Права ребёнка в России. Что нужно знать детям и родителям?

Право – понятие из юриспруденции, которое подразумевает свод установленных государством норм и правил для регулирования отношений в социуме. Предписания позволяют человеку действовать тем или иным образом, требовать соблюдения прав по отношению к себе.

Дети, до наступления совершеннолетия, зависимы от родителей или опекунов. В силу возраста они не могут принимать определённые решения относительно собственной жизни. Чтобы уберечь маленьких членов правового общества от возможных опасностей и посягательств, права ребёнка регулируются законами.

Индивидуальные права и свободы детей закреплены юридически. В этой статье мы детально изучим права несовершеннолетних всех возрастов, регламентирующие их документы, государственные гарантии, меры ответственности за невыполнение норм и требований.

Содержание:

  • Особенности прав детей
  • Основные права ребёнка в России Какие общие права имеет ребёнок в нашей стране?
  • Права ребёнка в семье
  • Социальные права ребёнка
  • Личные права ребёнка
  • Имущественные права детей
  • Права ребёнка на алименты
  • О трудовых правах
  • Право на медицинское обслуживание
  • Права ребёнка с рождения и по возрастам
  • Ответственность за нарушение прав ребёнка
  • Международные права ребёнка
  • Гарантии прав ребёнка, защита его интересов. Как они защищаются в России?
  • Отличия прав детей в России и за рубежом
  • Правила взыскания

    Совершеннолетие сына/дочери не является единственным поводом для удержания с него денежной поддержки маме и папе. Существует еще ряд условий, закрепляющих обязанности детей по отношению к родителям, которые установлены законом. Среди них:

    • наличие документов, которые подтверждают родственные узы;
    • доказательства материальных проблем у пенсионера;
    • полная дееспособность и психическое здоровье плательщика.

    Важно! Усыновители также имеют права на материальную поддержку от принятого ребенка.

    Отдельно стоит выделить ситуацию, когда у престарелых родителей несколько взрослых детей. В таком случае обязанность по материальной поддержке будет поделена между ними. Однако процентное соотношение может быть разным, в зависимости от следующих критериев:

    • количество кровных и усыновленных несовершеннолетних детей у плательщика;
    • наличие полной дееспособности;
    • уровень материального достатка.

    Возложенные на детей алиментные обязательства не должны значительно ухудшать материальное положение его семьи. Однако желательно покрывать оплату за жилье, траты на еду и медикаменты.

    Особенности прав детей

    Согласно Конвенции о правах ребёнка, утверждённой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, ребёнком является любой человек до восемнадцати лет. С рождения дети получают равные права и свободы. Недопустима дискриминация по полу, стране рождения, национальной принадлежности, расе, религии, языковому признаку, материальному положению. Учитывая незрелость физического и психологического плана, детям необходима специальная охрана, забота, защита государства.

    Человеческая жизнь в иерархии ценностей находится на лидирующей позиции. Право на жизнь признано фундаментальным базовым благом. В Конституции России (ст. 20), закреплено право каждого человека на жизнь.

    Гражданин РФ наделяется правоспособностью по факту рождения. Защита прав детей начинается ещё до этого момента. Нерождённый ребёнок наделяется условной правоспособностью до рождения. Он является претендентом на наследство (ГК РФ, ст. 1166). Раздел имущества можно делать после рождения наследника. Согласно Семейному Кодексу РФ расторжение брака не влечёт изменений в правах ребёнка, в том числе, нерождённого (ст.30). Следовательно, закон России наделяет дитя определёнными правами после констатации факта зачатия. Эмбрион находится под охраной законов, регулирующих медицинскую сферу, нормы общества.

    Охрана прав детей, предоставление возможности развиваться, обучаться, социализироваться – важные задачи России. Родители и опекуны должны донести детям информацию об их правах, привить самоуважение, культивировать принадлежность к правовому обществу. Ребёнок является гражданином РФ не меньшей степени значимости, а равноправие между членами общества регулируется Конституцией РФ.

    В каких документах содержатся права ребёнка?

