Новый порядок выдачи и оформления больничных: что следует учитывать?

  • Что такое электронные больничные
  • Пошаговая инструкция по работе с электронными больничными листами в 2021 году
  • Что лучше: электронный или бумажный больничный
  • Действия кадровика при получении электронного листка нетрудоспособности

Страна переходит на электронный документооборот. Это позволяет упростить большинство процессов. Кроме того, удаленное взаимодействие является отличным способом снизить распространение коронавируса. Процедура цифровизации добралась и до листков нетрудоспособности. Переход на электронные больничные пока не обязателен. Но ситуация может измениться уже к 2022 году. В Госдуме рассматривают вариант полной отмены устаревшего варианта оформления документа. Поэтому стоит ознакомиться с особенностями работы с подобными документами, даже если в вашей компании они пока не используются.

Пошаговая инструкция по работе с электронными больничными листами в 2021 году

Для полноценного использования безбумажной технологии нужно, чтобы медицинское учреждение и работодатель были зарегистрированы в системе. В процедуре нет ничего сложного. Достаточно оформить учетную запись страхователя на сайте Госуслуг. Также оформлять электронные больничные можно через специальное приложение, устанавливаемое на компьютер. Его можно найти на сайте ФСС под названием «Подготовка расчетов для ФСС». Там же размещены подробные инструкции по использованию и адаптации под программы, эксплуатируемые на предприятии.

Справка! Отдельно проходить регистрацию на сайте ФСС не требуется. Авторизация происходит по данным, имеющимся в личном кабинете Госуслуг.

Как только кадровик узнает номер больничного, ему необходимо в аккаунте ФСС внести полученные данные и СНИЛС работника. Далее откроется электронный документ. Распечатывать его нет необходимости. В цифровом формате он сохраняется в системе, имеет такую же юридическую силу, как и привычный бумажный экземпляр.

Для возможности использовать электронные больничные работодателю потребуется получить электронную цифровую подпись, которой будут заверяться документы, и заключить соглашение с ФСС о переходе на новый формат взаимодействия.

Как заполнить электронный больничный

Кадровику важно понимать, что законодательство обязует получить согласие работника на переход к электронным больничным листам. То есть, необходимо составить информационное письмо, ознакомить с ним работника под роспись.

Внешне электронный документ не отличается от привычного бумажного варианта. Поэтому сложностей с его заполнением возникать не должно. Достаточно совершить следующие действия:

  • внести название и регистрационный номер в ФСС предприятия;
  • заполнить данные о работнике (стаж, СНИЛС, ИНН, период болезни);
  • рассчитать величину выплат;
  • подписать документ при помощи ЭЦП.

На последнем этапе активируется кнопка «сохранить». С этого момента все данные будут храниться в системе.

Размер пособия по больничному при карантине

Механизм оформления ФСС электронных листков нетрудоспособности почти во всех регионах отлажен. Такой формат действовал и ранее, поэтому с выплатами проблем возникать не должно.

Расчёт размера пособия будет производиться как и ранее, правила расчёта больничных для большинства остались прежними. Единственное изменение касается тех, чьи доходы по больничному листу могут оказаться крайне низкими из-за небольшого трудового стажа или маленькой зарплаты. Так, если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное по общим правилам (исходя из среднедневного заработка и стажа работы), в расчёте за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ (МРОТ сейчас равен 12 130 рублям), то больничные будут выплачены в сумме минимального размера оплаты труда в расчёте за полный календарный месяц.

Новая норма выплат по листку нетрудоспособности вводится временно и будет действовать с апреля по декабрь 2021 года.

Что лучше: электронный или бумажный больничный

Объективно недостатков цифровой документ не имеет. Сложности могут возникнуть только в регионах, где наблюдаются проблемы с интернетом. При этом преимуществ, в сравнении с бумажным вариантом, огромное количество. К основным можно отнести следующие:

  • уменьшение количества ошибок и неверной трактовки из-за неразборчивого почерка;
  • отсутствие случаев мошенничества;
  • проще процедура хранения и предоставления документов при проверках;
  • отсутствие необходимости оборудовать архив для хранения;
  • простой доступ к документам любой давности;
  • нет рисков порчи или утери больничного.

Правила выдачи больничного

Листок временной нетрудоспособности выдается во время посещения заболевшим пациентом медицинского учреждения. Если его состояние не позволяет посетить врача (температура, плохое самочувствие), то больничный лист выписывается врачом на дому. В зависимости от состояния здоровья больничный могут либо продлить и назначить дополнительные обследования, либо закрыть. Закрывается больничный лист при конечном посещении пациентом врача после выздоровления. Сотрудник должен предоставить работодателю больничный лист в установленные законом сроки.

Правила заполнения больничного листа едины для всех медицинских учреждений.

Действия кадровика при получении электронного листка нетрудоспособности

Так как полный переход на цифровые документы пока не осуществлен, кадровая служба нередко сталкивается с небольшими накладками. Например, сотрудник приносит номер больничного листа, а компания не работает с электронными документами.

Особой сложности данная ситуация не представляет. Согласно письму ФСС от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462, лечебное учреждение обязано выдать лист нетрудоспособности в том виде, в котором его требует работник. Соответственно, кадровику достаточно отправить сотрудника за бумажным вариантом документа.

Постепенно все предприятия перейдут на оформление электронных больничных. Оттягивать данный процесс не стоит. Ведь данная система взаимодействия более удобная и практичная. Не следует ожидать соответствующего приказа Правительства и потом выполнять его впопыхах.

Оформить и получить

Как видим, от работника, на которого больничный оформляется электронно, многого закон не требует. Он должен уточнить возможность обработки документа кадровой службой фирмы, дать письменное согласие на это, получить из поликлиники или больницы номер и сообщить его по месту работы.

