Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций является одним из источников денежных поступлений, позволяющих им успешно решать задачи, направленные на достижение целей их функционирования. В этой статье читатель найдет информацию о том, могут ли НКО осуществлять предпринимательскую деятельность, в каких случаях законодатель предоставляет НКО право на ее ведение, а также узнает о том, как получить законное право на выполнение определенных видов работ, приносящих объединению доход.

Оглавление

  • Часть 1 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 2 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 3 статьи 50 ГК РФ
  • пункт 1
  • пункт 2
  • пункт 2.1
  • пункт 3
  • пункт 4
  • пункт 5
  • пункт 6
  • пункт 7
  • пункт 8
  • пункт 9
  • пункт 10
  • пункт 11
  • пункт 12
  • пункт 13
  • пункт 14
  • пункт 15
  • Часть 4 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 5 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 6 статьи 50 ГК РФ
  • Комментарии к статье
  • ОКВЭД для НКО

    Основанием для открытия новой НКО является заявление, составленное по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Лист И указанного заявления должен содержать сведения о кодах деятельности регистрируемого объединения, выбранных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие приказом Росстандарта «О принятии…» от 31.01.2014 № 14-ст.

    В заявлении необходимо указать:

    • код основного вида деятельности объединения;
    • коды его дополнительных видов деятельности.

    Для определенных видов деятельности НКО применяются специальные коды. Например, код 87.90 могут использовать организации, оказывающие услуги по уходу с обеспечением проживания:

    • в приютах для сирот;
    • детских интернатах и общежитиях;
    • временных приютах для бездомных и пр.

    Если НКО планирует вести дополнительную деятельность, квалифицируемую в качестве предпринимательской, ей потребуется указать соответствующие ей коды в дополнительном окне. При этом стоит помнить, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

    должна быть взаимосвязана с основным направлением функционирования, ради которого они создаются.

    Выбранные коды ОКВЭД также должны быть указаны в уставе НКО, передаваемом на регистрацию.

    Можно ли преобразовать в ЗАО бюджетное учреждение?

    Учреждения по типу собственности подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные учреждения могут финансироваться из бюджета или автономно. Поэтому, если речь идет о бюджетном учреждении, мы подразумеваем, что им является государственная или муниципальная некоммерческая организация. Согласно гражданскому законодательству, бюджетное учреждение создается не для извлечения прибыли, а для осуществления некоммерческих социально-культурных, управленческих или иных функций. Закрытое акционерное общество, в соответствии со ст. 50 ГК РФ, относится к хозяйственным обществам, являющимся коммерческими организациям, которые извлекают из своей деятельности прибыль. Деятельность бюджетных учреждений и хозяйственных обществ разнится по своей сути. Закон допускает преобразование государственного или муниципального учреждения только в иную форму некоммерческой организации, и не содержит норм, открывающих возможность преобразовать его в хозяйственное общество.

    Формы некоммерческих организаций

    10.05.2017

    Создание компаний

    Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

    Особенности некоммерческих организаций.

    1. Могут создаваться в любых формах, которые предусмотрены Гражданским кодексом и другими законами.
    2. Вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены их учредительными документами.
    3. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению поставленных целей.
    4. Некоммерческие организации не признаются несостоятельными (банкротами) по решению суда, в случае если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Исключение составляют потребительские кооперативы и фонды.

    Этапы государственной регистрации.

    Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.

    Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.

    Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.

    Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Виды некоммерческих организаций.

    1) Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

    Цели создания: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные.

    Характерные особенности:

    • Нет членства и участников
    • Ликвидация только по суду
    • Устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом
    • Надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)

    2) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

    Цели создания — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг.

    Характерные особенности:

    • Нет членства
    • Учредители теряют право на переданное имущество
    • Осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано
    • Учредители вправе пользоваться услугами организации наравне с другими

    3) Союзы и Ассоциации – объединение юридических лиц и (или) граждан.

    Цели создания — представление и защиты общих имущественных интересов.

    Характерные особенности:

    • Члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
    • При выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение двух лет
    • Члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

    4) Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ путем принятия федерального закона на основе имущественного взноса.

    Цели создания — осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

    Характерные особенности:

    • Нет членства
    • Для создания не требуется учредительных документов

    5) Частные учреждения – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом).

    Цели создания — осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Характерные особенности:

    • Имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)
    • Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным
    • Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества

    6) Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства.

