Приватизировать муниципальное и госимущество будут по-другому

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки направлены на совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, а привлечение юридических лиц — профессиональных продавцов — позволит распространить практику использования электронных приватизационных торгов на всей территории Российской Федерации с учётом имеющегося опыта на федеральном уровне.
Кроме того, необходимость в привлечении профессиональных продавцов обусловлена в том числе их возможностями в области проведения расширенного маркетинга, сбора необходимой информации об объекте продажи, квалифицированного консультирования участников торгов, ведения переговоров и эффективного взаимодействия с потенциальными покупателями.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано н

а
аукционе
. Аукцион является открытым по составу участников. Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов. Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Приватизация через суд

Отказ уполномоченного органа в приватизации земли должен быть обоснован. Если причины отказа можно устранить (предоставить недостающие документы, исправить ошибки и неточности), то заявитель вправе обратиться повторно после их устранения. Но если этого сделать невозможно, и гражданин считает, что причины отказа неправомерны, то он вправе обжаловать такое решение в суде.
В исковом заявлении должны быть четко отражены обстоятельства дела, причины отказа госоргана, ссылки на нормы законов, которые по мнению истца были нарушены. Заявление должно быть составлено грамотно, с учетом правовых тонкостей процесса приватизации и процессуальных процедур в целом.

Учитывая всю ответственность и сложность таких дел, при обжаловании решений об отказе в приватизации лучше всего воспользоваться услугами юриста. Принятое в пользу истца решение суда будет служить основанием для выдачи уполномоченным органом разрешения на приватизацию земли.

Дела об оспаривании решения государственного органа рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Подсудность дела будет зависеть от правового статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).

Перечень необходимой документации и алгоритм составления заявления

Перечень документов, необходимых для процедуры, определяется приказом Минэкономразвития № 475 от 2011 года. В частности, физическому или юридическому лицу понадобится предоставить следующие:

  1. Копии документации, которая удостоверяет личность заявителя на приватизацию. В том случае, если заявителем является физическое лицо, то достаточно будет предоставления паспорта гражданина Российской Федерации.


    Документы

    Если для проведения процедуры обращается предприятие или организация, то понадобится предоставление свидетельства о государственной регистрации, учредительной документации и устава. Если заявление подает доверенное лицо, то у него должна быть доверенность на представление интересов (заверенная нотариально).

  2. Если осуществляется приватизация участка с возведенными зданиями или сооружения, то необходима выписка из ЕГРН, подтверждающая наличие прав на объекты недвижимости. В некоторых случаях такие выписки не выдаются – это может быть связано с тем, что сама отметка о проведении государственной регистрации отсутствует.

    В таких ситуациях заявителю выдается справка о том, что объектов на территории приватизируемого участка не расположено.

    Стоит отметить, что большая часть обращений за приватизацией участка со строениями осуществляется в результате дарения или купли-продажи объекта, расположенного на земле, принадлежащей государству или отдельному муниципалитету.

  3. При наличии возможности заявитель также предоставляет выписку из единого гос. реестра о наличии прошедших регистрацию правах на участок. К примеру, такой вариант становится возможным при заключении договора на право бессрочного пользования наделом или подписании договора аренды, содержащего в своем тексте пункт о возможности дальнейшего приобретения права владения посредством приватизации.
  4. Кадастровый паспорт (иногда достаточно будет предоставить выписку на него). Подобный документ может быть использован непосредственно во время того, как участок будет переоформляться и уже в период получения документов, подтверждающих право владения.


    Образец кадастрового паспорта ЗУ

    Кадастровый паспорт содержит перечень сведений, которые дают представление о границах и размерах надела. Если таких сведений об участке нет, то заявитель должен инициировать процедуру межевания, в процессе которого определяются его границы и размеры.

    Предварительно перед межеванием необходимо будет согласовать расположение границ участка с собственниками прилегающих территорий или участков, поскольку потребуется их официальное согласие.

    Процедура межевания оплачивается заявителем самостоятельно и для ее осуществления можно обратиться как в кадастровый реестр, так и в стороннюю организацию (имеющую соответствующую лицензию). Кроме того, на основании данных кадастровой стоимости участка (какая отражается в его паспорте) в дальнейшем будет рассчитываться сумма земельного налога, которая ежегодно должна оплачиваться собственниками.


    Процедура межевания участка

  5. Кадастровые выписки на отдельные объекты, расположенные на приватизируемом участке (если они имеются в наличии). Такой документ будет содержать данные по присвоенным строениям кадастровым номерам, зафиксированных за ними адресов расположения и т.д.
  6. Заявление о проведении приватизации, составленное по требованиям законодательства.

Стоит отметить, что при подаче документов в зависимости от различных факторов список документации может быть несколько расширен.

Оформляя заявление, необходимо придерживаться общих правил его составления и отражать обязательные сведения, к которым относятся:

  • наименование органа, в который подается заявление на приватизацию участка;
  • ФИО заявителя, его адрес (в соответствии с данными о регистрации), индивидуальный налоговый номер, серия и номер паспорта;
  • цель применения после приватизации;
  • адрес участка, который позволит определить его точное местонахождение;
  • категория земель, к которой принадлежит приватизируемый участок;
  • данные о том, имеются ли на участке наложенные ограничения и обременения;
  • основание (его вид) для возникновения права пользования участком;
  • данные относительно имеющихся на участке объектов недвижимости (их количество и тип);
  • документы по праву владения на возведенные объекты (при их наличии);
  • данные, которые содержатся в акте отчуждения участка из собственности государства;
  • документы, на основании которых возникло право на приватизацию;
  • список документации, которая прилагается к заявлению.

СНТ

На данный момент приватизация земель, которые входят в состав садоводческих и прочих дачных некоммерческих объединений представляется возможной.

Для того, чтобы осуществить подобную процедуру, кроме документации, которая требуется в общем порядке, необходимо будет также предоставить подтверждение Управления товарищества о том, что по всем текущим платежам отсутствует задолженность, а также документ, подтверждающий границы надела, который подписан членами Правления СНТ.

Таким образом, приватизация земельного участка фактически означает переход надела в частную собственность и получение соответствующего документа государственного образца.

При наличии оснований на приватизацию необходимо собрать пакет обязательной документации и вместе с заранее оформленным заявлением обратиться в органы местного самоуправления, в чьей собственности находится конкретный участок.

Особенности единовременной процедуры


Одновременная приватизация указанных объектов невозможна. Тем, кому интересно, можно ли получить право собственности на ЗУ, если частная недвижимость не приватизирована, ответим, что если человек намерен приватизировать земельный участок, он должен сначала оформить на себя дом, например, снять с него статус служебного. После этого можно совершать действия с участком.
Справка: если участок уже приватизирован, то на дом право собственности можно и не оформлять.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]