Закон о вывозе мусора из частного дома и плата за услугу

В интернете содержится много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. До сих пор некоторрые СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили силу с января 2021 г., что актуально сейчас и сколько нам придется платить за мусор в 2021 г.

Новые правила вывоза отходов индивидуальных домовладений


Новая коммунальная услуга для владельцев частных домов — вывоз мусора
Обязанности по вывозу и утилизации мусора из частного сектора ложатся на плечи региональных операторов. Оператор – их может быть один или несколько в зависимости от потребностей населения – выбирается на конкурсной основе, а его услуги тарифицируются в соответствии с местным законодательством.

Согласно федеральной программе обращения с ТБО, региональный оператор должен обеспечивать:

  • сбор,
  • транспортировку,
  • обработку,
  • сортировку,
  • утилизацию,
  • обезвреживание,
  • захоронение твердых бытовых отходов.

Согласно новым правилам, регламентирующим вывоз мусора из частного дома, все домовладения должны быть оборудованы или иметь доступ к специальным площадкам с контейнерами для сбора мусора. Также необходимо отметить, что согласно закону №89-ФЗ, собственник жилья не вправе уклоняться от оплаты данной коммунальной услуги, даже на основании того, что мусор он утилизирует самостоятельно.

Этот пункт стал настоящим камнем преткновения между владельцами частных домов и жилищно-коммунальными службами, так как многие собственники отказывались платить, предпочитая сортировать и утилизировать ТКО с собственных участков самостоятельно. Однако закон в данном вопросе на стороне ЖКХ, и при неуплате за услугу вывоза ТКО сумма может быть взыскана в судебном порядке.

Правила предусматривают для собственников право выбора схемы вывоза и утилизации ТКО из частного сектора.

Традиционная схема – все отходы относятся собственником к близлежащей площадке сбора мусора и складируются в предусмотренные для этого контейнеры. Данная схема имеет ряд минусов, в числе которых невозможность отслеживать, кто именно заполняет мусорные баки, а также возможность для нерадивых собственников сваливать на контейнерные площадки строительный мусор, не имеющий отношения к ТКО.

Традиционный сбор мусора Индивидуальная схема сбора мусора

Индивидуальная схема – каждый собственник жилья самостоятельно выставляет возле дома пакеты или бачки с мусором, которые впоследствии забирает специальная машина. Такая схема используется в том случае, если нет места для оборудования специальной площадки или её создание нецелесообразно. Также оставление мусора в пакетах и коробках может привлекать диких животных и птиц.

«Мусорная реформа» в России: вопросы финансирования

Одной из основных целей начавшейся в 2021 году так называемой «мусорной реформы» является создание достаточных производственных мощностей для обработки и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее – «ТКО»).

Помимо организационных и административных мероприятий, важнейшую роль в достижении заявленной цели играет финансовое обеспечение реализации реформы.

В настоящей статье будут рассмотрены существующие источники и формы финансирования проектов, а также недавно анонсированные дополнительные меры поддержки.

Данная статья является продолжением серии наших материалов по теме «мусорной реформы». Ссылки на предыдущие публикации смотрите ниже.

Основные источники финансирования «мусорной реформы»

По разным оценкам, на момент старта реформы доля направленных на обработку ТКО составляла не более 3 % в общем объеме образованных ТКО. Остальные отходы оставались необработанными и вывозились для захоронения на полигоны. В ходе реформы планируется повысить указанную долю обрабатываемых ТКО до 60 % к 2024 году.

Другим целевым показателем «мусорной реформы» является введение в эксплуатацию 37,1 млн тонн мощностей по обработке ТКО к 2024 году.

По данным публично-правовой , специально созданной в 2021 году для координации и обеспечения реализации мер в области обращения с ТКО (далее – «Российский экологический оператор»), создание необходимой инфраструктуры по обращению с ТКО потребует более 400 млрд рублей.

