Правовое регулирование
Возможность написать жалобу на налоговую инспекцию онлайн появилась у налогоплательщиков после принятия закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ, которым были внесены изменения в п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК), регулирующий форму документа об обжаловании. В соответствии с указанной нормой (вступила в силу 02.06.2016), помимо обычного письменного документа предусмотрено две новые формы налоговой жалобы:
- в виде электронного документа, направляемого в налоговый орган посредством телекоммуникационных каналов связи (через интернет — например, электронной почтой);
- посредством заполнения специальной формы на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика — физического лица или организации.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139.2 НК федеральной налоговой службе необходимо установить порядок направления документов об оспаривании их действий и решений в электронной форме, а также установить форматы таких документов. Однако до настоящего времени отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий данные вопросы.
Поэтому сегодня желающие подать жалобу в налоговую через интернет в режиме обратной связи личного кабинета налогоплательщика, должны руководствоваться правилами пользования и работы сайта nalog.ru. На сегодняшний день это оптимальный способ, поскольку система полностью автоматизирована, так что выполнить действия, противоречащие требованиям налоговой службы, вряд ли удастся. Направление же жалобы в налоговую инспекцию через интернет иными способами, хотя с помощью современных средств коммуникации (включая возможности электронной почты), представляется затруднительным в связи с отсутствием конкретной регламентации.
На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, возникший у вас в ходе взаимодействия с налоговыми органами. Например, в этой ветке можно уточнить, как пояснить убыток для налоговых органов и обязательно ли это делать.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Можно ли отозвать поданную в ИФНС жалобу?
Можно. Для этого требуется написать заявление об отзыве. Но следует знать, что после отзыва ее не рассмотрят, а во второй раз обратиться с ней (по тому же вопросу) уже будет нельзя. Т. е. сам факт отзыва лишает заявителя права на повторное обращение с ней.
Вопрос №2: Можно ли написать жалобу на ИП, который работает в жилом доме, квартирном помещении? Его деятельность доставляет массу неудобств жильцам: у него всегда много посетителей, которые постоянно ходят, шумят, очень часто курят, мусорят.
Можно, но лучше адресовать ее ГЖИ (жилищной инспекции). При некоторых обстоятельствах можно обратиться и в полицию (по факту конкретных беспрецедентных нарушений, которыми занимаются именно силовые структуры).
Формирование онлайн-жалобы
Для создания электронного документа, с помощью которого можно обжаловать действия либо ненормативные акты налоговиков, необходимо в разделе личного кабинета «Обратная связь» выбрать пункт по направлению соответствующей жалобы, после чего в браузере откроется страница, на которой необходимо заполнить всю требуемую информацию, в том числе:
- наименование органа налоговой службы, который компетентен рассматривать ту или иную жалобу (на основании п. 1 ст. 139 НК таковым является вышестоящий, то есть, как правило, региональное управление ФНС);
- сведения о заявителе (они указываются автоматически на основании тех данных, которые были указаны налогоплательщиком при регистрации в личном кабинете);
- выбор способа получения результата рассмотрения жалоба (мотивированного решения);
- указание вида налогового акта (либо указание на действия), который оспаривается на предмет его законности;
- реквизиты решения или иного акта налоговой инспекции, который нарушает законные права лица, направляющего жалобу;
- суть обращения (подразделяется на 2 части, в первой из которых указываются обстоятельства дела и доводы заявителя, а в другой — конкретное требование лица, будь то отмена решения или признание действий незаконными).
Приложение (прикрепление) жалобы в виде самостоятельного документа не требуется и не предусмотрено. Исходя из ст. 137 НК, подать жалобу в налоговую онлайн может любое лицо, чьи права были нарушены и которое имеет регистрацию на сайте налоговой службы.
Как обжаловать решение или действия налогового органа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Обязанности ИП перед налоговой
Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, ведущее в установленном порядке предпринимательскую деятельность и зарегистрированное в ИФНС. С момента государственной регистрации в налоговой перед ИП возникают обязательства, касающиеся своевременной сдачи отчетности, уплаты страховых взносов и НДФЛ.
ИП может работать самостоятельно или с работниками. В последнем случае на основании ст. 24 НК РФ на предпринимателей возлагается обязательство по уплате НДФЛ и прочих взносов за сотрудников, т.к. они являются налоговыми агентами.
