Изменения в законодательстве в сфере кадастрового учёта и регистрации прав на объекты недвижимости


Изменения в законодательстве в сфере кадастрового учёта и регистрации прав на объекты недвижимости

Консультация эксперта

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ внёс значительные изменения в действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости. Поправки призваны повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подробнее об изменениях – в статье нашего эксперта Александра Новикова.

Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет вам всегда правильно оформлять документы для кадастрового учёта и регистрации прав.

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ (далее — Закон 120-ФЗ) разработан и принят во исполнение поручения Правительства РФ от 28 августа 2021 г. № ИШ-П13-5645, предусматривающего сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также поручения Правительства РФ от 22 июня 2017 г. № ИШ-П13-46пр о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений ЕГРН и размер платы за их предоставление, исключающих спекулятивное увеличение стоимости таких сведений коммерческими организациями.

Большая часть изменений вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Остальные изменения вступают в силу с 28 октября 2021 года и с 1 января 2023 года.

Законом 120-ФЗ изменены процедуры получения сведений из ЕГРН, подачи документов для регистрации и кадастрового учёта, исправления ошибок в ЕГРН. Внесены изменения в порядок регистрации и учёта построенных объектов, договора участия в долевом строительстве, сделок с долями в праве общей собственности, регистрации машино-мест. В настоящее время регламентирован порядок регистрации сделки при отсутствии продавца, регистрация и постановка на кадастровый учёт по решению суда. Также уточнены основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учёт и госрегистрация прав, конкретизирован состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В этих целях закрепляются полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта. Также урегулированы вопросы взаимодействия между МФЦ, учреждением, наделённым указанными выше полномочиями, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.

Получение сведений из ЕГРН

Сведения из реестра теперь предоставляет ФКП Росреестра. Полномочие органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, исключено.

Запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» по выбору заявителя может быть направлен одним из следующих способов (ч. 1, 10 ст. 62, ч. 9 ст. 72 Закона № 218-ФЗ; п. п. 30, , , 111, 203 Административного регламента, утв. Приказом Росреестра от 27.09.2019 № П/0401; п. п. 30, , Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968; п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515):

  • в виде бумажного документа, представляемого при личном обращении в ФГБУ «ФКП Росреестра» или МФЦ. Обратиться можно в любое подразделение, независимо от места нахождения объекта недвижимости и от места жительства заявителя;
  • в виде бумажного документа, отправленного по почте в одно из подразделений, указанных на официальном сайте Росреестра;
  • в электронной форме путём заполнения формы запроса, размещённой на официальном сайте Росреестра и едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.

Также сведения из ЕГРН можно получить, воспользовавшись услугой по выезду уполномоченного лица к заявителю с целью доставки соответствующего запроса и (или) курьерской доставки сведений из ЕГРН (п. 1 Приказа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 01.04.2021 № П/113-21).

Однако для кредитных и страховых организаций установлено ограничение по выбору способа направления запроса о предоставлении сведений. Направить данный запрос они вправе только в электронной форме.

Нарушение порядка предоставления запроса о предоставлении сведений из ЕГРН или несоблюдение установленной формы запроса влечёт признание запроса неполученным и не подлежащим рассмотрению. Заявитель об этом уведомляется в срок, не превышающий трёх дней с момента получения запроса ФГБУ «ФКП Росреестра».

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам отныне нельзя за плату передавать третьим лицам сведения, полученные из ЕГРН, в том числе посредством создания сайтов, программ и приложений, обеспечивающих такую возможность предоставления сведений.

В качестве исключения из запрета указана информация, которая одновременно:

1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует утверждённой форме выписки из единого государственного реестра недвижимости;

2) не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц органа регистрации прав и (или) ФГБУ «ФКП Росреестра».

По мнению Росреестра, перепродажа сведений ЕГРН нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

Также сокращены с двух рабочих дней до одного сроки передачи МФЦ принятых запросов и сроки направления в МФЦ документов, содержащих сведения ЕГРН.

Бесплатное предоставление сведений из ЕГРН теперь возможно не только арбитражным управляющим, но и лицами, получившими от них соответствующую доверенность. Такая возможность распространяется на объекты недвижимости, как принадлежащие должнику на момент обращения, так и на ранее принадлежавшую недвижимость.

Подача документов для регистрации и кадастрового учёта

Ещё одно нововведение: на сегодняшний день бумажные документы подаются в одном экземпляре-подлиннике. После завершения необходимых процедур документы возвращаются с отметкой о сканировании (такие заявление и документы по общему правилу переводятся органом регистрации прав в форму электронных образов документов).

