Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»


Какое жилье можно приватизировать

Не все виды жилой государственной недвижимости могут быть обращены в частную собственность на безвозмездной основе. В Законе четко определены помещения, которые можно приватизировать:

  1. Квартиры, принадлежащие государству или муниципальному образованию. Однако существует исключение – если указанные помещения находятся в аварийном состоянии, то приватизировать их не удастся.
  2. Комнаты в общежитиях, которые являются структурными подразделениями системы социального образования. Такой вид жилья нельзя приватизировать, если общежитие относится к специализированному жилфонду.
  3. Служебное жилье, но только если квартира не расположена в закрытом военном городке и человек, претендующий на приватизацию, прожил в нем более 10 лет.
  4. Квартиры, которые не были расприватизированы.

О том, как приватизировать квартиру мы уже рассказывали в этой статье, а если вам необходимо обратить бесплатно в собственность только часть жилья, то прочтите полезную информацию здесь.

Кто имеет право на приватизацию жилья

В Законе «О приватизации» установлено, что право на приватизацию жилых помещений имеют граждане, которые зарегистрированы и постоянно проживают в квартире, предоставленной государством по договору социального найма.

Обычно договор найма заключается на одного человека – ответственного квартиросъемщика. Однако это не значит, что только он имеет право на приватизацию квартиры. Все члены его семьи, которые зарегистрированы в квартире и проживают в ней имеют право на свою долю.

Есть категории граждан, которые сняты с регистрационного учета в квартире или в ней не проживают, но все же имеют право на участие в приватизации. К ним относятся:

  1. Осужденные за совершение преступлений и отбывающие наказание в местах лишения свободы.
  2. Лица, проходящие обучение в другом городе.
  3. Сотрудники, командированные за границу или в иной населенный пункт.

Если приватизация по каким-то причинам будет проведена без их участия, то по возвращении домой (ил же дистанционно) они смогут обратиться в судебные органы и признать договор о бесплатном обращении в собственность квартиры незаконным и подлежащим отмене.

Если же человек не желает участвовать в приватизации, то он должен составить у нотариуса письменный отказ. В этом случае право на бесплатную сделку с государством по приобретению в собственность жилья за ним остается, а также Законом регламентировано, что он может проживать в квартире пожизненно (независимо от смены собственника).

Пример. Коновалова И.С. проживала в квартире со своим сыном Коноваловым В.Р. В 1998 году мужчина был осужден за преступление. Ему назначили наказание в виде 18 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима. В 2005 году Коновалова выписала из квартиры сына по решению суда (о том, как это сделать мы рассказывали в нашей статье), однако право пользования жильем после освобождения за Коноваловым сохранилось. В 2010 году женщина приватизировала квартиру только на себя, не уведомив об этом сына, а после этого продала ее семье Гурьевых.

В 2021 году Коновалов освободился из МЛС и вернулся в родную квартиру, однако Гурьевы его не пустили, предоставили свидетельство о собственности. Тогда Коновалов обратился с иском в суд о признании сделки по приватизации недействительной. Судья постановил требования мужчины удовлетворить в полном объеме. Квартира была деприватизирована­­­, передана на баланс муниципалитета и с матерью и сыном Коноваловыми был вновь заключен социального найма. Гурьевы же выехали из квартиры и взыскали с Коноваловой деньги, уплаченные за квартиру и моральный ущерб.

Этапы приватизации государственного и муниципального имущества

В ст. 1 Закона от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

(
утратил силу с 02.08.1997
) под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

В последующих Законах 1997 (Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ


утратил силу с 26.01.2002
) и 2001 годов (
Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ
) это определение становится более конкретным, с появлением очень важного признака возмездности. В нем отмечается, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Таким образом, период между двумя этими Законами можно охарактеризовать как переход от раздачи государственной собственности к ее продаже.

