Федеральный закон № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Федеральный закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» устанавливает круг лиц, которых необходимо застраховать на случай наступления временной нетрудоспособности. Этим законодательным актом вводится требование обязательного страхового обеспечения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

По этому документу регламентируется порядок, возможные размеры пособий, которые назначаются в случае наступления временного периода нетрудоспособности, связанной с беременностью и последующими родами.

Также рассматриваются требования, которые нужно выполнять во время назначения пособий по соцстрахованию.

Специфика действия

Закон 255-ФЗ определяет:

  1. Виды материального обеспечения.
  2. Обязанности и юридические возможности субъектов права.
  3. Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.

Нормативный акт «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(Наименование в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

(В редакции федеральных законов от 09.02.2009 № 13-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 08.12.2010 № 343-ФЗ, от 25.02.2011 № 21-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 28.11.2011 № 339-ФЗ, от 03.12.2011 № 379-ФЗ, от 29.12.2012 № 276-ФЗ, от 05.04.2013 № 36-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 243-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 02.04.2014 № 59-ФЗ, от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 28.06.2014 № 192-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 01.12.2014 № 406-ФЗ, от 01.12.2014 № 407-ФЗ, от 31.12.2014 № 495-ФЗ, от 29.12.2015 № 394-ФЗ, от 09.03.2016 № 55-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 01.05.2017 № 86-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 27.12.2019 № 486-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 08.06.2020 № 175-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 29.12.2020 № 478-ФЗ, от 30.04.2021 № 126-ФЗ, от 26.05.2021 № 151-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 36-ФЗ)

Статья 11. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 08.12.2010 № 343-ФЗ; от 29.12.2012 № 276-ФЗ; от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

11. Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

21. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 12. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение;

3) обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом;

4) средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика;

5) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — страховые взносы) — обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

6) средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 13. Страховые риски и страховые случаи

1. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 14. Виды страхового обеспечения

1. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ)

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

2. Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»).

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»): (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ)

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ)

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 45 настоящего Федерального закона.

41. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. (Часть введена — Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ)

5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 21. Страхователи

1. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

3. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 22. Страховщик

1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. Правовой статус и порядок организации деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации определяются федеральным законом.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 23. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей

1. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика: (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

1) страхователей — юридических лиц одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании представленных страховщику федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ)

2) страхователей — юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании имеющихся у страховщика документов; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

3) страхователей — физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства указанных физических лиц одновременно с их регистрацией

Предмет регулирования

Нормативный акт «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.

Входят ли годовые вознаграждения по статье 255 НК РФ в налогооблагаемые расходы?

Рассмотрим следующую ситуацию.

ООО «Глория» планирует осуществлять годовые вознаграждения. Каков должен быть алгоритм действий компании?

1. В соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ ООО «Глория» должно закрепить в таком документе, как учетная политика, равномерный способ резервирования на выплату годового вознаграждения, установить лимит по такому резерву и последующий процент ежемесячных отчислений. Для этого составляется сметный расчет, в котором определяется размер годового резерва, исходя из соотношения годового ФОТ и процентного отчисления от него в резерв на годовое вознаграждение. Далее годовой резерв разбивается помесячно (учесть в ежемесячных суммах надо и выплаты по страховым взносам на сумму годового вознаграждения).

Допустим, ООО «Глория» запланировало, что расходы на оплату труда в 2021 году составят 7 000 000 руб., а процент резервирования на годовое вознаграждение — 10% от них. При этом размер страховых взносов (включая взносы на «травматизм») — 30,2%. Это значит, что расчетный годовой лимит резерва на годовое вознаграждение составит: 7 000 000 × 1,302 × 10% = 911 400 руб.

ВНИМАНИЕ! С 01.04.2020 года организация вправе применять пониженные тарифы страхвзносов. Подробности см. здесь.

2. На втором этапе производится непосредственное формирование резерва в ежемесячном формате на годовое вознаграждение. Для этого сумму расходов по оплате труда и начисленных по ней страховых взносов следует умножить на установленный ежемесячный процент отчислений в резерв. Полученные суммы резерва следует учитывать в расходах для налога на прибыль в соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ.

ВАЖНО! Сумма накопленного в течение года резерва методом расчета не должна превысить тот лимит, который был указан в учетной политике.