    Цели создания – удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Характерные особенности:

    • Объединение паевых взносов членов
    • Члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса
    • Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива

    7) Общины коренных малочисленных народов РФ – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному и (или) территориально-соседскому принципам.

    Цели создания – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

    Характерные особенности:

    • Осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы
    • Члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества

    8) Общественные объединения – добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов в установленном законом порядке.

    Цели создания – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей.

    Характерные особенности:

    • Считаются созданными с момента учредительного собрания
    • Могут существовать без государственной регистрации
    • Приобретают статус юридического лица с момента регистрации
    • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
    • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы

    9) Религиозные объединения – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов.

    Цели создания – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей.

    Характерные особенности:

    • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
    • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы

    10) Казачьи общества – форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов.

    Цели создания — возрождение российского казачества, защита его прав, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

    Характерные особенности:

    • Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
    • Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано
    • Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества

    11) Государственная компания – некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов.

    Цели создания — оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

    Характерные особенности:

    • Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании.

    Сводная таблица с видами и особенностями некоммерческих организаций.

    ОПФ Определение Характерные особенности Может преобразоваться в Использование (кратко) Дополнительные норм. акты
    Фонд Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.— нет членства и участников — ликвидация только по суду — устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом — надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах) не может безотзывная копилка с имуществом для использования в некоммерческих целях Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ

    «О центрах исторического наследия президентов российской федерации, прекративших исполнение своих полномочий»

    Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности….»,

    Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

    Автономная некоммерческая организация

    (далее АНО)

    Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.— нет членства — учредители теряют право на переданное АНО имущество — осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано — учредители вправе пользоваться услугами АНО наравне с другими фонд похожа на фонд, но создана для осуществления видов деятельности: третейские суды, учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности
    Некоммерческие партнерства (далее НП) Основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей— основана на членстве — осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано, за исключением саморегулируемых организаций — члены передают часть своего имущества в собственность НП — член партнерства может быть исключен из него, за исключением саморегулируемой организации — члены получают часть своего имущества в пределах вклада, за исключением членских взносов, при выходе из состава НП или при ликвидации НП, кроме саморегулируемой организации— фонд — АНО — хозяйственное общество фондовая биржа,

    администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии,

    садоводческие, дачные и огороднические партнерства, саморегулируемые организации, коллегии адвокатов

    Союзы или Ассоциации (коммерческих организаций) Объединения коммерческих организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.— членами Союзов могут быть только коммерческие организации — не вправе вести предпринимательскую деятельность — члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам — при выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение 2-х лет — члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза— фонд — АНО — хозяйственное общество — товарищество — некоммерческое партнерство форма объединения коммерческих организаций
    Союзы или Ассоцииации (некоммерческих организаций) Объединения некоммерческих организаций.— членами Союзов могут быть только некоммерческие организации — не вправе вести предпринимательскую деятельность — члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам — при выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение 2-х лет — члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза форма объединения некоммерческих организаций
    Государственная корпорация (ГК) Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.— нет членства — для создания не требуется учредительных документов — ст. 7.1. содержит требования к закону в соответствии с которым ГК создается создает государство для больших проектов (вместо министерства) Ростехнологии, Росатом, Нанотехнологии и др.
    Частные учреждения (ЧУ) Некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.— имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность) — государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным Учреждением. — частные и бюджетные Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества— фонд — АНО — хозяйственное общество благотворительные учреждения, образовательные учреждения, ВУЗы, музеи, библиотеки, Академии наук, юридические консультации Федеральный закон «Об автономных учреждениях»
    Потребительский кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.— объединение паевых взносов членов — члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса — члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива потребительские общества, жилищно-, дачно-, гаражно-строительные, а также жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические и иные кооперативы. Гражданский кодекс

    N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

    N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»

    N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»

    ЗАКОН РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации …»

    Общины коренных малочисленных народов РФ Признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.— осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы — члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества оленеводы и т.п. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»
    Общественные объединения Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.— считаются созданными с момента учредительного собрания — могут существовать без государственной регистрации — приобретают статус юридического лица с момента регистрации — учредителями могут быть только юридические лица общественные организации или физические лица — не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы — вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
    Религиозные объединения Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.— не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы — вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы Федеральный закон

    N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

    Казачьи общества Форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.— казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано — имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества Федеральный закон 05.12.2005 ФЗ 154ФЗ «О государственной службе российского казачества»
    Государственная компания Не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании Федеральный закон от 17.07.2009 № 145ФЗ «О гос.

