Возмещение вреда по военной травме и выплаты военнослужащим

Автор статьи: Лина Смирнова Последнее изменение: Январь 2021 года 5889

Деятельность граждан, имеющих статус военнослужащих, осуществляется ими с целью защиты интересов всего населения страны, что связано с большими рисками для их здоровья. Это обязывает государство, в случае причинения военнослужащим ущерба для их здоровья во время выполнения служебных задач, гарантировать им компенсацию за его потерю. Возмещение вреда здоровью по военной травме происходит на основании, установленных законом, правил. Рассмотрим, что понимается под военной травмой, какие выплаты полагаются за нее, и каков порядок ее назначения.

Законодательные нормы определения статуса военнослужащих

В РФ статус военнослужащих присвоен сотрудникам особо значимых структур. К этому статусу относят не только лиц, призванных на срочную и контрактную службу, а также военные сборы, но и сотрудников силовых структур: МВД, МЧС, ФСБ, ГУФСИН и других образований. Полный перечень лиц, относящихся к этому статусу, указан в ФЗ № 4468-1.

Комментарий специалиста

Каменский Юрий

Юрист

Основным законом, определяющим их задачи, является ФЗ №76-ФЗ от 27.05.98. Согласно ему, военнослужащие обязаны обеспечивать защиту страны и осуществлять подготовку к ней в любой обстановке: в военное и мобилизационное время, в момент чрезвычайных ситуаций при возникновении вооруженных массовых конфликтов.

Выполнять свой долг военнослужащий должен, невзирая на риск получения вреда для здоровья и жизни, связанный с исполнением возложенных на него задач. Особые функции военнослужащих регулируются не только ФЗ, но и Конституцией РФ.

Болезни, которые были получены на службе

Если повреждение, заболевание, увечье или контузия были приобретены во время прохождения службы либо военных сборов, но не связаны с выполнением военнослужащим своих служебных обязанностей напрямую, компенсация за лёгкое увечье составляет 50 000 рублей, за тяжёлое – 100 000.

Инвалиды I группы получают 1 500 000 компенсации, II и III групп – 1 млн. и 500 тыс. соответственно.

Если военнослужащий умер в результате болезни, которая была получена на протяжении периода прохождения службы, то его родственники получают компенсацию 2 млн. рублей, которые распределяются между всеми имеющими право на компенсацию родственниками в одинаковых долях.

Если между увольнением со службы/сборов и смертью теперь уже бывшего служащего прошло более года, компенсацию родственники не получают.

Понятие военной травмы

Под травмой, которая считается военной, понимается нанесение повреждения здоровью военнослужащего, при непосредственном выполнении им своих должностных обязательств во время нахождения на службе. В ее понятие входят любые повреждения, нанесенные служащему в виде увечья, контузии или ранения, а также спровоцированного службой заболевания. Важным здесь является то, что эти повреждения и болезни явились следствием выполнения военнослужащим своих обязанностей. В частности:

Причинами телесных повреждений стало непосредственное участие:

  • в боевых операциях;
  • в военных гражданских конфликтах;
  • в ликвидации бандитских образований, как в стране, так и за ее пределами;
  • в охране государственной границы РФ в любое время.

Причинами заболевания явилось:

  • отравление химическими опасными веществами, включая элементы проникающего радиационного действия, компоненты топлива для ракет, источники излучения радиолокаторов и другие токсичные и вредные для организма материалы;
  • обострение болезни, уже существовавшей у военнослужащего до начала выполнения военной службы, если оно стало следствием осуществления служебных обязанностей.

Важно! Если вред здоровью был причинен в период нахождения военнослужащего на службе по причинам, не связанным со служебными обязанностями (например, домашняя травма, отравление некачественными продуктами, вирусная и бактериальная инфекция), то он не относится к военной травме.

Классификация групп по нанесению вреда

Для адекватного определения размера и типа возмещения, существует классификация, в зависимости от условий получения травмы:

  • травма, полученная не по вине бездействия гражданских или лиц при исполнении;
  • увечья, нанесенные военнослужащему по причине несогласованности действий гос. структур;
  • травмы, полученные представителями суда, прокуратуры и органов дознания;
  • вред, нанесенный военнослужащим в процессе несения службы;
  • заболевания, развившиеся по причине работы в зонах повышенного радиационного загрязнения;
  • инвалидность после заграничной службы;
  • повреждения, нанесенные в период объявления в стране или на военной базе ЧП, во время вооруженного конфликта или операции по предотвращению террористических акций;
  • инфицирование ВИЧ или СПИД после операции, проведенной в рамках службы;
  • укусы животных и насекомых во время несения службы, вызвавшие заболевание;
  • обострение хронических болезней (уже имевшихся) в процессе несения службы.