Обратите внимание: следует контролировать соблюдение лимита резерва на годовое вознаграждение по году. Допустим, с января по декабрь 2021 года в ООО «Глория» расходы на оплату труда составили 6 890 000 руб. Значит, за этот период был сформирован резерв: 6 890 000 × 1,302 × 10% = 897 078 руб. То есть в декабре резерв будет сформирован в размере: 911 400 – 897 078 = 14 322 руб., чтобы не превысить лимит.

3. На 31 декабря 2021 года следует провести инвентаризацию резерва на годовое вознаграждение. Это значит, что нужно сравнить сумму сформированного резерва по году с суммой начисленного сотрудникам вознаграждения с учетом страховых взносов и выявить недостаток или перерасход.

Когда полагается материальное обеспечение?

Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при:

  1. Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение производственной травмы или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
  2. Беременности и родах.
  3. Уходе за малолетним до 1,5 лет.
  4. Рождении детей (ребенка).
  5. Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.

Виды обеспечения

К ним относят выплаты:

  1. Женщинам, которые встали на учет в медучреждения на ранних сроках беременности.
  2. При рождении ребенка. Эта материальная помощь предоставляется единовременно.
  3. По беременности/родам.
  4. По уходу за малолетним. Данная помощь осуществляется ежемесячно в течение 1,5 лет.
  5. Вследствие временной невозможности выполнять профессиональные задачи.
  6. На погребение.

Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.

Субъекты права

Закон 255-ФЗ распространяется на:

  1. Лиц, выполняющих профессиональные обязанности в соответствии с договором.
  2. Государственных гражданских, муниципальных служащих.
  3. Членов производственных кооперативов, если они лично принимают участие в их деятельности.
  4. Священнослужителей.
  5. Лиц, осужденных к тюремному заключению и привлеченных к оплачиваемой работе.
  6. Субъектов, замещающих госдолжности федерального, регионального уровня, а также пребывающих на муниципальных постах на постоянной основе.

К какому отчетному периоду отнести «переходящие» отпускные (п. 7 ст. 255 НК РФ)?

Рассмотрим пример.

Менеджер Иваньков С. С., работающий в , уходит в отпуск в период с 29.06.2020 по 26.07.2020. Как и положено по нормам ТК РФ, отпускные были выплачены до момента отбытия в отпуск сотрудника 25.06.2020 в размере 25 000 руб. Периодичность сдачи декларации по прибыли в ООО «Клариса» квартальная. Это значит, что 2 дня отпускных приходятся на 2-й квартал 2021 года, а 26 дней — на 3-й квартал. Получается 26 дней «переходящих» отпускных. К какому периоду для налогообложения прибыли их отнести?

В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда, учитываемым в налогооблагаемой базе, относят выплаты отпускных в виде среднего заработка. Это значит, что отпускные в размере 25 000 руб. Иванькову С. С. следует предусмотреть при расчете базы в составе расходов. А вот в каком периоде их учесть, разъясняет письмо ФНС от 06.03.15 № 7-3-04/[email protected]

Согласно этим пояснениям расходы в размере 25 000 руб. нужно учесть в периоде их формирования и выплаты, т. е. в налоговой декларации по прибыли за 2-й квартал 2021 года. По мнению фискального органа, делить отпускные не требуется, хотя Минфин РФ придерживается иного мнения.

Рекомендуем ознакомиться с материалом «В преддверии лета Минфин высказался о том, как для прибыли учитывать «переходящие» отпуска».

Изменения

Рассмотрим некоторые положения 255-ФЗ в новой редакции 2021 г. Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз. Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.

Какие были внесены изменения

С 07.03.2018 года появилась необходимость размещения информации о назначенных и выплаченных пособиях в созданную единую государственную информационную систему по социальному обеспечению.

Речь идет о тех пособиях, которые были назначены и выплачены территориальным органом ФСС, в случае, когда сам страхователь завершил свою деятельность, либо ведется процедура банкротства, либо отсутствует источник для таковой оплаты.

Читайте, 173 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле. Что нового в 229 ФЗ об исполнительном производстве? Смотрите тут.

Нужен 44 ФЗ о закупках? Нажимайте перейти.

Комментарий

ФЗ 255 предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.

Итоги

В данной статье был рассмотрен ряд актуальных вопросов, касающихся затрат на оплату труда для целей налогообложения. Основной вывод, вытекающий из представленных материалов, состоит в том, что многие выплаты в пользу сотрудников можно обосновать и учесть по статье «Оплата труда» как участвующие в налогообложении.