Срок рассмотрения обращения исчисляется с момента, когда сотрудники Росреестра увидят данные об оплате госпошлины. В связи с чем если взимается госпошлина, то рекомендуем прикладывать к заявлению документ об её оплате.

В случае признания судом незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта (государственной регистрации) не нужно подавать заявление заново. В течение трёх рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В случае если подлинность подписи на заявлении о кадастровом учёте или регистрации прав на недвижимость засвидетельствована нотариально, то заявление и приложенные к нему документы в течение двух рабочих дней направляются заказным письмом с уведомлением на регистрацию нотариусом. При этом нотариальное удостоверение заявления само по себе не влечёт необходимости нотариального удостоверения самой сделки с объектом недвижимости, при условии направления заявления и документов нотариусом, удостоверившим подлинность подписи в нём.

2.1. Объект незавершённого строительства

Регистрация права собственности на объект незавершённого строительства проводится по общим правилам регистрации объектов недвижимости, с одной только особенностью в том, что регистрация права будет осуществляться одновременно с кадастровым учётом объекта.

В то же время теперь не является основанием для отказа в регистрации объекта незавершённого строительства истечение срока договора аренды или безвозмездного пользования землей для предоставленных для строительства, если срок разрешения на строительство не истек.

2.2. ДДУ

В договоре долевого участия (далее — ДДУ) в строительстве отныне должен указываться условный номер объекта долевого строительства согласно проектной декларации.

Если до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости были переданы в залог в качестве обеспечения иных обязательств застройщика, для регистрации первого ДДУ требуется предоставить согласие залогодержателя.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

В рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственной регистрации прав законность выдачи разрешения на строительство, а также соответствие сведений в проектной декларации или плане объекта недвижимости данным в проектной документации не проверяется.

2.3. Государственный кадастровый учёт многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нём помещений осуществляется на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием собственников или лица, которое провело перепланировку помещений.

Аналогичным образом производится подача заявления в отношении изменения параметров нежилого здания, когда помещения и (или) машино-места в нежилом здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам.

2.4. Сделки с долями в праве общей собственности по общему правилу подлежат нотариальному удостоверению.

Не требуют нотариального удостоверения сделки:

  • долей всех участников долевой собственности по одной сделке;
  • связанный с имуществом, входящим в состав или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;
  • доли в праве общей собственности на участки из земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ;
  • доли в праве общей собственности на недвижимость, если договор предусматривает переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом о статусе столицы РФ (за исключением случая, предусмотренного ч. 19 ст. 7.3 данного закона);
  • об ипотеке долей всеми участниками долевой собственности по одной сделке и договоров, заключаемых с кредитными организациями;
  • изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Обратиться за регистрацией изменения долей может:

  • на основании решения суда один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверено нотариусом, один из участников или нотариус;
  • в иных случаях — все участники, чьи доли меняются.

При продаже доли третьему лицу не нужно предоставлять доказательства извещения остальных собственников о продаже доли при наличии у него оформленных отказов от преимущественного права покупки имущества.

Доказательство извещения остальных собственников либо их отказ от покупки не требуется предоставлять в Росреестр, если сделка удостоверена нотариально.

2.5. Допустимость регистрации перехода права собственности в отсутствие продавца

Если продавец ликвидирован или исключён из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности продавца, юридическое лицо, право собственности которого на отчуждаемую недвижимость зарегистрировано в ЕГРН, для регистрации перехода права собственности должно предоставить:

  • заявление, подписанное покупателем, а также выписку из ЕГРЮЛ продавца (если выписку вы не предоставите, орган регистрации прав запросит её самостоятельно);
  • предусмотренные договором купли-продажи документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами (в том числе о полной уплате цены договора, о передаче объекта недвижимости).

2.6. Введена процедура регистрации и постановки на кадастровый учёт по решению суда

Пунктом 5.1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнены основания для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. Основанием для государственной регистрации прав на сегодняшний день являются в том числе решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами.

Следует учитывать, что третейское решение может являться основанием для регистрации права исключительно при наличии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда. Отсутствие исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда повлечёт отказ в проведении процедуры регистрации.

Так, ранее отсутствовала регламентация процедуры исполнения решений судов, что порождало дополнительные споры, связанные с исполнением решения суда, а также необходимость предоставления дополнительных документов.

В целях устранения пробелов регулирования в закон о госрегистрации внесены дополнения в данной части. Указано, что по общему правилу для государственной регистрации нужно направить заявление лицу, чьё право восстановлено решением суда. Обращение лица, являвшегося ответчиком по делу, право которого прекращено или признано отсутствующим, для госрегистрации не требуется.

При отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, явившемся предметом судебного разбирательства, нужно сначала обратиться за кадастровым учётом этого объекта. В таком случае кадастровый учёт и регистрация проводятся одновременно.