    Основные документы, отстаивающие детские интересы в России:

    1. Конституция. Основной закон государства, регулирующий правомочия граждан вне зависимости от возраста. Дети наделяются правоспособностью по факту рождения.
    2. Семейный кодекс. Свод правил по регулированию семейных норм. Содержит социальные, персональные, имущественные права детей.
    3. Уголовный кодекс. Определяет степень уголовных преступлений и карающие меры для несовершеннолетних преступников.
    4. Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24.06.1998 г.). Расширенный свод правил касаемо защиты прав ребёнка в области жизнеобеспечения, учёбы, социальной адаптации, оздоровления.
    5. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании» (29.12.2012 г.). Юстирует право ребёнка на образование в различных учреждениях, определяет уровень ответственности родителей или опекунов за получение ребёнком образования.
    6. Федеральный Закон N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (21.12.1996 г.). Документ устанавливает нормы по воспитанию и содержанию детей, утративших кормильцев.
    7. Федеральный Закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24.11.1995 г.). Регулирует свободы детей с отклонениями развития.
    8. Нормативные документы, сформированные субъектами Российской Федерации и органами самоуправления. Законы об образовании детей, не противоречащие Конституции и Федеральным Законам, выданные на местах.
    9. Уставы дошкольных образовательных учреждений, школ. Учебные заведения могут составлять собственные нормативные документы, содержащие нормы касаемо поведения, внешнего вида, методов обучения детей. Они также подчиняются основным законам РФ.

    Помимо основных нормативных актов действуют целевые госпрограммы по формированию благоприятных условий для роста и развития детей. Все региональные законы принимаются в соответствии с главными положениями страны и международными законами.

    Обязанности Учащихся:

    2.1. Добросовестно учиться.

    (Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)

    2.2. Выполнять требования Устава школы.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

    2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.

    (Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

    1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

    (Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

    1.27.

    Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

    1.28.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей)

    (Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

    1.29.Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

    1.30.Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

    1.31.Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

    1.32.Выполнять домашние задания в установленные сроки.

    (Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п.3)

    1.33.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.

    Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.

    1.34.На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

    1.35.Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

    1.36.В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.

    (Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст. 51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. № 27-14/70-83)

    Основные права ребёнка в России

    Незнание закона не освобождает от ответственности, а незнание личных прав – от их нарушения. Нередко права несовершеннолетних детей, закреплённые в основных законах страны, не соблюдаются, либо соблюдаются в неполной мере.

    Какие общие права имеет ребёнок в нашей стране?

    Несовершеннолетний ребёнок в РФ наделён такими правами:

    • жизнь и воспитание в семье;
    • защита интересов;
    • общение с родителями, родственниками;
    • выражение собственного мнения;
    • имя и его перемена;
    • образование;
    • медицина;
    • имущество.

    Права ребёнка в семье

    Семьи, как структурные единицы общества, охраняются государством. Основные положения зафиксированы в Семейном Кодексе. Нормативные акты регулируют семейные отношения, охраняют права взрослых и малолетних граждан.

    Основные семейные права российского ребёнка:

    Дети имеют право на проживание в семье, воспитание и заботу родителей (ст. 54 СК РФ от 1995 г.)

    Пребывание в семье – значимый фактор в становлении личности индивидуума. Полноценный член общества должен обладать высокими нравственными принципами. Моральные нормы должны прививаться родителями. Решение забрать ребёнка из семьи может быть одобрено судом, если это в его интересах, либо нахождение с родителями угрожает жизни и здоровью.

    Передача на воспитание родным или другой семье возможна только с согласия родителей, если они имеют родительские права на ребёнка. При разводе, дети старше 14 лет самостоятельно выбирают, с каким родителем остаться.

    Право свободно общаться с родственниками, родителями

    Коммуникация с кровными родственниками, в том числе бабушками, дедушками, братьями, сестрами, помогает расти в дружественной атмосфере, культивировать семейные ценности. Нельзя ограждать детей от контактов с родными в случае ссоры, развода, переезда. При нарушении права ребёнка на беспрепятственную коммуникацию, родственники могут обратиться с жалобой в органы опеки. При неисполнении решения можно подать в суд.

    Ребёнок имеет право находиться под защитой родителей

    Именно они представляют интересы на законных основаниях. Родители обязаны действовать в интересах несовершеннолетнего, отстаивать его права в суде и повседневных ситуациях. Семейное право призвано защитить детей от недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей. Если гражданин РФ заметил ущемление прав ребёнка, ему следует обратиться в органы попечительства с претензией. Дело будет рассмотрено контролирующими службами.

    Берегите своих детей всегда, даже когда вас нет в непосредственной близости! Знайте, где находится ваш ребёнок, каким маршрутом следует, чем занимается и что происходит вокруг него с приложением «Где мои дети».

