Решить вопрос об алиментах в принципе можно, однако это будет далеко не конечным этапом в получении выплат на ребенка. Так, за судебным решением должно последовать не менее значимая юридическая процедура – исполнительное производство по взысканию алиментов на детей. К сожалению, не все знают и понимают, что на этом этапе происходят непредвиденные обстоятельства, которые могут сыграть не в пользу одной из сторон дела.
В этой статье мы поможем разобраться с понятиями, действующими на 2021 год, которые касаются исполнительного производства по алиментам.
Правовые акты, регламентирующие исполнительное производство
Если перед тем, как попасть на прием к специалисту Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП), ознакомиться с нормативно-правовыми актами, которыми они пользуются по долгу службы, в итоге можно рассчитывать на эффективное сотрудничество в смысле защиты собственных интересов.
Важно! Перед встречей с судебным приставом, лучше провести ознакомительную работу с документами, которые регламентируют их труд. В идеале стоит сделать выписки из нормативно-правовых актов для того, чтобы апеллировать ими во время спорных ситуаций.
Так, стоит ознакомиться со следующими законодательными актами:
- Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
- Методическими рекомендациями, которые касаются порядка исполнения требований исполнительных документов по алиментам.
- Постановлением Правительства РФ, которое касается перечня видов заработной платы и другого дохода, с которых удерживаются алиментные выплаты.
Естественно, изучить эти бумаги «от и до» вряд ли получится, однако прочесть главные статьи реально. Так, стоит ознакомиться с правами и обязанностями сторон, а также судебного пристава и мерами воздействия на должностное лицо, которое занимается производством.
В чем новшества закона
Если речь идет про алименты, ФЗ «Об исполнительном производстве» уже не отсылает для решения этих вопросов к Семейному кодексу. Стоит подчеркнуть, что вопросу алиментов в 229 ФЗ посвящается глава 11. В ней максимально подробно изложены такие аспекты, как порядок взыскания с алиментоплательщика алиментов, решение вопроса с выплатой задолженности по алиментным выплатам. Кроме того, полностью рассмотрены и прочие нюансы, как то: какую ответственность несет работодатель при несвоевременном увольнении алиментного должника.
Стоит подчеркнуть, что ФЗ «Об исполнительном производстве» №229 позволяет алиментополучателю самому отправлять либо доставлять исполнительный лист, по которому проводится открытие исполнительного производства. Его необходимо предоставить в компанию-работодатель либо тем лицам, которые выплачивают алиментоплательщику периодические платежи. Учтите, что верхнюю границу алиментов ФЗ «Об исполнительном производстве» в таких ситуациях обуславливает четко. Суммы не могут быть выше 25 тысяч рублей.
Алиментополучатель вместе с документацией – основой, на которую опирается исполнительное производство, предоставляет заявление с указанием банковских реквизитов, или адреса для переведения начисленных средств. Дополнительно следует указать ФИО алиментополучателя, а также данные документа, удостоверяющего личность. Указывают и ИНН.
Ранее в исполнительном производстве приходилось бороться с проблемой утраты исполнительных документов (листов) теми работодателями, кто прекратил свою деятельность. Это существенно усложняло движение такой документации и делало невозможным ее отслеживание. Согласно ФЗ 229 документ, который служит основанием для открытия исполнительного производства, сохраняют в материалах производства. Таким образом, для исполнения отчислений отсылают постановление об исполнительном производстве, а к нему прилагают копию исполнительного листа либо другой документации.
Следует отметить и прочие аспекты. Лица, несущие ответственность за выплату зарплаты алиментоплательщику, обязаны удерживать определенную сумму, которая соответствует данным исполнительного документа. Сами отчисления проводят с момента получения документов.
Алименты переводят алиментополучателю в трехдневный период после выплаты зарплаты.
Если плательщик алиментов меняет источник различных доходов, работу или же переезжает, тем лицам, которые причастны к выплате периодических платежей, следует сообщить о таком факте судебному приставу либо алиментополучателю, дополнительно отправив и исполнительный лист с необходимыми отметками о проведенных выплатах и сделанных взысканиях.
