Что такое земли водного фонда? Характеристика, правовой режим и особенности оформления договора аренды

Понятие земель водного фонда подразумевает под собой земли, где размещены различные водные объекты, зоны охраны подобных объектов, отводные полосы и охраняемые водоразборные зоны, различного рода гидротехнические сооружения и иные объекты, а также сооружения, отнесенные к водному хозяйству.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 Москва, Московская область

+7 Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Что это такое?

Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения.

Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.

Существенные признаки объекта

  1. Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
  2. Постоянство. Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.
  3. Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр. Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.

Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.

Понятие водного фонда

В состав территории этого назначения входят:

  • дно водных объектов: озёр, рек, морей, протоков;
  • береговая линия;
  • прибрежная территория, размер которой определяется на законодательном уровне и зависит от типа водного объекта и его экологической и экономической ценности.

По закону водным объектом признаётся территория:

  • постоянно содержащая воду. Временные образования, возникшие в результате дождей или подтоплений, не учитываются;
  • зависящая от окружающей среды: естественно пополняется реками или подземными источниками. Бассейны и рукотворные озёра, о пополнении которых заботится только человек, не учитываются;
  • находящаяся на поверхности. Подземные источники, реки и озёра могут располагаться на землях других категорий, в том числе, промзоны.

Понятие и общая характеристика

Земельный кодекс РФ в ст. 102 относит к водному фонду помимо земель, занятых непосредственно водными объектами, также примыкающие к ним земли, необходимые для рационального использования водных ресурсов или защиты от вредного воздействия вод.

К ним относятся водоохранные зоны и территории, занятые под специальные гидротехнические сооружения и комплексы: насосные станции, очистные сооружения, плотины, дамбы, судоподъемники, причалы (пирсы), молы, водосбросы, водозаборы, мосты, судоходные шлюзы, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, берегозащитные и другие конструкции.

Перевод в другую категорию

Большинство земель фонда является государственной или федеральною собственностью, но часть его имеет таких собственников, как муниципалитет, юридические или физические лица. Муниципалитету или частному лицу может принадлежать участок с небольшим прудом, например, который включен в границы надела.

Часто производится процедура отчуждения земли и водного объекта на ней в пользу государства. Такое действие разрешено статье 6 ФЗ РФ под номером 172, регулируется нормами данного законодательства. При переводе обязательно осуществляется перевод земли из одной категории в другую, собственник уведомляется о переходе участка.

ВНИМАНИЕ! Но получить участок государство или субъект федерации по данному закону может тогда, когда объект на участке официально зарегистрирован как водный в водном госкадастре.

Если необходимо на участке земли создать искусственный водоем (это может быть водохранилище), не обязательно забирать участок у собственника – можно взять его во временное пользование.

По окончанию строительства водоема местные власти проводят отчуждение участка, если в этом возникает необходимость, ведь резервирование его может действовать на протяжении даже двадцати лет. Возможно, потом необходимость в водохранилище пропадет, оно останется владельцу участка.

Какие территории относятся к этой категории?

Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:

  1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
  2. Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.

Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.

Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:

  • для морей — по линии максимального отлива;
  • для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
  • для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
  • для болот — по границам залежей торфа.

Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Водоохранные зоны

Для удобной организации охраны специальных зон земель водного фонда их разделили на несколько групп – поясов. Составляется карта, где выделяются эти площади.

  • Первый пояс подразумевает строгий режим охраны. Обычно он устанавливается там, где действует водозабор, работают водопроводные сооружения. На территорию такой зоны запрещен вход посторонним лицам, которые могут ухудшить качество воды для населения.
  • Пояс второй и третий – это те площади, на которых выполняются мероприятия по защите водных источников от загрязнения.

Смотрите видео: Водоохранные зоны: что нельзя?

Правовой режим и положение

Земли водного фонда при своей общей неоднородности имеют единый правовой режим, который устанавливается Земельным и Водным кодексами РФ, федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также водной стратегией РФ на период до 2020 года.

Особенности правового режима данной категории земель непосредственно связаны с их назначением — организацией рационального использования и охраны вод как важнейшего ограниченного природного ресурса.

Охранная деятельность

В отношении земель водного фонда включает в себя:

  • Контроль использования по назначению, пресечение неправомерного пользования,
  • Штрафные санкции при нарушении правил, установленных водным и земельными законодательствами,
  • Организация мероприятий направленных на восстановление земель водного фонда и водных ресурсов,
  • Контроль уровня загрязнения воды и земли,
  • Разработка правил и регламентов по строительству, использованию и сносу строений на прилегающих территориях.

Контролем и надзором за охраной земель водного фонда, а так же за соблюдением норм и регламентов в данной сфере осуществляет государственная инспекция в области использования и охраны природных объектов.

Запрещенное и разрешенное использование водоохранной зоны

Водоохранная зона это выделенная территория в рамках водного объекта, в которой может быть установлен особый правовой режим ведения хозяйственной деятельности, предполагающий проведение специальных мероприятий по очищению поверхности и сохранению ресурсов.

К запрещенной деятельности на данной территории относят

  • Водоснабжение земли сточными водами,
  • Размещение на территории отходных и отстойных сооружений, а так же скотомогильников и кладбищ,
  • Химическое опыление растений с использованием авиатехники,
  • Не контролируемые транспортные потоки и стоянки,
  • Проведение мойки и ремонтных работ на транспортных средствах, а так же хранение горючих и смазочных веществ,
  • Нелегальная организация судостроительных верфей,
  • Использование и распространение пестицидов и химикатов,
  • Несанкционированная добыча полезных ископаемых,
  • Организация самовольных свалок отходов,
  • Осуществление отдельных видов сельхоздеятельности.