    Также вас может заинтересовать:

    Услуги по созданию НКО под ключ без предоплаты


    Регистрация ИП в 2020г Прежде чем перейти к процессу регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо понимать, что данный термин из себя представляет.

    Виды уставов ООО Когда Вы открываете новую компанию, важно сразу определить условия взаимодействия между партнерами и обеспечить безопасность бизнеса от враждебных действий извне. Эта задача решается, в том числе, с помощью учредительных документов. Мы обобщили наиболее часто встречающиеся пожелания клиентов к уставам обществ с ограниченной ответственностью (далее — «Общество») и предлагае…

    Организационно-правовые формы Что такое юридическое лицо? Конструкция юридического лица является формой ограничения или исключения имущественной ответственности для участников юридического лица путем переложения возможной ответственности за результаты своей деятельности на созданного ими нового субъекта права – юридическое лицо и ограничения этой ответственности имеющимся у него имуществом. …

    ООО или ИП. Преимущества и недостатки Проведем сравнительный анализ данных форм, и каждый для себя сможет выбрать оптимальный вариант ведения бизнеса. Из общих черт можно выделить следующее: ООО или ИП, в первую очередь подходит для ведения малого или среднего бизнеса; Срок регистрации занимает 3 рабочих дня с даты подачи докум…

    Как открыть ИП самостоятельно Кто может стать индивидуальным предпринимателем? Самостоятельная регистрация ИП достаточно легкая процедура, которая, по сути, заключается в подготовке нескольких документов. Шаг 1: Выбираем вид деятельности и соответствующий код ОКВЭД. В первую очередь нужно иметь в виду, что для ИП существует 4 вида деятельности: …

    Как открыть ООО самостоятельно Чтобы самостоятельно открыть ООО необходимо понимать, что это такое. Итак, согласно ГК РФ, Общество с ограниченной ответственностью — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли. На первом этапе, на пути к открытию ООО необходимо определиться с соста…

    Цели и ресурсы для их достижения

    Унитарная некоммерческая организация, созданная собственником, муниципалитетом, страной, работает, поскольку располагает некоторым специальным заданием. Таковое формируется инстанциями госвласти, имеющими соответствующие полномочия, а также самоуправленческими структурами, на которые возложены полномочия по разделению выделяемых из бюджета денег. Если учреждение частное, деятельность обеспечивается за счет имущества, переданного по правилам оперативного управления. Имущество может включать денежные суммы. Учреждение должно отвечать по всем обязательствам, связанным с деньгами, которые есть у него в наличии. Если ситуация соответствует указанной в законе, необходимо также брать на себя ответственность по иным имущественным обязательствам. Если денег в распоряжении учреждения недостаточно, ответственность за это возлагается на собственника. Подробные детали можно уточнить в 123-й статье ГК, 23-й части, втором пункте, и в 22-й части, в пунктах с четвертого по шестой.

    Какую отчётность сдаёт АНО на УСН

    Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.

    АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:

    • на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
    • организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.

    По этим пунктам сдаются декларации.

    Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:

    • ИФНС, ФСС и ПФР;
    • ОПС, ОМС и ФСС;
    • Росстат;
    • Минюст.

    Для удобства собрали в одну таблицу сроки сдачи отчётности для АНО на УСН в 2021 году:

    ОтчётСроки
    1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
    УСНДля ООО – 01.04.2021, для ИП – 30.04.2021
    Имущественный налог30.0430.0730.1030.04.2021
    Транспортный налог03.02.2021
    Земельный налог03.02.2021
    Бухгалтерская отчётность01.04.2021
    СЗВ-М15.02 15.03 15.0415.05 15.06 15.0715.08 15.09 15.1015.11 16.12 15.01.2021
    6 НДФЛ30.0431.0731.1001.04.2021
    4 ФСС на бумаге22.0422.0721.1020.01.2021
    4 ФСС в электронном виде25.0425.0725.1027.01.2021
    2 НДФЛ01.04.2021
    СЗВ-стаж02.03.2021
    Среднесписочная численность20.01.2021

    Отсутствие деятельности не освобождает АНО от сдачи следующих отчётов:

    • бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании;
    • декларации по УСН;
    • 6 НДФЛ;
    • СЗВ-М, СЗВ-стаж, ЕРСВ, 4 ФСС;
    • формы 1-НКО и № 11(краткая).