Стоит обратить особенное внимание на статью 101 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве». В ней указывается перечень тех доходов, с которых можно проводить удержание и начисление алиментов, прочих взысканий. Необходимо подчеркнуть, что он существенно шире, чем в предыдущем законе.
Тем, кому актуален вопрос, касающийся выплаты алиментов, необходимо ознакомиться и со статьей 102, которая регламентирует порядок индексации алиментов. Согласно данной статье, если повышается минимальный размер оплаты труда, а алименты взыскивают в твердой сумме, приставом-исполнителем или работодателем алиментоплательщика проводится индексация, о которой издают распоряжение или приказ. Стоит подчеркнуть, что это положение касается как повышения общефедерального размера МРОТ, так и увеличения прожиточного минимума в конкретном регионе. При этом сумма алиментов увеличивается на величину индекса повышения прожиточного минимума либо МРОТ.
Стороны исполнительного производства
Исполнительное производство по алиментам предусматривает наличие круга сторон:
- Взыскателя – тот, в чью пользу будут взыскиваться денежные средства. Также это может быть представитель или доверенное лицо.
- Должника – тот, на ком имеется обязательство по выплатам.
- Судебного пристава-исполнителя – лицо, которое исполняет требования, изложенные в исполнительном документе.
- Прочих лиц, помогающих в исполнении производства. Это могут быть переводчики, представители, профессионалы иного профиля и др.
У всех сторон исполнительного производства имеются свои права и обязанности, закрепленные в действующем законодательстве.
Какие платежи периодические
Разобраться, что требование взыскателя имеет периодический характер, помогут примеры и разъяснения из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 года (утв. Президиумом ВС РФ 04.06.2014).
Так, исполнительные документы о взыскании периодических платежей могут содержать указания на требования и обязанности периодической уплаты должником сумм или по определенному графику, в конкретном размере или в процентном отношении. Например, о ежемесячном взыскании;
- алиментов на несовершеннолетних детей;
- пожизненной ренты;
- платежей в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего;
- страховой суммы;
- о взыскании согласно установленному графику определенных сумм в счет исполнения обязательства должника.
Также ВС РФ отмечает, что единовременный характер требования к должнику остаётся таковым несмотря на то, что взысканная сумма погашается за счет периодически получаемых должником доходов – зарплаты, пенсии и других.
Порядок возбуждения производства по алиментам
Все необходимые документы для взыскания алиментов можно предъявить исполнителю на протяжении срока, на который выплаты присуждены. Что именно необходимо сделать для того, чтобы возбудить производство по алиментам, мы рассмотрим даже поэтапно:
- Прежде всего, у вас на руках должна быть бумага, на основании которой пристав наделен полномочиями начать производство.
- Итак, это может быть исполнительный лист, который выдается судом или нотариально заверенный договор (соглашение), которое заключили между собой заявитель и плательщик алиментов.
- На следующем этапе вы должны обязательно прийти в орган ФССП по месту проживания должника и показать документ об алиментах.
- После этого вам потребуется написать заявление о возбуждении исполнительного производства по алиментам согласно установленной форме, узнать о которой вы сможете у специалиста.
- Получив ваше заявление, судебный пристав должен в течение 1 дня принять решение, которым он или возбудит исполнительное производство или откажет вам. Постановление о возбуждении исполнительного производства по алиментам и будет являться – главным документом по взысканию.
Внимание! Если вы потеряли исполнительный лист, который является единственным основанием для исполнительного производства, его можно восстановить только путем выдачи дубликата, чем занимается суд.
Также очень важным моментом, который нельзя упускать из виду является то, что приставы должны приложить все усилия, чтобы лично вручить соответствующее постановление должнику. Кроме того, в этом есть необходимость и потому, что задолжавшее лицо в обязательном порядке, должно быть, предупреждено об уголовной ответственности, которая может наступить в случае уклонения от выплат на содержание ребенка.
Образец искового заявления о возбуждении исполнительного производства по алиментам можно скачать здесь
Выдача листа взыскателю
После того, как положительное решение суда будет принято, истец сможет получить на руки оригинал исполнительного листа. Если истец не сможет самостоятельно явиться за документом, либо направить в суд своего представителя, документ будет послан ему по почте на адрес, указанный в исковом заявлении.