В дальнейшем прохождение документа, начисление сумм по нему работник может отслеживать как получатель услуг по адресу https://lk.fss.ru/recipient/. Необходим вход в личный кабинет на сайте госуслуг.

Использование электронного больничного листа выгодно не только фирме, но и работнику. Не секрет, что этот важный документ достаточно часто теряется, подвергается порче, если оформлен на бумажном носителе. В данном случае даже сам термин «получение электронного больничного листа» для работника можно считать условным, поскольку на руки тот его не получает, а пособие гарантированно будет ему начислено.

Вместе с тем, поскольку повсеместного распространения такая форма документа пока не получила, у застрахованных возникают вопросы, связанные с электронным БЛ. Обратим внимание на наиболее характерные из них:

  1. Работнику предлагают оформить БЛ электронно, но сотрудник фирмы не уверен, что специальное учетное ПО, которое использует фирма, соответствует требованиям законодательства. Ответ: все ведущие разработчики бухгалтерского и кадрового ПО дорабатывают свои продукты в соответствии с требованиями ФЗ-255 и ФСС. Как уже говорилось выше, можно воспользоваться бесплатным ПО от ФСС.
  2. Если первичный документ был выписан на бумаге, может ли его продолжение быть в электронном виде? Ответ: препятствий такому оформлению закон не содержит, поскольку обе формы документа юридически равнозначны.
  3. Могут ли при работе по совместительству больничные выписываться в двух формах, например, по основному месту работы электронно, а по совместительству — на бумаге? Ответ: да, могут.
  4. В какой форме медицинское заведение обязано информировать работника о номере листа? В какой форме предавать сведения на работу? Ответ: специальной формы, справок, документов закон не предусматривает. Это может быть и устная форма, и сообщение, переданное на телефон, почту.
  5. При проверке в личном кабинете пациент медучреждения обнаружил ошибку в названии фирмы, где он работает. Будет ли начислено пособие? Ответ: при незначительных ошибках, описках фирма идентифицируется Фондом по рег. номеру, документ не переоформляется. Грубая ошибка, полная замена наименования требуют, как правило, переоформления листа, в систему вводится его дубликат.
  6. Администрация сообщила, что больничный лист примет в электронной форме, а доктор отказывается его оформлять и выписывает обычный бумажный эквивалент. Ответ: необходимо обратиться к руководству медучреждения, если очевидно, что отказ был безосновательным.

Бухгалтерский и налоговый учет выплаченных сумм

Выплата по больничному признается расходом по обычным видам деятельности в периоде ее начисления, как это предусмотрено нормами ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Но так как родственники не являются работниками организации, работодатель осуществляет проводки не по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

ВАЖНО!

НДФЛ с суммы пособия по больничному умершего работника не удерживается и не учитывается, так как, по нормам статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога прекращается со смертью физического лица.

Проводки по выплате пособия по больничному родственникам умершего выглядят так:

Кто оплачивает пособие умершего сотрудника

В 2021 году во всех российских регионах введены прямые выплаты пособий из ФСС России. Работодатель оплачивает только первые 3 дня нетрудоспособности, а сведения для расчета выплаты за остальные дни передает в ФСС. Для этого работодатель передает в пятидневный срок письменное заявление родственника о выплате причитающихся умершему работнику сумм в ФСС и обязательные документы к нему.

Больничный лист оплачивается в обычном порядке:

  • за первые 3 дня больничного выплачивает вместе с зарплатой умершего работника работодатель в течение 10 календарных дней после обращения с заявлением и документами;
  • за остальное время выплачивает ФСС РФ в 10-дневный срок со дня получения документов.

Выплаты осуществляются способом, указанным в заявлении получателем.

Актуальные

Как работнику начать пользоваться ЭЛН

Работник должен узнать у работодателя (как правило, у кадров или бухгалтерии), имеет ли тот техническую возможность принимать и обрабатывать ЭЛН.

Скорее всего, если такая возможность у работодателя подключена, то он проводит информационную кампанию для своих сотрудников (например – рассылка на корпоративную почту), сообщая, что они могут оформить больничный электронно.

Если всё же работник не уточнил этот момент заранее и взял электронный больничный, а работодатель не может его принять, то выход из этой ситуации всё равно есть. Медучреждение вправе заменить оформленный ЭЛН на бумажный. При этом в ЭЛН делается отметка о прекращении действия.

Далее работник должен обратиться в медорганизацию, выразить своё желание оформить лист нетрудоспособности электронно и дать письменное согласие на его оформление. Медучреждение получает номер ЭЛН в специальной системе ЕИИС «Соцстрах».

Затем медучреждение оформляет ЭЛН и сообщает его номер работнику. ЭЛН выдаётся по таким же правилам, как и бумажный лист: после осмотра и соответствующего диагноза врача и при предъявлении пациентом документа, удостоверяющего личность (паспорта). Также нужно быть готовым сообщить медработнику номер СНИЛС.

После закрытия больничного, работник должен сообщить любым способом номер больничного работодателю. Это может быть как предъявление талона с его номером, так и простая коммуникация по телефону или в сети интернет (Скайп, корпоративная почта, мессенджеры и т. д.) – каких-то правил или ограничений здесь нет.

Итоги

Посчитать пособие новому сотруднику без справки о заработке от прежнего работодателя можно, используя имеющиеся сведения о зарплате в организации или МРОТ. После того как справка появится, нужно сделать перерасчет. А всех вновь трудоустраивающихся лучше сразу предупреждать о том, что если они не принесут справку, то получат пособие в минимальном размере.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]