Стоит ли доверять жилье в содержание ТСЖ, что это за служба такая, уровень тарифов и самые распространенные претензии жильцов домов


Что это такое – содержание и ремонт жилья в ТСЖ?

Согласно ст. 148 ЖК РФ руководству ТСЖ, помимо прочего, надлежит следить за содержанием общего имущества.

Для выполнения задач правление имеет право принимать на работу персонал либо вступать в договорные отношения с физическими, юридическими лицами.

Содержание и ремонт жилья в ТСЖ – это соблюдение требований, предъявляемых к состоянию общего имущества жильцов и регулируемых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а также устранение повреждений.

Нормативный акт обязывает ТСЖ выполнять следующие функции:

  • принимать необходимые меры для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия жильцов;
  • оценивать, насколько надежен, безопасен дом и прилегающий участок для здоровья, жизни людей;
  • организовывать свободный доступ к подвалам, чердакам, прочим местам общего пользования и придомовой территории всем гражданам, включая людей с ограниченными возможностями;
  • поддерживать в рабочем состоянии системы канализации, водообеспечения, электроснабжения, вентиляции, общедомовые приборы учета;
  • проводить мероприятия по энергосбережению;
  • следить за надлежащим видом фасада и мест общего пользования.

Важно! В сферу содержания и ремонта жилья, за которую несет ответственность ТСЖ, входят конструктивные части, инженерные коммуникации, земельный участок, помещения, регламентируемые ст. 36 ЖК РФ.

О том, как провести текущий или капитальный ремонт в доме, как принимается решение, кто выполняет, подробно рассказано в этой статье, а о капитальном ремонте и ТСЖ узнайте тут.

Блог

Имея за плечами более 800 проведенных семинаров для управляющих компаний и ТСЖ, могу смело сказать, что обсуждение платы за управление и всего, что с ней связано всегда превращается в жаркий спор. Основные баталии возникают вокруг вопросов связанных с бухгалтерским и налоговым учетом платы за управление, необходимости актирования данной услуги с собственниками помещений, структуре этой платы и т.д. Так как вопросы постоянные, то решился написать цикл статей, в которых попытаюсь «разжевать» общественности особенности данной строки в квитанции.

Начнем издалека.

Кто бы что ни говорил, но управляющая организация «заходит на МКД» не для удовлетворения потребностей жителей (для этого есть государство и лица противоположного пола), а для получения прибыли. Прибыль в свою очередь – самый страшный раздражитель для огромного количества собственников помещений, так как они по-настоящему уверовали в то, что обслуживание их МКД стоит копейки, и инфляция на затраты управляющих компаний не распространяется

.

Государство в п.2 ст.162 ЖК РФ прямо указало, что управляющая организация (далее по тексту – УО) по договору управления «обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом

, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам…
».
Обратите внимание на текст выше и увидите, что в нем услуги управления отделены

от услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также от коммунальных услуг, поэтому давайте сразу определимся, что плата за управление МКД – это плата за отдельный вид деятельности УО, хоть и может включаться в состав платы за содержание жилого помещения в соответствии с пп.2 п.1 ст.154 ЖК РФ.

На практике плата за управление может быть:

  1. выделена отдельной строкой в платежном документе;
  2. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но выделена

    отдельно в перечне работ и услуг;

  3. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но НЕ выделена

    отдельно в перечне работ и услуг.

Первый и второй варианты, указанные выше безопасны с точки зрения последствий «войнушки» за деньги УО, а вот третий вариант чреват ооооочень нехорошими последствиями

.

Проблема в том, что хотя это прямо и не написано в нормативно-правовых актах, суды однозначно дают понять, что есть деньги, принадлежащие

собственникам помещений, и есть деньги, которые после оплаты собственникам
уже не принадлежат
. Так ВС РФ в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2018 N 304-ЭС18-7866 по делу N А46-15897/2016 (
на самом деле таких определений уже сотни
) указал, что взносы собственников в виде платы за содержание жилого помещения «
имеют целевой характер и не поступают в собственность Общества
».

Что все это значит на практике?

А значит это то, что если УО не отделит мух от котлет, а правильнее свои деньги от «их» денег, то может получится так, что своих денег у нее попросту не будет

. Судьи из решения в решение говорят о том, что если УО не выполнила работы, то денежные средства
остаются
на лицевом счете МКД и если предположим МКД «ушел», то «неосвоенные» денежные средства
должны быть возвращены
собственникам помещений как неосновательное обогащение.

С точки зрения нашего достаточно «укуренного» законодательства, регулирующего сферу управления МКД списание денежных средств с лицевого счета МКД возможно только после подписания акта выполненных работ

между представителем собственников помещений в МКД и управляющей организацией (п.4.11 ГОСТ Р 56192-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»).

И тут из-за угла вылазит 2 проблемы:

  1. в МКД некому

    подписывать акты выполненных работ, потому что настоящих буйных мало и никто председателем совета дома стать не решился;

  2. а как вообще можно заактировать работы по управлению???

