Когда надо писать
Законодательством (ст. 333.40 НК РФ) предусмотрены следующие основания для полного или частичного возвращения государственной пошлины:
- Судом не вынесено окончательное решение, дело не рассмотрено по следующим причинам: возвращение иска, жалобы, иного обращения; отказ суда в их принятии, рассмотрении; прекращение производства по делу. В этом случае заявителю возвращается весь объем уплаченных средств. При заключении мирового соглашения, отказе от иска или принятии его возвращается 70%, при оплате долга до рассмотрения, но после возбуждения гражданского дела по иску ничего не возвращается.
- Уплата произведена в большем размере, чем требуется. В этом случае составляется заявление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, которое подается в стандартном порядке.
- Госорганом отказано в совершении юридически значимых действий.
- Плательщики отказались от намерения совершить юридически значимые действия до обращения в госорган.
- Возврат обращения государственным органом без удовлетворения.
В ст. 333.40 НК РФ дан ответ и на вопрос, обязательно возвращается ли госпошлина при возврате искового заявления или ее можно использовать для повторного обращения. По письменному обращению госорган обязан через Федеральное казначейство возвратить средства, если не истекло три года с момента их уплаты. Заинтересованное лицо вправе использовать уплаченную государственную пошлину для повторной подачи иска, приложив подлинник документа об оплате.
Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами
Госпошлина — это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора.
Дмитрий Самигуллин, специально для ИА «Клерк.Ру» Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.
В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.
Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.
Государственная пошлина взимается:
- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.
1. Уплата госпошлины представителем.
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.
Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.
Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.
2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.
Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с
неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.
Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:
В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.
Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.
Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.
3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.
В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.
Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.
5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.
При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.
Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.
В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.
Автор — генеральный директор консалтинговой (www.rbl-samara.ru ), к.ю.н., налоговый консультант
Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.
Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.
Куда обращаться
В соответствии с ч. 3 ст. 333.40 НК РФ есть два варианта, куда подать заявление на возврат госпошлины:
- в государственный орган, который занимается оказанием госуслуги, совершает юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина;
- в инспекцию федеральной налоговой службы, если возвращать заявитель намерен пошлину за обращение в суд; документ подают в ИФНС по месту нахождения судебного органа.
Общий порядок — в госорган, особенный — в ИФНС (для судебных дел).
Если придется возвращать деньги через суд, то используйте базу судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе. Обязательно сошлитесь в тексте иска на те дела, которые суд решил «в вашу» пользу. Это сделает позицию убедительнее и поможет выиграть дело.
Причины отказа от иска или возвращения
Как в судах общей юрисдикции (далее также СОЮ), то есть районных/городских, областных/краевых/республиканских судах, у мировых судей, так и в арбитражах правила приема-возврата исков примерно одинаковые.
Основные обстоятельства, когда истец задумывается о пошлине, уплаченной за рассмотрение спора это:
- добровольный отказ от иска;
- отказ/возврат по инициативе судьи.
Отказ по собственному желанию.
Здесь все более-менее понятно. Гражданин передумал судиться, так как понял, что дело невыигрышное или наоборот ответчик всё заплатил или долг просто прошен и т.д. Нужно лишь соблюсти несколько условий, когда отказ будет иметь силу:
- произведен до вынесения судом решения по существу дела. Это может случиться и до принятия иска судом, и при рассмотрении в первой или апелляционной инстанции;
- заявлен уполномоченным лицом. Либо сам истец это делает, либо его представитель, действующий по доверенности (если доверенность имеет такое правомочие);
- форма неважна. Допускается письменная, а также можно заявить под запись в судебный протокол;
- может быть полным, а может частичным. Например, заявлено два требования: о взыскании суммы долга по расписки и процентов за пользование чужими деньгами. Так вот заявитель может не взыскивать проценты, только долг;
- не должен нарушать права других лиц или противоречит закону. Обычно такие случаи, когда в процессе более двух участников (несколько истцов, третьи лица).
Инициатива судьи.
Исковые документы, представленные в суд, могут быть возвращены стороне спора. Но также могут не возвращаться (остаться в архиве), но при этом движение по делу прекращается, без решения спора. Однако для этого должны иметься четкие основания. Перечислим их.
- отказ в принятии дела к производству/возвращение документации:
- спор не рассматривается судом вообще (то есть этими вопросами занимаются другие органы, например, полиция, следственный комитет);
- ошибочный адрес суда. Например, дело надлежит передаче в арбитраж, а было направлено в городской суд общей юрисдикции;
- уже имеется законное решение (в том числе третейского суда) по подобному производству между этими же лицами;
- неправильно выбран вид производства. Вместо судебного приказа был подан иск;
- имеются нарушения при оформлении и обращении в суд.орган (не подписано заявление, не была предъявлена ответчику досудебная претензия, не приложены документы в подтверждении доводом и другие). При этом суд вначале дает возможность устранить нарушения. И только когда нарушения в установленный срок не исправлены, материалы будут высланы обратно.
- прекращение рассмотрения материалов, которые остаются в архиве (высылаются обратно):
- аналогичное дело уже рассматривается другим судьей;
- не была пройдена претензионная процедура, если она обязательно для конкретного дела (вида правоотношений);
- стороны не являются на процесс;
- обращение было от лица неуполномоченного и настоящий заявитель не подтвердил намерение судоразбирательства;
- спорщики примирились с заключением соглашения.
Как написать
Унифицированная форма, по которой подается обращение, не разработана. Бланк, утвержденный приказом ФНС России №ММВ-7-8/[email protected] от 30.11.2018, имеет силу рекомендации и используется для обращения в электронной форме.
В соответствии с налоговым законодательством требования следующие:
- соблюдение письменной формы (или электронной с использованием единого электронного портала государственных и муниципальных услуг);
- приложение подлинника квитанции, платежного поручения;
- приложение определений суда или справки (для судебных пошлин).
Рекомендуется включить стандартные реквизиты документа:
- шапка с указанием налоговой, другого государственного органа, данных заявителя;
- наименование документа;
- основная часть с просьбой вернуть средства в связи с конкретными обстоятельствами;
- перечень приложений;
- подпись и дата.
Для того чтобы оформить возврат госпошлины при возврате искового заявления, отказе от намерения обращаться в суд, по ст. 333.40 НК РФ потребуется получение справки из суда, подтверждающей обстоятельства судебного дела. В этом же обращении рекомендуется запросить подлинник, оригинал документа об уплате средств, так как налоговая без него откажет в выплате. На практике суды удовлетворяют такие просьбы, подшивая в дела копии. Также есть возможность обратиться в кредитные организации для получения оригинала. Образец, по которому заполняется заявление о выдаче справки на возврат госпошлины, не разработан, оно составляется с использованием стандартных реквизитов в свободной форме. Суд выдает справку в течение трех дней после обращения, на четвертый день — в канцелярии.
Порядок возврата госпошлины судами общей юрисдикции.
Возврат госпошлины является достаточно простой процедурой.
- Вначале наступает один из моментов, при котором истец имеет право на возврат госпошлины, перечисленные нами ранее.
- Для возврата госпошлины Истцу необходимо написать соответствующее ходатайство на получение справки о выдачи госпошлины. Как такового образца для написания подобного рода ходатайства не существует. Оно пишется в свободной форме. Образец ходатайства на получение справки о выдаче госпошлины можно посмотреть здесь
при написании ходатайства следует учесть следующее:
- основанием для возврата госпошлины является определение Суда о принятии отказа от иска, определение об оставлении дела без движения или рассмотрения.
- в заголовке письма указать наименование суда, в который планируете подавать заявление, свою фамилию, имя, отчество.
- в самом же тексте заявления не забудьте указать сущность требований и сумму, которую просите вернуть. Вот и все.
- Далее судья выносит определение и выдает справку о возврате госпошлины вместе с платежным документом.
- Теперь Вам нужно всего лишь не полениться и самостоятельно отнести полученные документы вместе с заявлением на возврат в соответствующую налоговую инспекцию, срок для возврата госпашлины 30 дней с момента подачи заявления, образец заявления на возврат госпошлины можно посмотреть тут
Процедура по возврату госпошлины является достаточно простой, а как считаете Вы? Искренне надеюсь, что моя статья оказалась для Вас полезной.
Теперь по данной теме Вы знаете все подводные камни и важные моменты. Почаще заходите на мой блог, здесь Вы найдете для себя еще массу конструктивного материала.
Если Вам понравилась данная статья поделитесь ей со своими друзьями в социальных сетях
P.S. Остались вопросы пишите их в комментариях!
Всегда есть решения, если знать законы!
(Посещений всего — 1 217)
Рекомендуем ознакомиться:
- Заявление в налоговую на возврат госпошлины образец Добрый день предлагаю вашему вниманию образец заявления P.S. Остались вопросы пишите их в комментариях! Всегда есть решения, если знать законы!…
- Что необходимо требовать с приставов, чтобы дело не закрыли? Добрый день, читатели моего блога, на связи Ахунов Алексей. Мы начинаем этот год с интересной темы: порядок взыскания долга судебными приставами. Не всегда достаточно выиграть дело…
- Сроки рассмотрения заявления Доброго времени суток, с вами на связи Ахунов Алексей. Сегодня мы дадим ответ на вопрос: сроки рассмотрения заявления потребителя Предлагаю рассмотреть этот вопрос в разрезе следующих…
- Образец ходатайства в Суд о выдачи справки на возврат госпошлины Добрый день предлагаю вашему вниманию образец ходатайства P.S. Остались вопросы пишите их в комментариях! Всегда есть решения, если знать законы!…
- Особенности написания Иска в порядке регресса Здравствуйте на связи Ахунов Алексей, сегодня я хочу обратить ваше внимание на то, как написать иск в порядке регресса. Мы рассмотрим основные правила написания документа и…
- Хронология событий Всем добрый день на связи Ахунов Алексей, мы начинаем новую рубрику аудио подкасты Тема подкаста: Хронология событий 11/08/18 Обнаружил дефект 12/08/18 Позвонил продавцу информировал о проблеме…
Гражданский иск в рамках уголовного дела
Гражданский иск в рамках уголовного дело – случай нередкий. Такой иск может подаваться в рамках рассмотрениия дела еще при расследовании у следователя. А можно подать, когда материалы передадут в судебную инстанцию.
Известно, что имущественные претензии к преступнику можно заявить параллельно уголовному расследованию.
Истец может рассчитывать на такие же возможности, как и при обычном гражданском судопроизводстве.
Однако в ходе уголовного рассмотрения гражданский иск не оплачивается пошлиной. Поэтому и нет оснований для её возврата.
Как составить заявление на отказ
В АПК РФ не указаны точные требования к форме и содержанию заявления на отказ.
В перечень обязательных пунктов, которые нужно указать в документе, входит:
- наименование суда, рассматривающего дело;
- сведения обо всех участниках процесса;
- реквизиты арбитражного дела, регистрационный номер;
- волеизъявление об отказе от исковых требований (можно указать причины, но не обязательно);
- просьба о принятии отказа и прекращении дела;
- дата и подпись заявителя, либо его представителя по доверенности.
Допускается полный или частичный отказ от иска. Например, можно отказаться от требований по основной сумме задолженности, если ответчик уже выплатил ее, однако настаивать на взыскании штрафных санкций. В этом случае дело будет прекращено частично, тогда как в остальной части разбирательство продолжится по общим правилам.
Так как арбитражный процесс проходит по принципам состязательности, другие участники дела могут высказывать свое мнение по заявлению. На практике, если истец подтвердит добровольность своего решения, мнение ответчика или третьих лиц не будут иметь значения.
Если заявление подает представитель, он должен подтвердить наличие такого полномочия. При оформлении нотариальной доверенности, либо документа от организации или ИП, сразу указывается весь объем полномочий.
Если в доверенности не будет указано право на отзыв, заявление представителя будет отклонено. Если представитель участвовал в деле по устному заявлению истца, он не вправе заявлять об отказе от искового заявления.
Подать заявление об отказе от иска можно на любой стадии процесса, пока суд не вынес окончательного решения. Если решение уже провозглашено, отказ не допускается. После удовлетворения заявления, суд обязан вынести определение о прекращении дела, разъяснить его сторонам, направить по почте или выдать через канцелярию. Как и на иные процессуальные акты, на определение о прекращении дела можно подать жалобу.
Если впоследствии истец захочет вновь подать заявление с аналогичным предметом спора и требованиями, в рассмотрении дела будет отказано. Даже если суд не выявит такой факт сразу при получении документов, требование о прекращении дела сможет заявить ответчик, иной участник процесса.
Какие документы требуются для оформления возврата:
- Заявление в двойном экземпляре – с обязательным отражением следующих реквизитов: анкетные данные лица-заявителя, причина возврата и величина платежа, информация о поданном ранее иске (номер, дата, размер требований, стороны дела), список прилагаемых документов, дата составления и подпись, номер банковского счета.
- Оригинал платежного документа или же его копия – предъявляется для подтверждения уплаты средств. Как правило, необходимо наличие копии бланка, но, если возвращается полная сумма, потребуется оригинальная квитанция.
- Паспорт заявителя или представителя заявителя.
- Копия судебного определения или акта.
Дальнейшее рассмотрение поданного заявления производится в течение 1 месяца с момента обращения. Затем судебный орган обязан вынести решение об отказе или удовлетворении требований. Во втором случае ответчик (он же истец) получает справку, которую подает в территориальные органы ФНС.
Сущность и правовые основания отказа
Истец имеет право прекратить решение спора в суде путем отзыва искового заявления. Также пострадавший может отказаться не от всех исковых требований, а только от некоторой их части. В таком случае судом продолжается рассмотрение дела, но его разбирательство перейдет только в отношение оставшихся требований.
В арбитраже апелляционной инстанции отказываться можно до принятия итогового решения (согласно пункту 2 статье 49 АПК РФ).
ВАЖНО – подача на отказ не означает принятие его судом, если он нарушает права других сторон процесса
В каких случаях подается
Подача отказа может осуществляться по различным причинам и обстоятельствами, изменившим мнение или стали истца в ходе рассмотрения дела. Основными являются отказы от требований, если:
- Стороной ответчика добровольно погашены все претензии.
- Изменились обстоятельства в ходе судебного расследования – открылись новые факты, требования истца потеряли актуальность или стали необоснованными.
Возможны ситуации отзыва иска в арбитражном процессе, когда на заявителя давит сторона ответчика, или после начала рассмотрения дела происходит сделка, сменяющая собственников юридического лица-ответчика и оно фактически переходит под контроль заявителя.