Если решением суда установлена необходимость осуществления государственного кадастрового учёта, при этом в решении суда содержатся необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, соответствующие установленным методам их определения, представлять в орган регистрации прав вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования не требуется (ч. 4 ст. 58 Закона № 218-ФЗ).

Если судом рассматривалось дело о сносе или реконструкции самовольной постройки, признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими или признании объекта движимым имуществом, заявителями могут быть:

  1. правообладатель земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты;
  2. правообладатель соответствующих объектов;
  3. уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов.

2.7. Государственная регистрация договора аренды недвижимости

При регистрации аренды части здания, а также части земельного участка, как правило, предоставляется межевой, технический планы в отношении этих частей.

В связи с внесёнными изменениями технический план можно не предоставлять при условии, если в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании, а арендованная часть представляет собой одно или несколько помещений, у которых есть общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении) и которые расположены в пределах одного или нескольких этажей.

Исправление ошибок в ЕГРН

Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.

Данная норма дополнена возможностью направления заявителю уведомления об отказе в исправлении технической ошибки. Так, если в исправлении технической ошибки откажут, то не позднее рабочего дня, следующего за днём истечения установленного срока для её исправления (не позднее четырёх рабочих дней с момента получения заявления) заявителю направят уведомление об отказе, указав его причины. Отказ можно обжаловать в суде (ч. 1 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).

Цифровизация и упрощение оформления сделок с органами власти

Росреестром от 05.05.2021 размещена информация, согласно которой вносимые изменения позволят реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации.

Планируется, что в электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2021 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

Документ также определяет понятие «личный кабинет правообладателя», посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для:

  • уточнения границ земельных участков;
  • учёта и регистрации прав на жилые и садовые дома;
  • учёта и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
  • внесения сведений о ранее учтённых объектах недвижимости;
  • исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости, действий.

Отдельно выделим информацию о выездном приёме. Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учётно-регистрационных действий, как выездной приём. Услуга по выездному приёму заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра. Выездной приём также осуществляют МФЦ, порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.

В целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой. Курьерскую доставку так же, как и выездной приём, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.

Ранее мы писали о значимых изменениях в законодательстве 2021 года для владельцев дачных участков.

Подробнее о новациях по исчислению налога по кадастровой стоимости в 2021 году вы можете узнать на нашем семинаре.

Прочее имущество

Также регистрация может потребоваться для следующей недвижимости:

  • Нежилые объекты, сооружения и их составляющие. Такие здания требуется поставить на кадастровый учет с учетом того фактора, что они имеют нежилой характер. Для дополнительных строений, для которых не оформляется разрешение на строительство, постановка на КУ осуществляется на базе акта осмотра или техплана.
  • Сарай, хозяйственный блок и хозпостройки. Такие объекты регистрируются в кадастре в том случае, если относятся к капитальным сооружениям. Определением этого фактора занимается специалист кадастрового органа, который делает техплан или акт осмотра.
  • Гаражи и специальные боксы для хранения авто. Блочный гараж учитывается с позиции отдельной постройки. Здесь потребуется техплан, а также правоустанавливающие бумаги на ЗУ. Регистрация мест для автомобилей обязательна с 2021 года. Сначала застройщик оформляет стоянку полностью, а после владельцы машиномест на базе договора купли-продажи регистрируют свои права.
  • Прочее имущество. Существуют и иные объекты, требующие постановки на кадастровый учет. Сюда относятся имущественные комплексы, газопровод, мосты, ТП, памятники, заборы, разрушенные сооружения и другое. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Варианты кадастрового учета для помещений

Есть несколько вариантов постановки недвижимости на учет. Учитывая особенности помещений, это может быть:

  • первичный учет после возведения здания, когда сразу выделяются отдельные помещения;
  • образование помещения из объема существующего строения;
  • образование помещения в результате раздела, выдела, объединения (по результатам этих работ исходный объект может утратить существование или сохраниться в измененном виде);
  • учет для внесения изменений о новых характеристиках после перепланировки, реконструкции.

Изолированность и обособленность будет проверяться в каждом из перечисленных случаев. Пройти учет может собственник, либо его представитель по доверенности. Если на помещение оформлены доли нескольких лиц, они всех подают единое заявление, либо выдают доверенности на представителей. С согласия собственника учет может пройти арендатор помещения (обычно это происходит при перепланировке под цели арендатора).

Есть три основных варианта прохождения кадастрового учета на недвижимость.

