Замена паспорта в 45 лет: сроки, документы и порядок действий

Российское законодательство предусматривает случаи, когда граждане обязаны заменить паспорт. Согласно п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного правительством РФ 08.07.1997 г., основаниями для замены документа являются: достижение возраста 20 и 45 лет, изменение фамилии, имени, отчества, даты или места рождения, пола. Также замена паспорта производится в случаях сильного износа или повреждений, обнаружения в нем неточностей или ошибок.

Вопрос-ответ Можно ли поменять паспорт в другом городе? В случае если паспорт пострадал, к примеру, промок под дождем, стоит обратиться в МФЦ: там специалист проконсультирует насчет того, считаются ли полученные повреждения «сильным износом» и потребует ли документ замены. Например, если практически стерлась печать, плохо читаются какие-либо данные, документ теоретически может оставаться подходящим для использования, но некоторые банки могут отказать в получении кредита. Кроме того, паспорт считается недействительным и подлежит замене при наличии в нем посторонних отметок: каких-либо «лишних» печатей, надписей и пр.

Есть случаи, когда поменять паспорт рекомендуется еще и из соображений безопасности. О таких ситуациях АиФ.ru рассказал заведующий кафедрой информационной безопасности НИУ ВШЭ Александр Баранов.

Как заменить паспорт по достижению 45 лет

Законодательно, процедура замены определяется приказом МВД №851 и Постановлением Правительства РФ №828. В первом документе прописан установленный порядок действий, а второй документ определяет необходимость смены документа. Есть несколько причин, по которым абсолютно всем гражданам приходится менять паспорт.

  1. Возрастные изменения внешности. Очевидно, что человек в 20 лет и в 45 лет будет выглядеть по-разному. И часто, опознать по юношеской фотографии зрелого человека становится невозможно. Особенно, если речь идёт о кардинальной смене прически, набору лишнего веса или похудении, получении травм и шрамов.
  2. Износ бумажного документа. Поскольку, паспорт предъявляется при каждом обращении в государственные органы, совершении крупных сделок и покупок, при обращениях в банк и офисы сотовых операторов связи, он постепенно изнашивается и приходит в негодность. Кроме этого, в нем могут закончиться страницы, связанные с постановкой штампов о регистрации, ИНН, браках и разводах, обязанности прохождения военной службы.

Чтобы произвести обмен, потерявшего актуальность документа, необходимо подать заявку одним из установленных способов, обратившись в МФЦ, ГУВМ или на портал Госуслуг. Новый паспорт гражданина придётся получать лично, за исключением случаев инвалидности или болезни. Люди, которые не могут самостоятельно посетить одно из отделений уполномоченных органов, могут отправить заявление о выдаче документа у себя на дому по месту регистрации или по месту жительства.

Паспорта, выданные в 45 лет, становятся бессрочными и подлежат замене только при частичной или полной порче документа (порванные страницы и загрязнения), либо в случае принятии нового закона о введении новых образцов документов граждан. Правительство РФ неоднократно говорило о разработке нового единого универсального документа, который мог бы заменить не только паспорт, но и водительские права, а также страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.


Как выглядит форма 1П: образец

Бланк 1П используется и в тех случаях, и когда удостоверительный документ получают впервые, и когда нужна замена паспорта. Например, по возрасту или из-за смены фамилии.


Лицевая сторона


Оборотная сторона бланка

Отметим, что заявление печатается на плотной бумаге. Поэтому распечатывать его на тонком листе не имеет смысла — не примут. Лучше всего взять форму непосредственно в отделении МВД или в ближайшем МФЦ.

При желании можете скачать заявление у нас на сайте. Еще больше документов ищите в нашем разделе Бланки и образцы.
Заявление на получение (замену) паспорта РФ

Обращение в МФЦ

МФЦ (Многофункциональные центры) – сеть учреждений, работающих в формате «Единое окно», куда любой гражданин России может обратиться за оформлением и получением практически любого документа от разных государственных учреждений. МФЦ – удобный посредник между человеком и любыми органами власти, к тому же пользоваться его услугами за частую проще и удобнее, чем напрямую обращаться к чиновникам. Там меньше очередей, а персонал более доброжелателен и вежлив, и не испорчен бюрократизмом.

