Правожил.com > Оформление недвижимости > Документы для регистрации земельного участка в собственность — перечень и подробно об осуществлении процедуры
Какие документы для регистрации земельного участка в собственность могут потребоваться — важный вопрос. Ведь любой житель России, получивший в собственность земельный участок, обязан провести процесс перерегистрации прав владения с оформлением некоторых правоустанавливающих документов.
Данное мероприятие является обязательным, ведь наличие, например, договора купли-продажи или свидетельства о наследовании не дает собственнику права в полной мере владеть своим недвижимым имуществом.
В целях избегания разного рода спорных ситуаций относительно прав владения граждан на какую-либо собственность правительство РФ ведет правовые реестры.
Наиболее актуален и удобен подобный способ учета для недвижимой собственности. Важно понимать, что правовые реестры содержать всю информацию о том, какой гражданин и с какого момента владеет той или иной недвижимостью.
Основные законодательные положения
Какие документы нужны для регистрации права собственности на землю?
Большинство законодательных вопросов при процессе регистрации права на владение земельным участком решаются через обращение к Земельному Кодексу (ЗК) РФ.
В зависимости от конкретной ситуации к рассмотрению может подходить любая из статей кодекса. Поэтому стоит понимать, что решать спорные ситуации при переоформлении земли важно с профессиональным юристом.
ЗК РФ в полной мере регламентирует все законодательные нюансы регистрации права собственности на землю.
Решив осуществить регистрацию самостоятельно, любой гражданин должен ознакомиться с некоторыми статьями кодекса в обязательном порядке.
Первой из таковых является 15 статья ЗК РФ, которая четко показывает, кто и при каких обстоятельствах может выступить собственником земли. В нескольких словах ее положения звучат так:
- Часть 1. Любой гражданин РФ или юридическое лицо имеет право на частную собственность в виде земельного участка в том случае, если с их стороны земля была приобретена на законом основании.
- Часть 2. Все участки землина территории России могут быть приобретены и выступать в качестве собственности физических и юридических лиц. За исключением тех, что нельзя использовать в данном качестве в соответствии с другими законодательными актами.
- Часть 3. Иностранцы ограничены в правах на владение некоторыми участками земли в качестве собственника. Более подробно о таковых можно узнать, ознакомившись с другими положениями Земельного Кодекса и ряда Федеральных законов.
Регистрация земельного участка в собственность — какие нужны документы?
Не менее важной к ознакомлению также является 25 статья ЗК РФ, которая регламентирует основы прав на землю. В частности, в ней указана необходимость обращения к Гражданскому Кодексу и Федеральным законам при осуществлении регистрации собственности.
Наиболее важным из Федеральных является закон «О госрегистрации недвижимости» (ФЗ от 3 июля 2021 года номер 361-ФЗ).
Второй пункт 25 статьи гласит, что регистрацию права необходимо осуществлять на основании положений все того же Федерального закона.
Правовая база
О необходимости платить пошлину за регистрацию перехода прав собственности указано в ФЗ №218 “О государственной регистрации недвижимости”. Однако в ст. 17 закона нет конкретных сумм, а оставлена ссылка на Налоговый Кодекс РФ, так как размер оплаты может меняться.
Однако кроме ст. 333.33 Налогового Кодекса на формирование госпошлины также влияют Земельный кодекс и приказ МинЭкономРазвития №44 “Об утверждении классификатора видов разрешенного землепользования”.
Эти законодательные акты устанавливают категорию земли, а значит, напрямую влияют на размер госпошлины.
Важно! Некоторые пункты Налогового Кодекса о размере госпошлины вызывают споры. Поэтому периодически различные органы власти выпускают разъясняющие письма. Например, в информационном письме от 26.07.17 Росреестр разъясняет порядок оплаты госпошлины.
Общая суть и принципы регистрации земельных участков
Необходимость регистрации земельного участка в собственность заключается в том, что после осуществления мероприятия права на владение той или иной недвижимостью будут занесены во всероссийский правовой реестр.
Без наличия такой информации в реестре фактический владелец любой земли, приобретенной им по договору купли-продажи, действию свидетельства о наследовании и прочими документами, не имеет права осуществлять со своим имуществом большинство видов сделок (продажа, сдача в аренду и т.д.).
Регистрация земельного участка в собственность возможна в том случае, когда гражданин получил недвижимость во владении в одной из следующих ситуаций:
- сделка купли-продажи;
- сделка аренды с пероочередедным правом выкупа земли и продления сделки со стороны арендатора;
- получение имущества по наследству;
- получение участка в бессрочное владение;
- получение земли из государственной или муниципальной собственности;
- объединение нескольких участков земли.
Представленный выше перечень указывает лишь на основные ситуации, в которых граждане нашей страны чаще всего осуществляют регистрацию права собственности на земельный участок.