При каких условиях допускается постановка части здания на кадастровый учет

Учет части здания или помещения допускается без подтверждения обособленности и изолированности. Это значит, что выделить часть объекта можно путем описания в договоре, отражения его местоположения и границ на схеме. Устанавливать стены, перегородки или другие ограждающие конструкции не обязательно. Описание части будет сделано инженером при изготовлении техплана.

Важно, что кадастровый номер на часть присваивается только временно, т.е. на период действия аренды. Когда договор закончится или будет расторгнут, номер будет аннулирован автоматически или по заявлению собственника. Пока часть объекта стоит на учете, повторно сдать ее в аренду нельзя.

Комментарий специалиста. Двойной кадастровый учет недвижимости возможен только при технической ошибке. На практике, это происходит крайне редко, поскольку алгоритмы ведения ЕГРН и систематизации сведений о недвижимости уже давно отработаны. Могут возникать реестровые ошибки, но они не связаны с двойным учетом одного и того же объекта.

Передача документов

Заявление и собранная документация для регистрации любого объекта (здания, сооружения, земли, помещения и прочего) передается:

  • Через сервис Росреестра (требуется перейти в раздел электронных услуг). Здесь потребуется ЭЦП.
  • В офисе кадастра (личное обращение).
  • С помощью МФЦ. Это многофункциональный центр, предоставляющий широкий спектр услуг. Перед обращением важно убедиться в предоставлении интересующей опции. Чтобы избежать очереди, рекомендуется заранее записаться по телефону или через ресурс Росреестра.
  • По почте. При выборе такого варианта собранные бумаги и заявление направляются с помощью почтового отправления. Обязательным условием является опись вложения и уведомление о получении работниками кадастровой палаты.

После отправки документации путь заявления контролируется через Росреестр с помощью специального раздела («Проверка статуса запроса»). При этом способ передачи бумаги не имеет значения.

Сроки изготовления и стоимость

Срок изготовления после подачи всего перечня бумаг будет пять дней. Бывают исключения, но о них сообщают сотрудники Кадастровой палаты.

Если нужно провести оформление как можно быстрее, то существуют специальные фирмы, которые могут ускорить процесс. За определенный процент они сделают вам паспорт на жилплощадь за один рабочий день. Обычно такие фирмы берут 1000–2000 рублей.

Выписки из ЕГРН согласно закону Российской Федерации являются бесплатными услугами. Если требуется помощь в подготовке, то она уже будет платная. Также нужно оплачивать госпошлину, ее сумма составляет от 200–500 рублей для физических лиц. Если необходимо изготовить технический сертификат на квартиру, то стоимость услуги будет 10000 рублей. Когда данным вопросом занимаются частные фирмы, они могут запросить 5000–7000 рублей.

ПРИЧИНЫ ОТКАЗА

Уполномоченный орган вправе приостановить рассмотрение заявления в таких случаях:

  • Местоположение объекта совпадает (полностью или частично) с другим объектом, который ранее зарегистрирован в кадастре.
  • Наличие противоречий между сведениями в документации и самим объектом.
  • Заявление или переданная документация оформлены с нарушением действующих требований и норм.

Отказ часто имеет место в таких ситуациях:

  • Сооружение формируется из объекта (одного или нескольких), по отношению к которым выделение части или разделение недоступно.
  • Помещение нельзя отнести к недвижимости, которая требует учета в кадастре.
  • Техплан заверен лицом, которое не имеет на это полномочий.
  • Помещение не изолировано от других комнат на объекте.
  • Сооружение сформировано из недвижимости, которая внесена в госкадастр на временном принципе.

Документы

Перед тем как поставить на кадастровый учет сооружение, требуется подготовить такие бумаги:

  • Паспорт гражданина, который обращается за госуслугой.
  • Заявление. Эта бумага подается лично владельцем или представителем при наличии у последнего соответствующих прав. В частности, представитель вместе с заявлением передает нотариальную доверенность. Бланк заявки выдается в кадастре, МФЦ или доступен для скачивания на ресурсе Росреестра.
  • Техплан на сооружение, помещение или здание. Для получения такой бумаги оформляется соглашение с работником кадастрового органа. Главное требование — наличие у кадастрового инженера соответствующего аттестата. Интересующие сведения легко получить через сайт Росреестра.

РАСХОДЫ

При постановке постройки на кадастровый учет придется заплатить инженеру за составление техплана или акта. На территории Москвы такая работа обходится в сумму 8-10 тысяч рублей для квартиры, 25-30 тысяч рублей для отдельного объекта, а также от 50 тысяч рублей для промышленного сооружения.

Пошлина за оказание услуги не стягивается. Если постановка на кадастровый учет совмещается с регистрацией прав на объект, взимается дополнительный сбор. Это требование указано в НК РФ статье 333.33.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]