Первую проблему

можно обойти через договор управления или общее собрание собственников (
если интересно – пишите в комментариях и напишу подробныйFAQ
), а
вторая проблема
на самом деле зачастую неразрешима.

Есть «замечательный» документ, который называется Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее по тексту – Правила №290). Так вот в п.9 Правил №290 указано, что «сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ

, отражаются в актах, составляемых по
форме
, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома»
.
Если «провалиться» по ссылке в этом пункте, то вы увидите саму форму акта, которая утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества

в многоквартирном доме».

Обратили внимание, что ни в названии документа, ни в самой форме не говорится об актировании услуги по управлению

?

И это абсолютно верно, так как:

  1. ЖК РФ разделяет

    услуги по содержанию и ремонту общего имущества от услуги управления (п.2 ст.162 ЖК РФ);

  2. невозможно актировать с каждым домом услуги

    по заполнению ГИС ЖКХ, походам юристов в суд, раздумья главбуха и экономиста по вопросу отражения тех или иных данных в отчете по исполнению договора управления и других работ, которые согласно Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее по тексту – Правила №416) относятся к услуге управления.

  3. детализация работ по управлению в перечне работ и услуг попросту невозможна

    , так как невозможно запланировать и впоследствии обосновать то,
    что не носит материального характера
    . Вы же в рабочее время читаете эту статью и вам за это платят собственники. Если они все сидят рядом и актируют этот процесс –
    передайте им от меня привет
    . Многие возразят, что мол мы детализируем всё как положено… Тогда у меня лично вопрос – КАК вы это делаете?

А теперь вернемся к тому, что было чуть выше по тексту и разберем ситуацию, когда плата за управление в перечне работ не выделена и включена в состав платы за содержание жилого помещения

.

Ответьте мне на несколько вопросов (пишите в комментах):

  1. как вы будете отделять свои деньги (за родненькое управление) от «их» денег за содержание и ремонт?
  2. как вы будете актировать внутри услуги содержание и ремонт выполнение работ по управлению?
  3. ну и наперед, как вы будете применять льготу по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ в части освобождения от НДС?

Если продолжение интересно – напишу вторую часть.

С уважением, ваш товарищ Сталин)))

Имеет ли право товарищество собирать взносы на содержание домов?

ТСЖ, руководствуясь ст. 137 ЖК РФ, вправе вступать в договорные отношения с собственниками квартир для осуществления функций по управлению домом и проведения мероприятий, направленных на достойное содержание, ремонт общего имущества и близлежащей территории.

Граждане обязаны оплатить предоставленные услуги согласно договорным обязательствам, в обозначенном объеме и оговоренные сроки. Правление товарищества, основываясь на ст. 148 ЖК РФ, отслеживает своевременность оплаты проделанной работы.

Об оплате обязательных услуг, необходимых для содержания дома, взносах и прочих расходах в ТСЖ подробно написано в отдельном материале.

Как формируется тариф?

Величина платежей рассчитывается с учетом финансовой информации, предоставляемой правлением ТСЖ общему собранию собственников жилья.

К таким данным относятся:

  • финансовые отчеты;
  • сметы доходов и расходов, необходимых для содержания общедомового имущества;
  • сведения о перечне, объемах работ, нужных для поддержания жилья в нормальном техническом состоянии.

При анализе услуг и формировании тарифов специалисты принимают во внимание объективных факторов:

  1. конструктивный тип здания;
  2. технические характеристики мест общего пользования;
  3. насколько сильно изношены дом, коммуникации;
  4. климатические характеристики местности.

С учетом качественной оценки общедомового имущества производится расчет затрат на содержание ТСЖ и текущий ремонт жилья. Размер тарифов устанавливается общим собранием жильцов-собственников.

Принять участие в таком заседании и внести на обсуждение предложения и коррективы имеет право любой гражданин с активной жизненной позицией.

Члены ТСЖ вправе беспрепятственно ознакомиться с расчетной документацией, тарифами, размерами платежей и взносов. Правление товарищества обязано освещать финансовые вопросы в доступных для ознакомления местах: досках объявлений, интернет-ресурсах.

Какие работы входят в стоимость?

По законодательству (Постановление от 13.08.2006 № 491, п. 28) собственники помещений общего пользования должны тратить на их содержание свои личные средства. Взнос на оплату такого рода услуг включает стоимость выполнения нескольких видов работ.

Среди них:

  • осмотр здания, детских площадок, зеленой зоны на предмет безопасности от разного рода травм, пожара, устойчивости конструкций, деревьев при неблагоприятных погодных явлениях: сильном ветре, дожде, снегопаде;
  • уборка лестниц, лестничных площадок, придомовой территории;
  • надзор за бесперебойной работой инженерный сетей;
  • проведение при необходимости санитарно-гигиенических мероприятий (борьба с крысами, летучими мышами) на территории общедомового имущества;
  • обеспечение освещенности придомовой зоны, подъездов, подвалов;
  • поддержание положенной нормами величины температуры, влажности воздуха в помещениях общего назначения;
  • опломбировка квартирных электросчетчиков при замене на новый прибор;
  • окрашивание дворового оборудования, бордюров, стен и прочих конструкций, потерявших надлежащий вид;
  • озеленение территории;
  • посадка цветов, если такая услуга предусмотрена общим собранием ТСЖ;
  • погрузка скопившегося мусора в контейнеры.