В большинстве экономических и юридических источников выделяется два этапа проведения приватизации: чековый (ваучерный) — с июня 1992 г. по 1 июль 1994 г. и денежный — с 1 июля 1994 г. Однако некоторые юристы и экономисты приватизационный процесс в России подразделяют на три этапа. Например, Ю.Н. Аргунова первый этап связывает с принятием Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР» (не применяется в части, касающейся потребительской кооперации, в части сельскохозяйственной кооперации, в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг, в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов

), Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде (утв. Верховным Советом СССР 23.11.1989 № 810-1 —
не применяется с 01.03.1996
), Положения об акционерных обществах (утв. постановление Совмина РСФСР от 25.12.1990 № 601 —
утратил силу с 06.03.1996
). Он ознаменовался снятием прямых запретов на развитие негосударственного сектора. 2 этап определяется введением в действие Закона от 03.07.1991 № 1531-1 (
утратил силу с 02.08.1997
). Этот период можно назвать периодом законно-стихийной приватизации. Упомянутый Закон носил общий, декларативный характер, в нем явно недостаточно уделялось внимания самому механизму приватизации. В работе отмечается, что начало 3 этапу положила Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год. В ней определялись цели и механизм приватизации, устанавливалась классификация объектов собственности по возможности их приватизации. Указом Президента РФ от 29.01.1992 № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (
утратил силу с 29.03.2003
) был утвержден пакет нормативных актов, среди которых, в частности, временные положения о продаже имущества на аукционе и по конкурсу.

В. Куликов, выделяя три этапа (вехи) приватизации, связывает их с соотношением количества государственных и приватизированных предприятий.

Существуют и другие подходы к определению этапов приватизации. Например, в экспертном заключении ИЭ РАН на первом этапе выделяется малая приватизация, которую намечалось провести к концу 1992 года. Второй этап включает ваучерную приватизацию и приватизацию крупных предприятий и должен завершиться к середине 1994 года.

Мы остановимся на классическом делении процесса приватизации, разделяя его на два этапа — ваучерной и денежной приватизации, разбив последний на денежную приватизацию после 1994 г. и приватизацию после 2001 г.

Четырнадцатого августа 1992 года Борис Ельцин подписал Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (фактически утратил силу в связи с завершением чекового этапа приватизации

). Так началась массовая приватизация: с октября по декабрь всем были бесплатно розданы ваучеры, первые ценные бумаги постсоветской России, — всего 144 миллиона штук, которые в теории давали каждому гражданину право получить свою долю из той трети национальных богатств, которая подлежала чековой приватизации. Согласно тому же Указу нация могла ими воспользоваться на практике с декабря 1992 года по декабрь 1993 г. (в октябре 1993 года срок действия ваучеров был продлен еще на полгода). Энергичный Указ был финальным аккордом мощной политической кампании. С него следует вести отсчет российского капитализма, или «борьбы за выживание приватизации», как окрестил этот первый этап Анатолий Чубайс, его главное действующее лицо. Принципиальный выбор был сделан в июле 1991 года, когда Верховный Совет принял Законы о приватизации (Закон РФ от 03.07.1991 № 1531-1 —
утратил силу с 02.08.1997
) и об именных приватизационных счетах (Закон РСФСР от 03.07.1991 № 1529-1 —
утратил силу с 25.12.1993
). Через год, в июле 1992 года, Верховный Совет утвердил Программу приватизации — тот ее компромиссный вариант, который и предопределил в значительной степени сегодняшний вид пореформенной России.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были: 1) массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов; 2) формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики; 3) обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий; 4) создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим; 5) содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; 6) создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства; 7) расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Евгений Ясин, безусловный авторитет для тех, кто проводил ваучерную приватизацию, выделяет четыре группы субъектов, интересы которых нельзя было не учесть: трудовые коллективы, директорский корпус, новые предприниматели и остальное население. В полученном на выходе варианте, пишет Ясин, «у каждого была надежда, и поэтому чековая приватизация прошла через парламент, поэтому она была успешно завершена к середине 1994 года». Население получило ваучеры. Предприниматели — их свободный оборот. Очевидно, впрочем, что директорский корпус, в начале 90-х крупная политическая сила, на деле распоряжавшийся собственностью, получил самый большой бонус. Наиболее распространенная, так называемая вторая модель приватизации (три четверти всех сделок) давала трудовому коллективу предприятия право на выкуп 51% его акций (беспрецедентная льгота, не применявшаяся в ходе приватизации в других странах с переходной экономикой). Под вывеской «коллектива» обычно скрывался директор.