Помимо них, законодательство РФ позволяет провести данную процедуру и в тех случаях, когда недвижимость была получена лицу во владение на законных основаниях и может быть оформлена как частная собственность по ЗК РФ.
Регистрация права собственности на земельный участок в России осуществляется и на физических лиц (обычных граждан), и на юридических лиц (компании, организации, фирмы и т.д.). В зависимости от индивидуального характера проводимого мероприятия перечень необходимых к предоставлению в госорганы документов и сам процесс могут различаться, что стоит учитывать.
Документы на получение правоустанавливающих бумаг сдаются в местные органы Росреестра или Многофункциональные центры, однако помимо этих организаций может понадобиться обращение в Департамент жилых помещений и жилого фонда (ДЖПиЖФ), Кадастровые палаты, БТИ и другие госорганы.
Как сэкономить на оформлении земли, не воспользовавшись услугами специалистов?
Оформление земельного имущества может стоить довольно приличных денег. Любое заинтересованное лицо задумается, а как можно сэкономить на данной процедуре? Для этого следует проявить самостоятельность там, где решение вопросов возможно без привлечения специалистов. Человек может лично представлять свои интересы, подавать документы в Росреестр, составлять прошения и заявления, не прибегая к услугам посредников. Это может занимать больше времени, зато сохранит определённую денежную сумму. Чтобы самостоятельно участвовать в процессе, необходимо тщательно подготовиться (ознакомится с законодательством и с опытом людей, уже переоформивших свои владения). При личном представительстве в суде, рекомендовано переписать и заучить пункты статей, на которые идёт ссылка.
Но не все процедуры можно совершить, не прибегнув к помощи специалиста. Например, невозможно без привлечения нотариуса оформить земельную собственность, полученную в наследство, дар, в результате сделки купли – продажи и др.
Документы для регистрации земельного участка в собственность
Какие документы нужны для оформления земельного участка?
Как было отмечено ранее, от способа получения участка земли во владение во многом зависит перечень документов для оформления его в индивидуальную собственность.
Пусть несущественно, но общий порядок подготовки всех бумаг различен, что важно учитывать на данном этапе регистрации своих прав на землю.
Ниже представлены основные документы для регистрации земельного участка в собственность, которые необходимы в любом случае:
- документ, удостоверяющий личность заявителя на оформление земли в собственность (паспорт, доверенность и т.п.);
- кадастровый план (паспорт) на земельный участок (при отсутствии необходимо оформить через обращение в местную Кадастровую палату);
- квитанции об уплате всех государственных пошлин;
- заявление, составленное в письменном виде и предоставляемое от владельца (в нем необходимо указать местоположение территории, ее площадь и целевое назначение).
Как переоформить земельный участок на третье лицо
Первое и очень важное правило – переоформление допускается исключительно при условии, что право собственности на данный объект уже оформлялось ранее.
В других случаях, когда имеет место переход имущественных прав, возможно лишь переоформить участок под домом. А передача собственности будет выполнена, только при условии оформления имущественной сделки.
Переоформление прав на другого человека (родственника или нет) проходит в несколько ступеней:
- Составить документ, который станет поводом для передачи права собственности. Если говорится о ближайших родственниках, о несовершеннолетних детях, дарственная оказывается наиболее подходящим вариантом.
- Заверить его у нотариуса, чтобы подтвердить законность бумаги и добровольность ее оформления. При процедуре обязательно должны присутствовать, кроме самого дарителя, еще и одаряемый (для ребенка, не достигшего 14-ти лет, – его родители или опекуны).
- Внести коррективы в ранние сведения, содержащиеся в ЕГРН – переоформить тем самым права собственности.
Если наследство принималось по постановлению суда, потому что полугодовой срок, отведенный законом для вступления в наследство, оказался почему-то просроченным, нужно предъявить и судебное решение, и чтобы стоял штамп о вступлении его в силу. Так выглядит пошаговая инструкция для землепользователей.
Общие требования к документам
В процессе регистрации земли в собственность важен не только сбор необходимых бумаг, но и правильность их предоставления. Общие требования к предоставляемым в Росреестр документам следующие:
- Заявление о получении права собственности подается в своем оригинальном состоянии (подлинник).
- Документы, удостоверяющие право владение гражданином какой-либо землей, предоставляются также в оригинальном состоянии (подлинник) и в конечном количество (как правило, их 2 экземпляра).
- Остальные документы предоставляются и в подлиннике, и в заверенных копиях.
- Кадастровый план (паспорт) можно не предоставлять, если ранее он фигурировал при получении прочих правоустанавливающих документов на этого собственника и данный земельный надел в Росреестре.
- Для юридического лица также важно предоставить копии и оригиналы учредительного комплекта бумаг, справок из ЕГРП (для юридических лиц), справок о налогообложении, доверенностей и так далее.
