Жалоба, претензия, заявление — есть ли различия, для чего используются
Ситуацию контролирует федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Для реализации вашего права обращаться в органы власти РФ используются «обращения». Они включают в себя «жалобы» и «заявления».
Согласно пункту 3 статьи 4 вышеуказанного ФЗ, под заявлением понимается сообщение о нарушение законодательства РФ, недостатках работы органов государства и местного самоуправления и их должностных лиц либо просьба о содействии в реализации прав и свобод, установленных Конституцией РФ, как своих, так и других лиц.
Пункт 4 этой же статьи даёт определение понятию «жалоба». Под этим словом закон подразумевает просьбу гражданина о защите либо восстановлении нарушенных прав, свобод и интересов как своих, так и других лиц.
Определение претензии наше законодательство не даёт, однако, этот термин чаще всего встречается в гражданском праве и используется для урегулирования спора в досудебном порядке, то есть решение спорной ситуации до обращения в суд. Поэтому под претензией нужно понимать требование об устранении нарушений в исполнении обязательства другим лицом.
Согласно нашему законодательству, гражданин вправе направлять свои обращения и претензии в любые органы и организации, например, администрацию, ЖКХ или даже магазин.
По способу направления обращений и претензий нет никаких различий. Они могут быть переданы как лично, так и с помощью почтой связи как обычное письмо.
Общие правила написания
Для того, чтобы пожаловаться на соседа, стоит написать обращение в соответствии со строгими правилами написания жалоб. Их не так много, они достаточно просты, но их несоблюдение может привести не только к тому, что вашу проблему не решат, но и к административной ответственности за нарушение прав и интересов обвиняемого. Итак, вот основные правила:
- Пишите грамотно. В жалобе не должно быть помарок, ошибок, опечаток и исправлений. Она должна быть написана разборчиво и понятно. Лучше всего – распечатать вашу жалобу;
- Пишите понятно. Информация должна доноситься до уполномоченных лиц четко, без искажений. У сотрудников государственных служб должно складываться четкое понимание того, на что вы жалуетесь и чего хотите;
- Излагайте информацию доступно. Не нужно писать длительных размышлений и «воды». Используйте краткие, но информативные формулировки, избегайте домыслов и неточной информации;
- Подтверждайте свои слова. Каждое ваше заявление нужно как – то обосновать. Подойдет множество доказательств: заключения специалистов, результаты экспертиз, фото и видеоматериалы, показания свидетелей;
- Не выдвигайте необоснованных обвинений. Помните, что ложно обвинять кого – либо незаконно, а клевета уголовно наказуема;
- Не используйте оскорблений. Использование в жалобе нецензурной лексики приведет к тому, что вашу жалобу даже не передадут на рассмотрение. А использование оскорблений так и вовсе противоправно.
Помните главное: ваша жалоба – это официальный документ, который будет использован в работе государственных служб. Так что пишите ваше обращение так, чтобы оно читалось как официальное серьезное заявление. Чем серьезнее вы отнесетесь к написанию жалобы, тем больше шансов на её успешное рассмотрение.
Основания для составления жалобы участковому на соседей
Причиной составления жалобы и передачи её участковому является нарушение законодательства, предусматривающее административную ответственность. Это может быть и шум в ночное время в том числе громкое прослушивание музыки, курение на общем балконе, хулиганские действия или даже нарушение правил дорожного движения, например, неправильная парковка во дворе жилого дома.
Если вашим соседом совершенно преступление, то в этом случае можно обратиться к участковому, но уже с заявлением.
Заявление, если соседи курят в подъезде
Прежде, чем предъявлять претензии по данной статье хулиганства, следует иметь прямые доказательства факта нарушения, а именно:
- фотографии;
- письменное подтверждение соседей;
- видеосъемка.
Первым шагом может стать вызов участкового по адресу совершения нарушения. Он составит административный акт, чем подтвердит факт курения. Если зафиксировать нарушение не удалось, можно оформить жалобу со слов соседей, а к документу приложить доказательную базу.
Заявление должно отражать следующую информацию:
- адрес проживания заявителя;
- адрес, где имеет место правонарушение – с указанием персональных сведений о самих курильщиках;
- информация о действиях, ранее предпринятых для устранения конфликта – беседы с просьбой о смене места курения, расклейка объявлений о запрете;
- требования о пресечении хулиганства, со ссылкой на закон – штраф, административное делопроизводство.
Как правильно написать коллективное заявление, жалобу, претензию на соседей
Жалоба, как и любое иное обращение, составленная коллективом, отличается от индивидуальной тем, что проблемы, указанные в ней, как правило, быстрее разрешаются. Это обращение подойдёт жильцам многоквартирных домов, так как если соседи и нарушают нормы права, то эти нарушения мешают минимум нескольким жильцам.
Для устранения нарушений нужно, чтобы обращение было принято, а принято оно будет тогда, когда оно правильно составлено. Правильно составленная коллективная жалоба должна содержать в себе:
- Сведение об адресате. Обращение может быть направлено в различные инстанции и важно определиться какая из них компетентна в решении возникшей проблемы.