    Правовое основание

    Что касается законодательной базы, регулирующей различные грани деятельности таких структур, то искать ее стоит в Гражданском кодексе РФ, а если говорить более подробно, то в разделе «Некоммерческие организации». Именно здесь содержатся все характеристики, касающиеся гражданско-правового статуса подобных сообществ и порядок получения ими, а также эксплуатации любого имущества.

    К тому же понятие и виды некоммерческих организаций тоже определены в упомянутом выше разделе. В этой ветви закона можно найти всю необходимую информацию о том, какой деятельностью и как именно могут заниматься благотворительные фонды. Здесь также зафиксированы требования, которые должны отображать в своей учредительной документации различные виды некоммерческих организаций.

    Правила и нюансы

    Фонд – это некоммерческая унитарная организация, устав которой могут скорректировать судебные решения. Дело, в рамках которого могут вынести такое решение, инициируется заявлением одного из органов организации либо госструктуры, у которой есть полномочия по контролю за работой этого юрлица. В суд обращаются, ежели сохранение уставной документации в изначальной форме может спровоцировать последствия, при формировании структуры непредсказуемые, при этом коллегиальный орган отказывается вносить изменения. Чтобы узнать детальнее о текущих возможностях судебных инстанций, связанных с этим вопросом, следует изучить последнюю редакцию первого пункта 123-го блока ГК.

    Особенное унитарное предприятие – некоммерческая организация, сформированная в формате пенсионного фонда. Ее положение регламентируется упомянутым ранее блоком 123 ГК, а именно частями с 18-й по 20-ю. Тут указывается, как ее можно реорганизовать, каковы ситуации, допускающие это. Нормы ГК составлены с учетом специального федерального нормативного акта, принятого для декларирования работы таких структур.

    Фонд – это такое унитарное предприятие, некоммерческая организация, которая располагает имуществом, полученным от учредителя (их может быть несколько). Все, что передано структуре, становится собственностью, учредители не сохраняют никаких прав на имущество относительно сформированного юрлица. Соответственно, нет у них и необходимости брать ответственность по тем обязательствам, которые приняла на себя структура. Это справедливо и в обратном направлении: какими бы ни были учредительские обязательства, у сформированного фонда нет нужды по ним отчитываться. Имущество, полученное структурой, используется, дабы достигать оговоренных уставной документацией целей. Из года в год такая организация должна представлять публике отчетность, показывающую, каким образом распоряжается имущественными благами.

    О фондах

    Фонд – это некоммерческая унитарная организация, не предусматривающая наличия членов. В качестве учредителей могут выступать физлица, юрлица. База существования фонда – сделанные в добровольном режиме взносы в виде имущества. Фондом может называться только такое лицо, которое было создано для достижения некоторой социальной цели, включая связанные с развитием культуры или благотворительностью.

    Базовый документ, регламентирующий работу организации – ее устав. В нем необходимо указать полное наименование структуры, которое должно включать непосредственно слово «фонд». Эта некоммерческая унитарная организация в уставной документации должна указать адрес своего расположения, основную цель (причину формирования), предмет деятельности. Официально необходимо задокументировать, каковы органы юрлица, указать высшую коллегиальную структуру. Устав – источник исчерпывающих данных о попечительской структуре, ответственной за контроль работы юрлица. В документации фиксируется порядок назначения желающих на должности внутри фонда, освобождения от обязательств. Устав должен содержать достаточно подробные сведения относительно возможной процедуры ликвидации. Уже при создании юрлица нужно уточнить, что произойдет с накопленным имуществом, если ситуация сложится таким образом.

    Органы управления

    Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

    Система органов управления НКО, порядок их формирования и компетенция различаются в зависимости от того, к какой форме и виду относится конкретная организация.

    Порядок формирования органов НКО определяется их уставами в соответствии с законами, регулирующими деятельность конкретных видов НКО.

    Как указывалось выше, все НКО подразделяются на две большие группы – корпоративные и унитарные.

    Общим для всех корпоративных НКО является то, что они создаются на основании членства, именно с этим связана главная особенность системы органов управления НКО данного типа – наличие высшего органа, представляющего интересы всех ее участников (общего собрания членов и т.д.).

    Согласно ч. 2 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ для корпоративных НКО и производственных кооперативов с числом членов (участников) более 100 предусмотрено специальное правило – в указанных НКО высшим органом управления может быть собрание съезд, конференция, т.е. орган формируемый участниками (членами) НКО на основе представительства (участники направляют для участия в работе высшего органа своих делегатов).