Кстати, по закону, истец имеет право просить суд о том, чтобы он не выдавал исполнительный лист, а самостоятельно направил его в виде электронного документа по сети интернет в ССП по месту жительства ответчика.
Проблемы исполнительного производства
К сожалению, даже когда заявитель получил решение суда на получение алиментов от должника и добился начала исполнительного производства, все равно на том или ином последующем этапе возникают события, которые никак не ожидаешь и все закончиться тем, что выплат по-прежнему не будет. Речь идет о проблемах, которые могут возникнуть на этапе исполнительного производства по алиментам. Рассмотрим их подробно:
- должник уклоняется от обязательств по выплате алиментов на содержание ребенка. Тут может произойти многое: должник сменит фамилию или имя; приставы столкнутся с проблемой определения места жительства должника; должник будет скрывать место работы или источник дохода; должник переоформит имущество на других лиц, чтобы избежать взыскания на имущество и т. д;
- должностное лицо недобросовестно выполняет обязанности. Как ни странно, но пристав-исполнитель также может способствовать тому, что дело будет стоять на месте, например, путем бездействия или же через неправомерные деяния.
Если сложности на этапе исполнительного производства вызваны действиями должника, на него можно оказать законные методы давления, в частности, привлечь его к уголовной или административной ответственности. Однако в этом случае понадобиться доказать факт того, что с его стороны имеются нарушения того или иного характера. К слову, такие действия может совершать, как пристав, так и заявитель.
В том случае, если процесс «тормозит» должностное лицо, к нему также можно применить определенные санкции. Так, заявитель имеет полное право подать на недобросовестного сотрудника жалобу в вышестоящий орган ФССП, составить жалобу на имя прокурора или написать административное исковое заявление.
Однако, как показывает практика, в случае нарушений со стороны органов службы судебных приставов, зачастую хватает лишь жалобы в вышестоящий орган, после чего работа пристава чудным образом налаживается и становится эффективной.
Подробнее об индексации
Сама индексация алиментов предусмотрена Семейным кодексом. Ее целью является защита алиментных выплат от процесса инфляции. Еще одна цель проведения индексации – это предотвращение повторных судебных обращений для пересчета размера алиментов, если они выплачиваются в твердой сумме. При этом индексация проводится как при удержании алиментов согласно постановлению суда, так и при заключении добровольного соглашения. Согласно новым законодательным нормам, такая индексация может проводиться не только судебным приставом, но и бухгалтерией или администрацией работодателя алиментоплательщика.
Стоит подчеркнуть, что практика взыскания алиментов в твердой сумме имеет место, если речь идет о выплатах на супругу или престарелых родителей (инвалидов или нетрудоспособных). Иногда применяется она и для взыскания средств на содержание детей, которые не достигли совершеннолетия:
- при нерегулярном доходе алиментоплательщика;
- в случае, когда алиментоплательщик получает часть дохода или полностью его в иностранной валюте или ее рублевом эквиваленте;
- если у алиментоплательщика дохода или заработка.
Также подобная практика применятся, если затруднительно ли невозможно взыскивать средства на содержание детей в долевом отношении (в виде процента от дохода либо заработка) или подобное отчисление нарушает интересы сторон.
Как составить заявление о возобновлении исполнительного производства
Заявление на возобновление исполнительного производства по алиментам можно составить без труда, тем более что образец документа можно найти как в интернете, так и в органе ФССП.
Остановимся на основных аспектах составления заявления. Итак, в нем необходимо указать следующие данные:
- Название и местонахождение местного органа службы судебных приставов.
- Информацию о заявителе и должнике, в том числе и контактные данные.
- Подробное описание того, когда и на каком основании имело место возбуждение производства по алиментам, по какой причине оно было приостановлено, а также, почему его необходимо возобновить.
- Прошение о возобновлении производства.
- Необходимые почтовые и банковские реквизиты, куда должны будут отправляться выплаты по алиментам.
- Дата.
- Подпись.
Чтобы подать такое заявление, необходимо устранить обстоятельства, из-за которых производство было остановлено. Полный список этих обстоятельств вы можете найти в нормативно-правовом акте, а конкретно в статье 40 Закона «Об исполнительном производстве».
Чтобы подтвердить произошедшие перемены, возможно, понадобится найти соответствующие доказательства и приложить их к заявлению.
