Права ребёнка в России. Что нужно знать детям и родителям?


Каждый ребенок имеет право

Согласно «Конвенции о правах ребенка», принятой ООН в 1989 году, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Способность иметь права
(правоспособность) —
возникает у человека
с момента рождения
.

Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести
обязанности и ответственность
(дееспособность) —
возникает в полном объеме
с наступлением совершеннолетия, то есть
по достижении 18-летнего возраста
; а также в (предусмотренных законом) случаях вступления в брак до достижения 18 лет; при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью.

Законными представителями

несовершеннолетнего ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

В Конституции России

(Ст.2) закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Правовой статус ребенка

– это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия.

Правовой статус ребенка меняется в процессе взросления. Набор прав и обязанностей, характер ответственности определяется, прежде всего, возрастом ребенка.

Права ребенка

С рождения.

К правам, которые ребенок приобретает с момента рождения, относятся: право на жизнь (ст.6 Конвенции о правах ребенка, ч.1 ст.20 Конституции РФ); право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (ст.7 Конвенции оправах ребенка, ст.58 Конституции РФ); право на гражданство (ст.7 Конвенции о правах ребенка); право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье; право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции о правах ребенка); право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 56, 57 Семейного Кодекса РФ); имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции о правах ребенка, ст. 60 Семейного Кодекса (СК) РФ); право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции о правах ребенка); право на отдых и досуг; на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).

С полутора лет

ребенок имеет право посещать ясли.

С трех лет —

вправе посещать детский сад.

С шести лет

ребенок имеет право на поступление в школу (право на образование, ст.43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупка канцелярских принадлежностей или продуктов); сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьим лицом (ст. 28 ГК РФ).

С восьми лет

ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

С десяти лет —

имеет право дать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на свое усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132, 134, 154 СК РФ). Выразить свое мнение о том, с кем из своих родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

С четырнадцатилетнего возраста

правовой статус ребенка значительно расширяется. У детей, достигших 14-летнего возраста, есть право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»), право отмены усыновления (ст.142 СК РФ), право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст.62 СК РФ), право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, право самостоятельно совершать некоторые сделки, нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ), а также за причиненный вред от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ), право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст.63 ТК РФ), право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ), право на поощрение за труд (ст.191ТК РФ); право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для себя время (ст.267ТК РФ); право на объединение в профсоюзы (ст.21 ТК РФ); право и обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

С пятнадцатилетнего возраста

у подростка появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан); право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования, либо продолжение его освоения по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ).

С шестнадцатилетнего возраста

молодой человек имеет право работать не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК РФ); право на признание членом кооператива (ст.26 ГК РФ); право с разрешения органа местного самоуправления при наличии уважительной причины вступить в брак (ст.13 СК РФ); право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ).

Необходимо помнить, что положение человека в обществе

определяется не только его правами, но и его обязанностями и ответственностью.
Реализовать свои права можно только, исполняя обязанности и неся ответственность.
Главная обязанность каждого человека, гражданина

– соблюдать нормы права (Конституцию России и законы) и нормы морали (мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность — уважать наши права).

Информация подготовлена

Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области Козловой Т.В. (443006, г.Самара, ул.Молодогвардейская, д.210, тел.3322991, e-mail)

Как защитить права несовершеннолетних?

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

  • жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
  • знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
  • выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
  • на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
  • право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:

  • родители (один из них)
  • лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
  • органы опеки и попечительства
  • инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокурор
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам человека
  • фактические воспитатели
  • лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
  • иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.

При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.

К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.

В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.

Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.

Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:

  • при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
  • в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
  • в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
  • в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).

Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.

В частности существует ряд сделок, заключение которых невозможно без одобрения органов опеки и попечительства (ст. 53 ГК РФ, ст. 121 СК РФ), и которые направлены:

  • на отчуждение недвижимого имущества, совладельцем которого является ребенок
  • на изменение жилищных условий ребенка
  • на залог недвижимого имущества принадлежащего ребенку
  • на сдачу в аренду или наем, а также на предоставление в безвозмездное пользование третьим лицам жилья, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку
  • на отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
  • на операции купли-продажи имущества, принадлежащего ребенку-сироте
  • на операции купли-продажи недвижимости, совладельцем которой является ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ
  • а также на иные действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего.

Нарушение процедуры получения разрешения органов опеки и попечительства или игнорирование мнения данных органов со стороны родителей/опекунов, предоставляет право органам опеки или попечительства, либо прокурору обратиться в суд с требованием о признании данных сделок недействительными, с применением реституции, в виде возвращения отчужденного имущества в собственность несовершеннолетнего.

