Заявление о назначении пенсии: правила составления, куда подавать. Оформление пенсии

  • 16 Сентября, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Как оформить пенсию гражданину Российской Федерации? Необходимо написать заявление о назначении пенсии, собрать необходимый пакет документации и представить это Пенсионному фонду РФ. После рассмотрения представленного ПФР выносит решение о назначении полагающихся выплат. В этом материале мы рассмотрим алгоритм необходимых действий, особенности заполнения заявления, рекомендации относительно способа подачи документации.

Сбор документации

Перед непосредственной подачей заявления о назначении пенсии гражданин должен собрать необходимый пакет документов. Сотрудники ПФР советуют заранее начать этот процесс. Ориентировочно — за полгода до наступления пенсионного возраста. Связано это с тем, что на пути сбора информации вы можете столкнуться с проволочками и сложностями — ранее не все работодатели подавали сведения о своих сотрудниках в ПФР. Поэтому организация владеет не всей полнотой информации о пенсионных счетах граждан.

Гражданин должен иметь на руках следующее:

  • Заявление о назначении пенсии.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Трудовую книжку.
  • Пенсионное свидетельство (СНИЛС).
  • Документацию, подтверждающую как факт самой трудовой деятельности, так и ее сроки. Обязательно указывается номер документа, дата получения, Ф. И. О. заявителя, дата его рождения, место трудовой занятости, должность, специальность, период работы.
  • Документы, полученные по запросу сотрудников Пенсионного фонда. Что это? Если у гражданина нет возможности лично получить документ с места какой-либо прошлой своей работы, в организацию делают соответствующий запрос сотрудники ПФР.
  • В случае наличия иждивенцев — документы, подтверждающие связь с ними. Например, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении/расторжении брака и проч.
  • Свидетельство ИНН.
  • Военный билет. В отношении мужчин, служивших в рядах Вооруженных сил России.

Сроки и пошлины

Сроки

Средний срок рассмотрения заявления варьируется от 5 до 7 дней. Крайний же срок принятия решения по конкретному случаю – 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Однако бывают ситуации, когда специалист по оформлению пенсий может приостановить рассмотрение из-за незаконченной проверки документов.

В таком случае процесс может затянуться до 3-х месяцев.По итогу сделанных проверок организация принимает решение о назначении или об отказе в оформлении накопительной пенсии, с обязательным указанием причин.

Госпошлина

Госпошлина (она также имеет другие наименования: нотариальный сбор и тариф) платится для покрытия материальных издержек юридических органов государства. Размер госпошлины при оформлении накопительной части пенсии не имеет фиксированных границ и способен меняться в зависимости от пункта подачи заявления.

Госпошлину могут не оплачивать следующие категории граждан: инвалиды и участники ВОВ, герои СССР и РФ, несовершеннолетние и недееспособные лица, а также кавалеры Ордена Славы.

Инструкция составления

Если у вас возникнут какие-либо сложности при заполнении документа, вы можете обратиться за объяснениями к сотруднику отделения Пенсионного фонда, который вы посетили для оформления положенных выплат.

Вся информация, которую указываете в заявлении на пенсию по старости, должна совпадать с данными из представляемых вами документов. Сведения вносятся от руки, разборчивым почерком, без исправлений, зачеркиваний. Корректором в бланке заявления о назначении пенсии пользоваться также недопустимо. Для записей используется обычная синяя или черная шариковая ручка.

Алгоритм заполнения документа

Заявление в Пенсионный фонд следует заполнять по следующему алгоритму:

  1. В первом разделе вы прописываете название отделения ПФР, в которое вы обратились.
  2. Второй раздел посвящен информации о будущем получателе пенсии. Фамилию, имя и отчество вы вписываете согласно своим паспортным данным. Если отчества нет, поле остается пустым.
  3. В поле «Гражданство» прописывается «гражданин» или «гражданка» и далее указывается страна. К примеру: «гражданин Российской Федерации». Если у вас два гражданства, то сведения указываются об обоих. Если гражданства нет, отсутствует возможность его подтвердить, эти данные также указываются в заявлении в ПФР о назначении пенсии.
  4. Место жительства — место регистрации, отмеченное в последнем штампе в разделе прописки в вашем паспорте. Если оно отсутствует, то в соответствующем поле заявления пишут «нет».
  5. Адрес фактического проживания указывается только в том случае, если он не совпадает с адресом, по которому вы прописаны. В случае, когда бы проживаете за границей, необходимо дополнительно заполнить раздел «Место жительства на территории другого государства».
  6. В третьем разделе заявления необходимо поставить отметку в строках и квадратах согласно вашей воле. В большинстве случаев заявители останавливаются на «Назначить выплату страховой пенсии по старости».
  7. В четвертом разделе гражданин проставлением отметки подтверждает достоверность сведений, которые он указал в заявлении.
  8. Что касается строки о иждивенцах, будьте внимательны: количество указывается прописью, а не арабской цифрой. К примеру, «четыре» вместо «4».
  9. Пятый раздел заявления не предназначен для заполнения: тут содержатся важные положения, с которыми заявитель должен в обязательном порядке ознакомиться, чтобы в дальнейшем обезопасить себя от спорных ситуаций и неразрешенных вопросов.
  10. В шестом разделе будущий пенсионер перечисляет всю документацию, что он прикладывает к заявлению. В том случае, когда указываются два документа со схожими названиями, необходимо указать идентифицирующую их информацию: номер, дату выдачи и проч.
  11. В седьмом разделе по желанию заявителя указывается его адрес электронной почты. Это нужно, если вы хотите получить дистанционно уведомление о принятии вашего заявления к рассмотрению ПФР. Это гораздо удобнее, чем визит в отделение, поэтому лучше не пренебрегать такой возможностью.
  12. В восьмом разделе проставляется дата подачи заявления. Далее документ необходимо подписать. Этим вы подтверждаете достоверность всех указанных вами сведений и факт знакомства с информацией в пятом разделе.

Как вы видите, заполнение документа не вызывает исключительных сложностей. Теперь мы разберем несколько способов подачи заявления.

Основания для пересчета пенсий

Общие основания — пересчет производится в беззаявительном порядке Исключительные — пересчет произведут лишь по заявлению гражданина
  1. Ежегодная индексация стоимости пенсионного балла.
  2. Достижение пенсионером возраста 80 лет.
  3. Выработка стажа в сельском хозяйстве не менее 30 лет.
  4. Районный коэффициент для проживающих в районах Крайнего Севера (РКС).
  1. Изменение индивидуальных показателей стажа, выработки, ИПК за весь период трудовой деятельности гражданина.
  2. Появление нетрудоспособного иждивенца в семье, потерявшей основного кормильца. Может быть учтено не более трех иждивенцев.
  3. Изменение статуса получателя пенсии по потере кормильца. Например, ребенок, потерявший одного родителя, позже потерял и второго. В таком случае производится повышение коэффициента начисления.
  4. Выработка необходимого северного стажа для назначения досрочной пенсии (15 лет работы в РКС или 20 в приравненных в РКС местностях).
  5. Переезд в РКС или местности, приравненные к ним.

Для пересчета выполнить сразу все условия не обязательно. Пенсионер вправе подать заявление, даже не имея веских оснований. В ПФР заявление примут, проверят и сообщат о результате.

Через сайт ПФР

Подать заявление сегодня возможно и дистанционно, не выходя из дома, — через личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда. Чтобы зарегистрироваться там, вы должны пройти регистрацию на портале «Госуслуги».

Заявление в данном случае будет электронным. Вы его заполняете в режиме онлайн по той же инструкции, что представлена нами для письменных форм. Не забудьте в соответствующей строке указать свой адрес электронной почты, мобильного телефона. Если сотрудникам ПФР будет необходимо уточнить какую-либо информацию, таким образом они смогут к вам обратиться.

Через почту

Заявление о назначении пенсии вы можете отослать на адрес территориального подразделения Пенсионного фонда, воспользовавшись услугами Почты России.

В этом случае необходимо оформить ценное письмо с описью содержимого и уведомлением о доставке. Не забудьте оставить копию заявления себе. За дату обращения в таком случае будет принята та, что будет прописана на почтовом конверте.

Что делать после?

Управление собственными средствами гражданин может передать Государственному или Негосударственному Пенсионному фонду. В первом случае ПФР способно наделять правом управления денежными суммами заявителя различные коммерческие учреждения.

Накопительные средства начисляются вместе со страховой выплатой каждый месяц. Каким именно способом это будет происходить, пенсионер решает самостоятельно. О том, как выплачивается накопительная часть пенсии, написано здесь.

Ему предлагают несколько вариантов:

  • Осуществление дистанционного перевода на банковскую карту.
  • Получение сбережений с помощью почтового перевода.
  • Начисление средств посредством коммерческих учреждений.

Бывают случаи когда пенсионер меняет свой адрес проживания. Тогда накопления начисляются по фактическому месту нахождения гражданина.

Предлагаем узнать нюансы получения накопительной части пенсии работающим и военным пенсионерам.

Через работодателя

Такой вариант актуален в одном случае: если ваш работодатель заключил с Пенсионным фондом соответствующий договор об электронном сотрудничестве для назначения пенсии своим сотрудникам.