Очень важно правильно оформлять подобные выплаты и уделять особое внимание таким документам, как трудовые и коллективные договоры, а также прочим локальным актам организации. Помните, что даже если нормы ст. 255 НК РФ позволяют отнести расходы в состав затрат на оплату труда, то стоит внимательно изучить условия, при которых это будет правомерно и обоснованно.

Источники: Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Расчет средней зарплаты

255-ФЗ в новой редакции 2021 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 дек. 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 янв. 2021 г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной з/п за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем. Из расчета при этом исключаются дни, которые относятся к периодам:

  1. Временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске по уходу за малолетними, БиР.
  2. Освобождения сотрудника от профессиональной деятельности с частичным/полным сохранением заработка. При этом на указанные суммы за это время не должны начисляться взносы в фонды.

Калькулятор пособия по беременности и родам

Следует в первую очередь сказать, что до 2013 г. использовалось 2 способа расчета. В настоящее время определение суммы осуществляется одним способом. В калькулятор пособия по беременности и родам вводятся следующие данные:

  1. Срок отпуска. Он зависит от количества детей и наличия/отсутствия осложнений. 140 дней устанавливается для одноплодной, беспроблемной беременности, 156 – для проблемной и 194 – для многоплодной.
  2. Заработок за 2 года. Как выше было сказано, этот период составляют года, предшествующие периоду выхода в отпуск. При этом значение имеет дата больничного, а не родов. В расчет можно взять только полный год – с 1 января до 31 декабря. Сумма заработка берется полная, без вычета НДФЛ.
  3. Расчетные дни. Их количество 730 или 731 (в зависимости от того, попадает в период високосный год или нет). Из количества дней следует вычесть: срок болезни, отпуска по БиР или уходу за малолетним, а также период освобождения от выполнения профессиональных обязанностей с сохранением з/п и без отчисления взносов в фонды.

Здесь следует отметить один нюанс. Никакие иные периоды не могут уменьшать количество расчетных дней. Так, если женщина в течение 2 лет работала непосредственно только 1 год, а все остальное время была безработной, при определении суммы будет использоваться число 730 (731).

Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Право на выплоту по больничному листку реализуется:

  1. при утрате трудоспособности, возникшей по причине заболевания или травмы;
  2. при уходе за болеющим родственником;
  3. при процедуре протезирования, проводимой по показаниям медицинского учреждения;
  4. при продолжении лечения в санаторно – курортных организациях по медицинским показаниям.

При наступлении указанных случаев, назначается и выплачивается пособие исключительно при наличии официального трудоустройства застрахованного лица.

Выплата денежных средств по больничному листку производится за весь период нетрудоспособности, кроме следующих исключений:

  • инвалидам, имеющим соответствующее удостоверение, больничный лист оплачивается не более 4 месяцев подряд или в совокупности пяти месяцев за год. Данное исключение не распространяется на туберкулез;
  • застрахованному лицу, имеющим трудовой договор сроком менее полугода, выплата производится лишь за 75 календарных дней, не более.

Сумма пособия исходит непосредственно от официального страхового стажа и исчисляется в процентном соотношении со средним заработком в указанном порядке:

  • восемь лет и выше – сто процентов;
  • от пяти до восьми лет – восемьдесят процентов;
  • до пяти лет – шестьдесят процентов.

В статье 8 Федерального закона №255-ФЗ описаны основания, понижающие размеры выплат пособия:

  • нарушение назначенного лечащим доктором режима;
  • несвоевременная явка на врачебный осмотр в назначенный день;
  • наступление заболевания или травмы, возникшее в состоянии опьянения — алкогольного, наркотического либо токсического.

По беременности и родам

По общим правилам:

  • выдача больничного листа осуществляется медицинской организацией, в которой беременная женщина состоит на учете, при достижении 30 недель акушерского срока (28 недель при наличии двух и более плодов);
  • выплата данного пособия является определенным гарантом социальной защищенности и поддержки для застрахованной женщины.

Начисление и выплата больничного по беременности и родам осуществляется единовременно, за весь период, в размере стопроцентного среднего заработка, полученного в течение двух лет до года наступления больничного.

Если же страховой стаж беременной женщины до 6 месяцев, выплату исчисляют по МРОТ.