    Пунктом 2 указанной статьи определен перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа корпоративных НКО. К ним, например, помимо прочего, относятся:

    • утверждение (изменение) устава НКО;
    • образование (формирование) и прекращение полномочий иных органов управления НКО;
    • утверждение годовых бухгалтерских (финансовых) балансов и отчетов;
    • образование специальных ревизионных органов (ревизионная комиссия, ревизор), прекращение их полномочий;
    • принятие решений о ликвидации либо реорганизации НКО.

    Данный перечень является примерным, т.е. он может быть в соответствии с законом изменен уставом НКО. Так, например, решение вопросов о формировании органов управления, утверждении годовых бухгалтерских балансов, отчетности может быть отнесено к компетенции иных коллегиальных органов НКО.

    Особенности формирования высшего органа НКО предусматриваются отдельными федеральными законами. Так, например, ст. 23 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривается, что в кооперативе, в который входит долее двухсот членов, общее собрание членов кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.

    В НКО, помимо высшего органа управления образуется единоличный исполнительный орган. В зависимости от вида НКО, в качестве единоличного исполнительного органа могут выступать директор, президент т.д.

    Кроме того, согласно п. 1 ст. 53, ч. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в НКО исполнение функций исполнительного органа может быть возложено на нескольких лиц, либо уставом может быть предусмотрено образование нескольких независимых единоличных исполнительных органов.

    Также, закон предусматривает возможность осуществления функций единоличного исполнительного органа специально привлекаемым физическим или юридическим лицам.

    Особо предусматривается возможность создания специального коллегиального исполнительного органа (наблюдательный совет и т.д.), основной функцией которого является осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа НКО (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

    Компетенция органов управления НКО определяется законом и их уставами, при этом, компетенция единоличного исполнительного органа определяется компетенцией высшего органа управления НКО, т.е. к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение вопросов, не отнесенных законом или уставом к компетенции высшего органа НКО либо коллегиального исполнительного органа.

    Итоги

    Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством. В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91. Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.
    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Ключевые отличия

    Для лучшего понимания того факта, что из себя представляет структура некоммерческого формата, стоит обратить внимание на ее особенности. И это, прежде всего, будет их общественный характер. Другими словами, они всегда объединяют либо юридических лиц (различные организации), либо обычных граждан.

    Подобные сообщества формируются исключительно на добровольной основе и существуют на общественные деньги. При этом перед ними открыта возможность для осуществления предпринимательской деятельности. Но основанием для подобной инициативы может быть только достижение уставных целей. Стоит отметить тот факт, что разные виды некоммерческих общественных организаций получают от государства определенные льготы, касающиеся уплаты налогов.

    Следует знать

    Некоммерческие организации – государственные унитарные предприятия, учреждения, фонды – это такие юрлица, чье существование задумано не для получения прибыли. У этих лиц нет права распределения между участниками прибыли даже в том случае, если таковая была получена. Некоммерческими могут быть только такие юрлица, перед которыми не стоит задача получения прибыли и ее разделения. Эти типы юрлиц формируются, чтобы служить общественным интересам и увеличивать объемы благ, необходимых людям. Некоторые организации формируются, дабы улучшать здоровье людей, удовлетворять различные потребности помимо материальных. Есть юрлица, созданные для защиты правовых интересов, законов, а также исключения конфликтных ситуаций и нахождения решения при формировании таковых. Могут преследоваться иные цели, если таковые в итоге дают некоторое социальное благо.

    Любая некоммерческая организация, государственное унитарное предприятие, фонд и иная форма – это тип юрлица, подлежащий регистрации на госуровне. Формирование происходит без указания заранее периода деятельности учреждения, если таковой не оговорен в учредительной документации. Чтобы зарегистрировать новое предприятие, нужно направить пакет официальных бумаг в Министерство Юстиции либо местное отделение этой инстанции. Чиновникам потребуется учредительная документация, заявление располагающего соответствующими полномочиями человека. Чтобы в частном порядке учредить юрлицо, нужно предоставить устав. Чиновники нуждаются в решении о формировании организации, в официальных данных об учредителях. Заявитель должен оплатить госпошлину и предоставить квитанцию, подтверждающую это, а также приложить бумаги, регламентирующие точное местоположение, то есть адрес, по которому можно связаться с юрлицом.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]