Кроме того органы опеки и попечительства и прокурор также наделены правом предъявления требования в суд о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:

  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
  • о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
  • об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
  • об установлении усыновления ребенка
  • об отмене усыновления ребенка.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Право на воспитание в семье

«Всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

В настоящее время создана и действует достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на реализацию и защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся а помощи государства.

Дадим краткую характеристику основных документов.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка – основной правовой акт, регламентирующий права детей. Принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций 5 декабря 1989г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990г. Для России, как правоприемника СССР, она вступила в силу 15.09.1990г.

Конвенция провозглашает право детей на заботу и защиту, на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право на проживание со своими родителями и на общение с ними; право ребенка свободно выражать свои взгляды и мнения; свободно распространять и собирать информацию; право на свободу мысли, совести и религии, право на достойное обеспечение.

Конвенция признает за ребенком право на защиту от вмешательства в личную жизнь; неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; на защиту чести и репутации.

Конвенция закрепляет за ребенком право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие.

Эти и другие права ребенка, закрепленные в Конвенции, находят свое отражение в национальном законодательстве России: — Конституции РФ; — Семейном, Гражданском, Жилищном кодексах; — Законе «Об образовании»; — Законе «О защите прав инвалидов»; — Законе «О пособиях семьям, имеющим детей» — Законе «Об опеке и попечительстве»; — других федеральных законах.

Рассмотрим механизм реализации прав ребенка в действительности.

Право ребенка на проживание в семье

Данная норма права достаточно широка и включает несколько аспектов.

Право ребенка на проживание с биологическими родителями и на общение с ними провозглашено статьями 54, 55 Семейного кодекса: «ребенок имеет право жить и воспитываться в семье … за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

Механизмы изоляции ребенка из социально неблагополучной семьи строго регламентируются законом и относятся к компетенции органов опеки и попечительства. Это значит, что ребенок может быть изъят из семьи против его воли и против воли родителей в том случае, если родители ограничены в родительских правах, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными.

При непосредственной угрозе жизни и здоровью детей органы опеки и попечительства имеют право немедленно отобрать ребенка у родителей на основании соответствующего акта органа местного самоуправления (на сегодня таким актом является распоряжение главы администрации района). Обязательным при этом является возбуждение судебного иска об ограничении в родительских правах или лишении родительских прав в течение семи дней со дня отобрания ребенка.

Следующим аспектом права ребенка на проживание в семье является право ребенка на общение с обоими родителями в случаях раздельного их проживания.

Законодательно закреплены равные права родителей на общение с ребенком и участие в его воспитании, и, соответственно, право ребенка на общение с каждым родителем в равной степени и в равном объеме. На практике достаточно часто между раздельно проживающими родителями возникают споры о воспитании ребенка, месте его проживания. Реализация данного аспекта права ребенка для органов опеки и попечительства является одним из сложных механизмов. Учитывая нравственные, моральные, психологические обстоятельства и многие другие, государство на сегодня не имеет реальных эффективных механизмов удовлетворения запросов всех сторон: матери, отца, бабушки, ребенка и отдает приоритет интересам ребенка.

В лучшей ситуации оказываются дети, родители которых мудры и ответственны в своей родительской любви, понимают, что в любом случае у ребенка должно быть свое постоянное место жительства, один дом, где у него есть не только права, но и обязанности.. Эти родители сами определяют, где ребенку лучше жить постоянно, а к кому из них ходить в гости. Действуя согласованно, они менее всего травмируют психику ребенка, так или иначе пострадавшую от состоявшегося развода родителей.

Нередко органам опеки и попечительства приходится становиться на позиции защитника ребенка от обоих родителей. Так случается, если оба родителя помнят только о себе, о своих оскорбленных чувствах, делят имущество, пытаясь увеличить его объем за счет ребенка. Ребенок нередко становится орудием мести друг другу, испытывает постоянный агрессивный настрой сторон, начинает в результате приспосабливаться к обстоятельствам. В таких условиях законом предусмотрено определение степени участия раздельно проживающего родителя в воспитании ребенка в судебном порядке.

Третьим, не менее важным аспектом права ребенка жить в семье, является его устройство, если он остался без попечения родителей, на воспитание в семью.