Согласно отчету министра природных ресурсов и экологии, за 2019 год в России было построено 55 объектов переработки ТКО мощностью 6,4 млн тонн в год в 33 регионах страны. При этом общая сумма инвестиций составила 28 млрд рублей.

Можно выделить несколько составляющих финансового обеспечения реализации реформы и достижения вышеуказанных целей:

  • бюджетные инвестиции на федеральном и региональном уровнях;
  • тарифы, уплачиваемые населением и юридическими лицами;
  • экологический сбор, взимаемый с производителей и импортеров товаров в рамках существующей системы расширенной ответственности );
  • частные инвестиции, в том числе в различных формах совместного с государством участия в проектах.

Несмотря на наличие нескольких возможных источников финансирования, можно в целом говорить о его недостаточности на текущем этапе реализации реформы, что ставит под угрозу достижение заявленных целей.

Так, например, в результате резкого роста тарифов на старте реформы снизилась их собираемость. По данным Российского экологического оператора, к весне 2021 года общая сумма задолженности перед региональными операторами по всей стране достигла 50 млрд рублей. По сути, фактические поступления от тарифов лишь покрывают (и то частично) текущую деятельность операторов. Очевидно, что в такой ситуации ни о каком инвестировании в создание новых производственных мощностей говорить не приходится.

Неэффективно работает и система РОП. Так, общий размер средств, собранных в рамках РОП в России в 2018–2019 годах, не превысил 3 млрд рублей (хотя по прогнозам объем экологического сбора должен был составлять около 30 млрд рублей). Этой суммы также недостаточно для реализации необходимых проектов.

Основным источником финансирования проектов создания инфраструктуры по обработке и утилизации ТКО по-прежнему остается федеральный бюджет. Однако и в нем не предусмотрено полное финансирование, а, наоборот, предлагается активнее привлекать частных инвесторов с постепенным снижением доли участия государства. Более того, даже заложенные в федеральном бюджете на 2019–2020 годы инвестиционные средства остаются неосвоенными либо направляются на поддержку региональных операторов в период пандемии.

Таким образом, остро стоит вопрос привлечения частных инвестиций в создание объектов для обработки и утилизации ТКО с возможностью последующего обустройства на их базе экотехнопарков. Еще одним направлением является инвестирование в строительство мусоросжигательных заводов.

Существующие формы финансирования

Федеральный уровень

Как было сказано выше, на данный момент предусмотрено, что основным источником финансирования являются федеральные субсидии. Субсидии предоставляются из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество Российского экологического оператора.

Далее, финансирование проектов осуществляется Российским экологическим оператором в следующих формах:

  • участие в уставных капиталах инвесторов;
  • эмиссия облигаций, приобретение указанных ценных бумаг и распоряжение ими;
  • предоставление гарантий и поручительств по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов;
  • участие в концессионных соглашениях, соглашениях о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве.

Условием предоставления финансирования является соответствие инвестора следующим требованиям:

  • инвестор не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей;
  • инвестор не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
  • инвестор не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
  • инвестор не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, касающиеся обработки и утилизации отходов.

Показателем результативности финансирования является достижение соотношения между размером привлеченных частных инвестиций (в том числе в виде собственных и заемных (кредитных) средств инвестора) и размером предоставленной субсидии на уровне не менее 2,46 рубля частных инвестиций к 1 рублю субсидии.

Однако, как отмечается в отчете Счетной палаты Российской Федерации, ни одна из вышеуказанных возможных форм финансирования проектов со стороны Российского экологического оператора не востребована инвесторами.

На данный момент ни о каких инвестициях Российского экологического оператора в проекты по обращению с ТКО также неизвестно. Объявленные в середине июля 2021 года планы по инвестированию 2,5 млрд рублей в три проекта по сортировке мусора в Подмосковье так и не были реализованы.

При этом для привлечения инвесторов Российский экологический оператор планирует разработать пакетные предложения для вложений в отрасль обращения с отходами, а также выпустить так называемые «зеленые» облигации.

