Кто принимает законы в РФ и кто их имеет право признать их недействительными


Федеральные законы

Далее в иерархической лестнице следуют федеральные законы (ФЗ). Их принимает Госдума, одобрят Совет Федерации простым большинством голосов и подписывает Президент. Статус действующего нормативно-правового документа федеральный закон приобретает через 10 дней после того, как был опубликован в официальном источнике. Нормы этих законов должны исполняться на территории всей страны. Ответственность за их неисполнение наступает, если она предусмотрена самими законами. Акты, юридическая сила которых меньше, чем ФЗ не могут им противоречить.

Отрасти права

Система законов складывается в процессе издания норм права, которые закрепляются в официальных актах и систематизируются. В современном российском законодательстве можно выделить несколько отраслей:

  • Конституционное право – регулирует основы государственного и общественного строя.
  • Административное право – регулирует сферу управленческой деятельности государственных органов и их должностных лиц.
  • Гражданское право – затрагивает гражданские права и свободы, оговаривает способы их восстановления и защиты.
  • Уголовное право – устанавливает наказание за совершенные преступления, а также основания для привлечения и освобождения виновных от ответственности.
  • Процессуальное право – регулирует отношения между судом и участниками гражданского, административного или уголовного процесса при осуществлении правосудия.
  • Уголовно-исполнительное право – касается исполнения уголовного наказания.
  • Финансовое право – связано с расходованием государственных финансов. Затрагивает бюджетную, налоговую, банковскую и валютную сферу.
  • Трудовое право – регулирует трудовые отношения.
  • Земельное право – затрагивает вопросы определения собственности на землю, межевания, гражданский оборот земли и ограничения на ее использование.

Совокупность этих нормативно-правовых актов составляет систему законодательства России.

Законотворческий процесс в Российской Федерации

Вы уже знаете о том, что закон

– это обязательные для исполнения всеми людьми нормы и правила, установленные государством, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Но законы не рождаются сами по себе. Появление нового закона это очень трудный и долгий путь, который и принято назвать законотворчеством.

Законотворческий процесс

– это процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Процесс законотворчества включает в себя следующие стадии: законодательная инициатива, подготовка законопроекта, внесение законопроекта в Государственную Думу, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, Принятие закона Государственной Думой, утверждение закона в Совете Федерации, подписание закона Президентом и обнародование закона.

Давайте познакомимся с ними более подробно.

Первым этапом создания любого закона является законодательная инициатива.

Это предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

Право законодательной инициативы принадлежит:

Ø Президенту Российской Федерации;

Ø Совету Федерации;

Ø членам Совета Федерации;

Ø депутатам Государственной Думы Российской Федерации;

Ø Правительству Российской Федерации;

Ø законодательным (представительным) органам субъектов федерации;

Ø Конституционному суду Российской Федерации;

Ø Верховному суду Российской Федерации.

Обладающие правом законодательной инициативы государственные органы или лица выносят на рассмотрение Государственной Думы проект предлагаемого закона или, как ещё говорят юристы, законопроект.

Здесь стоит оговориться о том, что ряд законопроектов может быть внесён только при наличии заключения Правительства Российской Федерации, к ним принято относить законопроекты о введении или отмене налогов и освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.

Согласно статистике, до 60 % законодательных инициатив в нашей стране исходит от депутатов Государственной Думы. И это не случайно, ведь одной из задач Государственной Думы является принятие и разработка новых законов, которые в идеале должны защитить и улучшить жизнь обычного человека.

После поступления законопроекта на рассмотрение депутатов Государственной Думы начинается основная работа над будущем законом. Первоначально проект закона может быть подвергнут предварительному обсуждению в рамках парламентских слушаний. На них обсуждаются наиболее актуальные и значимые вопросы в жизни нашей страны.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности.

На слушаниях вместе с мнением парламентариев заслушивают мнения государственных и общественных деятелей, экспертов и специалистов в данной области, а их замечания, предложения и рекомендации, как правило, отражаются в тексте нового закона.

Организуются слушания, как правило, ответственным за разработку нового закона парламентским комитетом или комиссией.