К разрешенной деятельности относятся строительство, эксплуатация сооружений хозяйственного и иного назначения, при условии, что они имеют центральную систему канализации, систему отвода сточной воды и жидкости, оборудования для сбора и фильтрации отходов и сточных вод.

Кто является собственником?

В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.

В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.

Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.

То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.

Правила перевода и изъятия земель водного фонда

Оформить в собственность можно только часть водного объекта или весь целиком, если он имеет небольшие размеры (пруд, маленькое озеро). Существует принцип муниципального владения: как можно больше водных ресурсов оставлять под ответственностью государства.

Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.

Виды изъятия:

  • принудительное по решению суда;
  • изъятие с компенсацией (денежная или предоставление другого надела);
  • изменение формы собственности (реквизиция, долгосрочная аренда, сервитут, решение о присвоении земле категории водного объекта).

Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.

Разрешенное использование

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.

Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.

О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Категория земельного фонда

Сельскохозяйственные земли считаются основным средством производства в отрасли. В этом заключается основная специфика одной из главной категорий земель РФ, у которой имеется специфичный правовой режим. В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства. Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно для таких нужд.

Управление и мониторинг

Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.

Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.

Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:

  • локальном (водопользователи);
  • территориальном;
  • региональном;
  • федеральном.

Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Федеральный закон №74-ФЗ от 3 июня 2006 г

Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

Страница 1 / 7

Выводить документ: по страницам целиком

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты
  • Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  • Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов
  • Глава 5. Водопользование
  • Глава 6. Охрана водных объектов
  • Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства

Принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

  • акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
  • водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
  • водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
  • водный режим — изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте;
  • водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
  • водоотведение — любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты;
  • водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
  • водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения;
  • водоснабжение — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах;
  • водохозяйственная система — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;
  • водохозяйственный участок — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);
  • дренажные воды — воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;
  • использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;
  • истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
  • негативное воздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
  • охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
  • речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;
  • сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Статья 2. Водное законодательство

1. Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

5. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российском Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

7. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Статья 3. Основные принципы водного законодательства

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

  • значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
  • приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  • сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
  • целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
  • приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
  • участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
  • регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
  • регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  • регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  • гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;
  • комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
  • платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.
  • использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.

Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством

1. Водное законодательство регулирует водные отношения.

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  • поверхностные водные объекты;
  • подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

  • моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

5. К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. 8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Статья 7. Участники водных отношений

1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

(введена Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Аренда

Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.

Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:

  1. Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
      плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
  2. речное и морское судоходство;
  3. разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
  4. забор воды судами для технических нужд.
  5. Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
      охота, рыболовство;
  6. рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
  7. Научно-исследовательские и учебные цели:
      геологическое изучение;
  8. гидрографическая и топографическая деятельность;
  9. геофизические, геодезические и водолазные работы.
  10. Иные, предусмотренные законом, случаи:
      полив садовых, дачных или огородных участков;
  11. водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
  12. купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).

За нарушение правил водопользования грозит штраф (КоАП РФ Статья 8.14):

  • для граждан его размер составляет от 500 до 1000 рублей;
  • для ИП — от 20 до 30 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 80 до 100 тысяч рублей.

Взять в аренду участок земли, относящейся к водному фонду, то есть приобрести право водопользования, можно путем заключения соответствующего договора между собственником и заинтересованным лицом.

Закон разрешает заключать договор водопользования для следующих целей:

  • забор воды с поверхности водоема;
  • использование акватории, в том числе для создания рекреационной зоны;
  • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов (создание гидроэнергетических сооружений).

ВАЖНО! По окончании срока аренды арендатор обязан за свой счет произвести демонтаж установленного оборудования и конструкций.

Если земля относится к федеральным объектам, то со стороны арендодателя договор заключает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) или его подразделения. Если же участок принадлежит муниципалитету, то арендодателем будет выступать орган местного самоуправления.

Как оформить договор аренды?

  1. Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.
    Только после получения подтверждения можно приступать к следующему шагу, ведь если данный водный объект по какой-то причине не внесен в реестр, оформить на него право водопользования будет практически невозможно.
  2. Оформление пакета документов:
      кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
  3. проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
  4. план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
  5. схема водопользования;
  6. технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
  7. заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
  8. копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
  9. доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
  10. С подготовленными документами надо обратиться в водное бассейновое управление, которое должно выдать разрешение на строительство.
    ВАЖНО! Разрешение на строительство не дает права водопользования.
  11. Заключение договора аренды. Водное бассейновое управление выставляет на аукцион выбранный вами участок. С победителем аукциона и заключается, собственно, договор аренды, дающий право пользования водоемом. Обязательными условиями договора являются:
    • границы водного объекта;
    • цели использования арендуемых земель;

  12. цена договора;
  13. срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).
  14. Договор аренды земель водного фонда подлежит обязательной регистрации в государственном водном реестре.

Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.

Предлагаем вам прочитать наши статьи о других категориях земель, а именно о землях лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, населенных пунктов и участков специального, сельскохозяйственного и рекреационного назначения. Также мы советуем вам ознакомиться с информации о том, как происходит установление категории и как перевести надел из одной категории в другую.

Имущественные отношения с водными ресурсами

Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:

  • для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
  • строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
  • краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
  • полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.

Личное пользование

Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.

Аренда

Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.

Не требуется:

  • для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
  • промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
  • гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
  • организация водопоя или полива ЛПХ.

В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.

Договор водопользования (аренды) нужен:

  • для забора воды в промышленных масштабах (полив СХЗ, организация искусственного водного объекта);
  • создание акватории, рекреации;
  • строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектрических сооружений.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]