МФЦ действует на основании Федерального закона №201 «О предоставлении услуг населению». Он создавался для удобства граждан и выполняет следующие задачи:

  1. Упрощение доступа граждан к любым государственным услугам.
  2. Сокращение срока оформления и получения любых документов.
  3. Снижение нагрузки на чиновников и служащих государственных учреждений.
  4. Повышение качества обслуживания граждан за счет уменьшения очередей и отсутствия необходимости бегать по разным инстанциям для сбора справок, выписок и документов.

По многочисленным отзывам, обращаться в МФЦ гораздо комфортнее и удобнее, чем в профильные отделения полиции. Прозрачность процедуры намного выше, и можно всегда отследить в каком статусе находится ваша заявка на обслуживание, что происходит с вашими документами и когда ожидать итоговый результат.

Чтобы ускорить процесс, можно записаться на Портале ГосУслуги на конкретное время обслуживания. В большинстве случаев в этом нет необходимости, поскольку, живая очередь редко вынуждает ждать более 20 минут.

Порядок замены паспорта

Замена паспорта возможна в 30-дневний период, начиная со дня наступления 45 лет. При этом, паспорт сразу становится недействительным, взамен него выдается временная справка, удостоверяющая личность. Документ с истекшим сроком годности нельзя использовать для заключения сделок, договоров и любых других юридических действий. В случае, если гражданин проигнорировал 30-дневний срок, ему выпишут штраф.

Для получения нового паспорта потребуется собрать пакет документов, оплатить государственный сбор и заполнить стандартное заявление. При обращении по месту регистрации, вся процедура займет не более 10 дней. В случае обращения в другом городе или регионе, процесс может занять до 1 месяца.

Список необходимых документов

  1. Заявление стандартного образца 1П. Допускается как заполнение на компьютере, так и от руки.
  2. Две стандартных фотографии без головных уборов, закрывающих лицо. Допустимы кадры с прозрачными очками для зрения, в случае, если они используются на постоянной основе.
  3. Старый паспорт, переставший быть действительным.
  4. Квитанция или чек об оплате государственной пошлины.

При необходимости заполнения дополнительных страниц или внесения изменений, гражданин предоставляет:

  • Свидетельства о рождении детей до 14 лет.
  • Военный билет.
  • Документы о заключении и расторжении брака.
  • Подтверждения проживания по определенному адресу.

Госпошлина

При обращении в МФЦ, либо в иные подразделения, необходимо приходить с уже оплаченной госпошлиной. Сотрудники принять денежные средства не могут. Впрочем, как правило, во всех отделениях присутствует банкомат Сбербанка, с помощью которого можно произвести операцию оплаты. Размер госпошлины – 300 рублей.

Получение паспорта

После сдачи всех необходимых документов и квитанции об оплате госпошлины, гражданин получает расписку о приемке документов, с поименным указанием всех листов, а также даты принятия. По номеру расписки, человек сможет отслеживать процесс прохождения своей заявки и готовности документа через интернет.

Способы проверки готовности:

  1. Позвонить на горячую линию в своем регионе и назвать номер расписки.
  2. На региональном сайте МФЦ.
  3. Через онлайн-чат, который работает на некоторых региональных сайтах. Сотрудники центра в режиме онлайн, как правило, способны предоставить всю актуальную информацию по вашему запросу.
  4. Личное посещение отделения с распиской и временным удостоверением личности. Пожалуй, самый трудозатратный способ, к которому прибегают, только если предыдущие по каким-то причинам оказались недоступны.

Сам документ изготавливается в структурах МВД, а не МФЦ. Многофункциональный центр является лишь удобным посредником между человеком и органами внутренних дел.

Готовый паспорт хранится в течение 3 лет. В случае, если гражданин не успел получить документ в этот отведенный срок, ему придется проходить процедуру оформления заново.