Председатель Российского детского фонда писатель Альберт Лиханов когда-то сказал: «Каждая – до единой! – детская судьба, причаленная к пристани государственного материнства и отдаленная от материнства естественного, помечена драмой, а то и трагедией – неважно, осознаны они детским сознанием или пока еще нет».

Вам не кажется, что глаза малышей, оставленных матерями в родильных домах и детских больницах, помещенных в дома ребенка, очень мудрые, недетские.

И вот слова журналиста Линьковой Н.: «Убежище для ничьих детей может быть никаким, плохим или хорошим. Но все равно это — не семья. Любовь и спасение нужны ребенку не несколько раз в сутки, а постоянно».

Согласно статистике в 55 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Челябинской области, воспитывается более 3 000 детей.

Заболеваемость детей, воспитывающихся в детских домах и интернатных учреждениях, в 2 раза выше, чем заболеваемость детей, воспитывающихся в семьях. Причем на первое место вышли нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

Как следствие выращивания ребенка вне семьи рассматривается появление новой человеческой популяции, отличительной чертой которой становится отсутствие семейно-родовых связей. Практически каждое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в своей практике факты эстафеты, когда бывший выпускник повторяет путь своих родителей и бросает своего ребенка. Рост количества таких людей может привести к национальной катастрофе. Рост количества неблагополучных семей нарушает закономерности общественного развития, к которому относится демографическое воспроизводство, первичная социализация в кровной семье, формирование опыта семейной жизни.

Только семья является естественной средой обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека.

На сегодняшний момент используются следующие формы устройства детей на воспитание в семью: — установление опеки (попечительства); — передача на усыновление; — устройство в приемную семью.

Наиболее распространенной формой устройства является установление опеки (попечительства). На сегодняшний день в органах опеки и попечительства города Челябинска состоит на учете 2 242 несовершеннолетних, в отношении которых установлена опека. Условия содержания, воспитания и образования детей данной категории контролируются органами опеки и попечительства два раза в год. В соответствии с принятым Законом Челябинской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», опекуны получают на содержание подопечных получают ежемесячные средства на содержание ребенка. Указанные средства выплачиваются только тем детям, которые имеют статус биологического или социального сироты (дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, находятся в местах лишения свободы, являются инвалидами 2 группы). Обязанности опекун исполняет безвозмездно.

Для детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены следующие меры социальной поддержки: — право на бесплатный проезд в городском транспорте; — право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения; — внеочередное обеспечение жилыми помещениями в случаях, если на момент установления опеки ребенок не имел закрепленного за ним жилого помещения.

При установлении опеки (попечительства) между несовершеннолетним и опекуном не возникают правоотношения, существующие между кровными родителями и детьми. Опекаемый приобретает право на заботу со стороны опекуна, совместное с ним проживание, на обеспечение опекуном условий для содержания и воспитания, на уважение человеческого достоинства. Кроме того, опекаемые имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна. По отношению к опекуну права ребенка, соответственно, переходят в ранг обязанностей.

Назначение опеки и попечительства основывается на принципе добровольности: опекуном гражданин может быть назначен только при наличии его собственного волеизъявления. И только на основании личного заявления гражданин может быть освобожден от обязанностей опекуна.

По результатам надзора за деятельностью опекунов органы опеки и попечительства вправе принимать решение об отстранении опекуна от его обязанностей и привлекать опекуна к административной и судебной ответственности за нарушение прав опекаемого и злоупотребления по отношению к опекаемому; а также вправе в судебном порядке требовать от опекуна возмещения нанесенного подопечному материального ущерба.

Кроме обязанностей, действующим законодательством предусмотрены права опекунов: — выбирать формы обучения и образовательные учреждения до получения ребенком среднего общего образования; — требовать в судебном порядке возврата ребенка от лиц, удерживающих его без законных оснований, в том числе от близких родственников; — оперативно управлять имуществом подопечного с предварительного согласия органов опеки.

Приоритетной формой устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, является передача их на усыновление.

Усыновление – достаточно сложный правовой институт. Ошибки при усыновлении могут нарушить права как ребенка, так и усыновителей. С целью наилучшего обеспечения интересов обеих сторон с 1997 года в России установлен судебный порядок усыновления, что соответствует нормам международного права. При усыновлении наиболее полно обеспечиваются права ребенка: в имущественных и других правах усыновленный ребенок приравнивается к кровному ребенку как по отношению к самим усыновителям, так и по отношению к их родственникам. То есть усыновленный ребенок приобретает все права и все обязанности, предусмотренные действующим законодательством для кровных детей (алиментные обязательства, право наследования и др.). В тоже время усыновленные дети утрачивают все права и обязанности по отношению к кровным родителям. Ребенку, имевшему право на пенсию по случаю смерти родителей к моменту усыновления, данное право сохраняется и после усыновления.