Также любой гражданин Российской Федерации вправе внести свои предложения или выразить своё несогласие с любым разрабатываемым законопроектом на федеральном портале проектов нормативно правовых актов. Это официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов законов и результатах их общественного обсуждения.

Это даёт гражданам нашей страны возможность участвовать в подготовке проекта закона на самой ранней стадии. На основании описания стоящих перед разработчиком вопросов заинтересованные участники обсуждения могут предложить свой подход реализации той или иной задачи или желаемую концепцию документа. Такие предложения могут быть направлены посредством портала, а также на почтовый или электронный адреса разработчика. Ответственные за разработку закона лица и ведомства обязаны рассмотреть все предложения, поступившие в срок проведения общественного обсуждения, и отразить их результаты на данном портале.

После проработки и обсуждения текста будущего закона всеми заинтересованными сторонами он выноситься на обсуждение заседания Государственной Думы. Обсуждение будущего закона проводится три раза или, как принято говорить, в трёх чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат основные, самые важные положения законопроекта. В случае несогласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передаётся вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его разработку. Комитет обязан доработать законопроект с учётом сделанных замечаний и внесённых предложений, после чего представить его для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения, которое можно назвать самым тщательным, идёт детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесёнными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Третье чтение – это завершающее обсуждение закона проекта в нижней палате парламента, в ходе третьего чтения депутатам не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни было содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. Именно в рамках третьего чтения уже идёт речь об одобрении или неодобрении.

Следующей стадией является принятие закона Государственной Думой. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется абсолютное большинство голосов от общего числа депутатов, то есть 50 % плюс один голос.

Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством, т.е. не менее двух третьих голосов.

Государственная Дума может принять закон сразу и первом чтении (без проведения второго и третьего).

После принятия закона депутатами Государственной Думы он в течение пяти дней передаётся на рассмотрение Совету Федерации.

Закон должен быть рассмотрен: принят или отклонён верхней палатой парламента в течение четырнадцати дней.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по следующим вопросам:

· федерального бюджета;

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

· войны и мира.

Далее процедура голосования строится таким образом. Обычный федеральный закон получает одобрение, если за него проголосовало более половины членов Совета Федерации, а за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Если в течение четырнадцать дней закон не был рассмотрен в верхней палате парламента, то он также считается одобренным.

Но совет Федерации может не только одобрять, но и отклонять законы. В этом случае закон отправляется на доработку и повторное рассмотрение в Государственную Думу.

Для преодоления возникших разногласий между палатами парламента и для выработки общего решения может быть создана так называемая согласительная комиссия, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и одобрению Советом Федерации.

В случае несогласия депутатов с решением Совета Федерации закон может быть принят без согласия верхней палаты парламента, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третьих (2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту, который в течение двух недель должен его рассмотреть и подписать.

Но Президент так же вправе отклонить направлений ему закон. Такое право президента ещё принято называть «вето».

Вето

– это право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона и до вступления его в силу, а мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания.

В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третьих (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то закон считается принятым и подлежит подписанию Президентом.

После подписания закона главой государства закон обнародуется и вступает в силу.

Цель обнародования

– это довести содержание нового закона до всеобщего сведения путём публикации его в определённом издании.

Официальным опубликованием федерального конституционного или федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение на официальном интернет-портале правовой информации.

В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио, а также разосланы государственным органам либо переданы по иным каналам связи.

Также в Конституции нашей страны сказано, что неопубликованные законы не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

В нашей стране законотворческий процесс проходит не только на федеральном уровне, но и в субъектах федерации. При этом все основные черты, присущие законодательному процессу федерального уровня, присутствуют и в региональных законодательных процессах. Данные процессы регулируются федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.

1. Что такое закон?

2. Что такое законотворческий процесс?

3. В чем суть вето?

4. В чём состоит цель обнародования закона?

5. Как осуществляется законодательная инициатива и создаётся законопроект?

6. Каково содержание законодательной деятельности Государственной Думы?

7. Каковы действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]