Чтобы получить инвалидность, гражданину предстоит пройти хлопотную сложную процедуру. Ему предстоит принять участие в комиссии ВТЭК и МСЭ. Для многих эти аббревиатуры ни о чём не говорят. В результате гражданин не может сложить представление о том, что его ожидает. Посещение комиссии без подготовки приводит к тому, что многие люди остаются неудовлетворенными его исходом.
ВТЭК — это важнейший этап получения инвалидности. Важно подготовиться к его прохождению. Предстоит внимательно следовать правилам, продумать поведение и придерживаться определенного морального настроя. О том, что представляет собой комиссия, о порядке присвоения инвалидности, а также об особенностях прохождения процедуры и возможных сложностях поговорим далее.
Что такое медико-социальная экспертиза?
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это исследование, проводимое специальной комиссией, по результатам которого выносится решение о признании гражданина инвалидом и установлении ему группы инвалидности.
В процессе МСЭ оценивается состояние здоровья пациента, наличие хронических заболеваний, социальное положение. Оценка проводится комплексно комиссией в составе медицинских работников, психолога и социального работника.
Проведение экспертизы находится в компетенции бюро медико-социальной экспертизы. Специалисты анализируют клинические, бытовые, функциональные, психологические показатели гражданина.
Следует знать! В систему государственных учреждений МСЭ входят федеральное бюро, главное бюро соответствующего субъекта РФ, подведомственное Минтруда, главное бюро, подведомственное иным органам исполнительной власти, филиалы бюро МСЭ в районах и городах.
В чем разница между МСЭ и ВТЭК?
Сравнивая две этих комиссии и результаты их деятельности можно сделать вывод, что МСЭ это более обширное понятие, которое охватывает не только вопросы присвоение инвалидности.
Однако и вопросы последующей реабилитации и адаптации человека. МСЭ занимается оценкой улучшения жилищных условий и благосостояния инвалидов, в том числе и возможности трудоустройства на предприятия, соответствующие возможностям гражданина. Также если вам понадобится Адвокат по семейным делам обращайтесь!
Кому необходимо проходить медико-социальную экспертизу?
Любой гражданин, имеющий серьезное заболевание, которое препятствует его физической активности и нормальной социальной жизни вправе обратиться за проведением медико-социальной экспертизы.
Основанием для проведения МСЭ являются следующие заболевания:
- сахарный диабет;
- нарушение зрения и слуха с прогрессирующей динамикой;
- онкологические заболевания;
- острые нарушения кровообращения головного мозга и сердца, а также их последствия;
- болезни опорно-двигательного аппарата, мешающие нормальному передвижению.
В зависимости от степени утраты трудоспособности из-за проблем со здоровьем комиссия МСЭ принимает решение об установлении инвалидности или отказе. При установлении инвалидности делается выбор между тремя группами: третьей – при наличии заболевания, которое снижает трудоспособность, второй – в случае серьезного заболевания, мешающего заниматься трудовой деятельностью, первой – при стойком нарушении здоровья, исключающем возможность работать и самостоятельно себя обслуживать.
Продление больничного листа
В каких случаях работнику выдается больничный лист
Порядок прохождения МСЭ при личном обращении
Явившись на экспертизу, получатель инвалидности (или его представитель) заполняют согласие на обработку персональных данных и заявление на оценку состояния здоровья комиссией экспертов. Секретарь заносит данные о пришедшем в базу и может уточнить некоторые моменты. Затем больной в порядке очереди приглашается на беседу и осмотр . Состав специалистов определяется заболеваниями, по которым устанавливается группа. Далее эксперты совещаются (без пациента) и принимают решение по его вопросу, после чего сообщают ему об итогах освидетельствования: о присвоенной группе, сроках нетрудоспособности, рекомендуемых мерах по реабилитации.
Если в присвоении инвалидности отказано, врачи должны объяснить, по каким причинам. Бывает, что эксперты требуют дообследоваться, так как это позволит точнее выявить степень ограничений. Кроме всего прочего, отказ может быть получен в результате улучшения состояния инвалида на фоне терапии (тогда статус снимают или меняют группу на менее тяжёлую).
Относительно того, как часто следует подтверждать группу, существуют определённые сроки:
— обладателям первой группы нужно переосвидетельствоваться раз в несколько лет;
— при установлении 2 и 3 групп процесс повторяется каждый год;
— статус инвалида детям дают на 1-5 лет, либо до достижения ими 14, либо 18 лет.