Особым правовым последствием усыновления является сохранение тайны усыновления. Эта обязанность лежит на всех лицах, осведомленных об усыновлении в силу своих должностных обязанностей. К этой категории относятся и работники детских отделений больниц, родильных домов, домов ребенка. Тайна усыновления является одновременно и личной, и семейной тайной, право на которую закреплено ст. 9 Декларации прав и свобод человека и гражданина; Конституцией Российской Федерации, перечнем сведений конфидициального характера, утвержденным Указом Президента РФ №188 от 6.03.1997г. За несоблюдение тайны усыновления ст. 137 Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность различной степени: от штрафа в размере 200-500 минимальных размеров оплаты труда до исправительных работ на 1 год или ареста на срок до 4-х месяцев. На сохранение тайны усыновления направлены не только нормы семейного законодательства, позволяющие сменить усыновленному ребенку имя, отчество, фамилию, дату и место рождения, но и нормы трудового законодательства, позволяющие женщине, усыновившей новорожденного ребенка, воспользоваться оплачиваемым послеродовым отпуском.

Усыновление может состояться только при согласии лиц, круг которых определен законом: самих усыновителей, биологических родителей или лиц, их заменяющих; супруга усыновителя, если усыновляет один из них; самого усыновляемого, если он достиг возраста 10 лет и ему известно об усыновлении.

Согласие на усыновление ребенка кровными родителями может быть дано только после его рождения. Не являются законными согласия, если они даны в отношении еще не рожденного ребенка, либо ребенка, которому еще не присвоены фамилия, имя, отчество; а также незаконны согласия, данные под каким-либо условием («если я не приду за ребенком в течение трех месяцев…»).

Родители или усыновители имеют право отозвать свое согласие на усыновление только до вынесения решения суда об усыновлении. (В США кровные родители могут заявить свои права на ребенка до достижения им совершеннолетия).

Законом предусмотрены условия передачи детей на усыновление без согласия кровных родителей: — родители неизвестны; — родители лишены родительских прав; — родители признаны недееспособными; — родители более шести месяцев не интересуются воспитанием и содержанием детей без уважительной причины.

В соответствии с действующим законодательством знакомиться с ребенком и общаться с ним до усыновления кандидаты в усыновители могут только тогда, когда предъявят руководителю учреждения направление на знакомство с ребенком, выданное органами опеки и попечительства. Предоставление информации кандидатам в усыновители в отсутствие такого документа расценивается как разглашение конфидициальной информации о детях, является основанием для возбуждения уголовного дела.

В городе Челябинске ежегодно передается на усыновление около 100 несовершеннолетних. При этом соблюдается приоритет российских граждан.

Приемная семья – форма устройства с целью воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у приемного родителя — воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Такая семья заменяет ребёнку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Приемная семья создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки и попечительства. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю производится оплата труда, срок исполнения обязанностей по договору засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребёнку приемные родители имеют те же права и обязанности, что и опекуны.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.

Автор: Т. В. Рябцева

Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Викторина [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Задание.

Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Для справки.

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»

(Например, … которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

Дополнительный материал: полный текст Конвенции о правах ребёнка.

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задание № 6.

Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.

Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

(В редакции федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 30.06.2007 № 120-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.04.2009 № 71-ФЗ, от 03.06.2009 № 118-ФЗ, от 17.12.2009 № 326-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 03.12.2011 № 377-ФЗ, от 03.12.2011 № 378-ФЗ, от 05.04.2013 № 58-ФЗ, от 29.06.2013 № 135-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 02.12.2013 № 328-ФЗ, от 29.06.2015 № 179-ФЗ, от 13.07.2015 № 239-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-ФЗ, от 18.04.2018 № 85-ФЗ, от 04.06.2018 № 136-ФЗ, от 27.12.2018 № 562-ФЗ, от 16.10.2019 № 336-ФЗ, от 27.12.2019 № 514-ФЗ, от 08.06.2020 № 178-ФЗ, от 31.07.2020 № 303-ФЗ, от 05.04.2021 № 77-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; (В редакции федеральных законов от 30.06.2007 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 08.06.2020 № 178-ФЗ)