Образец заявление о возобновлении исполнительного производства по алиментам можно скачать здесь
Предъявление листа непосредственно работодателю
Если место работы плательщика известно, то можно самостоятельно передать лист для исполнения в бухгалтерию организации.
Для этого потребуется письменное заявление, составленное в произвольной форме. Оно должно содержать:
- Сведение о работнике;
- Данные исполнительного документа – номер, дату;
- Данные о взыскателе, включая банковские реквизиты;
- Способ получения денежных средств.
Нередко женщины, уходя от своих мужей, проявляют гордость и не обращаются за алиментами достаточно длительное время. В законодательстве учтен этот фактор, и поэтому, мамы, воспитывающие детей в одиночку вправе в любое время до достижения ребенком совершеннолетия, а также в течение 3 лет после этого, подать иск о взыскании средств на их содержание, и предъявить лист к исполнению.
Основания для прекращения исполнительного производства
Если говорить об основаниях, когда исполнительное производство может быть прекращено, они напрямую зависят от того, каким образом взыскиваются выплаты: добровольно или принудительно. Поэтому остановимся на обоих вариантах подробно.
Алименты выплачиваются по судебному постановлению
Если выплаты взыскиваются с лица согласно судебному постановлению, взыскание должно прекратиться, если наступит одно из следующих обстоятельств:
- Смерть плательщика или ребенка.
- Ребенок (дети) достигнет 18-ти лет.
- Будет установлен факт эмансипации. В том случае, если ребенок достиг 16-ти лет, при этом имеет собственный официальный доход, а со стороны его родителей нет никаких возражений по этому поводу, суд или орган опеки и попечительства имеет все основания признать такое лицо дееспособным, в частности, гражданином, обладающим всеми правами и несущим соответствующие обязанности. При этом следует понимать, что с родителей такого ребенка снимается обязанность по его содержанию.
- Регистрация брака до момента наступления совершеннолетия. Случается и так, что несовершеннолетнему ребенку в силу тех или иных обстоятельств снижают брачный возраст, и он заключает брак. Согласно действующему законодательству, с этого момента он приобретает все права и обязанности, как совершеннолетнее лицо. В этом случае родители также не обязаны его содержать.
- Усыновление (удочерение) ребенка. Если имеет место усыновление или удочерение, обязанность по содержанию ребенка также должна быть прекращена.
- Оспаривание факта отцовства. Если лицо, которое обязали выплачивать алименты, в суде докажет, что не является биологическим родителем ребенка, взыскания на этого ребенка с его стороны прекращаются. Тем не менее, если такой гражданин знал, что не является родным своему ребенку, однако, при регистрации ребенка в ЗАГСе дал свое согласие на то, чтобы его указали, как родителя, такой иск суд не удовлетворит и оставит за лицом обязанность по выплате алиментов на содержание ребенка.
Алименты выплачиваются в добровольном порядке
Бывают такие случаи, когда одному из родителей вовсе не обязательно решать вопрос с алиментами с помощью суда. Так, выплаты денежных средств на содержание ребенка происходят в добровольном порядке.
В таком случае между людьми заключается соглашение, в котором четко указывается размер выплат, условия перечисления денежных средств и пр. такая бумага составляется исключительно в письменном виде и подлежит обязательной регистрации у нотариуса с дальнейшим заверением.
Внимание! То, о чем договорились стороны в подобном соглашении должно четко выполняться.
Тем не менее, существуют основания, при которых выплаты по алиментам на ребенка согласно соглашению должны прекратиться:
- смерть одной из сторон соглашения;
- истечение срока, на который было заключено соглашение. Так, стороны соглашения могут установить любой срок, в период которого будут производиться денежные выплаты на содержание ребенка. Однако необходимо понимать, что рано или поздно любой срок подойдет к концу, что будет означать прекращение перечисления средств по соглашению. Тем не менее, если соглашение утратило свою силу, стороны могут пролонгировать выплаты путем заключения нового;
- условия, указанные в тексте соглашения. При заключении соглашения, которое касается выплат на содержание ребенка, стороны могут предусмотреть те или иные условия, при которых такие правоотношения могут закончиться. Например, супруг может потребовать (указать соответствующее требование в соглашении) о прекращения выплат на ребенка в том случае, если его бывшая супруга снова вступит в брак.