Отметим важный момент, даже при хроническом нездоровье чаще всего человеку приходится периодически проверяться на МСЭ, так как эксперты должны убедиться в отсутствии положительной динамики на фоне осуществления необходимых мероприятий по лечению и реабилитации.
Но в случае, когда состояние явно не станет лучше и больной не может передвигаться, выполнять функции по самообслуживанию, ему могут дать сразу после первой медкомиссии бессрочную 1 группу.
Для чего нужна медико-социальная экспертиза?
Проведение медико-социальной экспертизы необходимо лицам, чье здоровье нарушено до такой степени, что возникли препятствия к нормальной жизнедеятельности.
МСЭ решает несколько задач:
- Гражданину присваивается инвалидность, что дает право на получение материальной поддержки и льгот.
- Выявляется, нужно ли разрабатывать программу реабилитации инвалида для восстановления или компенсирования утраченных функций организма.
- Определяется группа нетрудоспособности для назначения трудовой или социальной пенсии.
- Проводится повторное освидетельствование на инвалидность для сохранения или снятия статуса инвалида.
- Определяется причина смерти инвалида.
Важно! После получения инвалидности гражданин вправе рассчитывать на обеспечение льготными лекарствами, протезами, доплаты к пенсии, льготный проезд в транспорте, субсидии на оплату коммунальных услуг.
Как проводится медико-социальная экспертиза: пошаговая инструкция?
Медико-социальная экспертиза представляет собой сложную процедуру, состоящую из нескольких этапов.
Гражданину потребуется выполнить следующие действия:
- Получить направление на МСЭ.
- Составить заявление на проведение МСЭ.
- Подготовить документы для прохождения МСЭ.
- Получить приглашение на МСЭ.
- Пройти экспертизу.
- Получить заключение комиссии.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Этап 1 – Получение направления на МСЭ
Гражданин, желающий получить инвалидность, должен записаться на прием к лечащему врачу. Сначала будет назначено обследование для постановки точного диагноза. При необходимости врач проведет амбулаторное лечение или направит пациента в стационар.
Если по результатам лечения проблемы со здоровьем сохранятся, врач зафиксирует необходимые сведения в медицинской карте и выдаст направление на МСЭ. Документ необходимо оформлять в медицинском учреждении, в котором гражданин регулярно наблюдается и проходит лечение.
Нужно помнить! Направление должно быть заверено печатью медицинской организации. Также в нем ставятся подписи трех врачей.
Этап 2 – Составление заявления на МСЭ
После получения направления гражданин заполняет заявление на проведение медико-социальной экспертизы.
В нем необходимо указать следующие сведения:
- наименование бюро МСЭ;
- ФИО гражданина, паспортные данные, СНИЛС, адрес проживания, телефон;
- кому необходимо проведение экспертизы;
- цель проведения МСЭ;
- дата и подпись.
Следует знать! Заявление может быть подано в бумажном виде лично, через представителя, по почте или электронно через портал «Госуслуги».
Этап 3 – Подготовка документов для МСЭ
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность обращения за установлением инвалидности. В перечень входит:
- паспорт или иное удостоверение личности;
- свидетельство о рождении (для граждан до 14 лет);
- направление на МСЭ;
- медицинские документы (медицинская карта, выписка из карты);
- производственная характеристика;
- педагогическая характеристика (для ребенка).
Дополнительно может потребоваться СНИЛС, пенсионное удостоверение, справка из ПФР.
Этап 4 – Получение приглашения на МСЭ
В течение 30 дней гражданину направляется приглашение с датой и временем, на которые запланировано освидетельствование. Извещение может быть вручено лично, по почте, посредством смс-сообщения. Если гражданин обратился за МСЭ через портал Госуслуги, приглашение направляется в личный кабинет.
Этап 5 – Прохождение экспертизы
Экспертиза проводится в бюро по месту жительства гражданина. Если гражданин не может посетить ведомство по состоянию здоровья, МСЭ проводят:
- на дому;
- в стационаре;
- заочно на основании документов.
В процессе экспертизы комиссия обследует гражданина, изучает представленные с заявлением документы, анализирует социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные о пациенте.
По результатам экспертизы большинством голосов принимается решение о признании гражданина инвалидом или об отказе в установлении инвалидности.
Этап 6 – Получение заключения комиссии МСЭ
Принятое решение объявляется гражданину в присутствии всех членов комиссии. При необходимости даются разъяснения по поводу оснований присвоения группы инвалидности или отказа в признании инвалидом.
Результата экспертизы оформляется в виде акта, который подписывается руководителем бюро и членами комиссии. Для придания документу юридической силы ставится печать учреждения. Акт хранится в бюро в течение 10 лет
Гражданину выдают:
- справку об инвалидности с указанием группы;
- индивидуальную программу реабилитации.