В отдельных регионах вывоз твердых и жидких бытовых отходов в услугу по содержанию жилья ТСЖ не входит. Он учитывается как отдельная статья расходов, предусматривающая также захоронение ТБО и ЖБО.

ТСЖ заключает договор об оказании услуг с соответствующей организацией.

Может ли собственник не оплачивать?

Владелец помещения, отказываясь оплачивать работу ТСЖ по содержанию и ремонту жилья, нарушает законодательство РФ. Так, согласно ст. 36 ЖК РФ, государство наделяет граждан правом владеть частью общедомового имущества.

Как указано в ст. 37 ЖК РФ, размер такого владения напрямую зависит от площади квартиры. Ст. 39 ч. 1 ЖК РФ обязывает собственника брать на себя заботу об имуществе, принадлежащем всем на правах долевой собственности.

Гражданин должен поддерживать все, чем владеет, в достойном виде, рабочем состоянии и затрачивать на это деньги.

На собрании товарищества с согласия представителей собственников утверждаются тарифы, по которым ТСЖ берется выполнять работу. Сложная система – многоквартирный дом – отлаженно функционирует благодаря согласованным действиям многих специалистов.

Отказываясь оплачивать услугу по содержанию и ремонту жилья, человек не желает вознаграждать труд мастеров, дворников, сантехников, плотников, маляров, обеспечивающих ему комфорт и удобства.

Важно! Некачественное выполнение обязанностей рабочими – не повод отказываться от положенной оплаты.

При недобросовестном отношении правления ТСЖ к своим обязанностям имеет смысл обратиться в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию или в суд (в каких случаях проблемы с ТСЖ нужно рассматривать через суд, узнайте тут, а как подать иск в суд, если товарищество не выполняет свои обязанности, можно прочесть в отдельной статье).

На нерадивых работников могут наложить штрафные санкции, а по решению суда удастся добиться компенсации впустую потраченных средств (об ответственности ТСЖ, видах штрафов и взысканий за нарушения полномочий подробно рассказано в другом материале).

Кто и как устанавливает тариф

Определение тарифов на содержание и ремонт домов, обслуживаемых управляющими компаниями, происходит в следующем порядке:

  1. Сотрудники УК разрабатывают базовый тариф с учетом расходов за прошедший период и особенностей конструкции зданий.
  2. Собственники помещений на общем собрании утверждают предложенный тариф.
  3. Сотрудники УК направляют в региональный жилищный департамент заявление на утверждение тарифа.
  4. В жилищном департаменте рассматривают утвержденный тариф, при необходимости корректируют и утверждают его.

Если тариф корректируется в большую сторону, органы власти обязаны обосновать изменения в письменном виде. Тариф устанавливается на срок не менее одного года.

Важно учесть, что в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) тарифы утверждаются не региональными властями, а местными муниципалитетами.

Если дом управляется при помощи ТСЖ, то предложения по тарифам подготавливают члены правления, а утверждение происходит на собрании членов ТСЖ. При непосредственном управлении домом владельцами квартир тарифы определяются условиями договоров с поставщиками ресурсов и исполнителями услуг.

После утверждения тарифов на собрании представители ТСЖ или УК должны направить в администрацию следующий пакет документов:

  • предложенную тарифную сетку;
  • письменное обоснование;
  • паспорт многоквартирного дома;
  • учредительные документы управляющей организации;
  • выписку из протокола собрания жильцов, на котором были утверждены тарифы.

Выписка из протокола должна содержать сведения о количестве квадратных метров дома, количестве метров, принадлежащих присутствующим на собрании, и количестве голосов, отданных за утверждение тарифов.

Последствия задолженности

Если несколько месяцев не платить за содержание, ремонт жилья, ТСЖ может подать в суд исковое заявление для возмещения убытков.

При принятии решения в пользу товарищества, задолженность будет обязательно взыскана. После суда исполнительный лист направляется службе приставов.

При упорном отказе ответчика выплачивать долг бухгалтерия по месту работы получит документ, обязывающий удерживать из зарплаты должника 50% денежных средств (ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При наличии банковской карты приставы могут снять все имеющиеся на ней деньги в пределах суммы задолженности. Как выход – представить доказательства того, что на карту перечислялась заработная плата. Тогда удержание не превысит 50%.

Оплачивать услуги нужно полностью и вовремя. В сложных жизненных ситуациях следует обратиться к государству за поддержкой и получить субсидию на оплату ЖКХ.

В иных ситуациях, например, при планировании отъезда на длительный срок есть возможность внести аванс. При долгом отсутствии рекомендуется воспользоваться любой платежной системой, в частности, Сбербанк-онлайн.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]