Существуют иные меры поддержки инвесторов на федеральном уровне в виде сохранения ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2021 года, освобождения региональных операторов от уплаты НДС, а также предоставления возможности использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2021 года и не имеющих документации, необходимой в соответствии с действующим законодательством. Однако ни одна из этих мер не является достаточно эффективной. Например, сохранение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду на прежнем уровне не может компенсировать высокие расходы инвесторов на создание инфраструктуры, а освобождение региональных операторов от уплаты НДС не позволяет им учитывать при этом суммы, уплаченные ими за товары, работы и услуги своих поставщиков и субподрядчиков.

Региональный уровень

В некоторых субъектах Российской Федерации приняты региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, в которых предусмотрены в качестве мер поддержки инвестиционные программы региональных операторов по обращению с ТКО. Например, такие инвестиционные программы утверждены в Кемеровской области и Республике Калмыкия в отношении поддержки соответствующих региональных операторов.

Очевидно, однако, что такой вид поддержки инвестиционной деятельности нельзя назвать универсальным и эффективным, поскольку он направлен на конкретных участников рынка (региональных операторов), а объем предоставляемой им поддержки во многом зависит от финансового состояния и благополучия соответствующего региона в конкретный период времени.

Частные инвестиции

На фоне общей неэффективности государственного финансирования проектов можно наблюдать определенный интерес к отрасли у «полугосударственных» структур (например, РФПИ, Сбербанк, ГК «Росатом», ВЭБ.РФ).

В качестве примера можно привести заключение между РФПИ, Сбербанком и иностранным инвестором соглашения о вложении инвестиций в строительство комплекса по сортировке и размещению отходов в Калининградской области посредством приобретения долей в уставном капитале соответствующей компании, заключившей концессионное соглашение с правительством региона сроком на 25 лет.

Другой пример – инвестиционная , уже строящая 5 мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Казани общей стоимостью более 150 млрд рублей и в мае 2021 года договорившаяся с ГК «Росатом», а также синдикатом банков с участием ВЭБ.РФ о строительстве еще 25 таких заводов по всей стране. Стоимость этого нового проекта оценивается в 600 млрд рублей, из них 200 млрд рублей предоставит ВЭБ.РФ.

Всего, по данным Минприроды, заключено уже 72 концессионных соглашения на сумму 51 млрд рублей. По прогнозам ведомства, до конца 2021 года должно быть подписано еще 10 соглашений на 10 млрд рублей.

Таким образом, вследствие низкой эффективности существующих мер государственной поддержки на данный момент инвестиционные проекты в области обращения с ТКО реализуются в основном посредством привлечения банков, государственных корпораций и инвестиционных фондов в качестве соинвесторов.

Новые меры поддержки

В сентябре 2021 года Правительство Российской Федерации анонсировало расширение полномочий Российского экологического оператора для финансирования проектов по обработке и утилизации ТКО. Минфину России и Минприроды России совместно с Российским экологическим оператором было поручено разработать меры по поддержке инвестиционных проектов в данной сфере.

Планируемые новые меры поддержки представляют собой наделение Российского экологического оператора следующими дополнительными полномочиями:

  • приобретение облигаций со ставкой в размере 50 % от ключевой ставки Банка России и предоставление займов инвесторам;
  • компенсация затрат, понесенных на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, а также лизинг основного технологического оборудования, и частично – процентной ставки по кредитам, направленным на создание инфраструктуры;
  • предоставление субсидий труднодоступным и малонаселенным территориям на создание объектов обработки ТКО.