Что понимается под возмещением вреда здоровью по военной травме?

Нанесенный военному вред здоровью по закону должен быть ему возмещен денежными компенсационными выплатами, соразмерными полученным военным травмам. Такое возмещение предусмотрено ФЗ № 306 от 07.11.2011 г. Порядок этого возмещения определен главой 59 ГК РФ.

Важно! Основанием для назначения возмещения в виде компенсационной выплаты за полученную военным травму, является установление связи между выполнением должностных обязанностей и полученным увечьем.

Для установления этого факта, на основании «Положения о военной врачебной экспертизе», принятого Постановлением Правительства РФ за № 565 от 04.07. 2013 г. формируется специальная экспертная комиссия. В ее задачи входит не только установление связи получения травмы со службой, но и степени повреждения организма, в том числе и присвоения инвалидности определенной степени. Перечень заболеваний, дающих право для присвоения пострадавшим группы инвалидности по военной травме, определен в статье 19 ФЗ № 4468-1. Сумма денежной компенсации, и ее вид зависит, от принятого комиссией решения.

Процесс получения компенсации

Существует порядок действий, регламентированный Постановлением Правительства РФ №70:

  1. Получение направления на медицинскую комиссию, которую проводит медицинское учреждение, закрепленное за данным воинским подразделением.
  2. В медицинскую организацию необходимо отправить документ с результатами экспертизы, заявление на получение возмещения, а также приказ об увольнении из ВС по причине полученного увечья и невозможности возобновить службу.
  3. Получения решения экспертов после рассмотрения документов. (5 рабочих дней).
  4. Медицинская комиссия составляет заключение о выявленном вреде здоровью, где указывает присвоенную группу инвалидности и конкретизирует увечье.
  5. Полученные справки направляются в органы социальной защиты, которые принимают решение о назначении пособия или одноразовой компенсации.

Кроме медицинского постановления при обращении в орган социальной защиты необходимо подготовить пакет документов:

  • удостоверение личности;
  • военный билет;
  • подтверждение выслуги (копия трудовой книги или послужного списка);
  • заключение медицинской комиссии;
  • справка из ПФ РФ о назначении пособия по инвалидности;
  • справка о заработной плате за последние 12 месяцев.

Проверка предоставленных данных займет порядка 1-2 месяцев с момента подачи. После этого компенсация будет начислена на расчетный счет, указанный в заявлении.

Виды компенсации и ее размер

Если в результате расследования комиссией выяснится, что военнослужащему была причинена серьезная травма, приведшая к значительному ущербу его здоровья, с потерей прежней способности исполнять, порученные ему, обязанности, то при таких обстоятельствах ему присваивается инвалидность и предстоит увольнение в запас с обязательным возмещением потерянного здоровья.

Выплаты военнослужащим при увольнении по военной травме являются мерой социальной поддержки ввиду его неспособности продолжать службу из-за потерянного здоровья.

Уволенному военнослужащему полагаются выплаты в виде единовременного и ежемесячного пособия, размер которых зависит от его статуса и, присвоенной группы инвалидности. Также ему обязаны компенсировать, утерянный, в связи с нетрудоспособностью, заработок в виде пенсионной выплаты.

Размер единовременного пособия, назначаемого при увольнении служащих в запас из-за серьезного ухудшения их здоровья в результате получения травмы, составляет:

Для служащих по контракту Для призывников срочной службы и лиц, призванных на военные сборы
2 млн. 337 тыс. 352 руб. 50 коп. 1 млн. 168 тыс. 676 руб. 25 коп.

Ежемесячное пособие, зависящее от группы инвалидности составляет:

Для 1 группы Для 2 группы Для 3 группы
18706 руб. 9353 руб. 3741,2 руб.

Компенсация сотрудникам МВД

С 30.01.2015 вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в часть 6 статьи 43 Закона «О полиции». В результате этих изменений компенсация для сотрудников МВД была урезана, и теперь после потери трудоспособности в результате военной травмы 100% месячного жалования компенсируется только инвалидам I группы.

Инвалиды II группы получат ½ жалования, III группы – 30%. Отдельно рассматриваются те служащие, которые получили инвалидность и которым была назначена компенсация до принятия поправки: им размер ежемесячной компенсации не будет снижаться.

Однако, не будет он и повышаться до того момента, пока не сравняется с компенсацией тем, кому она была назначена по новым нормам.

Единовременная компенсация сотрудникам МВД выплачивается в размере двух млн. рублей.