    Социальные права ребёнка

    Детям полагается соцзащита. Ребёнок до 18 лет, ставший сиротой в связи со смертью кормильцев или лишением родительских прав, переходит на воспитание в другую семью или в сиротский дом. Первый случай подразумевает содержание ребёнка за счёт средств попечителя или опекуна, второй – за счёт финансирования государства.

    Несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, необходимо направить в учреждения по профилактике безнадзорности (ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ред. 24.04.2020). Принудительному содержанию в особых учреждениях в профилактических целях подлежат беспризорные, занимающиеся бродяжничеством, употребляющие наркотические вещества, совершившие правонарушения и уголовные преступления дети.

    По Федеральному закону № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21.12.1996), детям без родителей полагаются льготы на получение образования, медицинские услуги, имущество. Социальной защитой занимаются госструктуры и органы регионального самоуправления в сфере детского права.

    Личные права ребёнка

    К личным неимущественным правам детей относятся:

    Возможность выражать своё мнение

    Пожелания ребёнка учитываются при решении вопросов, прямо затрагивающих его интересы. При судебных или административных разбирательствах мнение детей, которым исполнилось десять лет, заслушивается в обязательном порядке. Вердикты против воли ребёнка могут быть приняты лишь в исключительных случаях, когда малыш желает того, что противоречит его интересам.

    Изменение ФИО

    Фамилия передаётся ребёнку от родителей. Если у супругов разные фамилии, они выбирают подходящий вариант по собственному усмотрению, как и имя. Разногласия по данному вопросу решает орган опеки или попечитель. До 14 лет родителям можно менять фамилию и имя детей с разрешения социального работника. Процедуру невозможно провести в одностороннем порядке, например, если один родитель не согласен. Исключением служат следующие обстоятельства:

    • отсутствие родительских прав;
    • неуплата средств на содержание ребёнка;
    • неустановленное местонахождение;
    • безучастие в воспитательном процессе.

    С 10 лет при изменении имени обязательно учитывается мнение ребёнка. Орган опеки рассмотрит, насколько обоснованными и уважительными являются причины мероприятия. Решение будет принято в интересах малолетнего гражданина.

    Изменение отчества проводится по решению суда. Весомый аргумент – процесс усыновления. Наличие живого отца, чья фамилия указана в свидетельстве о рождении, станет препятствием для решения в пользу усыновляющего лица, если у отца имеются родительские права.

    Когда ребёнку исполняется 14 лет, он имеет право самостоятельно подать заявление об изменении имени в органы ЗАГС. Поменять ФИО можно полностью или только часть. В документе нужно будет объяснить причину такого решения. Обязательным требованием является письменное, нотариально заверенное соглашение обоих родителей (при полной семье).

    Если родители не дают согласие о перемене имени, ребёнок старше 14 может обратиться за урегулированием вопроса в суд. Документ нужно предоставить в загс. Альтернативными правовыми возможностями несовершеннолетнего для изменения имени является эмансипация (при подтверждённом трудоустройстве и признании дееспособности) или бракосочетание.

    Право на свободу религии, собраний

    Ребёнок, как и взрослый гражданин, наделён свободой убеждений касательно бога. Статья 28 Конституции РФ гарантирует волю в плане выбора религии. По возрасту, ребёнок не имеет развитого критического мышления и достаточного количества знаний, поэтому легко поддаётся влиянию окружения и различным манипуляциям. Родителям, представителям учебных заведений и другим лицам запрещено заставлять детей участвовать в религиозных собраниях против их воли. Так закон препятствует оказанию морального и психологического давления на малолетних граждан.

    Имущественные права детей

    Гражданский Кодекс регулирует права ребёнка касательно распоряжения личным имуществом (ст. , ). С 14 лет детям позволено заключать сделки, получив разрешение родителя или опекуна в письменной форме. Личный заработок, стипендию можно использовать на усмотрение несовершеннолетнего без письменного засвидетельствования.

    Дети до четырнадцати не могут распоряжаться имуществом. Это право передаётся их родителям или попечителям. Исключением являются мелкие бытовые покупки. Правомочия родителей по имущественным сделкам регулирует Гражданский Кодекс РФ (ст. 37). Статья содержит перечень ограничений по распоряжению имуществом несовершеннолетнего подопечного. Вне согласия органов опеки родителям и попечителям нельзя продать, сдать в аренду, подарить имущество ребёнка.

    Дети имеют право на пользование имуществом родителей при совместном проживании с ними по обоюдному согласию (СК РФ, ст. 60).