Понятие и назначение госпошлины

Под данным термином понимают денежный сбор, взимаемый с физических и юридических лиц за предоставление услуги госорганом, обеспечивающим взаимодействие населения и государственной машины. В результате обращения совершаются юридически значимые действия, к которым приравнивают в том числе изготовление документов.

Выдачей и заменой паспортов занимается Главное управление по вопросам миграции МВД, соответственно эта же служба взимает пошлину с заявителей. Поступающие денежные средства зачисляются в местный бюджет.

Госпошлина за паспорт как платеж носит предварительный характер. Без нее госуслуга не предоставляется, соответственно и плательщик не подает налоговую декларацию по уплаченным сборам. Поскольку этот сбор федерального значения, требование о перечислении средств распространяется на все регионы России. Размеры госпошлин и порядок оплаты прописаны в Налоговом кодексе РФ.

Несвоевременная замена

В случае, если гражданин не успел в 30-дневный срок поменять документ, ему придется нести ответственность по статье 19.15 Кодекса об Административных правонарушениях. Он будет обязан выплатить штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, а для жителей Москвы и Санкт-Петербурга размер штрафа составит от 3000 до 5000 рублей. Сотрудники МВД могут пойти на встречу и не назначать наказание при наличии уважительной причины: например, продолжительной госпитализации в больницу.

Гипотетически, гражданин может быть оштрафован за просрочку несколько раз. Но только в том случае, если он попадется полицейским с недействительным документом в разные дни.

Срок действия

В законодательстве прописано, что паспорт гражданина РФ действует с момента оформления в 14 лет и до 20-ти. Следующий временной промежуток с 20 до 45 лет, а после очередной замены до смерти. Дата рождения (20 и 45 лет) — последний день, при котором действует удостоверение личности. На следующие сутки отсчитывается срок, который отведен для обращения в паспортный стол и замены главного документа.

Смена паспорта по закону обязательна в таком случае:

  • достижение отметок в 20 или 45 лет;
  • внесение правок в паспортные данные (к примеру, ФИО);
  • оформление удостоверения нового типа;
  • износ или порча;
  • изменение пола, внесение существенных изменений во внешность;
  • ошибки в удостоверении, неправдивые сведения.

Во всех упомянутых случаях нужно прийти в уполномоченную структуру для решения вопроса с заменой удостоверения.

Основания для отказа

По данным многофункциональных центров, самые распространенные причины отказа — это ошибки в заполнении заявления, отсутствия одного из необходимых документов или квитанции об оплате госпошлины. В этом случае, в приёмке заявления на замену вам будет отказано.

Если ошибки в заявлении были обнаружены уже после принятия пакета документов в работу, вам позвонят и попросят принести исправленные версии необходимых бумаг. В этом случае, 10-дневный срок приостанавливается, и готовое удостоверение личности вы получите позже.

Другие причины для отказа

  • Неверный формат фотографий (размеры, цветность, запрещенный вид головного убора или очков),
  • Документы на иностранных языках без нотариально заверенного перевода (для людей, родившихся не в России).
  • Вы ранее отказывались от гражданства Российской Федерации.
  • Государственная пошлина не была оплачена либо платеж не прошёл и не попал в базы МВД.
  • Обнаружение неверных сведений в заявлении.

Освобождение от уплаты госпошлины

Согласно п.3 ст. 333.35 НК РФ, от уплаты сбора освобождаются:

  • Дети-сироты;
  • Дети, лишившиеся родительского попечения.

Однако льгота предоставляется только на первую выдачу. Если ребенок испортит или потеряет документ, восстановление будет возможно только после полной оплаты сбора. Для получения льготы предоставляют постановление об опеке.

Ошибочно совершенный платеж за госпошлину вернуть возможно. Для этого опекуны ребенка должны обратиться к получателю платежа с заявлением на возврат денег по установленному образцу. Об основаниях и порядке возврата говорится в ст. 333.40 НК РФ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]