Все, что необходимо знать о предоставлении земельных участков детям-инвалидам


Для граждан с ограниченной дееспособностью государство предусмотрело немало льгот.
Одна из них – выделение земельного участка. Выдается в праве очередности.

Рассмотрим в статье вопросы о тонкостях получения земельных участок детьми-инвалидами.

Что нужно сделать представителю ребенка,чтобы получить надел?

Какие бумаги собрать и правильно оформить документы?

Положено или нет?

К детям-инвалидам относятся лица, младше 18 лет. Инвалидность детства может быть установлена и позже совершеннолетия, если есть медицинские основания, и установлены соответствующие сроки начала заболевания.

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, по закону имеет право бесплатно получить земельный надел от государства. На федеральном и региональном уровне разработаны программы, помогающие улучшить условия проживания детей-инвалидов.


Право на бесплатное получение
предоставляется родителям ребенка, возможности которого ограничены в результате:

  • тяжелого заболевания;
  • дефекта с рождения;
  • перенесенной травмы.

Если семья воспитывает трех и более детей, среди которых есть инвалид, территорию выделят бесплатно. Если семья не многодетная, ей предоставляется право выкупа земли без участия в аукционе.

Выделение надела производится 1 раз – повторно реализовать права не удастся. Но если территория пришла в негодность по причинам, независящим от человека (землетрясение, оползни и пр.), семья вправе обратиться за льготой еще раз.

Детям-инвалидам выделяют свободные участки, не обремененные действиями третьих лиц. Воспользоваться правом и представлять интересы ребенка могут родители, опекуны либо усыновители.

Дополнительная информация! Если семья не успела получить надел до наступления совершеннолетия ребенка, у него имеется право повторно подать заявление.

Условия получения земли несовершеннолетними инвалидами

Гражданин с ОВЗ вне очереди получает землю при условии отсутствия владельцев в виде третьих лиц. То есть участок должен быть свободным. Примечательно, что при соблюдении данного правила допускается вариант, когда у инвалида уже имеется земля и при этом он претендует на надел от государства.

Важно

! Закон строго отслеживает факт выдачи инвалидам только свободных земельных участков, которые не обременены правами третьих лиц.

Что касается регистрации будущей собственности инвалида, данным процессом занимается местная администрация. Но в случае отказа следует запросить письменное подтверждение данного факта, чтобы с полученным документом при желании обратиться в суд.

Как получить надел?

Чтобы принять участие в программе, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении условий проживания.

Если недвижимое имущество имеется, семью признают нуждающейся в таких случаях:

  • площадь жилья – менее 18 кв. м. на 1 члена семьи;
  • дом не соответствует санитарно-техническим нормам;
  • жилье расположено далеко от специализированной школы или медицинского учреждения.

Если в собственности семьи нет недвижимости, ее автоматически признают нуждающейся. На выделение земли она претендует в порядке льготной очереди.

Если земля выдается ребенку с ограниченными возможностями не во владение, а по договору аренды, в течение трех лет на участке должен быть возведен дом. При несоблюдении требования территорию изымают, право на ЗУ аннулируют.
Условия получения надела:

  • земля не должна являться чьей-либо собственностью;
  • отсутствуют обременения;
  • если четких границ у участка нет, органы местной власти должны провести межевание;

Площадь выделяемой территории устанавливается органами местной власти. Выделяется надел в собственность или в аренду. Наличие в собственности участка не является причиной для отказа.

Справка! Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, вправе получить надел, если он будет использоваться в интересах чада. Группа инвалидности не имеет значения.

Кто относится к этой льготной категории?

Предоставление земельных участков семьям детьми-инвалидами осуществляется в следующих случаях:

  • его здоровье было значительно повреждено, были утрачены некоторые функции организма ввиду заболевания, врожденного дефекта, полученной травмы;
  • его деятельность была существенно ограничена – он не может самостоятельно передвигаться, обслуживать свои потребности, общаться или контролировать процесс общения с окружающими, обучаться;
  • ребенок требует особой социальной защиты, которая включает в себя реабилитацию.

В зависимости от степени и характера дефектов развития, ребенку присуждается одна из трех групп инвалидности. Она может быть присуждена как на 1-2 года (после этого срока инвалидность нужно будет заново подтвердить), так и до самого совершеннолетия.

Стоите в очереди на получение бесплатной земли? Узнайте, как проверить свое место в списке!

Для каких целей предоставляется?


Прочие цели использования:

  1. ведение дачного хозяйства,
  2. строительство гаража или иного нежилого строения,
  3. подсобное хозяйство.