Кроме того, опубликован проект поправок в налоговое законодательство, согласно которому предлагается предоставить следующие налоговые льготы региональным операторам по обращению с ТКО:

  • c 2021 года ввести нулевую ставку НДС на услуги региональных операторов, предоставляемые гражданам (как было отмечено выше, существующее сейчас освобождение от уплаты НДС неэффективно);
  • освободить от уплаты налога на прибыль передачу выбранного ими вторсырья (это должно также снизить стоимость и повысить конкурентоспособность продукции из вторсырья);
  • освободить мусоровозы от транспортного налога (в настоящее время стоимость перевозки ТКО составляет до 70 % затрат операторов);
  • установить на 5 лет после ввода в эксплуатацию нулевую ставку по налогу на имущество на объекты обработки и утилизации ТКО и пониженные социальные страховые взносы.

Участники рынка оценивают предлагаемые новые меры поддержки положительно, при этом отмечая, что необходимо также проработать тарифы по обращению с ТКО, поскольку основной доход (и возвратность инвестиций) будет поступать за счет них.

Заключение

Одной из ключевых проблем в реализации «мусорной реформы» является ее недостаточное финансирование, причем как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.

В случае с государственной поддержкой можно говорить скорее о проблемах администрирования выделяемых средств и несогласованности между их распорядителями на фоне отсутствия единого подхода к выбору приоритетных проектов для такой поддержки. Частных же инвесторов отпугивает негарантированность получения доходов и возврата вложенных средств из-за ограничения возможности повышения существующих тарифов.

При этом потребность в реализации проектов в области обработки и утилизации ТКО по-прежнему высока, прежде всего в отношении создания мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов и сопутствующей инфраструктуры, а также поставки и установки необходимого оборудования.

В этой связи особое значение приобретает привлечение к участию в проектах надежного публично-правового партнера и финансирующей организации, в том числе путем заключения соответствующих концессионных соглашений либо соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, условия которых, с одной стороны, позволяют обеспечить устойчивое финансирование проектов, а с другой – гарантировать определенный уровень доходности.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Д-ром Томасом Хайдеманном, Дмитрием Богдановым или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Обязательно ли заключать договор

С момента заключения соглашения между исполнительным органом субъекта РФ и выбранным на конкурсной основе оператором, осуществляющим операции с ТКО частных и иных землевладений, последний должен разослать собственникам жилья бланки договора на оказание услуг. Однако, даже если они не подписаны, с начала фактического исполнения оператором своих обязанностей, услуга считается оказанной и стоимость ее включается в счет уплаты жилищно-коммунальных услуг.

Если же в конкретном субъекте договор между исполнительным комитетом и оператором не заключен, собственник вправе сам выбрать организацию с лицензией на вывоз ТКО, и заключить с ней договор на оказание этой услуги.

Если региональный оператор не оказывает услугу по вывозу отходов, оказывает ее не в полном объеме или качество услуг не соответствует требованиям законодательства, собственник имеет право обратиться с жалобой в Роскомнадзор и в районные отделы Прокуратуры.

Утилизацией твердых бытовых отходов: что изменилось в законодательстве

Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.

Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2021 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2021 году для каждого дома определяется индивидуально. Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.

По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.

Как заключить договор на вывоз отходов из частного домовладения

Типовая форма договора на оказание услуг по вывозу ТКО представлена в пункте 5 статьи 24.7 закона №89-Ф3. В договоре обязательно должны быть указаны:

  • Название и реквизиты организации, являющейся региональным оператором по вывозу коммунальных отходов, её юридический адрес.
  • Паспортные данные заказчика услуги – фамилия, имя, отчество, место регистрации и адрес проживания.
  • Обязанности организации оператора (сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов), место сбора и объем выполняемых работ. К обязанностям оператора также относится своевременное реагирование на жалобы заказчиков на ненадлежащее выполнение услуг, контроль за сохранностью контейнеров и состоянием контейнерных площадок.
  • Обязанности заказчика: оплата услуги в срок согласно тарифу, установленному местным исполнительным комитетом, складирование мусора строго в предусмотренных для этого местах, ответственность за сохранность контейнеров и т.д.
  • Точное расположение место складирования отходов вместе со схемой, а также указание на тип его хранения (пакеты, урны, контейнеры, бункеры и пр.).
  • Возможность для заказчика и исполнителя раз в полугодие производить поверку, учет и контроль оказываемой услуги.
  • Длительность действия договора. Как правило, договор имеет силу до тех пор, пока в силе соглашение оператора услуги с муниципальными органами власти.
  • Место и время заключения договора.
  • Подписи всех сторон.