«Создавая искусственный перекос в пользу директорского корпуса и разрушая условия равной конкуренции, мы тормозили отбор эффективных собственников, но иначе могла встать вся приватизация», — говорит в интервью «Журналу» Петр Мостовой, один из организаторов приватизации, работавший тогда замглавы Госкомимущества. Он видит подготовку российской приватизации дорогой «между двух крайностей» — радикальным вариантом, предусматривавшим раздел всего между всеми, и «народной приватизацией», смысл которой в том, чтобы бесплатно отдать предприятия в собственность их работникам. За это ратовала Лариса Пияшева, по выражению Чубайса, главный адвокат «вульгарного либерализма».

При этом западные варианты продажи предприятий за деньги были отвергнуты как слишком трудоемкие и медленные. Утверждалось к тому же, что инвесторы не были готовы к таким вложениям. Впрочем, сегодня эта точка зрения отчасти пересмотрена. «Это не на сто процентов верно», — утверждает Петр Мостовой. По его словам, у западных инвесторов «были и желание, и возможности, но эти стремления, конечно, были направлены на потенциально более эффективные отрасли экономики». Но такая «радикальная приватизация по примеру ряда стран Латинской Америки», продолжает Мостовой, «вызывала политические возражения: в стране, которая еще недавно была великой державой, этот путь был нереален — из-за психологии населения и власти в широком смысле».

Представляется, что ваучеры в той части, в какой они являются государственными ценными бумагами, требуют постоянной и тщательной опеки со стороны эмитента, которым является государство, чего не произошло, например, в России. Государство может и должно иметь право выкупа ваучеров по требованию инвесторов, в том числе и в целях повышения ликвидности. В этом случае в сфере обращения ваучеров начинает действовать более полный механизм фондового рынка. На июль 1994 года (завершение чекового этапа приватизации) стало ясно, что основная часть не связанного с приватизированными предприятиями населения предпочли либо продать свои ваучеры, либо вложить их в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), минимизировав собственную прибыль.

Декларируемая социальная справедливость ваучерной приватизации также выдерживает критики. Механизм действия рынка ваучеров практически выводит низкооплачиваемые слои населения из возможности принимать участие в приватизации предприятий, а трудящиеся, как правило, оказываются под влиянием элитных групп и действуют в их интересах. Е. Гайдар откровенно это признал, согласившись с определением российской приватизации как номенклатурной и заметив, что «другой приватизации вообще нигде не было, да и быть не могло: везде и всегда перераспределение собственности протекало в интересах правящей элиты».

Более того, в условиях резкого падения производства и реструктуризации экономики, когда и не предполагается, что старые предприятия должны сохраниться, даже права владения де-факто не приносят ожидаемых дивидендов, что и не удивительно, так как реально приватизационные чеки не представляли собой нового капитала — ваучеры как ценная бумага носили временный характер и погашались после приватизации. Не приходится ожидать от предприятий желания выплачивать дивиденды новым собственникам, не принесшим с собой новых активов. Например, в Санкт-Петербурге на один ваучер номинальной стоимостью в 10000 руб. можно было приобрести акций в среднем на 500 руб. с максимальным годовым дивидендом в 1000 руб., что эквивалентно стоимости одной поездки в общественном транспорте. В ЧИФе «Генеральный» дивиденды в 1994 году составляли 39 руб. на 1000-рублевую акцию при банковской учетной ставке более 100%.

Второй этап приватизации — денежный, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г.

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

1) сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;

3) способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно медленной приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15 — 25% уставного капитала предприятия.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:

• прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;

• аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, при приватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;

• ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;

• разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в России;

• передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США;

• аренда и субподряд государственной собственности частным сектором.

Если этап первичной приватизации в России в 1992 — 1994 гг. повлек за собой быстрое наращивание критической массы, то ситуации в приватизации второй половины 1994 — начала 1996 года можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы.

В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллиона рублей, но позже с учетом реальных показателей Федеральным законом от 27.12.1995 № 212-ФЗ была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой пример: в 1995 г. в бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой суммы было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллиона рублей от стандартных методов продаж (15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета.

Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ от 11.05.1995 № 478 (утратил силу с 29.03.2003

) содержал поручение Правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

Залоговые аукционы составили наиболее яркую страницу второго этапа приватизации. И самую скандальную. Идею в марте 1995 г. предложил В.О. Потанин. Суть ее состояла в следующем: ряд российских банков после аукциона предоставляет кредит правительству под залог принадлежащих ему акций ряда предприятий. По истечении установленного срока правительство организует конкурс по продаже заложенных акций и либо возвращает кредит из вырученных денег, либо эти акции переходят в собственность кредиторов. В самой этой схеме ничего зазорного нет. Вопрос в том, как конкретно она была реализована, в том контексте, экономическом и политическом, в котором осуществлялась операция «залоговые аукционы».

От залоговых аукционов правительство до конца 1995 г. получило около 1 млрд. Долл. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась.

К основным результатам денежной приватизации следует отнести:

1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;

2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте — в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

Концепции реструктуризации, предложенные в 1997 — 2001 годах, подкрепленные кредитами МВФ и направленные на реформирование стратегической экономики, практически не дали результата, потому что не имели идейно-политической основы, отличались фрагментарностью и отсутствием масштабного подхода к проблеме реформы стратегической экономики.

В ноябре 1998 года правительством Е.М. Примакова предлагался совершенно разумный подход к проблеме: передача стратегически значимого имущества в доверительное управление специально подготовленным менеджерам. В Заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ (ноябрь 1998 года) содержались такие, например, предложения: «Соответствующие органы исполнительной власти должны принимать решение о банкротстве, санации или передаче контрольного пакета акций организаций в государственную собственность с последующей передачей в доверительное управление».

В качестве мер повышения эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом Министерству государственного имущества Российской Федерации, Российскому фонду федерального имущества и Министерству экономики Российской Федерации поручено следующее.

Постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 (с последующими изменениями) была одобрена Концепция управления государственным имуществом, в которой были совершенно корректно расставлены акценты в плане соотношения хозяйственного ведения и доверительного управления.

Однако, подвергнув справедливой критике правовую модель хозяйственного ведения, российская власть не приняла центристской по сути модели передачи стратегически значимого имущества в доверительное управление.

В 2001 году российская власть пошла по пути приватизации стратегической экономики.

Активное противодействие приватизации стратегической экономики со стороны патриотически настроенных политических сил не позволило развернуть этот процесс в 1997 — 2001 годах.

Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы)» признало необходимым «продолжение работы по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации.

В 2001 году приватизация стратегической экономики получила законодательскую основу.

Далее принят Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ. В указанном Законе процесс приватизации делается более открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детально разработанному порядку формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.

Он также исключает субъективный подход при выборе способов приватизации. Согласно Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ все имущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этом продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое может продаваться всеми предусмотренными законопроектом способами.

В Федеральном законе от 21.12.2001 № 178-ФЗ расширяется инструментарий (способы) приватизации, который рассчитан на привлечение к приватизации субъектов малого предпринимательства. К таким способам относятся продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурсности, продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предполагается поэтапное применение новых способов приватизации, и только в случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Урегулирована продажа акций на биржевых торгах, продажа путем публичной оферты, продажа имущества по результатам доверительного управления и т.д.

Важным нововведением является приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повысит стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий. Приватизация земельных участков в составе предприятий соответствует государственной политике по формированию единых объектов недвижимости, а также по стимулированию их эффективного использования и оборота. Для этого земельные участки будут либо сразу включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене земли, что приведет к созданию единых объектов недвижимости.

Практически впервые Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ о приватизации не только урегулированы отношения, возникающие в связи с отчуждением государственного и муниципального имущества в частную собственность, но и сделана попытка решить ставшие уже традиционными коллизии законодательства о приватизации с общими гражданско-правовыми нормами, еще недавно служившие непреодолимым препятствием для вовлечения в гражданский оборот, например, относящихся к государственной или муниципальной казне долей в праве собственности на имущество, долей в обществах с ограниченной ответственностью, акций закрытых акционерных обществ, вкладов в товариществах на вере.

