок исковой давности истцом был пропущен и положения ст. 208 ГК РФ, на которую сослался суд, в данном случае, исходя из характера правоотношений, не подлежали применению. Кроме того, ответчики указали, что не может являться основанием для их выселения и покупка ими 3-комнатной квартиры по программе «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку положения ст. ст. 101, 102, 83 ЖК РФ не содержат такого основания для расторжения договора найма специализированного жилого помещения, как приобретение нанимателями другого жилого помещения в собственность.
Определением Пермского краевого суда от 28.12.2011 по делу № 33-13326 кассационная жалоба ответчиков оставлена без удовлетворения.
При этом судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда указала, что, поскольку в настоящее время ответчик, являясь долевым собственником жилого помещения, не состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и не относится к числу лиц, которые имеют право состоять на данном учете, он подлежит выселению из служебного жилого помещения.
Кроме того, судебная коллегия указала на ошибочность вывода суда о том, что на возникшие правоотношения не распространяется срок исковой давности. Однако ошибочность данного вывода суда не влечет за собой необходимость отмены решения, поскольку в целом вывод суда о том, что срок исковой давности на обращение в суд истцом не пропущен, является правильным.
Из приведенного примера следует, что гражданин подлежит выселению из служебного жилого помещения, если основания, в силу которых он состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и относился к числу лиц, имеющих право состоять на данном учете, отпали.
Кроме того, при возникновении споров о выселении из служебных жилых помещений необходимо четко разграничивать жилищные правоотношения и гражданские, учитывая, что к первым не могут применяться положения статьи 208 ГК РФ, в соответствии с которой на требования о защите прав собственника или владельца недвижимого имущества не распространяется общий трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, на что указывает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2008 г. № 5-В08-77
_______________________
- Пункт 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»» // Российская газета. — № 34. — 17.02.2006.
- «Российская газета». — N 46. — 02.03.2012.
- Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Пункт 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2009 № 69-В09-5// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Определение Ленинградского областного суда от 26.10.2011 № 33-5254/2011// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2008 № 5-В08-77// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.
Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.
Кто может сдавать такое жилье?
Статусу такого фонда посвящена главы 9 и 10 ЖК РФ. И вот как раз в ч. 4 ст. 100 этого кодекса сказано прямо: наниматель (то есть лицо, которому было предоставлено служебное жильё) не имеет права сдавать такую квартиру в поднаём.
При этом ч. 3 ст. 92 устанавливает: служебное и иное специализированное жильё не может быть продано, сдано в аренду или иным способом использовано даже собственником. Единственный вариант – только заключение договора найма согласно назначению такого жилья. Таким образом, сдавать служебное жильё в аренду не может даже государственный или муниципальный орган, ведающий использованием этого жилищного фонда – аренда прямо запрещена жилищным законодательством.
ВАЖНО: В просторечии «служебным жильём» часто называют квартиры или комнаты, принадлежащие коммерческим организациям и предоставляемые ими своим сотрудникам – в том числе с возможностью последующей передачи в собственность после отработки определённого срока (такое, в частности, практикуют некоторые нефтегазовые компании).
Однако в действительности такие помещения статуса служебного жилья не имеют. Их правовое положение регулируется обычными нормами – и их, с согласия организации, сдавать можно.
Рассмотрим ниже, кто может сдавать в аренду квартиру, то есть доступно ли это военнослужащим, госслужащим и гражданским служащим?
Доступно ли это военнослужащим?
Среди граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, выделяется такая категория, как военные. Могут ли они выступать как арендодатели?
Здесь нужно учитывать положения ч. 7 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно ей, лицо, проходящее военную службу, не вправе заниматься бизнесом или иной оплачиваемой деятельностью, кроме творческой (педагогической, научной и т. д.). Соответственно, военный не может выступать как арендодатель в договоре коммерческого найма.
Однако закон не устанавливает запрета для военнослужащих распоряжаться имуществом, принадлежащим им лично, если нет цели систематически получать доход. В случае сдачи квартиры в аренду или наём систематичность возникнет лишь в том случае, если на протяжении долгого времени разные жильцы регулярно заселялись и выселялись из квартиры – и будут иметься подтверждения этого факта.
Учитывая размытость определения систематичности в законе, доказать это маловероятно – и, значит, на практике препятствий нет. Во всяком случае, именно так рассматривает этот вопрос Верховный Суд РФ, чей Пленум 18 ноября 2004 года вынес постановление №23, касающееся судебной практики по делам о незаконной предпринимательской деятельности.
