Справка 182н о сумме заработной платы за два календарных года

Справка по форме 182н входит в пакет обязательных документов, которые работодатель обязан выдать увольняющемуся работнику. Данный унифицированный бланк был утвержден в 2013 году – он пришел на смену ранее действовавшему шаблону 4н, в разделах которого невозможно было указать причины нетрудоспособности работника (обновленный вариант справки сдержит более подробную информацию по этой части).

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

ВНИМАНИЕ! Минтруд приказом от 9 января 2021 г. № 1н внёс изменения в справку 182н. Исправлены пункты 3 и 4 справки и сноска «3». Поставлено разграничение о внесении страховых взносов в период до 31 декабря 2021 года и с 1 января 2021 года. Изменения произведены в связи с переходом соц. выплат под контроль ФНС.

Период выдачи справки

Работодатель может выдать работнику справку либо в последний день его работы на предприятии (без предварительного заявления со стороны подчиненного), либо, при наличии заявления, не позже, чем через три дня с того момента, как письменная просьба работника будет зарегистрирована во внутренних документах компании.

При этом то, когда именно человек ушел из организации, роли не играет – работодатель обязан выдать справку, даже если с момента увольнения прошел не один год.

Каким образом можно подать заявление на получение справки о доходах (произведенных выплатах) в ФСС?

На сегодняшний день заявление можно подать двумя способами:
— путем обращения в региональное отделение ФСС РФ (лично, через уполномоченное лицо или путем направления заявления почтой);

— онлайн через личный кабинет застрахованного гражданина.

По обращениям, направленным иными способами без приложения надлежащим образом оформленного заявления с личной подписью (через электронную почту, форму обратной связи на сайте регионального отделения или ФСС РФ и т.д.), выдача указанных справок НЕВОЗМОЖНА!

Зачем нужна справка 182н

Справка дает информацию о том доходе, который получил работник за последние два года работы (или меньше, если он проработал на предприятии меньший период). Эти данные нужны для дальнейшего начисления человеку различных социальных льгот и пособий, гарантированных государством, таких как:

  • компенсация лицам, находящимся на больничном листе;
  • беременным и родившим женщинам;
  • тем гражданам, кто осуществляет уход за детьми до достижения ими полуторалетнего возраста.

Что делать, если при увольнении вам забыли выдать справку?

В случае, если по непонятной причине вам позабыли выдать при увольнении справу для выдачи больничного листа, необходимо в самое ближайшее время обратиться в Отдел Кадров организации, из которой вы только что уволились. Вам придется написать заявление с требованием выдать справку для больничного. Обычно она готовится около трех дней. Все будет зависеть от расторопности кадровика.

Если вы сами забыли забрать справку для расчета больничных листов с предыдущего места работы, то вам могут позвонить и предложить исправить свою оплошность – забрать готовый документ самостоятельно или отправят его по вашей просьбе по почте на ваш домашний адрес.

В любом случае, по какой бы причине вы не получили вовремя этот документ, вам нужно будет его забрать, потому что без него у вас появятся проблемы с обработкой больничного листа. Можно потерять достаточно много денег, не имея такой справки.

Кто выписывает справку 182н

Данный документ обычно формирует специалист отдела бухгалтерии предприятия-работодателя, т.е. тот сотрудник, у которого имеется доступ к информации о заработной плате увольняющегося работника. Бланк формируется на основании бухгалтерских данных и отчетности страхователя.

После составления справку в обязательном порядке должны подписать директор организации и главный бухгалтер.

Их подписи будут свидетельствовать о том, что все внесенные в документ данные актуальны и достоверны.

Как делаются компенсационные выплаты на основе справки

Для расчета вышеупомянутых видов компенсаций берется средний заработок работника за один день, что позволяет верно рассчитать пособие по временной нетрудоспособности (при наличии к ней, конечно, уважительной причины, т.к. любое отсутствие на рабочем месте должно быть подтверждено необходимыми документами).