Образец договора на вывоз ТБО (стр. 1) Образец договора на вывоз ТБО (стр. 2) Образец договора на вывоз ТБО (стр. 3)

Согласно новому закону, назначенный на конкурсной основе оператор по вывозу ТКО обязан представить точную схему размещения пунктов сбора мусора в органы местного самоуправления, и доступ к этой схеме с указанием характера и объема мест для складирования с целью ознакомления имеет право любой собственник жилья. Этот пункт создан с целью контроля и недопущения образования стихийных свалок и несанкционированной утилизации отходов.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Какой должна быть плата за вывоз мусора


Сказать точно, сколько будет стоить услуга по вывозу ТКО из частного сектора не представляется возможным:

  • в каждом отдельно взятом регионе РФ действуют свои тарифы на услуги ЖКХ,
  • тарифы могут изменяться из-за изменения экономической ситуации в регионе и в стране в целом.

Стоимость услуги необходимо уточнять собственнику либо в органах исполнительной власти, либо у организации-оператора. Администрация региона (города, поселка или иного типа поселения) также оставляет за собой право устанавливать схему тарификации услуги: оплата с каждого проживающего, с квадратного метра или с одного домовладения.

Юридические нюансы


Сжигание мусора не освобождает от оплаты
Тарификация и оплата вывоза мусора из частного домовладения, как и любой другой услуги, имеет свои нюансы:

  • Отсутствие мусора, а также тот факт, что в доме длительное время никто не проживает и вывезти ничего не нужно, не является поводом для неоплаты оказанной услуги.
  • Даже если вы не заключили договор, а услуга по факту была оказана, оплачивать её необходимо согласно местному тарифу.
  • Даже если в частном доме никто не прописан, плата взимается с собственника жилья.
  • Если услуга была оказана в неполном объеме или ненадлежащем качестве, оплату произвести необходимо, но затем следует обратиться с жалобой в УК для произведения перерасчета.

Сжигание мусора, веток и листьев на участке является нарушением закона о противопожарной безопасности и не избавляет владельца от необходимости оплаты.

Как сократить объемы мусора

К сожалению, нововведения в законодательстве никак не поощряют собственников загородного жилья уменьшать объёмы вывозимого мусора, а также желание сортировать мусор и отвозить его в пункты переработки. Однако в силах любого сознательного гражданина заботиться об экологии места его проживания, в том числе и путем сокращения потенциального объема бытовых отходов. Есть несколько способов уменьшить количество производимого мусора:

  • Пищевые отходы, правильно отобранные и измельченные, могут быть использованы в качестве корма для животных подсобного хозяйства.
  • Сухие листья, трава, пищевые отходы могут быть переработаны в компост и служить удобрением для растений на приусадебном участке.
  • Спиленные деревья, измельченные в опилки, могут служить в качестве мульчи и укрывного материала для посадок.
  • Возобновляемый мусор – бумага, пластик, металлический лом – принимается во многих субъектах в пунктах вторсырья, в отдельных случаях за сбор и сортировку мусора предусмотрено вознаграждение.


Пищевые отходы и листья могут стать хорошим удобрением
Изменения в жилищном законодательстве РФ относительно вывоза и утилизации мусора из частных домов вступили в силу с января этого года, сделав оплату данного вида услуг обязательной для каждого владельца загородного жилья или участка, что далеко не всеми собственниками воспринимается положительно. Тем не менее, в силах каждого следить за качеством их выполнения. При ненадлежащем исполнении назначенной организации своих обязанностей, собственник имеет право на перерасчет или расторжение договора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]