Таким образом, военные могут сдавать в аренду жильё. Однако комната или квартира должны отвечать следующим условиям:
- Принадлежать лично им (например, быть купленными за личные средства или с привлечением государственной субсидии, достаться по наследству и т. д.).
- Принадлежать членам семьи, не состоящим на военной службе. Закон ограничивает лишь самих военных, но не их жён, мужей, братьев, сестёр и т. д.
- Быть приобретёнными в рамках военной ипотеки – при условии, что банк и государство в лице ФГКУ Росвоенипотека прямо не запретили это в договоре, заключенном с конкретным военным. Здесь возможны проблемы: государство к сдаче относится равнодушно, а вот некоторые банки в тексте договоров прямо запрещают такие действия.
ВАЖНО: Если военнослужащий сдаёт своё личное жильё, то он должен ещё и платить НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 НК РФ). Его размер составит 13% от полученной платы за сдачу.
При этом сдавать служебную квартиру в аренду или наём военный не вправе. Если же он это сделает – его может ждать следующая ответственность:
- Расторжение договора, по которому была предоставлена служебная квартира согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ. Это логично: если военный сдаёт помещение – значит, он сам в жилье не нуждается.
- Взыскание полученной от жильца суммы как обогащения, полученного без законных оснований (ст. 1102 ГК РФ).
- Наказание по службе от непосредственного командира в пределах полномочий, предоставленных ему Дисциплинарным уставом ВС РФ.
Госслужащим
Аналогичная проблема возникает и в том случае, если арендодателем или наймодателем выступает лицо, состоящее на государственной службе. Здесь действуют те же правила, что и для военных – с той лишь разницей, что запрет на предпринимательство установлен другим нормативным актом, а именно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
В остальном правила те же:
- Сдавать можно, но лишь принадлежащее лично служащему жильё.
- Нужно платить НДФЛ.
- Служебное жильё сдавать нельзя ни в коем случае под угрозой лишения этого жилья и взыскания неосновательного обогащения.
Теперь вы знаете, имеет ли право госслужащий сдавать квартиру в аренду или нет.
Гражданским служащим
Иногда возникает путаница в статусе служащих. Дело в том, что сейчас используются одновременно термины «государственный служащий» и «гражданский служащий». Многим кажется, что для последних не так много ограничений, и уж они-то сдавать служебную квартиру могут.
На самом деле это ошибка. В действительности, исходя из содержания ФЗ «О государственной гражданской службе» и конкретно ст. 13 этого закона, можно сделать вывод: эти термины – синонимы. В крайнем случае, госслужащих можно трактовать как общий статус, включающий находящихся на гражданской и военной службе, а гражданский служащий в таком случае будет выступать как частный случай этого статуса.
Таким образом, на гражданских служащих ограничения распространяются в той же мере и на тех же основаниях, что и на госслужащих. Сдавать служебное жильё не могут и они.
Перевод ведомственной квартиры в социальную и дальнейшая приватизация
Закон №1541-1 от 04.07.91 (ст.4) лишает служебное жилье права на приватизацию. Она возможна только при передаче недвижимости из специального фонда в муниципальную собственность. Она производится только по согласию владельца. Для совершения такого действия наниматель жилья должен подать соответствующее заявление наймодателю, который рассматривает его в течение месяца.
Если выносится положительное решение, то необходимые документы подаются в органы государственной власти и изменяется статус жилья. После перехода его в муниципальную собственность приватизация осуществляется в обычном порядке, предусмотренном законодательством.
Еще один вариант – выкуп квартиры (дома). Такая возможность должна предусматриваться договором аренды. Важное условие – проживание в служебном помещении не менее 10 лет и наличие подтверждения в необходимости жилья. Подробнее о нюансах и порядке аренды с последующим выкупом рассказано здесь.
Существуют категории граждан, которых нельзя выселить из служебного помещения по окончании действия договора найма. К ним относятся:
- инвалиды и участники ВОВ, а также инвалиды иных военных действий;
- трудовые инвалиды;
- семьи людей, умерших при исполнении служебных обязанностей;
- одинокие граждане с малолетними детьми.
В таких случаях служебные помещения переводятся в фонд социального жилья и оформляется договор социального найма.