- Сведения о заявителе. В случае коллективно составляемого документа не нужно перечислять все Ф. И. О. и паспортные данные. Достаточно будет указать, что обращение написали жильцы конкретного многоквартирного дома, их фамилии, имена и подписи.
- Название документа – жалоба или заявление.
- Суть. Необходимо кратко изложить, что и как нарушили соседи и при этом будет полезно ссылаться на конкретные статьи.
- Приложение. Оно оформляется в случае, если у жильцов есть конкретные доказательства совершение противоправных действий соседями.
- Дата составления.
- Ф. И. О. каждого жильца, поддерживающего всё изложенное в обращении и его подпись.
Немного больше внимание нужно уделить коллективной претензии на соседа. Она направляется к самому нарушителю и каких-либо правовых последствий или изменений со стороны соседа ждать не стоит, так как по сути, это информирование жильца о том, что он нарушает права других лиц. Этот документ будет весьма полезен, если дело дойдёт до суда.
Во всех видах обращений не допускается грозить кому-либо применением каких-либо действий, иначе жалоба, заявление или даже претензия просто не будут рассмотрены.
Дополнительные рекомендации
Перед тем, как подать заявление участковому, нужно учесть следующие моменты:
- Жаловаться на соседей следует только по тем нарушениям, свидетелем которых был заявитель лично (а не со слов других жильцов дома).
- Предоставление ложной информации чревато серьезной ответственностью для заявителя.
- Жаловаться в полицию желательно при наличии доказательств, подтверждающих совершение правонарушений соседом. Иначе последний вправе подать встречную жалобу с обвинением в клевете.
- В качестве свидетелей не стоит привлекать родственников нарушителя, поскольку они, вероятнее всего, откажутся от своих слов при личной беседе с УУП.
Действия участкового после получения (коллективной или индивидуальной) жалобы
После получения жалобы, согласно Приказу МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», участковый обязан передать её в территориальный отдел МВД для регистрации обращения. Заниматься непосредственным её рассмотрением он не может пока руководитель не поручит ему заниматься этой жалобой.
После поручения вышестоящего начальства, участковый приступает к рассмотрению жалобы. Если в ходе проведения проверок возникают факты нарушения законодательства, участковый составляет рапорт, где всё подробно расписывает и направляет его в территориальный отдел МВД.
Какие последствия возможны, если на соседа составлена жалоба, в т.ч. коллективная
Юридические последствия, вызванные этим документом, основываются на тех нормах и правах, которые были нарушены соседним жильцом, то есть за конкретное нарушение предусмотрено определённое наказание, например, штраф, приостановление деятельности, административный арест.
Если полиция бездействует
Случаи бездействия этого правоохранительного органа по обращениям граждан не так уж и редки. Сотрудники могут прислать заявителю обычную отписку, чтобы не заниматься обращением, а могут даже потерять его. В таких случаях происходит нарушение прав гражданина и нужно снова писать жалобу только уже в вышестоящие инстанции.
Первым делом стоит написать жалобу руководителю отдела полиции на нарушения своих прав его сотрудниками.
Если начальство также халатно относится к исполнению своих служебных обязанностей, как и сотрудники, то обращение нужно отправить в территориальный отдел МВД.
Если уж и там не смогли никак помочь, прямая дорога в прокуратуру. Обычно после обращения в эти органы сотрудники полиции вновь начинаю соответствующе исполнять свои обязанности.
Коллективная жалоба на шумных соседей алкашей в полицию, образец и бланк
Пример жалобы на шумных алкоголиков из соседней квартиры можно скачать по нашей ссылке. ⇐
Бланка подобного обращения нет, так как жалоба составляется в свободной форме.
Более развернуто вопрос рассмотрен в нашей статье, в которой мы рассказываем, как правильно бороться с соседями алкашами, дебоширами, куда жаловаться.
Заявление в прокуратуру на шумных соседей алкашей, образец
Образец заявления в прокуратуру можно скачать по ссылке. ⇐
Заявление участковому на соседей за оскорбление
Образец обращения. ⇐
Заявление участковому на курящих в подъезде соседей
Образец документа для борьбы с любителями табака:
Кликните для увеличения и скачивания.
Сроки
После подачи коллективной жалобы, срок ее рассмотрения будет зависеть от органа, в который ее принял. Рассмотрение коллективной жалобы:
- участковым уполномоченным составляет трое суток, но срок может быть продлен начальством до 30 дней (согласно статье № 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
- управляющей компанией составляет до 20 суток (на основании Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года);
- отделением Жилищной инспекции составляет до 30 суток с момента принятия (на основании Федерального закона № 59 от 2 мая 2006 года);
- судебной инстанцией составляет до двух месяцев с момента регистрации жалобы как входящего документа (на основании статьи № 154 Гражданско-процессуального кодекса РФ).
Исходя из этого, срок рассмотрения коллективной жалобы напрямую зависит от специфики и компетенции той инстанции, куда было подано обращение.