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей; (В редакции федеральных законов от 21.12.2004 № 170-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; (В редакции федеральных законов от 21.12.2004 № 170-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.12.2004 № 170-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 328-ФЗ)

организации отдыха детей и их оздоровления — организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности). В целях настоящего Федерального закона к организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в случае соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.12.2004 № 170-ФЗ; в редакции Федерального закона от 16.10.2019 № 336-ФЗ)

ночное время — время с 22 до 6 часов местного времени; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 71-ФЗ)

торговля детьми — купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ)

эксплуатация детей — использование занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних, незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконное усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ)

жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей — несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей. (Абзац введен — Федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 71-ФЗ)

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 21.12.2004 № 170-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 58-ФЗ)

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка;

установление основ государственного регулирования. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет». (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 17.12.2009 № 326-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 18.04.2018 № 85-ФЗ)

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 8.

(Утратила силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования

1. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

2. Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

(Статья в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости

(Наименование в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление

1. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;

по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;

по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

2. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана:

создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в с

Права ребёнка от рождения до совершеннолетия

11.12.2013 Обеспечение прав детей в настоящем – это залог стабильного развития и процветания России в будущем

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Права ребенка защищают органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, родители ребенка (лица их заменяющие), педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты. Они несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание. Кроме этого, в России существует Уполномоченный по правам ребенка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.

Права ребёнка установлены и гарантированы:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Конвенцией о правах ребенка.

ПРАВА РЕБЕНКА

С
РОЖДЕНИЯ

  • Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).
  • Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 С К РФ).
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27, 28 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 21 Конституции РФ, ст. 54 СК РФ).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56 СК РФ).
  • Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав (ст. 56 СК РФ).
  • Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 57 СК РФ).
  • Право жить и воспитываться в семье (ст. 9 Конвенции ООН, ст. 54 СК РФ).
  • Право на имущество (ст. 60 СК РФ).
  • Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 12 ФЗ «О гражданстве»).
  • Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на отдых и досуг и право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. З3 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).
  • Право на образование (ст. 43 Конституции РФ).
  • Право совершения мелких бытовых сделок в возрасте от 6 до 14 лет (ст. 28 ГК РФ).
  • Право быть членом и участником детского общественного объединения с 8 лет (ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).
  • Право давать согласие: на изменение своего имени, фамилии (ст. 59 СК РФ), на восстановление родителя в родительских правах (ст. 72 СК РФ), на усыновление (ст. 132 СК РФ) или передачу под опеку (ст. 145 СК РФ).
  • Право на труд (создание и исполнение произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках) с согласия родителей и органов опеки (ст. 63 ТК РФ).

ПРАВА РЕБЕНКА С 14 ЛЕТ

  • Право давать согласие на приобретение или прекращение своего гражданства (ст. ФЗ «О гражданстве РФ»).
  • Право требовать отмену усыновления (ст. 142 СК РФ).
  • Право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство, в том числе требовать установление отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
  • Право без согласия законных представителей распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26 ГК РФ).
  • Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК РФ).
  • Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).
  • Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).
  • Право заключать трудовой договор на выполнение легкого труда в свободное от учебы время с согласия родителей и органа опеки (ст. 63 ТК РФ).
  • Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
  • Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).
  • Право на объединение в профсоюзы (ст. 2 Ф3 от 12.01.1996 №10-ФЗ).
  • Право на расторжение трудового договора по инициативе работодателя только с согласия Государственной инспекции труда и КДНиЗП (ст. 269 ТК РФ).
  • Право быть участником молодежных общественных объединений (ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).
  • Право управления велосипедом при движении по дорогам (п. 24.1 ПДД РФ).

ПРАВА РЕБЕНКА С 15 ЛЕТ

  • Право на добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
  • Право на заключение трудового договора для выполнения легкого труда в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

ПРАВА РЕБЕНКА С 16 ЛЕТ

  • Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).
  • Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).
  • Право работать не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК РФ).
  • Право быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ).
  • Право на эмансипацию (объявление полностью дееспособным) (ст. 27 ГК РФ).

Если нарушены права ребенка, Вы вправе обратиться за помощью к Уполномоченному по правам ребенка:

  • ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, 72, тел. 8-34922-3-00-26, 3-00-39
  • г. Тарко-Сале, Отдел защиты прав детей – начальник отдела Борзова Ольга Олеговна тел. (34997) 2-38-26

Информацию подготовила: Н.В. Михайлова, социальный педагог РПМПК

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]