Полный перечень прав и обязанностей ИП перед ИФНС выглядит следующим образом:
Права | Обязательства |
Получение бесплатных разъяснений от сотрудников ИФНС по вопросам, касающихся уплаты взносов и налогов | Своевременная регистрация на учете в ИФНС в качестве ИП |
Получение чистых бланков деклараций в ИФНС, истребование инструкций по их заполнению. Инструкции обычно располагаются на информационных стендах | Уплата сборов и налогов: НДФЛ, страховые пенсионные взносы, и пр. |
Сохранение в тайне информации, полученной сотрудниками ИФНС в результате проверок | Применение ККТ или бланков строгой отчетности, если этого требует законодательство |
Использование возможности возврата излишне уплаченных налогов и сборов | Предоставление по первому запросу документов о предпринимательской деятельности в ИФНС, в т.ч. и книги учета доходов и расходов |
Неисполнение незаконных требований работников ИФНС | Хранение бухгалтерской и налоговой документации не менее 5 лет даже после прекращения предпринимательской деятельности |
Обжалование противоправных решений и действий налоговой службы в судебном порядке | Своевременное предоставление отчетной документации в ИФНС |
Важно! Обязательства ИП в большей степени зависят от наличия сотрудников и выбранной системы налогообложения. Например, если предприниматель использует ПСН, ему достаточно однократно оплатить стоимость патента и пользоваться им до окончания срока действия. Если же применяется ОСНО, ЕНВД или УСН, следует учитывать особенности систем: по ним требуется больший перечень отчетов.
Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила
Правила подачи электронной жалобы в управление ФНС на уровне правовых актов не устанавливаются, потому они следуют лишь из порядка, установленного электронным ресурсом nalog.ru. Существуют некоторые особенности направления обжалования в такой форме для физических и юридических лиц, но основные правила заполнения формы являются общими. Среди важных правил пользования сервисом направления жалобы в налоговую инспекцию онлайн можно выделить следующие:
- сервис предлагает выбрать один из указанных органов, а если требуемый отсутствует, то пользователь может выбрать нужный в соответствующем справочнике;
- заполнять необходимо все поля, помеченные звездочкой (незаполнение таких разделов повлечет невозможность отправки документа);
- если в информации о налогоплательщике присутствует недостоверная информация, то необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию для устранения неточностей;
- если обжалуется акт, то указание его реквизитов является обязательным;
- заявитель может получить ответ по почте или непосредственно в личном кабинете (для этого он должен выбрать удобный способ при формировании жалобы);
- составленный документ должен быть подписан электронной подписью, которая оформляется по различным правилам для граждан (удаленно, за несколько минут или часов) и юридических лиц.
Альтернативные варианты подачи жалобы
Если действия ИП не связаны с нарушением налогового законодательства, граждане могут жаловаться в иные госучреждения:
Наименование | Основания | Дополнительно |
Государственная инспекция по охране труда | Несоблюдение норм ТК РФ: отказ от официального трудоустройства, систематическая задержка зарплаты, выплата заработка «в конверте», и пр. | Проверка может проводиться ГИТ совместно с ИФНС при наличии оснований. Если обращение не подлежит рассмотрению в ГИТ, оно автоматически передается в соответствующий госорган с уведомлением заявителя |
Роспотребнадзор | Нарушение положений Закона от 07.02.1992 №2300-1: торговля продукцией ненадлежащего качества, навязывание дополнительных услуг, отказ в возврате товара, и пр. | В некоторых случаях возврат товара производится только после экспертизы. Например, если он считается технически сложным |
Прокуратура | Прокуратура рассматривает любые обращения граждан, связанные с нарушением их прав и законных интересов | При необходимости обращение может быть передано в госорган в порядке подведомственности |
Если гражданин хочет взыскать с ИП денежные средства, для этого следует обращаться в суд по месту его регистрации.
Итоги
Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию в режиме онлайн можно при помощи специального сервиса обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. При этом в связи с отсутствием регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется по правилам сайта налоговой службы.
Также про обжалование читайте:
- «Порядок обжалования решения налогового органа в суде»;
- «Основные правила разрешения налоговых споров».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка №1. Работодатель не обязан предоставлять зарплатные листки.
Нет, справки о зарплате должны выдаваться всем сотрудникам под роспись ежемесячно. В них отражается объем перечисленных денег, размер уплаченного НДФЛ и прочих взносов.
Ошибка №2. Как доказать в ИФНС трудоустройство, если жалоба подается по причине отказа от оформления трудового договора, следовательно, работодатель не платит и налоги за сотрудников?
В качестве доказательств могут выступать любые квитанции ИП, на которых присутствуют подписи заявителя. Также инспекторы могут опрашивать других сотрудников для установления факта трудоустройства в ходе проверки.
Жалоба в налоговую: обязательные требования
По статье 7 этого документа в своем письменном обращении (а это может быть жалоба, заявление или предложение) человек в обязательном порядке должен:
- указать наименование госоргана куда направляется обращение (например, «ИФНС № 22 по г. Москве») или ФИО лица, кому направлено обращение и его должность (например, «Руководителю ИФНС № 22 по г. Москве, Иванову Ивану Ивановичу»;
- указать свои фамилию, имя, отчество;
- указать свой почтовый адрес по которому должен быть направлен ответ;
- привести суть обращения (жалобы, заявления, предложения) в свободной и произвольной форме;
- поставить свою личную подпись;
- поставить текущую дату.
Государственная жилищная инспекция
ГЖИ – это подведомственная организация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, куда можно направить претензию, если индивидуальный предприниматель:
- организовал шумное производство в непосредственной близости к жилому дому (или в нем);
- несвоевременно оплачивает общие счета за коммунальные услуги или отказывается от их оплаты;
- в течение дня принимает большое количество покупателей или клиентов, тем самым доставляя неудобства другим жильцам дома, где он работает и т. д.
Пожаловаться на индивидуального предпринимателя можно только в территориальное подразделение ГЖИ с учетом его месторасположения. Житель Москвы может подать обращение в Инспекцию следующим образом:
- Направить письменную претензию письмом с уведомлением по адресу: 129090, г. Москва, пр. Мира, д. 19. Удостовериться в его получении можно будет с помощью специального номера-трека, который будет предоставлен в отделении почты России при отправке письма.
- На электронный ящик для приема заявлений граждан [email protected]
- Вручить начальнику территориального подразделения или одному из руководителей ГЖИ на личном приеме. Получить информацию о порядке приема, часах работы и размещении общественных приемных можно на официальном сайте ru.
- Через сайт Правительства Москвы. В качестве получателя следует выбрать Государственную жилищную инспекцию. В такой онлайн форме надо будет не только указать свои персональные данные, а и четко сформулировать, какие действия предпринимателя доставляют неудобства жильцам дома. Чтобы жалоба выглядела убедительней, к документу можно приложить электронные файлы (видеозаписи, фотографии, заключения экспертов и т. д.), которые будут указывать на явное нарушение норм жилищного законодательства.
Важно! После проверки указанных в претензии фактов индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности.
Прокуратура и суд
Мошенничество, кража или незаконное присвоение средств – это повод пожаловаться на ИП в Прокуратуру, так как за подобные деяния предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Исходя из того, в каком регионе предприниматель осуществляет свою деятельность, надо обратиться в соответствующее территориальное подразделение Прокуратуры, воспользовавшись информацией с сайта genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ.
Если Прокуратура отказалась открывать производство по фактам, которые были указаны заявителем, или он хочет добиться получения денежной компенсации или возврата ранее потраченных средств (в принудительном порядке), ему следует подать иск Мировому судье или в суд общей юрисдикции. Но в виду того, что для этого необходимо располагать достаточным объемом знаний в области юриспруденции, лучше воспользоваться помощью юриста, который поможет подготовить документы и будет представлять истца в судебных заседаниях.
Что делать работникам, если нарушаются их права?
Многие предприниматели пытаются снизить свои расходы, не желают платить налоги. Предприниматель, который не оформляет работника, нарушает действующее законодательство.
Если вы узнали, что ваш работодатель не подписал договор с вами, то одним из действенных способов наказать его – написать жалобу в Трудовую инспекцию.
Опишем порядок действий:
- составить заявление и направить в учреждение;
- проконтролировать поступление письма;
- дождаться ответа о проверке.
При выявлении нарушений, учреждение вправе потребовать от ИП исполнить следующее:
- начислить штраф;
- заключить договора со всеми, кто трудится без соглашения;
- отчитаться о выполнении предписания.
Кроме того, существуют иные органы, способные повлиять на нанимателя: суд и прокуратура. Обращение делается в письменном виде.