    Малолетние члены общества наделены наследственными правами. Ребёнку может достаться имущество по наследству, завещанию, перейти в дар. Также дети являются наследниками второй очереди, если нет первоочередных наследников.

    Права ребёнка на алименты

    Содержание ребёнка возлагается на родителей и других членов семьи. При неполучении денег на содержание от одного или двух родителей, суд назначает взыскание в принудительном порядке. Объём алиментов зависит от официальной зарплаты и доходов. Одному ребёнку полагается ¼ часть доходов. Размер взысканий пропорционально увеличивается в зависимости от количества детей. Возможно уменьшение или увеличение суммы алиментов по постановлению суда.

    Если родитель получает деньги нерегулярно, устанавливается фиксированная ежемесячная сумма на жизнь ребёнка. Средства поступают на расчётный счёет родителя или опекуна, с которым фактически живет малыш. Полученные деньги обязаны расходоваться исключительно на нужды маленького гражданина (ст. 60 Семейного Кодекса Российской Федерации).

    Нормативно-правовые документы по защите прав ребенкаматериал (подготовительная группа)

    Основные документы о правах ребенка и обязанностях родителей и (лиц их замещающих) по отношению к детям

    Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.

    В преамбуле к Конвенции о правах ребенка говорится, что семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей в рамках общества. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

    Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании Федерального Закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. В Семейном Кодексе РФ подчеркнуто, что осуществление членами семьи своих прав и исполнения ими своих обязанностей не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Права детей в семье и ответственность родителей за их здоровое развитие регламентируются многими нормативно-правовыми документами, как на международном, так и на российском уровне. Основным международным документом по защите прав несовершеннолетних является Конвенция о правах ребенка.

    Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года).В статье 5 данного документа подчеркивается, что государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка. Статьей 18 признается принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В статье 27 обозначено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

    Основным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).Государственная защита семьи регламентируется статьей 38: «п.1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; п.2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; п.3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

    Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года).Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов: п.2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка.

    Статья 9.Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания: п.1.При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье…не могут ущемляться права ребенка.

    Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.

    Статья 23. п.1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

    Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года). Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье: п.2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

    Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками п.1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случаях их проживания в разных государствах; п.2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

    Статья 56. Право ребенка на защиту: п.1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту; п.2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

    Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. п.1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

    Статья 65. Осуществление родительских прав: п.1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей.

    Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).

    Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Статья 21, ч.2.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    Статья 38, ч.2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

    Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):

    Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

    Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

    Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная информация предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей.

    Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

    – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); – за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157). В федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отмечено, что дети с асоциальным поведением должны быть обеспечены индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением, а также изложены основные задачи и принципы деятельности учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и положения осуществления образовательного процесса с указанием условий работы образовательных учреждений, среди которых обозначены специальные школы для девиантных подростков.

    В Типовом Положении о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением указано на создание условий, обеспечивающих им психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе для развития личности воспитанников, нуждающихся в особой заботе и защите, что позволяет отвлечь их от совершения правонарушений, получить основное общее или среднее (полное) общее образование, повысить самооценку, рост личностной и социальной компетентности. Следует отметить, что учебно-воспитательный процесс в данных учреждениях затруднен рядом причин: приемом учащихся в школу в течение всего учебного года, стойким нежеланием подростков учиться и посещать школу, неустойчивыми состояниями в их поведении; использованием типовых образовательных программ, не учитывающих особенности девиантного поведения воспитанников. Принимая к сведению вышеперечисленные факторы, для организации обучения и воспитания детей и подростков в специальных общеобразовательных школах необходимо использовать адаптированные учебные программы на основе социально-педагогического сопровождения.

    Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ

    Консультация для воспитателей ДОУ

    Цель консультации :

    -Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

    -Формирование активной педагогической позиции родителей и вооружении их необходимыми правовыми знаниями, предупреждение асоциального воспитания детей.

    Задачи:

    -Повысить уровень правовой культуры родителей, совместно изучать основные положения.

    -Конвенция о правах ребенка.

    -Формировать индивидуальную родительскую позицию, стиль гуманных взаимоотношений с детьми.

    -Вовлекать родителей в процесс воспитания и развития детей, в жизнь ДОУ.

    -Пополнять копилку практического и наглядного материала по специально- правовому воспитанию.

    Этапы развития:

    -Знакомство с дошкольным учреждением, основными нормативными документами.

    -Планирование и обеспечение правового образования родителей.

    -О привлечении родителей к участию в жизни детского сада.

    -Посещение педагогами и специалистами семей.

    -Анализ результатов работы.