Длительность отпуска по беременности и родам (измеряется в календарных днях):

  • при беременности одним плодом – 140 дней (70 до, столько же после родов);
  • при беременности двумя и более плодами – 194 дня (84 до, 110 после родов);
  • при осложнениях, возникших в родовой деятельности – 16 дней, оформляются учреждениями родовспоможения отдельным больничным, являющимся продолжением к первичному больничному;
  • при усыновлении одного или более ребенка возрастом до трех месяцев – со дня усыновления и в течение 70 дней, двух и более — 110 дней со дня рождения.

Формулы расчета

Закон 255-ФЗ устанавливает следующие правила исчисления. Для определения размера дневного обеспечения при утрате возможности выполнять профессиональные обязанности, БиР средний заработок умножается на коэффициент, установленный ст. 7 и 11.2. Для расчета ежемесячной суммы используется следующая формула. При ее определении необходимо вычислить среднюю величину заработка. Она рассчитывается умножением дневной выплаты на 30.4. Она, в свою очередь, определяется по правилам 14 статьи (ч. 3.1 и 3.2). Величина ежемесячной выплаты по уходу за малолетним рассчитывается умножением среднего заработка на коэффициент, в соответствии со ст. 11.2.

Ставки

Закон 255-ФЗ устанавливает коэффициенты в ст. 7 и 11.2. Расчет сумм при потере возможности выполнять профессиональные задачи вследствие травмы или заболевания осуществляется с применением процентных ставок от среднего заработка. Они устанавливаются в зависимости от длительности страхового стажа:

  1. 8 лет и более – 100 %.
  2. 5-8 лет – 80 %.
  3. До 5 лет – 60 %.

Исключение составляют ситуации, когда травма или заболевание наступили в течение месяца с даты прекращения трудовых отношений. В этих случаях используется ставка в 60% от средней з/п.

Можно ли включить выплату премии на юбилей в расходы?

Еще один пример.

Одному из сотрудников , инженеру Крусову Т. Р., исполняется 50 лет. В связи с юбилеем руководство решило выплатить ему премию к юбилею. Возможно ли учесть такую выплату в составе участвующих в налогообложении расходов на оплату труда по ст. 255 НК РФ?

Согласно ст. 255 НК РФ к расходам относятся премиальные выплаты, которые имеют прямое отношения к трудовым обязательствам сотрудника, его трудовой деятельности. Юбилей же никак не связан с выполнением сотрудником его трудовых полномочий (обязательств).

В ст. 252 НК РФ четко указано, что с трудовыми обязательствами можно связать лишь премиальные выплаты за производственные результаты, выполнение целевых показателей и отличную работу. Юбилей ни под одну из этих формулировок не подходит. Таким образом, премию на юбилей нельзя отнести к затратам на оплату труда в целях налога на прибыль.

Ежемесячное обеспечение

Пособие по уходу за малолетним начисляется в размере 40% от средней величины заработка. При этом размер получившейся суммы не должен быть ниже установленного нормативными актами для лиц, имеющих детей. При уходе за двумя и более малолетними, достигшими 1.5 лет, размер обеспечения суммируется. При этом его величина не может составлять больше 100% от среднего заработка гражданина, установленного в соответствии со ст. 14. При расчете ежемесячных сумм на второго и последующих детей, учитываются предыдущие малолетние, в том числе усыновленные. Исключение составляют случаи, когда в отношении последних мать лишена родительских прав.

Больничный лист

Представляет собой документ строгой отчетности, являющий собой право для застрахованного лица на получение пособия по случаю заболевания.

Бланк больничного листка утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011года №624н, имеет унифицированную форму и установленный регламент заполнения.

С 01.05.2017 года на основании Федерального закона № 86-ФЗ действуют нововведения о возможности выдачи больничного листа так же и в форме электронного документа, но только по выраженному в письменном виде желанию застрахованного лица.

Такая форма практически исключает ошибки и не потребует проверку документа на подлинность. В том случае, если при оформлении больничного листа допущены нарушения, противоречащие регламенту заполнения, органы ФСС вправе отказать страхователю в возмещении понесенных расходов.

За годы своей работы Федеральный закон №255-ФЗ претерпел значительное количество существенных изменений для выполнения своей цели по обеспечению гарантией оплаты случаев наступления временной нетрудоспособности у застрахованных лиц.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]