На земле под ИЖС допускается строительство дома высотой не более трех этажей.

Если здание будет поставлено на учет, в нем разрешено регистрировать людей.

На участке, выделяемом под ЛПХ, допускается возведение жилого дома, если участок является приусадебным.

Полевой ЗУ используется лишь для выращивания сельскохозяйственных структур. Территория с/х назначения включается в состав огороднического, садового товарищества либо используется индивидуально, без вступления в содружество.

Цели использования бесплатной земли для инвалидов

Итак, часть земли предоставляется гражданину с ограничениями по здоровью, если он заявляет о своём желании:

— построить жилой дом;

— завести подсобное хозяйство;

— начать садовое или огородное хозяйство;

— установить гараж, а также иное помещение.

Созданная федеральная программа гарантирует соблюдение имущественных интересов каждого гражданина, который считается социально незащищённым. На практике это означает, что региональные власти могут не только распределить наделы между нуждающимися инвалидами, но и обеспечить им субсидии с учётом локальных распоряжений и актов.

Процедура оформления

Выделением участков занимаются местные администрации. В обязанности заявителя входит подтверждение льготы и потребности в участке для ребенка-инвалида.

Порядок действий:

  1. Постановка на учет в качестве нуждающихся.
  2. Подача заявления и документов в местную администрацию.
  3. При одобрении заявки – предоставление сотрудником перечня свободных территорий.
  4. Выбор участка.
  5. Сбор документации для заключения сделки.
  6. Получение кадастрового паспорта.
  7. Регистрация прав собственности на ЗУ или аренда.

Если семью не устраивает предложенный участок, она имеет право отказаться и ожидать новый вариант.

Обратите внимание! Если ребенку более 14 лет, он имеет право самостоятельно обращаться в администрацию (при наличии нотариально заверенного согласия от родителей). В остальных случаях за получением участка обращаются родители (опекуны) ребенка-инвалида.

Составление и подача заявления

Унифицированной формы нет. Заявление на получение земельного участка ребенком-инвалидом подает один из родителей либо другое лицо, представляющее его интересы. В документе указываются сведения о получателе и заявителе, цель обращения.

В заявлении отображаются такие данные:


  • полное наименование получателя, отделение;

  • ФИО заявителя, паспортные данные, адрес регистрации;
  • основания для получения надела;
  • сведения о ЗУ (кадастровый номер), при отсутствии конкретного участка – его целевое использование;
  • наличие статуса нуждающейся семьи;
  • перечень прилагаемой документации.

Подписывается лицом, представляющим интересы ребенка с ограниченными возможностями (с расшифровкой данных). Ставится дата подписания.

Подается заявление в местную администрацию. Рассматривает его и принимает решение специально назначенная комиссия. Государственная пошлина не уплачивается.

Справка! В рассмотрении заявления принимают участие не только члены комиссии, но и служба опеки.

Необходимые документы

Кроме заявления родитель подает установленный законодательством перечень документации. В разных регионах список может отличаться.

Потребуются:

  • паспорт или иной удостоверяющий документ;
  • ИНН;
  • справка о составе семьи (для подтверждения родственных связей);
  • справка, подтверждающая инвалидность;
  • справка о месте жительства (адрес регистрации родителей должен совпадать с адресом ребенка-инвалида);
  • документ, подтверждающий необходимость улучшения условий проживания;
  • свидетельство о рождении ребенка и остальных детей (при наличии);
  • справка, подтверждающая статус нуждающейся.

Если документация подается доверителем, потребуется нотариально заверенная доверенность.

Сроки принятия решения и оформление ЗУ

Сроки рассмотрения заявления составляют до 30 дней. В течение этого времени сотрудники администрации проверяют достоверность предоставленной информации. По итогам рассмотрения выносится постановление.

Важно! Если сроки принятия решения затягиваются, администрация обязана сообщить об этом заявителю в письменном виде.

При вынесении положительного решения семья ребенка-инвалида должна принять выделенный участок. И в дальнейшем использовать его в соответствии с целевым назначением.

Где дают земельный участок?

Получить участок для детей-инвалидов можно в любом регионе РФ. Для этого нужно обратиться в местную администрацию.

Важно! Стоит заметить, что семья может рассчитывать на земельный надел, который располагается в регионе, где она проживает вместе с ребенком-инвалидом.

Также земля, которая дается под строительство, должна находиться близко к населенным пунктам, в которые должны быть проведены все необходимые коммуникации, такие как электричества, газ, канализация и вода.

Что делать, если отказали?

Часто комиссия отказывает в предоставлении участка.