Стоит понимать, что госорган не примет документы, которые содержать много сокращений в названиях, составлены неразборчивым почерком, имеют приписки/зачеркивания, внешние повреждения и прочие дефекты.
Штрафы
Незаконные землепользователи попадают под административную ответственность — штрафы. Сумма штрафа зависит от того, стоит ли участок на кадастровом учёте и определена ли кадастровая стоимость данного земельного надела.
Если таковая имеется, то по статье 7.1 КоАП РФ суммы штрафов составят:
- для гражданских лиц — 1-1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
- должностные лица — 1-1.5% от кадастровой оценки, но не менее 20 тыс. рублей;
- юридические лица — 2–3%; минимальный штраф не меньше 100 тыс. рублей.
В случаях, когда кадастровая стоимость не определена, штрафы составят:
- для гражданских лиц от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностным лицам от 20 до 50 тысяч рублей;
- юридическим лицам от 100 до 200 тысяч рублей.
Но закон не призван лишь карать за пользование чужим участком, в некоторых случаях самозахват можно узаконить. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Найти правообладателя участка.
- Произвести процедуру межевания и в новом порядке установить границы земельного надела; получить кадастровый паспорт.
- На основании собранного пакета документов оформить право собственности.
Установить собственника земли несложно, для этого необходимо сделать запрос в Росреестр либо в архитектурный/земельный отдел при органах самоуправления. Данные организации обязаны предоставить официальный ответ, в котором будет собрана необходимая информация о правообладателе участка.
Нюансы регистрации — госорганы, стоимость и прочее
Процедура оформления земли в собственность достаточно дорогостоящее мероприятие, так что советуем запастись терпением и деньгами
В завершении статьи не лишним будет отметить некоторые нюансы процесса регистрации земельных наделов в собственность на территории России:
- Многих людей интересует вопрос, насколько дорого обойдется процесс регистрации. Стоит отметить, что при наличии всего перечня документов формально он бесплатный, за исключением оплаты обязательных платежей (канцелярия, госпошлины и т.п.). Размер госпошлин варьируется от 300 до 22 000 рублей. При необходимости оформления кадастрового паспорта нужно будет также прибегнуть к оплате услуг специальных организаций по межеванию земли (от 5 000 до 25 000 рублей). Обращение к юристу за помощью тоже понесет за собой некоторые траты (консультация — от 500 до 5 000 рублей, полная помощь в проведении регистрации — от 3 000 до 9 000 рублей).
- Обращаться для осуществления регистрации необходимо в Росреестр или Многофункциональный центр по месту жительства. Также может понадобиться обращение в ДЖПиЖФ, Кадастровую палату, БТИ и некоторые другие госорганы для получения необходимых документов.
- Выдача свидетельства о праве на собственность с июля 2021 года не проводится. Однако по истечении 10 дней после подачи всех документов и заявления о регистрации земельного участка в собственность владелец сможет получить выписку из ЕГРП (местного Росреестра, процедура многократная).
В целом, регистрация земли в собственность – процедура несложная, однако слегка запутанная и требующая некоторого внимания к себе.
Разобравшись со всеми нюансами по проведению мероприятия, можно в течение двух недель законодательно оформить свое право на полное распоряжение некоторой землей. Осуществляя регистрацию, не забывайте об обращении к законодательству РФ, а при возникновении спорных ситуаций – за консультациями к юристу.
Подробнее об оформлении земли в собственность вы можете узнать, посмотрев видео:
Смотрите также Телефоны для консультации 10 Янв 2021 kasjanenko 1422
Поделитесь записью
Порядок оплаты
По общепринятым нормам оплата пошлины производится до подачи документов, поскольку регистрирующие органы требуют квитанцию для подтверждения факта внесения средств.
Однако Росреестр пояснил порядок оплаты пошлины за сделки с недвижимостью:
Оплата вносится до или после подачи документов. Главное, чтобы деньги были зачислены до рассмотрения комплекта бумаг регистрирующим органом.- В Росреестре поступление средств проверяется по системе ГИС ГМП, поэтому не обязательно предъявлять квитанцию или платежку банка.
- Если заявитель не оплатил пошлину до подачи документов, то после приема бумаг ему обязаны выдать направление для оплаты с уникальным идентификатором, реквизитами и датой, до которой нужно внести средства.
- С момента подачи документов у гражданина есть 5 дней для уплаты госпошлины. В противном случае документы возвращаются без рассмотрения.
Срок оплаты госпошлины может быть увеличен. Например, если заявитель внес средства банковским переводом только на 5-ый день после подачи комплекта бумаг. Такой перевод занимает около 3 дней, поэтому в системе ГИС ГМП отметка об оплате госпошлины появится только на 8-ой день.
Но заявитель сразу после оплаты может предоставить квитанцию в Росреестр, поэтому вместо возврата документов без рассмотрения, регистрация договора и прав собственности будет отсрочена до появления отметки в ГИС ГМП.