Формула расчета среднедневной з/п с 2013 года такая:

СДЗ = ОЗ : КОД – ДИП

где: СДЗ – среднедневная зарплата, ОЗ – общая зарплата (за два года); КОД – количество отработанных дней по календарю (за два года); ДИП – дни отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком и больничных.

Небольшие пояснения к формуле:

  • ОЗ. Сюда включаются все денежные средства, которые были выданы работнику, при условии, что с них выплачивались взносы в Пенсионный фонд и ФСС. Период расчета: два года до увольнения или отпуска по беременности или родам.
  • КОД. Данный параметр учитывает все фактически отработанные дни за двухлетний период, но не исключено и заполнение дополнительных строк для других отрезков времени, если на них приходится, например, отпуск по беременности.
  • ДИП. По закону, на протяжении времени, которое работник проводит на больничном листе, в отпуске по беременности и родам или уходу за малолетними детьми за ним сохраняется среднемесячная оплата труда. Однако указанные дни не включаются в расчетный период, поскольку с этих выплат отчисления во внебюджетные фонды не делались.

Уволенный работник заболел

Допустим, специалист уволился в июле 2021. Все документы, положенные при увольнении, выдали в установленные сроки. Но бывший работник заболел в течение 30 дней с даты расторжения трудового договора. За это время устроиться на новую работу он не успел.

Выписанный больничный лист бывший работник предоставил в бухгалтерию на оплату. Форму 182н заполнять не требуется, так как время болезни после увольнения не включается в период работы.

Напомним, что такие листки нетрудоспособности оплачиваются в размере 60% от среднедневного заработка. Причем срок болезни значения не имеет, оплате подлежат все дни. Также следует учитывать, что оплата производится только по болезни самого специалиста. Если больничный лист выписан на ребенка или на близкого родственника, выплаты не производятся.

Как оформлять документ

Несмотря на наличие стандартной унифицированной формы, оформление бланка 182н отдается на откуп составителю. Сведения в него можно вносить от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но не карандашом) или заполнять на компьютере, на фирменном бланке (удобно, документ содержит все необходимые реквизиты компании-работодателя) или на обыкновенном листке формата А4.

Проштамповывать справку при помощи печати не обязательно, поскольку с 2021 года юридические лица, как ранее и индивидуальные предприниматели освобождены от требования закона удостоверять свою документацию при помощи штемпельных изделий (если только эта норма не прописана во внутренних локальных актах фирмы).

Единственное условие, которое должно соблюдаться неукоснительно: наличие «живых» автографов руководителя предприятия (или лица, уполномоченного действовать от его имени), а также главного бухгалтера (при этом использование факсимильных подписей, т.е. отпечатанных каким-либо способом, исключено).

Справка обычно делается в одном экземпляре, но при необходимости работодатель может выдать ее заверенные копии в нужном количестве.

Структура документа

Бланк формы 182н состоит из нескольких разделов.

  1. В первый включаются сведения об организации, выдавшей справку,
  2. во второй – информация о работнике, для которого она предназначена,
  3. в третьем разделе справки отражаются данные о заработной плате за два последних года, с которой в ПФР и ФСС шли страховые отчисления,
  4. в четвертом — о тех периодах, за которые выплаты во внебюджетные фонды не производились (например, во время нахождения на больничном).

Порядок заполнения

Заполняем форму 182н пошагово.

Шаг 1. Выдаваемому документу необходимо присвоить порядковый номер и проставить дату создания.

Шаг 2. Заполняем данные организации в разделе 1.

Шаг 3. Заполняем данные работника в разделе 2.

Шаг 4. В разделе 2 указываем сроки работы в организации.

Шаг 5. В разделе 3 приводим сведения о заработке за 2019-2021 гг. Учитываем, что указывается только доход, который облагался страховыми взносами.

Шаг 6. Указываем наименование периода в справке 182н — периоды нетрудоспособности отражаем в разделе 4.

Шаг 7. И в заключение документ отдается на подпись ответственным лицам, при наличии ставится печать организации.

Образец оформления справки по форме 182н

Заполнение данных о страхователе

В самом начале документа указывается дата выдачи справки, а также ее номер по внутреннему документообороту работодателя. Далее пишется полное название предприятия (с расшифрованной организационно-правовой формой), а также наименование местного территориального фонда соцстраха, в котором оно обслуживается. Затем в бланке следует указать код подчиненности организации (его можно найти в уведомлении, присланном ФСС или на сайте данной структуры), ее ИНН и КПП, адрес и действующий телефон для связи.

Заполнение данных о застрахованном лице

После того, как вся необходимая информация о предприятии будет указана, в бланк нужно внести сведения о работнике: его ФИО, данные из паспорта (серия, номер, где и когда выдан), адрес регистрации по месту жительства (здесь в графе «субъект» нужно указать край, область или республику РФ) и номер пенсионного страхового свидетельства (СНИЛС).

Заполнение данных о заработной плате

В третью часть бланка по порядку (начиная с того года, когда работник устроился в организацию) вписываются периоды и суммы (цифрами и прописью) выданной заработной платы. Как уже говорилось выше, здесь учитывается только та величина дохода сотрудника предприятия, на которую производились начисления в ФСС и ПФР.

Следует отметить, что существует определенный лимит для каждого года.

К примеру, за 2016 год сумма, сюда вписываемая, не должна превышать 796 тыс.руб. – отчисления в ПФР, 718 тыс.руб. – отчисления в ФСС. За 2021 год: 876 тыс.руб. – отчисления в ПФР, 755 тыс.руб. – отчисления в ФСС.

Если работник отработал не полный календарный год, в справку нужно внести сведения только за те месяцы, которые он числился на предприятии.

Заполнение данных о днях временной нетрудоспособности

В четвертом разделе следует также по порядку указать временные отрезки, когда работник был нетрудоспособен (с указанием конкретных дат (цифрами и прописью) начала и конца каждого периода и их продолжительности). Здесь же надо вписать наименование периода (т.е. официально подтвержденную причину, по которой он отсутствовал на рабочем месте). В завершение на документе ставится подпись директора и главного бухгалтера фирмы.

Правила заполнения

Посмотрим, что такое справка 182н и как заполнить документ за 2 года для больничного. При составлении справочного документа 182н необходимо привести сведения:

  • о работодателе (раздел 1): наименование, ИНН, данные территориального органа ФСС, к которому относится организация, ее регистрационный номер, контактные данные компании;
  • работнике (раздел 2): Ф.И.О., паспортные данные, сведения о периоде его работы в организации;
  • доходах сотрудника (раздел 3);
  • периодах нетрудоспособности за время работы, периодах отсутствия, если сотруднику в это время начислялся доход, не подлежащий обложению страховыми взносами.

В разделе 3 приводятся данные о сумме начислений работнику за год увольнения и за два предыдущих календарных года. Указываются только суммы доходов, с которых компания исчислила страховые взносы.

Нередко возникает вопрос: почему форма 182н содержит сумму заработка, не равную суммам, указанным в 2-НДФЛ. Это связано с тем, что правительством РФ ежегодно устанавливается предельная величина заработка, с которого начисляются страховые взносы. Если доход работника с начала года превышает предельную величину, то страховые взносы в ФСС с суммы превышения не начисляются, и при расчете пособия они не учитываются.

Предельная база для начисления страховых взносов:

ГодПредельная база для начисления страховых взносов в ФСС, руб.
2016718 000
2017755 000
2018815 000
2019865 000
2020912 000
2021966 000

Таким образом, если заработок сотрудника превысит эту величину, то в форме 182н указывают предельную базу. В 2-НДФЛ указываются в полном размере доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц, в том числе и выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Этим и объясняется расхождение.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие документы и в какой срок нужно выдать работнику при увольнении. Используйте эти инструкции бесплатно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]