Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации


Оглавление

  • Часть 1 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 2 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 3 статьи 50 ГК РФ
  • пункт 1
  • пункт 2
  • пункт 2.1
  • пункт 3
  • пункт 4
  • пункт 5
  • пункт 6
  • пункт 7
  • пункт 8
  • пункт 9
  • пункт 10
  • пункт 11
  • пункт 12
  • пункт 13
  • пункт 14
  • пункт 15
  • Часть 4 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 5 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 6 статьи 50 ГК РФ
  • Комментарии к статье
  • Особые правила взимания налога на прибыль

    Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

    1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
    2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
        реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    3. внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

    Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

    СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

    Можно ли преобразовать в ЗАО бюджетное учреждение?

    Учреждения по типу собственности подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные учреждения могут финансироваться из бюджета или автономно. Поэтому, если речь идет о бюджетном учреждении, мы подразумеваем, что им является государственная или муниципальная некоммерческая организация. Согласно гражданскому законодательству, бюджетное учреждение создается не для извлечения прибыли, а для осуществления некоммерческих социально-культурных, управленческих или иных функций. Закрытое акционерное общество, в соответствии со ст. 50 ГК РФ, относится к хозяйственным обществам, являющимся коммерческими организациям, которые извлекают из своей деятельности прибыль. Деятельность бюджетных учреждений и хозяйственных обществ разнится по своей сути. Закон допускает преобразование государственного или муниципального учреждения только в иную форму некоммерческой организации, и не содержит норм, открывающих возможность преобразовать его в хозяйственное общество.

    Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации (действующая редакция)

    1. В комментируемой статье законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Это деление основано на цели деятельности того или иного юридического лица. Для коммерческих юридических лиц такой целью является извлечение прибыли, тогда как некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

    Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия «некоммерческая организация» в двух значениях — широком и узком.

    В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом, смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.

    Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих, является, специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых.

    Они обычно создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    Как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц установлен исчерпывающий перечень организационно правовых форм, предусмотренный в ГК РФ.

    2. В п. 2 комментируемой статьи перечислены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Пункт 2 данной статьи по сравнению с ранее действовавшим законодательством дополнен новой организационно-правовой формой коммерческих организаций — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

    3. В отличие от ранее действовавшего законодательства перечень некоммерческих юридических лиц, указанный в п. 3 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Это значит, что могут создаваться только организации, прямо предусмотренные ГК.

    4. Согласно п. 4 комментируемой статьи у некоммерческих организаций есть право заниматься приносящей доход деятельностью, если это предусмотрено их уставами. Однако это возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

    В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» было отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ)».

    Однако, следует различать понятие предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое извлечение прибыли, под которой понимается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Некоммерческие организации не могут извлекать прибыль, а могут получать только доход.

    Так, например, основными видами приносящей доход, но не являющейся предпринимательской деятельности в сфере образования являются: оказание платных образовательных услуг, передача в аренду излишних или неиспользованных образовательных площадей и т.д.

    5. В соответствии с п. 5 ст. 50 ГК РФ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, и она имеет достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Исключение составляют казенные и частные учреждения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 тыс. руб.

    Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.

    6. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в комментируемую статью введен п. 6, которым установлено, что к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное. Таким образом, приносящая доход деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, входящая в предмет гражданско-правового регулирования, не является для некоммерческих организаций основной, а служит источником укрепления их материальной базы.

    В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено следующее.

    «Согласно пункту 6 статьи 50 ГК РФ правила этого Кодекса не применяются к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное».

    Источник комментария:

    «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ»

    С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит, 2019

    Создание фонда

    Ознакомившись со всеми вводными, вы приняли решение зарегистрировать фонд. Исходя их прописанной структуры органов управления, вы, наверное, уже догадались, что одного человека для создания фонда будет недостаточно.

    При образовании фонда учредитель или учредители предусматривают будущую стратегию фонда, его цели, виды деятельности, формируют команду и распределяют ее по органам управления фонда.

    На основании принятых решений, разрабатывают устав фонда и его утверждают, предусмотрев важные особенности, способствующие реализации будущих программ фонда. Распределяют обязанности каждого органа и определяют длительность их работы.

    Если создателей фонда несколько они также определяют порядок совместной деятельности, образуют будущее имущество для деятельности своего фонда и назначают дату уплаты определенного имущества.

    Все принятые решения важно подписать и направить для государственной регистрации в уполномоченный орган Министерства юстиции.

    Подать документы в уполномоченный орган Министерства юстиции можно одним из способов

    • самостоятельно, без нотариального заверения документов
    • по нотариальной доверенности, предварительно заверив заявление Р11001 у нотариуса
    • с помощью электронной цифровой подписи

    Срок регистрации фонда 22 рабочих дня, что примерно составляет чуть больше месяца.

    В уполномоченном органе Министерства юстиции документы проходят правовую экспертизу на нескольких условных уровнях:

    1. уполномоченный орган Министерства юстиции – 14 (Четырнадцать) рабочих дней (три недели) срок рассмотрения документов. Результат – решение о государственной регистрации или решение об отказе в государственной регистрации фонда
    2. ФНС 5 (Пять) рабочих дней — государственная регистрация – внесение информации о фонде в Единый государственный реестр юридических лиц
    3. уполномоченный орган Министерства юстиции 3 (Три) рабочих дня — выдача документов заявителю.

    В результате государственной услуги от уполномоченного органа Министерства юстиции вы получите:

    • устав фонда с отметкой налогового органа и уполномоченного органа Министерства юстиции
    • свидетельство ИНН
    • свидетельство уполномоченного органа Министерства юстиции
    • лист записи о создании фонда

    Общие черты

    • И те и другие могут исполнять на рынке роли продавцов, покупателей, поставщиков или потребителей. То есть и те и другие могут вести деятельность в рыночных нишах.
    • Оба варианта подходят, чтобы получать прибыль, заниматься инвестированием, управлением собственными финансовыми средствами.
    • И в том, и в другом случае компании должны, чтобы оставаться на плаву получать больше средств, чем тратят.
    • Бухгалтерский учёт — обязательное действие как для коммерческих, так и для некоммерческих фирм.
    • После перечисления общих черт хочется спросить, а в чём собственно разница, раз всё настолько одинаково. Однако есть существенные различия, которые нужно понимать.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]