    Формы работы:

    -Знакомство на первом общем собрании с основными документами ДОУ и основными правовыми документами.

    -Групповые родительские собрания.

    -Опрос родителей на предмет индивидуальных особенностей ребенка.

    -Анкетирование и тестирование.

    -Индивидуальные формы работы с родителями(беседы, консультации, посещения семей, поручения родителями и др.)

    -Консультации специалистов.

    -Посещение открытых занятий в ДОУ по правовой и другим тематикам.

    -Совместные мероприятия с участием родителей.

    -Совместные мероприятия выставки поделок, рисунков, выставки праздничных стенд и газет и т. д.

    -Круглые столы семинары- практикумы.

    Проведенные в 1990-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. Социально-экономические трудности усугубились еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность с семьи за воспитание ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, пользуясь стихийными источниками информации, они не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.

    Основные международные документы по защите прав детей:

    1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году. 2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году. 3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.

    «Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

    В десяти принципах Декларации отражены права детей:

    • на имя,
    • гражданство,
    • любовь,
    • понимание,
    • материальное обеспечение,
    • социальную защиту,
    • возможность получать образование,
    • развиваться физически,
    • нравственно,
    • духовно в условиях свободы и достоинства.

    Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».

    В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

    • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
    • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
    • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

    Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

    • право на охрану здоровья,
    • право на образование,
    • право участвовать в играх,
    • право на сохранение своей индивидуальности,
    • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

    «Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

    Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

    • Конституция РФ.
    • Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
    • Семейный кодекс РФ.
    • Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
    • Закон «Об образовании РФ».

    В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития.

    Семейный кодекс регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.

    Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

    Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

    Ст. 56 — гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.

    Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:

    • дети-инвалиды;
    • дети — жертвы межнациональных конфликтов;
    • дети с отклонением в поведении;
    • дети с ограниченными возможностями.

    Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

    Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями. Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

    Формы жестокого обращения с детьми:

    • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку). Признаки: боязнь физического контакта с взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки.
    • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми). Признаки: ночные кошмары, страхи; не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка.
    • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. Признаки: постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; различные соматические заболевания; беспокойство, тревожность, нарушения сна; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; задержка физического, умственного развития; плохая успеваемость; нервный тик, энурез.
    • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию). Признаки: задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; требование ласки и внимания; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность, импульсивность; сонный вид и утомленность; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; часто вялотекущая заболеваемость; антиобщественное поведение, вандализм.

    Профилактика жестокого обращения с детьми:

    • создание доверительно-делового контакта с родителями;
    • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
    • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

    Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

    Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе. Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

    • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
    • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
    • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
    • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

    Нельзя:

    — показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение); — обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить; — просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

    Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

    Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

    • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
    • оградить ребенка от реакции других детей;
    • уделить ребенку максимум внимания;
    • дать понять, что проблему можно решить.

    В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, служба здравоохранения, телефон доверия).

    Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

    Защита детей от жестокого обращения. Новый взгляд на проблему.

    Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав. Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей. «Чаще всего от психологического и физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления».

    Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях.

    Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить.

    Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи. Но при таком подходе из поля зрения выпадают семьи, которые можно отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству. Не все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска всю категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в которых существует угроза здоровью и жизни ребенка. Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным. Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход. В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального?

    Социальные службы должны научиться диагностировать каждый отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае.

    Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.

    Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитатель детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.

    Социальный педагог в ДОУ может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал. Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать необходимыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи. Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если социальный педагог умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.

    Права ребёнка с рождения и по возрастам

    Правовой статус ребёнка меняется по мере взросления. Чем старше маленький гражданин, тем больше прав на самостоятельные действия и решения он приобретает. Кратко рассмотрим градацию прав детей Российской Федерации в зависимости от возраста:

    1. 1,5 лет. Ребёнок имеет право посещать ясли.
    2. 3 года. Детей можно отдать в детский сад.
    3. 6 лет. Ребёнок получает право на посещение школы (Конституция РФ), совершение мелких бытовых покупок (канцелярия, продукты). Он может заключать сделки по распоряжению средствами, которые предоставили законные представители, при их согласии. Также могут быть заключены любые сделки с целью безвозмездного получения выгод, не требующие нотариального подтверждения.
    4. 8 лет. Дети могут участвовать в общественных объединениях (ФЗ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г).
    5. 10 лет. Появляется право выражать мнение, которое может повлиять на смену имени, места жительства с одним из родителей, усыновление.
    6. 14 лет. В этом возрасте перечень прав значительно увеличивается. По исполнению четырнадцати лет ребёнок имеет право изменить гражданство, отменить усыновление, по собственному усмотрению распоряжаться личным заработком без согласия родителей, нести ответственность по совершенным сделкам. Можно самостоятельно распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности, защищать личные персональные интересы в судебном порядке. Можно подрабатывать после школы.
    7. 15 лет. Подросток может устроиться на работу, принимать решение о медицинских вмешательствах.
    8. 16 лет. При наличии уважительной причины можно вступить в брак. Для этого потребуется разрешение органов местного самоуправления. В шестнадцать лет подростки могут стать членами кооперативов.
    9. 18 лет. Молодые люди становятся совершеннолетними.

    Обязанности подростка в обществе

    Каждый гражданин не только имеет права, но и несет ответственность за совершенные им действия. Подростки не являются исключением из этого правила.

    Определенные обязанности возлагаются на несовершеннолетнего, как на гражданина РФ. Они неотъемлемо связаны с фактом гражданства. Среди них:

    • получение паспорта;
    • воинский учет;
    • образование.

    Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность. Каждый подросток, достигший 14 лет, обязан принять все меры для его получения в течение 30 дней. В противном случае наступает ответственность в соответствии с законодательством. В данном случае это штраф.

    Все лица мужского пола, достигшие семнадцатилетнего возраста, подлежат постановке на воинский учет. Отбор производится специализированными органами в зависимости от состояния здоровья призывника.

    Праву ребенка на образование противопоставлена обязанность по получению знаний. К ней относится надлежащее поведение на уроках, уважительное отношение к педагогам и должностным лицам организации, выполнение домашних заданий, соблюдение устава учреждения. Однако ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по обучению возлагается не

    на несовершеннолетнего, а на его родителей.

    Отдельно стоит выделить родительские обязанности несовершеннолетних. С 16 лет подросток может самостоятельно воспитывать своего ребенка и нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

    Ответственность за нарушение прав ребёнка

    Чаще всего нарушителями прав ребёнка являются сами родители, члены семьи, учителя, сверстники, должностные лица. Рассмотрим наиболее распространённые правонарушения в отношении детей:

    Нарушение права на жизнь в семье

    Доказательством тому служит количество беспризорных детей, преступность несовершеннолетних. Согласно статистике Генпрокуратуры о состоянии преступности в России, количество преступлений в отношении несовершеннолетних увеличивается с каждым годом. По закону, родители обязаны обеспечить ребёнку нормальные условия для развития и воспитания. Нахождение большого количества детей в специальных учреждениях при живых родителях, лишённых родительских прав или уклоняющихся от обязанностей, подтверждают численность нарушений данного права ребёнка.

    Нарушение права на образование

    Отсутствие нормальных условий для жизни тесно связано с учёбой. Безнадзорные, дети из малообеспеченных семей часто не посещают образовательные учреждения. Среднее общее образование граждане обязаны получить в любом случае. Невыполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию ребёнка считается административным правонарушением (КоАП РФ, статья 5). Сумма установленного взыскания варьируется в пределах 100-500 руб. При зафиксированном повторном правонарушении штраф увеличивается до 4000-5000 руб.

    Нарушение прав на достойное содержание

    Материальные расходы ложатся на плечи родителей. По статистике службы судебных приставов за 2021 год, за первые 6 месяцев ведомство получило 1,2 миллиона запросов о взыскании алиментов на сумму 167 миллиардов рублей. На 2021 год каждый третий уклоняется от уплаты денег на содержание ребёнка. Мужчины составляют большую часть неплательщиков (около 78%). Многие даже закрывают частный бизнес для уменьшения официальных доходов или увольняются с работы, чтобы не платить деньги алименты.

    Гражданско-правовая ответственность закреплена в ГК РФ (ст.5.35.1). От образовавшейся суммы долга неплательщика ежедневно взимается пеня в размере 0,5%. Административная мера наказания к указанной пене дополнительно предусматривает уплату штрафа в сумме до 2500 рублей.

    Согласно Уголовному Кодексу РФ, статье 157, злостное уклонение от уплаты алиментов влечёт уголовную ответственность. Из наказания предусмотрены исправительные работы сроком до 1 года, обязательные работы до 180 часов, арест до 3 месяцев. Суд имеет право лишить неплательщика родительских прав.