Причинами выступают:

  • нехватка необходимых документов;
  • недостоверные сведения;
  • повторное использование права;
  • наличие у семьи ребенка-инвалида земельного участка;
  • отсутствие свободных наделов.

В первых двух случаях разрешается подавать заявку повторно. В остальных ситуациях необходимо обращаться в суд.

Чтобы обжаловать решение, необходимо в течение трех месяцев подать иск, приложив копию решения администрации и документы.

Исковое заявление не рассмотрят, если обратившийся гражданин документально не подтвердил инвалидность ребенка или зарегистрировался на участие в аукционе.

Список нужной документации

Для того чтобы иметь возможность встать на очередь для получения земли под строительство, нужно собрать определенные бумаги и документы, а именно:

  • Копию паспорта родителя, который представляет интересы ребенка, или его опекуна.
  • Справку о месте проживания заявителя и ребенка (они должны быть зарегистрированы на одной жилплощади).
  • Документ, подтверждающий факт инвалидности ребенка.
  • Свидетельство о рождении ребенка-инвалида и других детей и их копии.
  • Документы об имеющейся недвижимости, которые подтверждают, что семье необходимо улучшить жилищные условия.

Действия после того, как подошла очередь

Когда семья ребенка с инвалидностью дождется своей очереди на участок, ее должны уведомить об этом. Получив уведомление, заявитель должен прийти в администрацию, где ему должны вручить свидетельство о регистрации прав на собственность.

После этого заявитель обязательно должен обратиться в органы Росреестра или в МФЦ, для того чтобы зарегистрировать собственность. При этом нужно заплатить госпошлину в размере 300 рублей. Оформить участок необходимо в течение 30 суток после выдачи свидетельства.

Обращение в инстанции

После сбора всех необходимых бумаг необходимо написать заявление. В некоторых регионах для этого могут выдать специальные бланки, которые могут различаться между собой, в некоторых областях заявление можно составить в свободной форме.

Обычно, в нем нужно написать просьбу о предоставлении земли ребенку-инвалиду. Также заявитель должен указать свои личные данные и то, кем он является ребенку.

Кроме того, в заявлении стоит написать, для каких целей берется участок. Если участок уже выбран, то необходимо указать данные о нем, такие как адрес земельного надела, кадастровый номер, наличие обременений и строений на нем. Внизу заявления нужно написать список прилагаемых документов, также поставить дату и роспись.

  • Образец заявления на получение участка семье с ребенком-инвалидом

Готовое заявление и прилагаемые к нему документы нужно отнести в местную администрацию. Рассматривается оно приблизительно 14 дней.

После этого, заявителю должны позвонить и сообщить вынесенное решение. Если администрация приняла положительное решение, то администрация может сразу же предоставить ему участок. Если же подходящих земельных наделов нет, то семью ребенка-инвалида ставят на очередь.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Может ли многодетная семья, имеющая в составе инвалида, получить 2 участка по разным основаниям?

Выделение участка производится только по одному основанию. Для указания основания потребуется уточнить, какая из очередей позволит быстрее получить ЗУ. Льгота семьям с инвалидами предоставляется федеральным законодательством, многодетным семьям – региональными подзаконными актами.

Вопрос № 2. Может ли субъект Федерации отказать в выделении участка земли в связи с отсутствием программы или по другим объективным причинам?

Исполнение норм федерального законодательства обязательно для субъектов. В реализации права семьи, имеющей в составе инвалида, лицам не может быть отказано.

Вынесение отрицательного решения в предоставлении участка

По результатам проверки обоснованности обращения в муниципалитет для получения участка комиссия может вынести отказ. Причинами вынесения отказа служат:

  • Отсутствие оснований для предоставления земли.
  • Реализация семьей льготы ранее. Выделение участка производится однократно.
  • Несоответствие фактических и документальных данных.
  • Отсутствие части обязательных документов.

Обжаловать отказ можно после получения официального ответа. Отказ в предоставлении ЗУ возможен и при отсутствии свободных территорий, предназначенных для целевого назначения, указанного заявителем. При наличии оснований семья должна быть поставлена на учет в ожидании высвободившегося ЗУ.

Пример о вынесении отказа. Семья, имеющая в составе ребенка-инвалида, проживает и имеет регистрацию в поселке, расположенном в области крупного города. По медицинским показаниям ребенка семья сменила местожительство, оформив временную регистрацию в областном центре. Подав документы на получение ЗУ в городскую администрацию, лица получили отказ. Право на предоставление в преимущественном порядке ЗУ возникает у лиц только по месту постоянной регистрации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]