Ранее действовавший Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ выводил данные отношения из сферы действия законодательства о приватизации, не давая при этом ответа на вопрос о порядке реализации государственного и муниципального имущества в перечисленных выше случаях, а также, например, при обращении взыскания на переданное в залог имущество казны. Действующий Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ сделал серьезный шаг на пути создания правового механизма отчуждения указанных объектов государственной и муниципальной собственности с учетом законных, признаваемых гражданским правом приоритетными интересов других участников долевой собственности и участников хозяйственных обществ и товариществ, что можно отнести к бесспорным достоинствам данного Закона.

По материалам («Право и политика», 2007)

Также см. следующую публикацию: 90-е гг.: спор об оплате купленного имущества приватизационными чеками — Подробнее ➤

P.S. ПЕРЕЧЕНЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ — Подробнее ➤

Кому приватизация не разрешается законом

Норы закона не позволяют участвовать в приватизации только тем лица, которые уже участвовали в этой процедуре и обратили в собственность государственное имущество. Повторное право на приватизацию может появиться только в некоторых случаях, о них вы узнаете, прочитав эту статью на нашем сайте.

Так же не могут претендовать на квартиру лица, которые пользуются ей по договору коммерческого найма, даже если они в ней и зарегистрированы.

Пример. Супруги Долоховы проживали в муниципальной квартире, которую снимали у Рухловой И.Н. Она же, в свою очередь, являлась ответственным квартиросъемщиком. По соглашению с ней супруги Долоховы оформили в квартире регистрацию. Через год Рухлова собралась приватизировать квартиру, а ее квартиранты потребовали выделить им долю, на основании того, что они в ней прописаны. Рухлова отказалась, но Долоховы все же написали заявление в муниципалитет на приватизацию жилого помещения, которое снимали. Им было отказано, так как они не являлись членами семьи квартиросъемщика.

Для того чтобы человек не участвовал в приватизации, необходим либо нотариальный отказ от нее, либо же судебное решение. Если человек выписан из квартиры до приватизации по решению суда, то он утрачивает право на обращение в собственность даже части этой квартиры. О том, как можно снять с регистрации человека, а также какие для этого есть основания, мы рассказывали в этой статье.

Существуют еще две категории граждан, которым уделяется особое внимание при обращении государственной недвижимости в частную собственность:

  • несовершеннолетние;
  • недееспособные.

Несмотря на то, что государство защищает их права в приватизации особо, но лично они в этой процедуре участия принимать не могут – их интересы представляют законные представители (родители, опекуны).

Особенности участия в приватизации

При осуществлении процедуры приватизации каждый участник дает письменное согласие или отказ от приватизации. Согласие должны дать все взрослые и дети, достигшие 14-летнего возраста.

Внимание! Если на данной жилплощади зарегистрированны дети до 14 лет, отказ от их имени не может быть принят. В их интересах действуют законные представители, в качестве которых выступают опекуны или родители. Отказ возможен только в том случае, если ребенку предоставляется другое жилье.

В процедуре приватизации будут принимать участие и те лица, которые являются временно отсутствующими.

Это такие категории граждан:

  • Находящиеся на вахтовой работе.
  • Отбывающее наказание в исправительных учреждениях.
  • Проходящие службу в армии.

Их может представлять доверенное лицо. Оно действует на основе нотариально оформленной доверенности. Они могут обжаловать приватизацию, если ее провели без их участия. Но ответственный специалист не должен даже принимать к рассмотрению такие документы. Если в числе зарегистрированных есть недееспособные лица, от их имени действует опекун. Они не могут принимать участие в приватизации самостоятельно.

Права, приобретаемые после приватизации

После того, как вы приватизировали квартиру, вы можете распоряжаться ей по своему усмотрению, но в рамках российского законодательства. Итак, вы приобретаете права:

  1. Совершить имущественные сделки с квартирой (можно продать, завещать, сдать в аренду и т.д.).
  2. Внести в список зарегистрированных любых лиц по своему усмотрению, не запрашивая на это разрешение муниципалитета.
  3. Выполнить перепланировку, в муниципальной квартире провести ее законно практически невозможно.
  4. Использовать жилую недвижимость в качестве залога, если возникнет такая необходимость.

Однако стоит помнить, что вместе с правами возникают и обязанности, а именно:

  • оплата ежегодного налога на собственность;
  • обязанность осуществлять капитальный и текущий ремонт за свой счет.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]