    Если сумма задолженности по алиментам превышает 10000 рублей, судебный пристав может наложить запрет на выезд за границу. Также используется запрет на переоформление движимого и недвижимого имущества, пользование водительским удостоверением. При долге выше 3000 рублей может быть наложен арест на имущество с дальнейшей его продажей. Для особо злостных неплательщиков с крупными суммами приставам разрешается использовать несколько мер одновременно.

    Нарушение имущественных прав

    Права детей на жилье защищаются нормами семейного, жилищного, гражданского права. Родители часто действуют вопреки интересам детей, против закона. Причиной тому выступает недобросовестность, безответственное отношение и материальная несостоятельность. У ребёнка сохраняется право на жилье, находящееся в собственности родителей, даже после расторжения брака.

    Продажа жилья с прописанными несовершеннолетними является незаконной (ст.167 ГК РФ). Согласие органов опеки выступает страхующим фактором, но в суде легко признают сделку купли-продажи незаконной. Органы опеки разрешают продажу недвижимости в случае покупки детям равноценного жилья. Так как заранее проконтролировать это невозможно, оспорить нарушение прав можно только постфактум. Для этого потребуется собрать доказательную базу. Маленькие граждане в силу возраста не могут отстоять своих прав, а через длительное время доказать правоту очень сложно.

    Жестокое обращение с детьми

    Под жестоким обращением подразумеваются все формы физического и психологического насилия, в том числе побои, оскорбления, сексуальные посягательства, безучастность. Полный перечень не зафиксирован в законе из-за разнообразия фактических обстоятельств, при которых может пострадать несовершеннолетний.

    Семьи с детьми, подверженными насилию со стороны родителей или других лиц, должны находиться на контроле органов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Любой гражданин имеет право обратиться в полицию при выявлении противоправных действий по отношению к ребёнку. Если меры не будут приняты, граждане имеют право написать заявление в прокуратуру.

    За физическое насилие в виде побоев, истязаний, иного физического воздействия предусмотрена уголовная ответственность (глава 16 УК РФ).

    Запрет общаться с родителями и близкими родственниками

    Если запрет общаться с родственниками противоречит интересам ребёнка, возможен административный штраф 2-3 тыс. рублей. То же касается утаивания местонахождения детей против их воли, неисполнения судебного решения по месту проживания ребёнка.

    Нарушение половой неприкосновенности детей

    Дети – уязвимые члены общества, нуждающиеся в защите. Они часто не понимают характер и противоправность совершаемых над ними действий, поэтому особо тщательно нуждаются в защите государства.

    По данным МВД России, количество преступлений на сексуальной почве с участием несовершеннолетних выросло на 42% за 5 лет. Каждое 6-е преступление совершается в семье. Каждый двенадцатый ребёнок страдает от сексуального насилия родителей.

    Преступления против половой неприкосновенности регулируются Уголовным Кодексом (глава 18). Изнасилование карается лишением свободы на срок от 3 до 20 лет в зависимости от тяжести преступления и последствий. Дополнительно могут быть ограничены права преступника занимать определённые должности и вести деятельность, связанную с детьми. За особо тяжкие преступления, совершенные над детьми до 14 лет, суд может назначить пожизненное лишение свободы.

    Меры наказания за развратные действия указаны в статье 135 УК РФ. Если пострадал ребёнок в возрасте 14-16 лет, предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. Групповое насилие, а также преступления, совершённые ранее осуждёнными лицами, караются лишением свободы от 5 до 20 лет.

    Нарушение информационной безопасности детей в интернете

    Дети защищаются законом от информации, которая способна причинить вред их физическому и психологическому здоровью. К подобной информации относятся побуждения к насилию, самоубийству, применению наркотических веществ. Запрещено распространять в массы информацию, которая опровергает семейные ценности.

    В 2021 году закон ужесточил ответственность за нарушение информационной безопасности детей в интернете. Обычному гражданину грозит штраф до 3000 руб., должностным лицам до 200000 руб., юридическим – до 600000 руб. соответственно.

    Ответственность подростков

    С 14 лет подростка можно привлечь к ответственности. При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Если ранее максимальной мерой была постановка на учет, то, достигнув указанного возраста, в зависимости от преступления, ребенок может получить наказание, даже связанное с лишением свободы.

    С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях.

    Кроме того, теперь на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.

    Международные права ребёнка

    Какие документы регулируют права детей на международном уровне?

    Основными нормативно-правовыми международными актами являются:

    1. Декларация о правах человека (10.11. 1949 г.).
    2. Декларация прав ребёнка (20.11. 1959 г.).
    3. Конвенция о правах ребёнка (20.11.1989 г.).
    4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.09.2000 г.).

    Конвенция ООН: основные принципы

    Рассмотрим вкратце суть Конвенции:

    1. Принцип 1. Под действие Декларации попадают все дети без исключения.
    2. Принцип 2. Детям необходимо обеспечить благоприятные условия для жизни и развития.
    3. Принцип 3. Ребёнок получает имя и гражданство после рождения.
    4. Принцип 4. Ребёнок и его мать обязаны быть обеспечены дородовым и послеродовым медицинским уходом, социальным обеспечением, а также последующим обслуживанием в сфере медицины.
    5. Принцип 5. Дети с отклонениями в развитии нуждаются в специализированном уходе и заботе.
    6. Принцип 6. Детям нужны любовь и понимание. В семье ребёнку комфортнее всего. Если ребёнок остаётся без родителей, обязанность по его содержанию возлагается на государство.
    7. Принцип 7. Дети должны получить образование. Начальное обучение должно быть бесплатным для всех.
    8. Принцип 8. Дети получают первоочередное право на защиту.
    9. Принцип 9. Неприемлема жестокость и эксплуатация детей, в том числе, трудовая деятельность ранее установленного законом возраста.
    10. Принцип 10. Недопустимо культивировать любые виды дискриминации при воспитании детей.

    Общие Правила Поведения Учащихся:

    Поведение учащихся на уроке:

    3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

    (Конституция РФ, ст. 17 п. 3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3)

    3.2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их, при желании ответить или задать вопрос учителю – поднять руку.

    3.3. Время перемены – личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

    Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

    (Конституция РФ, ст. 17 п.3)

    2.26.Поведение учащихся в столовой:

    — бережно относиться к имуществу столовой,

    — во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,

    — убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

    — не приходить в столовую в верхней одежде,

    — не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

    3.5. Дежурные по школе

    (осуществляется учащимися 7-11 классов) обязаны:

    — присутствовать на линейке, проводимой дежурным администратором и классным руководителем в 7 час. 55 мин.;

    — проверят наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;

    — помогать переодеваться младшим школьникам;

    — следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;

    — поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.

    Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

    3.6.
    Требования к внешнему виду учащихся:
    — в школу учащиеся начальной школы приходят в школьной форме. (утверждено на методобъединении начальной школы)

    — учащиеся 5-11 классов приходят в школу в одежде делового стиля. Мальчики – в костюмах (пиджак, рубашка с галстуком или водолазка). Девочки – юбка темного цвета, блузка или водолазка,

    — недопустимо ношение одежды излишне открытой;

    — не допустимы яркие, вызывающие элементы одежды, бижутерии,

    — рекомендуется не применять излишнюю косметику, экстремальный цвет волос и не носить много украшений на занятиях,

    — рекомендуется маникюр – классический, светлых, не вызывающих тонов,

    — недопустимо ношение одежды, подчеркивающий принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению,

    — в школе учащиеся должны ходить в сменной обуви,

    — не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде,

    — не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин..

    Гарантии прав ребёнка, защита его интересов. Как они защищаются в России?

    Кроме ранее упомянутых в статье нормативных документов защиту прав ребёнка обеспечивают следующие законы:

    1. Федеральный Закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (24.04.2008 г.).
    2. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» (ст. 170, 10.01.2000 г.).
    3. Указ Президента РФ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» (1.09.2009 г.).

    Согласно Указу Президента РФ N 986 (ред. от 15.01.2019), защитой прав детей в России занимается Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребёнка. Указанные лица назначаются и снимаются с должности президентом.

    Сфера полномочий детских омбудсменов:

    • защита и отстаивание прав конкретного несовершеннолетнего лица;
    • профилактические проверки детских учреждений на предмет нарушения прав ребёнка;
    • активное участие в формировании новых законодательных актов касательно детей;
    • написание предложений по совершенствованию механизмов правовой защиты детей;
    • просветительная работа среди детей, родителей и законных представителей.

    Уполномоченный по правам ребёнка РФ обязан следить за правомерностью исполнения законодательства органами любой организационно-правовой формы, деятельность которых связана с воспитанием, образованием, медицинским обслуживанием, оздоровлением, безопасностью детей.

    Действующее на сегодня семейное законодательство приведено в соответствие международным обязательствам РФ. Защита прав ребёнка возлагается на родителей, опекунов, должностных лиц с соответствующими полномочиями.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]