В этом случае все просто: наниматели при помощи удаленных сервисов направляют в ПФР перечни своих сотрудников, готовящихся в грядущем году подать заявление о назначении им пенсионных выплат. Также в отсканированном виде они присылают в фонд электронные копии всех документов, необходимых для оформления пенсии.

Весьма удобный вариант для будущих пенсионеров. Действует ли он у вашего работодателя, можно узнать, обратившись к нему лично, в отдел кадров или бухгалтерию.

Кто имеет право

Мнение эксперта

Костенко Тамара Павловна

Адвокат с 10-летним стажем. Автор множества статей, преподаватель Права

Законодательством России установлены определенные требования к будущим пенсионерам. Для получения этого вида пенсии гражданин должен отвечать следующими установленным требованиям:

  • пенсионный возраст;
  • нужное количество лет страхового стажа;
  • накопленное количество пенсионных баллов.

Пока это новая реформа, гражданам России, которые проработали половину своего времени при Советском Союзе, дается возможность плавного перехода к новой пенсионной реформе.

Таким образом, требования по количеству стажа и баллов с каждым годом увеличиваются, пока не достигнут запланированных максимумов. По стажу максимум составит 15 лет, по баллам — 30. Но на сегодняшний день в 2021 году пенсионерам необходимо иметь 7 лет страхового стажа и 11,4 балла.

Установленный пенсионный возраст — 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Если гражданин достиг необходимого возраста, но стажа недостаточно или не хватает баллов, он может продолжить работать до достижения необходимых показателей либо оформить социальную пенсию.

Индивидуальные случаи

Если какие-либо особенности в заявлении о назначении льготной пенсии? Рассмотрим подробно исключительные случаи:

  • Пенсия по случаю утери кормильца. Заявление заполняется по стандартной форме. Дополнительно необходимо указать степень родства заявителя и погибшего кормильца. Также нужно представить документацию, которая бы подтверждала факт, что заявитель был на иждивении у человека, после смерти которого государство должно выплачивать пенсию иждивенцу. В конце заявления обязательно указываются реквизиты свидетельства о смерти родственника.
  • За выслугу лет. Конкретно перечисляются причины, по которым гражданину положен именно этот тип пенсии. Прикладываются документы, подтверждающие факт трудовой деятельности в местностях, на производствах, дающих право на досрочный выход на пенсию.
  • По инвалидности. В заявлении дополнительно указывается, с какой даты, по какому основанию гражданин получил ту или иную группу инвалидности. Прикладываются соответствующие свидетельства, выданные медицинской комиссией.

Вы теперь знаете, как оформить заявление на получение пенсии. Обязательно необходимо заполнить стандартный бумажный или электронный бланк. Заявление будет недействительным, если не подтвердите его необходимыми документами. Подать документ в ПФР вы можете одним из удобных вам способов, перечисленных выше, — при личном визите, по почте, дистанционно через интернет, в многофункциональном центре и проч.

Кто вправе обратиться за пересчетом пенсии

Перерасчетом называют процедуру уточнения суммы ранее назначенного пенсионного обеспечения в пользу конкретного гражданина, то есть заявителя. Обратиться за перерасчетом могут не все россияне. Вот условия, когда можно пересчитать пенсионные выплаты:

  1. Сделать это может только пенсионер. То есть гражданин, которому ранее уже была назначена сумма пенсионных выплат. Следовательно, если вы не являетесь пенсионером, то и требовать перерасчета вы не вправе. Сначала придется оформить саму госпенсию, и только потом требовать перерасчета.
  2. Получатель не согласен с назначенной суммой выплат. Простого недовольства размером гособеспечения явно недостаточно. Потребуется документальное подтверждение: заявителю придется подтвердить в ПФР неправомерность расчета.
  3. Предъявлены доказательства и документы. Например, если в расчете пенсии не учтены трудовые периоды, то заявителю необходимо предоставить доказательства. Это могут быть трудовые договоры, трудовые книжки, справки и выписки и прочая документация.
  4. Исключительные основания для перерасчета. Следует разделять все основания для пересчета на общие и исключительные. При общих основаниях ПФР производит перерасчет пенсии в беззаявительном порядке. Например, при индексации пенсионных баллов. А вот исключительные основания — это совокупность индивидуальных обстоятельств из жизни граждан, которые напрямую влияют на размер пенсионных выплат.

Инструкция, как подать заявление на перерасчет пенсии, проста:

  1. Собрать основания.
  2. Заполнить заявление.
  3. Собрать дополнительные документы.
  4. Обратиться в ПФР.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]