Земли запаса – это юридическое определение территорий, не имеющих целевого назначения, находящихся в резерве.
Данные участки могут находиться в любой части страны, в которой их никто не приобрел и не задействовал. Не малое количество таких земель в малозаселенных и не освоенных областях Сибири и Дальнего Востока. Качество почв земель запаса различно.
При правильном расчете перспектив развития описываемых областей они становятся прибыльным инвестиционным объектом. Увеличение площади городов приводит к возрастанию их цены.
ВНИМАНИЕ! В земли запаса осуществляется перевод загрязненных и подвергшихся радиоактивному заражению участков, а также земель по каким-то причинам не пригодных для применения в сельском хозяйстве.
Отсутствие документальных сведений об отнесении территории к какой-либо категории, значит, что участок относится к запасной категории.
Законодательные акты
Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:
- Земельный Кодекс;
- федеральные и региональные постановления и законы.
В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.
Мероприятия по охране земель
Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:
- защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
- действия по сохранению почв и их плодородности;
- защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
- ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
- разработку законодательных актов в сфере охраны земель.
Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.
Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».
Что относится к землям запаса
В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:
- расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
- выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
- зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
- непригодные к использованию водоёмы;
- непригодные в данный момент для использования леса.
Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.
Перечень территорий
Количество их ограничивается:
- Уже существующими землями запаса.
- Территориями населенных пунктов.
- Участками, на которых находятся коммуникационные, транспортные, промышленные, космические, оборонные и прочие объекты.
- Территориями лесов.
- Областями, на которых находятся водные объекты.
- Сельскохозяйственными угодьями.
Классификатор целей использования земель дает полный перечень вариантов использования участков по каждой категории:
- Назначение возводимых построек.
- Если рассматривается вопрос о садоводческих и дачных товариществах, то описываются правила использования общей территории и каждого участка в отдельности.
В рамках присвоенной категории допускается эксплуатация земель по одному из разрешенных видов использования. Дополнительного разрешения в данном случае не требуется.
Правовой статус
В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:
- передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
- использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
- предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.
Законодательство разрешает:
- использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
- на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
- через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
- сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.
Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:
- проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
- исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
- проводить обучение и научно-исследовательские работы.
В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):
- гражданин не является членом колхоза;
- он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
- он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.
Использование земельного фонда
Среди основных пользователей ресурсов земельного фонда, в частности земель с/х предназначения значатся акционерные товарищества и общества, фермерские и крестьянские хозяйства, колхозы, среди которых также рыболовецкие предприятия. На долю перечисленных пользователей приходится порядка половины (52%) всей земли, которая относится к категории сельскохозяйственного использования. Вторая крупная группа пользователей земли – это муниципальные и государственные образования, племенные хозяйства и опытно-производственные организации, на их долю приходится 39.6% всех с/х угодий.
Перевод в другую категорию
Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.
Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.
В каких случаях возможна смена категории землям запаса:
- принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
- требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
- необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
- за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
- планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.
Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.
Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.
Основные проблемы перераспределения участков
Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:
- Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
- Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
- Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
- Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.
Что требуется для перевода
Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:
- Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
- планы инициатора по освоению земли;
- аргументы в поддержку идеи;
- кадастровый номер требуемого участка;
- его размеры;
- текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
- Составление пакета документов:
- для физических лиц – паспорт;
- для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
- заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
- заключение кадастрового инженера о межевании;
- план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
- Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
- для федеральных земель – Правительство РФ;
- для региональных – исполнительный орган субъекта;
- для муниципальных – органы местного самоуправления.
Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.
- Дождаться решения:
- положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
- отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.
Основаниями для отказа могут быть:
- отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
- неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
- цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
- цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.
Управление земельным фондом
Оправление земельным фондом страны осуществляют государственные структуры, которые подразделяются на две основных подгруппы в зависимости от уровня компетенции:
- Общая компетенция – муниципальные или государственные учреждения, которые решают задачи регулирования и руководства земельно-правовыми отношениями общего порядка.
- Специальная компетенция – муниципальные или государственные учреждения, обладающие узким кругом полномочий. Перед такими организациями стоит решение задач касающихся конкретной сферы управления, к пример, ведение государственного кадастра земли, мониторинг, землеустройство и т.п.
Сроки и стоимость получения категории для земель запаса
Процедура принятия решения делится на два этапа.
Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.
Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.
Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.
Состояние земельного фонда
Россия – одна из самых обеспеченных стран в отношении земельных ресурсов. Вместе с этим огромные размеры земельных площадей, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности, сравнительно невелики. Среди основных проблем отечественных земельных ресурсов эксперты называют ухудшение уровня плодородия почв, состояния сельскохозяйственных земель. Верхний покров почты подвергается регулярному загрязнению, в результате чего земля начинает деградировать и теряет возможность воспроизводства плодородия и восстановлению свойств.
Совет от Сравни.ру:
Земля – одно из главных богатств России. Пока каждый человек, каждая компания не осознает эту истину, мы будем относиться к земле потребительски, что в итоге не принесет прибыли ни РФ, ни отдельно взятым крупным землевладельцам. Сохранять и приумножать полезные свойства земли необходимо всей страной, а проблему загрязнения почвы и отсутствия простых правил игры на рынке земли требуется решать на государственном уровне, и чем быстрее – тем лучше.
Разрешение спорных моментов
При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.
Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.
При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.
Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.
Какое пользование допустимо
Так как земли запаса относятся к отдельной особой категории земель, при их эксплуатации следует соблюдать строгие принципы, которые могут запрещать либо же, наоборот, разрешать использовать те или иные ресурсы.
К примеру, земли запаса допустимо эксплуатировать без перевода в другую категорию, если:
- Территория земель запаса не является частью образования закрытого вида и ко всем их ресурсам у людей будет иметься открытый доступ. Например, граждане беспрепятственно могут на таких землях собрать ягоды, либо же половить рыбу;
- Территория земель будет использоваться для охотничьих целей либо перегона домашнего скота на пастбище, но без остановки на них;
- Территория земель используется для заготовки усохших деревьев, но из вырубка осуществляться не будет. Такая деятельность разрешена только в том случае, если сухостой будет применяться для отопления отдельных видов жилья, а также если деятельность не будет направлена на получение дохода.
Во всех других случаях использование резервных территорий допускается после их перевода в другую категорию СГА. Если же эксплуатация земель происходит не в перечисленных ситуациях, она может преследоваться законом.