Дата начала начисления алиментов
Многие ошибочно полагают, что алименты начинают начисляться с момента обращения в ССП или иные организации, выплачивающие денежные средства плательщику алиментов, и передачи им исполнительного листа. Однако это не так. Датой начала начисления выплат на ребенка считается дата поступления иска в суд.
Поэтому, при подаче искового заявления рекомендуется передавать его непосредственно в канцелярию суда под расписку, а не пересылать по почте. Связано это с тем, что почтовая пересылка занимает определенное время, не включаемое впоследствии в расчет алиментных платежей.
Независимо от того, сколько продлится судебное разбирательство, будет ли оно обжаловаться или переноситься, с момента подачи заявления, у плательщика начинает образовываться долг, который ему впоследствии придется погашать.
Кстати, в некоторых случаях, предусмотренных законом, возможно также начисление алиментов и за последние три года, предшествующие дате подачи заявления в суд. Для этого, истцу необходимо доказать в судебном заседании, что он предпринимал попытки взыскать с плательщика алименты во внесудебном порядке.
Прекращение производства приставом-исполнителем
Прекращение производства по алиментам, возможно, при наступлении определенных обстоятельств, о которых необходимо сообщить приставу, чтобы он вынес соответствующее постановление.
К таким обстоятельствам относят:
- Достижение ребенком 18-ти лет.
- Регистрация брака до момента совершеннолетия или эмансипация. В подобном случае к заявлению нужно дополнительно прикладывать копию о наступлении эмансипации или заключении брака. Если у лица нет на руках этих бумаг или у него нет возможности в их получении, можно ходатайствовать об их истребовании.
- Смерть получателя средств или их плательщика. Тогда необходимо предоставить бумагу, подтверждающую смерить лица.
- Наступление обстоятельств, которые были указаны в соглашении. Это происходит в тех случаях, когда средства взыскиваются согласно договоренности, которая есть между плательщиком и получателем выплат.
По истечении срока для предъявления листа, у взыскателя есть еще 3 года
Это срок давности, в течение которого также можно предъявлять требования по алиментам. При этом, когда бы ни был предъявлен лист, взыскание должно производится за весь период неуплаты алиментов по нему.
Так, например, если алименты были назначены на ребенка до 18 лет, а после 16 лет плательщик прекратил выплаты на него, то в случае обращения к приставам, в течение 3 лет, после завершения срока для предъявления листа, с него будут взысканы алименты за период с 16 до 18 лет.
Важно знать, что если взыскание производится из заработной платы, то законом установлен запрет на удержание из нее денежных средств, в размере, превышающем 70%.
Прекращение производства в судебном порядке
Прекратить взыскание может исключительно суд и происходит это при:
- усыновлении (удочерении). Как правило, выплаты перестают взыскивать с того момента, когда суд вынес постановление об усыновлении и оно вступило в законную силу. Все суммы, которые были взысканы за этот период необходимо вернуть должнику. Родитель может по собственному желанию сохранить за собой свои права в отношении ребенка и в подобном случае, выплаты будут по-прежнему удерживаться;
- оспаривании факта отцовства. Если происходит рассмотрение дела об оспаривании отцовства, плательщик одновременно имеет право выдвинуть требование о том, чтобы с него сняли обязательство по выплатам алиментов на ребенка. Такое заявление подается в суд только лишь после вступления в силу решения суда об отсутствии родства между ребенком и отцом.
Образец заявления о прекращении исполнительного производства можно скачать здесь
Срок действия исполнительного документа по алиментам
Общее правило гласит, что период предъявления листа составляет три года с момента вступления решения суда в юридическую силу. Однако по делам, связанным с алиментными и другими регулярными платежами, устанавливаются другие даты.
Предъявить требования можно на протяжении всего периода существования обязательств. Например, если дело касается несовершеннолетнего ребенка – до наступления 18 лет и дополнительные три года. При материальном содержании нетрудоспособного супруга – до восстановления способности содержать себя самостоятельно, смерти или нового брака.