Важно! В акте описываются заключения всех специалистов, которые участвовали в МСЭ, перечень документации, основные сведения, ставшие основанием для принятия экспертного решения.
Где пройти комиссию на инвалидность?
Освидетельствование проходит в одном из бюро МСЭ — территориальном, федеральном или главном. Для этого должно быть:
- направление от муниципалитета, также от клиники или стационара, где последнее время проходил лечение кандидат;
- решение суда;
- собственное решение гражданина.
Последний пункт означает, что в филиал бюро человек может обратиться и по собственной инициативе. Условие одно — при себе надо иметь все медицинские бумаги и заключения, подтверждающее стойкую утрату работоспособности. Для этого нужно написать заявление.
Гражданин пишет его сам, а может доверить эту процедуру уполномоченному лицу (необходима нотариально оформленная доверенность).
Помимо собственно заявления, нужны след. документы:
- направление по форме 188-у;
- амбулаторная карта;
- заключение врачебной комиссии;
- справки, рентгенографические снимки, анализы;
- общегражданский паспорт;
- трудовая книжка;
- заключения ведомственных экспертиз;
- акт о несчастном случае на производстве (Н-1)
- документ об образовании;
- доверенность (если бумаги подаете не вы)
Экспертизу можно пройти и дома — если в наличии заключение врача, что человек не может самостоятельно посетить заведение.
Можно ли пройти втэк не по месту прописки?
Врачебно-трудовая экспертная комиссия определяет степень трудоспособности человека и дальнейшую его пригодность после заболевания к прежней работе. Создается она на базе районного лечебно-профилактического учреждения и принимает решения в порядке коллегиального заседания.
Пройти ее можно и не только по месту постоянной регистрации, но в любом городе, где проживает человек (Постановление Правительства № 95 от 20 февраля 2006 года ).
Как обжаловать результат медико-социальной экспертизы?
Гражданин, считающий, что комиссией по результатам МСЭ принято неправильное решение, вправе подать жалобу. Обжалование проводится в двух формах: административном порядке и через суд. Гражданин может начать с административного обжалования либо сразу обратиться в суд.
Административный порядок обжалования результата МСЭ
При административном порядке обжалования решение МСЭ пересматривается вышестоящим бюро. Так, акты районных и городских бюро обжалуются в главном бюро МСЭ субъекта РФ, те в свою очередь оспариваются в Федеральном бюро МСЭ.
Обратиться с жалобой на решение бюро необходимо в течение одного месяца. Обращение составляется в письменной форме и должно содержать следующие сведения:
- наименование бюро, чье решение обжалуется;
- ФИО гражданина, его место жительства, телефон, электронная почта;
- дату и содержание обжалуемого акта;
- доводы о несогласии с решением бюро;
- дату и подпись.
Жалоба подается через бюро, которое проводило экспертизу, или сразу направляется в вышестоящее ведомство. В течение месяца после поступления обращения проводится новая экспертиза, по результатам которой решение отменяется или оставляется в силе. Ответ о принятом решении направляется заявителю.
Обжалование решения МСЭ через суд
Обжалование решения бюро МСЭ через суд проводится по правилам, установленным ГПК РФ. Исковое заявление должно быть подано в районный или городской суд по месту нахождения ведомства.
В иске должны быть указаны обязательные сведения:
- наименование суда;
- ФИО гражданина, его место проживания, телефон, электронная почта;
- наименование бюро МСЭ, чье решение обжалуется;
- описание нарушений, допущенных ведомством при проведении МСЭ;
- ссылки на доказательства, подтверждающие доводы гражданина;
- ссылки на нормы права;
- перечень приложений;
- дата и подпись.
К иску приобщаются все документы, которые были оформлены при проведении экспертизы.
Образец искаСпор рассматривается путем проведения судебных разбирательств и исследования медицинской документации. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое вступает в законную силу в течение месяца.
Важно! Если истец или ответчик не согласны с принятым решением, оно может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции. При необходимости заинтересованное лицо вправе обратиться в надзорную инстанцию.
Принятие экспертного решения
После проведения всех необходимых обследований и изучения документов, комиссия начинает принятие решения. Происходит эта процедура в виде обсуждения и голосования. Большинством голосов члены комиссии выносят свое решение.
После этого оно объявляется в присутствии самого человека, проходившего МСЭ, и всех специалистов, которые принимали участие в экспертизе. Такое решение должно быть выдвинуто не позднее, чем через 30 дней после дня подачи заявления.