Размер пенсии по инвалидности

Размеры пенсий, назначенных инвалидам по военной травме, определены в статье 22 ФЗ №4468-1 от 12.02.1993 года.

Они рассчитываются в процентах от денежного довольствия, выплачиваемого бывшему военнослужащему ежемесячно в период его военной деятельности. Для каждого инвалида размер довольствия рассчитывался, исходя из его должностного оклада и прибавки по выслуге лет. Размер инвалидной пенсии для разных групп инвалидности составляет:

В связи с полученным увечьем Вследствие болезни, причиненной в период их службы, в размере
  • 85% от суммы довольствия для 1 и 2 группы;
  • 50% от суммы довольствия для 3 группы.
  • 75% от суммы довольствия для инвалидов 1 и 2 группы;
  • 40% от суммы довольствия.

Согласно статье 23 этого закона минимальная величина указанных пенсий военных, ставшими инвалидами, не должна быть менее, расчетной величины пенсии, указанной в статье 46 закона, и составлять:

При получении инвалидности в связи с увечьем:В связи с заболеванием, полученным на службе:
  • 300% для 1 группы;
  • 250% для 2 группы;
  • 175% для 3 группы.
  • 200% для 1 группы;
  • 200% для 2 группы;
  • 150% для 3 группы.

Если военнослужащий при исполнении службы, получив травму или заболевание, скончался, то, полагающиеся ему пособия в виде выплат будут распределены между его ближайшими родственниками поровну. Для этого им придется подтвердить родство с погибшим или умершим лицом.

Важно! Выплаты в связи с возмещением причиненного вреда здоровью (единовременные и ежемесячные), также пенсия, по закону подлежат ежегодной обязательной индексации.

Виды

Все виды военной компенсации можно разделить на три категории:

  1. Возмещение ущерба физического здоровья. В данном случае учитывается степень тяжести повреждений.
  2. Возмещение морального ущерба. Здесь так же как и в предыдущем случае учитывается степень тяжести вреда.
  3. Возмещение денежных убытков. Эксперты учитывают все расходы на лечение, в период, когда сотрудник утратил свою работоспособность.

Важно отметить, что для получения материальной компенсации военному достаточно одного только факта наличия травмы, полученной на производстве. Это значит, что даже, если сотрудник не потерпел убытки благодаря большим скидкам во время лечения в госпитале, он все равно имеет право получить денежную компенсацию, так как в восстановительный период он мог бы выполнять свои обязанности, и ему бы за это начислялась зарплата, если бы не травма.

Порядок оформления компенсационных выплат

Для назначения пострадавшему лицу единовременной выплаты, ответственному сотруднику подразделения, в котором пострадавший находился на службе, следует обратиться в вышестоящий орган ВС РФ с пакетом документов, включающим:

  • Заявление пострадавшего военного, с его просьбой о назначении разовой выплаты, полагающейся в связи с увольнением по причине получения травмы;
  • Справку ответственного лица воинского подразделения, о подтверждении получения пострадавшим военной травмы во время исполнения своих обязанностей;
  • Заверенную руководством копию медицинского заключения о его болезни (или травме);
  • Копию Приказа о факте исключения военного из состава подразделения.

Пострадавший может направить документы сам, если он в состоянии это сделать.

Для назначения ежемесячных компенсационных выплат, служащий, признанный инвалидом, должен обратиться с заявлением в госорган, уполномоченный решать социальные вопросы, по месту своей регистрации. В заявлении следует изложить просьбу о назначении ежемесячного пособия, указанный размер которого должен соответствовать его группе инвалидности. Также нужно сообщить данные банковской карты (счета).

К заявлению прикладывается:

  • копия основных сведений из паспорта;
  • копия заключения об инвалидности и ее группе, полученной в связи с военной травмой;
  • справка с подписью и печатью, оформленная уполномоченным лицом, о подтверждении факта получения травмы во время выполнения служебных обязанностей, с приложением к ней копии военного билета;
  • справки из пенсионного органа о получении пострадавшим пенсионных выплат;
  • другие документы, при необходимости (например, о назначении опекуна).

КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2021 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2021 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, о.

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

Сроки обращения за возмещением вреда здоровью по военной травме

Перечень заболеваний, перечисленных в статье 19 ФЗ №4468-1, принимается экспертной комиссией для назначения военнослужащему инвалидности в определенные сроки. По закону она должна определяться в трехмесячный срок после окончания службы.

Комментарий специалиста

Горчаков Владимир

Юрист

Если причина инвалидности очевидна, например, она была получена в результате полученного во время службы ранения или телесного повреждения (ожога, обморожения и т. д.), срок установления инвалидности не ограничен.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]