При этом трехлетний период продолжает действовать. К совершеннолетнему возрасту ребенка прибавляется общий срок исковой давности. Это означает, что родитель может предъявить требования до исполнения лицом 21 года.
Иногда право получать алименты действует бессрочно. Это касается детей с инвалидностью, нетрудоспособного ребенка, который уже достиг совершеннолетия, но продолжает нуждаться в материальной помощи.
Подать исполнительный документ может и совершеннолетний ребенок до 21 года. При этом он имеет право взыскать всю сумму, которая не была выплачена во время его несовершеннолетия, а также неустойку за каждый день просрочки.
Роль судебных приставов
Чтобы говорить о том, какую роль играют судебные приставы в исполнительном производстве, стоит разобраться в вопросе их действий. Так, приставы в период взыскания выплат по алиментам, совершают все действия, направленные на добросовестное выполнение гражданами своих обязанностей.
- На начальном этапе, при подаче исполнительного документа, пристав изготавливает постановление о начале работ по взысканию выплат. Срок изготовления исполнительного документа составляет 3 дня. В бумаге указывается информация о размере денежных выплат, наличии задолженности, а также указывается требование исполнить закон, предъявляемое к должнику.
- Далее исполнитель выясняет, где живет и официально работает должник. Кроме того, есть нужда в проведении работы, которая бы выявила наличие дополнительного дохода у задолжавшего лица. Также происходит сбор информации об имуществе. Если устанавливается факт нарушения со стороны предприятия, на котором работает должник, в таком случае к ответственности привлекается главный бухгалтер и руководитель предприятия.
- Случается так, что должник не дает никакой информации о своих доходах. Тогда пристав берет за основу средний заработок по региону проживания должника и с учетом этих сведений рассчитывает необходимую сумму.
- Если местонахождение должника неизвестно, пристав может организовать мероприятия по его розыску.
- Если имеет задолженность, пристав может продать имущество должника с помощью торгов.
- Пристав может обратиться в суд с просьбой привлечь к уголовной ответственности должника, который имеет значительную задолженность по выплатам.
Заявление о приостановлении исполнительного производства
Исполнительное производство начинается с исполнительного листа, так как на основе этой бумаги судебный пристав-исполнитель может его возбудить. Тем не менее закон предусматривает ситуации, которые создают проблемы для судебного пристава. В подобных случаях имеет место приостановление исполнительного производства по алиментам.
Исполнительное производство, на какое-то время останавливают когда:
- подается иск об освобождении арестованного имущества;
- происходит оспаривание оценки имущества;
- возникает спор по поводу исполнительского сбора.
Кроме того такое решение имеют право вынести судебный пристав или суд, если должник:
- Есть нужда в решении вопроса о правопреемстве.
- У банка должника отзывается лицензия.
- Объявлен банкротом.
- Участвует в боевых действиях.
- В этот период на лечении.
- Пребывает в армии.
- Числится в розыске.
Кроме того, есть моменты, когда производство может быть приостановлено по решению судьи:
- в момент обжалования судебного решения;
- если должник пребывает в рабочей командировке;
- если происходит обжалование действий судебного пристава;
- когда подается заявление о разъяснении судебного постановления.
Важно! Эти ситуации утверждены на законодательном уровне в Федеральном законе «Об исполнительном производстве».
Заявление о приостановлении исполнительного производства по алиментам подают в тот районный или городской суд, в котором исполняет свои обязанности пристав.
Образец заявления о приостановлении исполнительного производства можно скачать здесь
В заявлении указываются лица, которые участвуют в производстве: взыскатель, должник и судебный пристав.
Интересы и проблемы
Ознакомившись с практикой, можно сделать вывод, что любая из сторон в алиментных правоотношениях, в процессе исполнительного производства, в той или иной степени, может столкнуться с теми или иными сложностями.
Такая ситуация вызвана тем, что у каждого лица в этот момент разные интересы, поэтому процесс и является трудоемким и непростым. Тем не менее, благодаря действующему законодательству, каждая сторона на практике может отстоять собственные интересы.
Исполнительное производство:
- Для взыскателя: Интересы: получение алиментных выплат.
- Проблемы: несвоевременное получение денежных средств.
- Интересы: оставление за собой должности и избежание административного наказания.
- Интересы: уход от ответственности за несоблюдение обязательств по выплатам.
Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об исполнительном производстве
Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 года
(В редакции федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 03.06.2009 № 106-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.09.2009 № 225-ФЗ, от 27.09.2009 № 226-ФЗ, от 17.12.2009 № 325-ФЗ, от 27.07.2010 № 213-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 21.04.2011 № 71-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 11.07.2011 № 196-ФЗ, от 18.07.2011 № 225-ФЗ, от 18.07.2011 № 226-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 28.11.2011 № 336-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 06.12.2011 № 405-ФЗ, от 06.12.2011 № 410-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ, от 05.04.2013 № 33-ФЗ, от 05.04.2013 № 49-ФЗ, от 23.07.2013 № 206-ФЗ, от 21.12.2013 № 358-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 383-ФЗ, от 28.12.2013 № 441-ФЗ, от 12.03.2014 № 34-ФЗ, от 05.05.2014 № 126-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 29.12.2014 № 476-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 40-ФЗ, от 08.03.2015 № 41-ФЗ, от 08.03.2015 № 57-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 28.11.2015 № 340-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 393-ФЗ, от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 30.12.2015 № 444-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 30.03.2016 № 80-ФЗ, от 01.05.2016 № 135-ФЗ, от 03.07.2016 № 274-ФЗ, от 03.07.2016 № 326-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 28.12.2016 № 492-ФЗ, от 28.05.2017 № 101-ФЗ, от 18.07.2017 № 176-ФЗ, от 26.07.2017 № 190-ФЗ, от 26.07.2017 № 212-ФЗ, от 29.07.2017 № 236-ФЗ, от 14.11.2017 № 321-ФЗ, от 05.12.2017 № 382-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 07.03.2018 № 48-ФЗ, от 23.04.2018 № 102-ФЗ, от 04.06.2018 № 133-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 27.12.2018 № 539-ФЗ, от 21.02.2019 № 12-ФЗ, от 06.03.2019 № 24-ФЗ, от 26.07.2019 № 197-ФЗ, от 02.08.2019 № 287-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 12.11.2019 № 375-ФЗ, от 02.12.2019 № 402-ФЗ, от 27.12.2019 № 454-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 442-ФЗ)
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также — граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также — организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами. (Часть введена — Федеральный закон от 05.04.2013 № 33-ФЗ)
Статья 2. Задачи исполнительного производства
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 126-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)
2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 4. Принципы исполнительного производства
Исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Статья 5. Органы принудительного исполнения
1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ)
2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее — подразделения судебных приставов). (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ)
3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)
4. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 274-ФЗ)
Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 61. Банк данных в исполнительном производстве
1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее — банк данных).
2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.
3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:
1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)
3) дата возбуждения исполнительного производства;
4) номер исполнительного производства;
5) наименование должника (для граждан — фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций — наименование и адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес); (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 206-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ)
6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет», и данных о взыскателе;
61) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; (Пункт введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)
7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка — фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);
9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)
4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)
5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». (Часть введена — Федеральный закон от 08.03.2015 № 41-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 236-ФЗ)
(Статья введена — Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ)
Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями
1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя — юридического лица. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)
3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.
4. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 28.07.2012 № 144-ФЗ)
5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ)
Статья 81. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг
1. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (далее — исполнительный документ о списании ценных бумаг) может быть направлен взыскателем непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, либо депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся на указанных счетах должника ценных бумагах.
2. Одновременно с исполнительным документом о списании ценных бумаг взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, предусмотренные настоящей статьей, о взыскателе и о себе.
3. Исполнительный документ о списании ценных бумаг подлежит исполнению лицом, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.
4. При передаче документов, составляющих систему ведения реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, переводе эмиссионных ценных бумаг с лицевого счета на счет депо или со счета депо на лицевой счет либо одним депозитарием другому депозитарию неисполненные или исполненные частично исполнительные документы о списании ценных бумаг передаются новому лицу, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.
(Статья введена — Федеральный закон от 19.07.2009 № 205-ФЗ)
Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица
1. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 539-ФЗ)
2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя — юридического лица. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)
3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе.
4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение). (Часть введена — Федеральный закон от 30.11.2011 № 363-ФЗ)
Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
При исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного г