Можно ли принять на работу сотрудника без прописки и регистрации


Особенности устройства на работу без прописки

Рассмотрим подробнее можно ли принять на работу без прописки и регистрации сотрудников.

Что говорит закон


Положения нормативных актов устанавливает, что у человека существует право на труд. При этом применение каких либо ограничений, в том числе и наличие регистрации по строго установленному месту, в отношении данного права ведет к дискриминации данного человека. А трудовое законодательство определяет запрет на установление каких либо видов дискриминации при приеме на работу сотрудников.

В связи с этим работодатель может принять на работу сотрудника даже если у него отсутствует постоянная или временная прописка. Нормы права на вопрос можно ли работать без регистрации гражданину рф не запрещают это делать.

Работодатели часто отказываются от такого приема из-за того, что с таким человеком при необходимости будет очень трудно связаться. Ему нельзя будет как в обычных ситуациях отправить письмо на домашний адрес. Поэтому в отношении данного работника процедура уведомления усложняется.

Важно! Однако, если руководство компании откажет кандидату на вакансию по причине отсутствия у него регистрации, оно может быть привлечено к соответствующей ответственности.

Данное правило действует и в ситуации, когда у работника закончилась регистрация, а он ее не спешит продлевать. Работодатель не имеет право требовать этого, а тем более расторгнуть трудовое соглашение по причине окончания прописки.

Рекомендации по формированию отчетности

Поскольку запретом на отказ в трудоустройстве по причине отсутствия регистрации по месту проживания работника наниматель поставлен в двойственное положение, следует особо внимательно отнестись к формированию отчетности по таким сотрудникам.

В сложившейся ситуации возможны следующие действия работодателя:

  • В трудовом договоре, подписываемом с работником при приеме его на работу, а также в личных учетных документах следует указать адрес его фактического проживания, сделав особую сноску в документе «Со слов работника».
  • При заполнении отчетных бланков,подаваемых в контролирующие органы, и содержащих сведения об адресе физлица (например, 2-НДФЛ), в случае отсутствия у работника временной регистрации по месту пребывания, заполнять графы об адресе следует, указав место постоянной регистрации работника (по данным из его паспорта).
  • Если временной регистрации нет, а по месту постоянной регистрации работник на дату составления отчета выписан, можно внести в отчет адрес его предыдущей постоянной регистрации, указанный в паспорте. При наличии временной регистрации и отсутствии постоянной, можно указать адрес временного места проживания.
  • Если данные о постоянной регистрации вовсе отсутствуют в паспорте, и нет регистрации временной, графу об адресе оставлять пустой нельзя – такой отчет не примут, т.к. он не пройдет проверку, да и сформировать его в электронном виде не получится. В этом случае отчет без указания адреса работника придется подавать только в «бумажном» виде, приложив письмо с просьбой принять отчетность на бумаге, и с пояснениями, почему не заполнена строка об адресе гражданина РФ – по причине отсутствия временной и постоянной регистрации. В подтверждение нужно приложить ксерокопии первых пяти страниц паспорта работника, в т.ч. и пустой страницы о прописке. Когда регистрация у работника появится, необходимо представить уточненный отчет с внесенными в него данными о месте жительства.

Обязательность регистрации для граждан России и трудовых мигрантов

Нормы предусматривают обязанность граждан России проходить процедуру регистрации, если они проживают по данному месту более 90 дней.

Постановка на регистрационный учет не требует затрат. Однако, она влечет сообщение контролирующим органам, где этот человек проживает, а это может привести к огласке договоров найма помещения.

Многие лица, которые сдают в настоящее время жилье другим, пытаются утаить данный доход от налогообложения, поэтому они предпочитают официально не показывать. Поэтому и работники остаются часто без временной регистрации.

Внимание! Тем не менее нормы права требуют от этих лиц, чтобы они проходили хотя бы процедуру временной регистрации. В противном случае к данным лицам могут применяться меры административного воздействия в виде штрафа. Данное правило распространяется на трудовых мигрантов.

До июля 2021 года такие лица могли проходить регистрацию по месту нахождения своего работодателя. Однако, новые нормы, вступившие в силу в прошлом году, требуют, чтобы мигранты проходили постановку на учет по месту своего фактического проживания. Это они должны сделать, как только старая их регистрация закончиться.

Вам будет интересно:

Расследование несчастных случаев на производстве: что подлежит расследования, в какие сроки, порядок проведения, компенсации

Проблемы работодателя

В то же время, несмотря на то, что в трудовом праве четко установлено, что трудоустройство без прописки осуществляется также, как если бы у соискателя имелась регистрация по месту дислокации предприятия, для нанимателя трудоустройство работника без регистрации может быть проблематично, и связано это прежде всего с налоговой отчетностью.

В основополагающих законодательных актах, которым руководствуются субъекты предпринимательства по вопросам трудоустройства граждан без регистрации по месту расположения предприятия, складывается неоднозначная ситуация – конфликт правовых норм.

С одной стороны – работодатель не контролирует и не несет ответственности за регистрацию своего сотрудника или соискателя на вакансию, а с другой стороны – при ее отсутствии по месту нахождения, не может выполнить обязательное требование по сдаче налоговой отчетности, поскольку в части некоторых отчетных форм присутствует графа, в которой должен быть указан адрес регистрации работника.

Когда наличие прописки – обязательное условие?


Закон определяет, что на некоторые должности можно трудоустроиться только при наличии постоянной регистрации в месте работы. Речь идет о государственной службе в фискальных органах, таможне, органах обеспечения правопорядка. Если трудоустройство осуществляется туда, то о наличии прописки необходимо позаботиться заранее.

Также требование об обязательном наличии прописки действует на иностранных граждан. Если он хочет осуществлять трудовую деятельность на территории России, он обязан получить разрешающий документ на это. Если такое разрешение не оформлено, то работодатель имеет право отказать в приеме на работу.

Не требуется проверять прописку иностранца в следующих случаях:

  • Если на работу устраивается иностранец, у которого оформлен вид на жительство;
  • При приеме на работу граждан из ЕАЭС.

Трудоустройство без прописки или по временной прописке, закон

Основным нормативным актом, который регулирует порядок осуществления трудовой деятельности, является Трудовой Кодекс РФ.

В нем прямо установлено, что работодатель обязан принять на работу гражданина без прописки (как постоянной, так и временной). По факту же, процесс трудоустройства и прием на работу человека напрямую зависит от места его пребывания и жительства, указанного в паспорте.

Разумеется, что работодателю выгоднее принять сотрудника, проживающего по месту нахождения рабочего места, дабы избежать опозданий, переводов и др.

Отказ в заключении трудового договора с работником по мотиву отсутствия постоянного или временного жительства по месту работы является незаконным.

Помимо трудового кодекса, регулятором данного вопроса является постановление пленума верховного суда. Разумеется, что силы закона данный акт не имеет, однако суды, принимая свои решения, пользуются именно теми рекомендациями, которые установил пленум.

Трудоустройство с временной регистрацией по месту жительства

Когда гражданин приезжает в другой регион для заработка, он обычно меньше всего задумывается о необходимости иметь временную регистрацию. Однако работодатели очень часто предъявляют такое требование к своим соискателям. И не все понимают законность данного требования.

На самом деле предъявлять такое требование к работнику уже незаконно. В ТК РФ указан перечень документов, которые необходимо предоставить при оформлении на работу. Этот перечень является закрытым — работодатели могут его сократить, но не имеют права расширять собственными документами. В текущий вариант этого списка не входит документов, подтверждающих временную регистрацию.

Точно такой же позиции придерживается и Верховный суд, который указал судам иных видов обратить внимание на то, что отказ работодателя трудоустроить из-за отсутствия регистрации является незаконным. Такое требование со стороны работодателя нарушает право на свободу передвижения и выбор места проживания.

Внимание! При этом самим работникам необходимо помнить, что закон требует проводить временную регистрацию в случае, если пребывание в другом городе либо регионе превышает 90 дней. За нарушение указанного пункта может накладываться административная ответственность.

Можно ли это сделать?

Существуют две формы регистрации проживания:

  • Постоянная – адрес проживания указывается в паспорте, в случае изменения постоянной регистрации необходимо предоставить данные в миграционную службу о новом месте жительства в течении семи дней после смены.
  • Временная – необходимо получить временную регистрации, если пребывание на новом месте длится более 90 дней, при регистрации временной прописки оформляется свидетельство с указанием нового адреса.

Согласно законодательству Российской федерации, гражданин обязан иметь временную или постоянную прописку, но её отсутствие не является законной причиной для отказа соискателю в трудоустройстве. Тем не менее среди работодателей можно встретить тех, кто под предлогом иной законной причины отказывается принимать на работу претендента без регистрации.

В случае, если рассматриваемая должность связана с государственной службой, например, сотрудник правоохранительных органов, таможенный работник и т.д., то гражданин всё же должен иметь официальное место жительства.

Важным моментом является наличие гражданства РФ. Если соискатель не имеет соответствующего гражданства, то для трудоустройства он в обязательном порядке должен прописаться и иметь разрешение на работу, согласно Трудовому кодексу РФ.

Может ли работодатель отказать в трудоустройстве сотруднику?

Информация о том, что нельзя устроиться на работу в случае отсутствия регистрации в регионе работы, основывается на трудовом законодательстве СССР. Там действительно было такое ограничение.

В настоящее время законодательство СССР не действует, а в ТК РФ и иных нормативных документах не содержится данного требования. Поэтому можно ли принять на работу в организацию человека без прописки, руководство не должно устанавливать данное ограничение.

При этом законодательство запрещает устанавливать какие-либо ограничения исходя из места жительства работника. Так, администрация обязана заключить трудовое соглашение с любым желающим, если он соответствует предъявляемым деловым качествам, не учитывая сведения о прописке либо регистрации. Также нет никаких штрафов за то, что на работу будет принят сотрудник без местной прописки либо регистрации.

Важно! Если работодатель отказывает в оформлении по данной причине, то он нарушает Конституцию РФ, ТК Российской Федерации, и федеральные законы. Если такой факт будет выявлен, то компания может быть привлечена к ответственности.

Трудоустройство в Москве, подводные камни

Граждане в соответствие с российским законодательством имеют право свободно передвигаться по территории нашей страны. Для этого не нужно оформлять временной регистрации в каждом городе пребывания, в том числе и в Москве.

Разумеется, что работодатели неохотно берут на работу лиц без регистрации. Связано это с тем, что работник в любой момент может скрыться, что негативно скажется на деятельности организации. Особенно это применимо к ситуациям, когда сотрудники занимают высокий пост или являются материально ответственными.

Для трудоустройства в Москве на низшие должности регистрацию, как правило, предоставить не просят. Зачастую принимают на работу и мигрантов, не имеющих нужных документов, так как это дешевая рабочая сила. Однако, принимая на работу лиц неофициально, работодатель и работник рискуют столкнуть со многими трудностями, поэтому делать этого не рекомендуется.

Многие фирмы в Москве предпочитают брать на работу именно Москвичей. Анализируя судебную практику, можно прийти к выводу о том, что дела в суде об отказе в трудоустройстве по причине отсутствия регистрации рассматриваются довольно таки часто. Как правило, суды практически не принимают положительных решений по этим спорам. Связано это с тем, что практически невозможно доказать истинных причин отказа. Ни один работодатель прямо не ссылается на данную причину.

Выводы

В настоящее время регистрация (постоянная либо временная) имеет большое значение. Работники, переезжая в другую местность, должны понимать, что за ними закрепляется обязанность при длительном пребывании на данной территории встать на регистрационный учет.

Администрация должна положительно отвечать на вопрос можно ли работать в компании без прописки, поскольку трудовое законодательство не предусматривает данного требования. Если работодатель попытается применить к работнику административные меры из-за отсутствия прописки, он понесет наказание в соответствии с законом.

Чем отличается срочная прописка от постоянной

В соответствии с положениями закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25.06.1993 граждане обязаны регистрироваться по месту жительства или пребывания.
Место жительства — это указание, где гражданин проживает постоянно. Отметка об оформлении по проживанию — это прописка, постоянная регистрация, штамп заносят в паспорт (ст. 3 ФЗ № 5242-1).

Место пребывания — это указание, где гражданин пребывает не постоянно, более 90 дней (абз. 7 ст. 2 ФЗ № 5242-1). Оформление по месту пребывания ограничено по сроку, его подтверждает свидетельство.

Документы, необходимые при трудоустройстве

Трудовое законодательство регламентирует перечень документов для трудоустройства.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ гражданин предоставляет:

  • паспорт;
  • трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности;
  • СНИЛС;
  • военный билет;
  • документ об образовании, если требуется наличие специальных навыков;
  • в отдельных случаях — справка об отсутствии судимости.

Ответ на вопрос, нужна ли временная регистрация для работы, — отрицательный, поскольку среди перечня документов отсутствует документ о месте жительства. Работодатель не вправе требовать документы, не предусмотренные трудовым законодательством (абз. 3 ст. 65 ТК РФ).

Негативные моменты, которые могут возникнуть при трудоустройстве без регистрации

Главный вопрос, возникающий при попытке устроиться на желаемую работу без прописки или хотя бы временной регистрации в данном городе – чем это грозит работодателю или работнику? Является ли данное действие правонарушением?

Для работника

Основной сложностью для будущего работника является сам поиск работы. Отказ в приеме на работу из-за отсутствия временной или постоянной регистрации незаконен, но обычно свой отказ работодатель объясняет иными причинами. Только высокая квалификация соискателя в сочетании с дефицитом специалистов данного профиля помогут убедить работодателя в обратном.

В тех случаях, когда прием на работу все же свершился, а регистрация по месту пребывания или жительства отсутствует, нужно быть готовым к риску ответить за отсутствие прописки рублем.

В соответствии со ст. 19.15.1 КоАП РФ, проживание граждан по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации является административным правонарушением и подлежит наказанию в виде штрафа от 2000 до 3000 руб. (в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма вырастает до 5000 руб.).

Больше информации: штраф за несвоевременную регистрацию (прописку) ребенка или взрослого, за простроченную регистрацию. ⇐

Кроме того отсутствие регистрации может породить массу сложностей при различных налоговых и пенсионных отчислениях, что в итоге способно привести к путанице в базах данных налоговой инспекции и пенсионного фонда.

Когда категорически запрещено нанимать без прописки

Согласно законам РФ, граждане имеют право устроиться на работу без прописки.

Однако есть исключения из этого правила. Только постоянная прописка даст вам возможность получить официальное оформление в такие бюджетные организации, как:

  • государственные учреждения;
  • правоохранительные структуры;
  • суды любого уровня;
  • таможенные службы.

Регистрация необходима приезжим из других стран. При трудоустройстве мигранта работодатель должен проверить легальность его пребывания в России. Кроме того, гражданам других государств нужно подтвердить право на трудовую деятельность на нашей территории.

Для этого иностранцу необходимо предъявить:

  • миграционную карту;
  • патент;
  • медицинскую страховку.

С 2021 г. усилен контроль над водителями такси. Стать таксистом может теперь только иностранец, получивший патент на такой вид деятельности.

Прописку можно не проверять у людей из других государств, если:

  • это гражданин ЕАЭС;
  • имеется вид на жительство.

Иностранцы, приезжающие в РФ, должны обращаться в Главное управление по вопросам миграции МВД России и вставать там на учет. Если руководитель берет такого работника в штат, он должен подавать сведения о его приеме или увольнении в органы МВД.

Есть особый случай, когда прописка нужна обязательно. Если должность предполагает материальную ответственность, то придется смириться с обязанностью получения постоянной или временной регистрации.

Это объясняется необходимостью подписания договора с указанием фактического адреса проживания. По нему сотрудника будут разыскивать, если на предприятии узнают о недостаче, растрате или потере имущества фирмы.

Памятка для работодателей

Памятка для работодателей: как оформить трудовые отношения с лицами, находящимися на территории РФ на основании вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также имеющих статус беженца, временное убежище

1. Вопрос:

Какими нормативно-правовыми актами работодателю необходимо руководствоваться при приеме иностранного гражданина на работу?

Ответ:

Основные нормативные акты РФ, регулирующие особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в частности гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее —Федеральный закон от 25.07.2002№ 115-ФЗ).

2. Вопрос:

На что в первую очередь необходимо обратить внимание при приеме на работу иностранного гражданина или лица без гражданства?

Ответ:

1. Для начала необходимо выяснить, на каком основании находится иностранный гражданин на территории Российской Федерации.

Необходимо четко понимать, что в зависимости от режима пребывания (проживания), иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

2. Какой документ в том или ином случае является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

3. Необходимо знать какие разрешительные документы для оформления на работу необходимы данному лицу с тем или иным правовым статусом.

Обычно для привлечения иностранных работников организации надо получить разрешение на использование иностранных работников (п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Но из этого правила есть исключения.

Для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент для следующих категорий лиц:

  • тем, кто постоянно проживает в России на основании вида на жительство;
  • тем, кто временно проживает в РФ на основании разрешения на временное проживание;
  • имеющих статус беженца в РФ;
  • лицам, которым предоставлено временное убежище на территории РФ.

4. Исходя из особенностей правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, необходимо знать имеет ли право данное лицо осуществлять трудовую деятельность в пределах интересующего субъекта РФ.

3. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства с видом на жительство?

Ответ:

Для начала необходимо разобраться, что такое вид на жительство? Согласно абз.8 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (пп.3 п.2 ст.10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

П. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Поскольку никаких ограничений законодательством не установлено, такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ.

4. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства сразрешением на временное проживание?

Ответ:

Согласно абз.7 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В данном случае документом, удостоверяющем личность, будет:

1) документ, выданный иностранным государством лицу без гражданства (например, паспорт лица без гражданства, проездной документ) с отметкой о получении разрешения на временное проживание в РФ;

2) разрешение на временное проживание (в виде отдельного документа).

Срок действия указанного разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Такой иностранный гражданин может работать на территории других субъектов РФ в случаях, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н. Например, согласно п. 2 Приложения к названному Приказу временно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если он выполняет работу по определенным профессиям и должностям, перечисленным в данном пункте, в следующих случаях:

а) работник направлен в служебную командировку. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

5. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина со статусом беженца?

Ответ:

Беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может (не желает) пользоваться защитой этой страны вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может (не желает) вернуться в нее вследствие опасений (п.1 ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1)).

В данном случае документом, удостоверяющим личность, будет являться удостоверение беженца (п.7 ст.4 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на 3 года (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356).

Лицу со статусом беженца для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Данное лицо может осуществлять трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлен статус беженца (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).

6. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ на основании временного убежища?

Ответ:

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ (п.2 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок его предоставления, но не более чем на один год (п.2 Приказа МВД России от 28.09.2017 г. № 741 «Об утверждении Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации…»).

Для данной категории лиц документом, удостоверяющим личность, будет являться свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п.3 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Лицу, получившему временное убежище, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 12 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002№ 115-ФЗ).

Осуществляет трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлено временное убежище (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).

7. Вопрос:

Какие документы необходимы для заключения трудового договора с иностранным гражданином?

Ответ:

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовая книжка, если нет, то работодатель должен оформить ее;

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если это первое место работы у иностранца, то работодатель должен оформить страховое свидетельство;

4) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (только для лиц с РВП). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг;

5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость (получать в ФКУ «Главный информационно—аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д.67).

7) справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые наказанию за указанные правонарушения, до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Документы воинского учета иностранным гражданам не требуются (ч.3 ст.327.3 ТК РФ). Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки (основание — ст.65 ТК РФ).

8. Вопрос:

Есть ли еще какие-нибудь особенности при заключении трудового договора с иностранными гражданами?

Ответ:

Есть еще несколько общих особенностей:

  1. Трудовой договор может заключаться только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002№ 115-ФЗ).
  2. Трудовой договор с иностранным гражданином должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:

1) для иностранцев, временно пребывающих на территории России:

  • сведения о разрешении на работу или патенте, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 2 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медорганизацией на предоставление работнику платных медуслуг (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Названные договоры (полис) должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Это установлено ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ;

2) для иностранцев, временно проживающих на территории России:

  • сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);

3) для иностранцев, постоянно проживающих на территории России:

  • сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

9. Вопрос:

На какой срок работодатель может заключать трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства?

Ответ:

Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это предусмотрено ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.

10. Вопрос:

Кого и как необходимо уведомить о привлечении к трудовой деятельности или увольнении иностранного работника?

Ответ:

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель обязан уведомлять территориальный миграционный орган о заключении или расторжении с иностранным гражданином трудового договора. Такое уведомление должно быть осуществлено путем направления соответствующего документа в бумажной или электронной форме в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора в соответствии с приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 (формы уведомлений прилагаются — Приложение 1 и 2).

Согласно позиции Верховного Суда РФ, указанная обязанность возникает у работодателя и в том случае, когда отсутствует трудовой договор с работником в письменной форме (Постановление от 14.07.2010 № 25-АД10-6).

Формы и порядок подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11.

Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. Бланк уведомления необходимо заполнить на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств. Использование сокращений, зачеркиваний и исправлений не допускается. Это следует из п. п. 3, 4 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (далее — Порядок представления уведомлений), приведенного в Приложении № 15 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363.

Если уведомление представляется на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции, то лицу, которое его подает, необходимо предъявить документы, удостоверяющие его личность и полномочия, что следует из содержания п. 7 Порядка представления уведомлений. Подтверждением того, что уведомление получено, является справка о приеме уведомления (Приложение № 2 к Порядку представления уведомлений), выданная работодателю (заказчику работ (услуг)) или его представителю ответственным должностным лицом соответствующего подразделения. Это следует из абз.3 п. 8 Порядка представления уведомлений.

Если уведомление направлено в подразделение по вопросам миграции в электронной форме, то должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого документа, направляет электронное сообщение о приеме уведомления представившему его лицу. На это указано в п. 9 Порядка представления уведомлений.

11. Вопрос:

Какая ставка НДФЛ применяется в том или ином случае?

Ответ:

В данном вопросе опять важно обратить внимание какой правовой статус у иностранного гражданина или лица без гражданства.

Для лиц, которые находятся на территории РФ на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание, НДФЛ рассчитывается по ставке 13%, налоговая база определяется нарастающим итогом с применением вычетов, так как обычно лица из данной категории являются налоговыми резидентами (находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение года).

Если иностранец не является налоговым резидентом РФ, то налоговая ставка составит 30% и вычетов по НДФЛ не будет (ст.224 НК РФ).

Трудовые доходы (включая отпускные) работника, который получил временное убежище или статус беженца в РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13%, независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (абз.7 п. 3 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2016 № 03-04-06/18552).

12. Вопрос:

Какие взносы необходимо оплачивать?

Ответ:

Для всех категорий иностранных граждан работодателю необходимо уплачивать следующие взносы:

  • в Пенсионный Фонд России — ставка 22% в рамках предельной величины и 10% сверх нее (пп.2 п.1 ст.425 НК РФ);
  • в Фонд обязательного медицинского страхования — ставка 5,1 % (пп.2 п.2 ст. 425 НК РФ);
  • в Фонд социального страхования — ставка 2,9 % (пп.3 п.2 ст.425 НК РФ).

13. Вопрос:

Какая административная ответственность предусмотрена для работодателя в том или ином случае?

Ответ:

Нарушения Лицо, привлекаемое к ответственности Меры ответственности Норма
Привлечение иностранца к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешение на временное проживание Гражданин Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Часть 1 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Должностное лицо Штраф от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Юридическое лицо Штраф от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Неуведомление или нарушение порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом Гражданин Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Часть 3 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Должностное лицо Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.
Юридическое лицо Штраф от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Предусмотренные ч. 1 — 3 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, которые совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области Гражданин Штраф от 5 тыс. до 7 тыс. руб. Часть 4 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Должностное лицо Штраф от 35 тыс. до 70 тыс. руб.
Юридическое лицо Штраф от 400 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных федеральным законом ограничений на осуществление иностранцами отдельных видов деятельности Гражданин Штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб. Часть 1 ст. 18.17, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Должностное лицо Штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб.
Юридическое лицо Штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранце либо подложных документов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния Гражданин Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Часть 2 ст. 19.27, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ
Должностное лицо Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.
Индивидуальный предприниматель
Юридическое лицо Штраф от 350 тыс. до 800 тыс. руб.

14. Вопрос:

Как уволить иностранного гражданина или лицо без гражданства?

Ответ:

Увольнение иностранного работника допускается по любому из общих оснований, предусмотренных ст. 77 ТК РФ, и оформляется в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.

Вместе с тем есть ряд особенностей прекращения трудового договора с работником-иностранцем, в том числе специальные основания увольнения таких работников.

Категория иностранцев Основания увольнения Нормы
Все иностранцы Приведение численности работников-иностранцев в соответствие с ограничениями на осуществление трудовой деятельности, установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ Пункт 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
Временно пребывающие в РФ 1. Приостановление, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранцев Пункт 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
2. Аннулирование разрешения на работу или патента Пункт 2 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
3. Окончание срока действия разрешения на работу или патента Пункт 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
4. Окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС либо прекращение действия заключенного работодателем с медорганизацией договора о предоставлении платных медуслуг Пункт 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
5. Невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ Пункт 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
6. Невозможность временного перевода работника в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ Пункт 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
Временно проживающие в РФ 1. Аннулирование разрешения на временное проживание в РФ Пункт 3 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
2. Окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ Пункт 6 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
Постоянно проживающие в РФ 1. Аннулирование вида на жительство в РФ Пункт 4 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ
2. Окончание срока действия вида на жительство в РФ Пункт 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

Сроки прекращения договора при применении определенных оснований увольнения

Трудовой договор прекращается по истечении одного месяца со дня окончания срока действия (пп. 5 — 8 ч. 1, ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ):

  • разрешения на работу или патента;
  • разрешения на временное проживание в РФ;
  • вида на жительство в РФ;
  • договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении платных медуслуг на территории РФ.

Работодатель обязан предупредить работника-иностранца в письменной форме не позднее чем за три календарных дня до увольнения по следующим основаниям (ч. 4 ст. 327.6 ТК РФ):

  • невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ (п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
  • невозможность временного перевода в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ (п. 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан выплачивать иностранным работникам выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Например, при увольнении в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, или в связи с отказом работника от продолжения работы по причине изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).

Список документов, издаваемых при приеме на работу

Прием на работу предполагает выпуск кадровой службой работодателя установленных документов для формирования личного дела нового сотрудника и обеспечения кадрового учета работодателя.

К таким документам относятся:

  • трудовой договор;
  • приказ о приеме на работу (с приказом ознакомьте работника под подпись в течение 3 дней);
  • личная карточка работника.

Формы указанных документов унифицированы и утверждены постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1.

Подробнее см. в материале «Кадровые документы, которые должны быть в организации».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]