Автомобиль, не застрахованный по КАСКО, был поврежден, попав в яму на проезжей части. Каковы действия автомобилиста? Кто отвечает за состояние дорожного покрытия? Кому и куда предъявлять иск и как правильно возместить ущерб от такого ДТП? Дороги, как известно, больная тема для автовладельцев. Плохое состояние полотна автодороги (выбоины, ямы), отсутствие надлежащим образом обеспеченного освещения трассы зачастую являются причинами повреждения транспортного средства.
Так, по данным, опубликованным на сайте Правда.ру, количество ДТП из-за плохих дорог выросло на двадцать два процента. По статистике ГИБДД, за десять месяцев 2013 года число ДТП в РФ, произошедших из-за несоответствующего действующим нормам состояния дорог, выросло на 21,7 процентов.
По статистике Генеральной прокуратуры РФ двадцать процентов ДТП происходит из-за не соответствующего требованиям законодательства состояния улиц и дорожного покрытия. Количество ДТП указанной категории в 2012 года составило 42 772, за 5 месяцев 2013 года таких аварий произошло 20 016.
К счастью, механизмы действующего законодательства предусматривают возможность получения (взыскания) компенсации ущерба, причиненного транспортному средству по причине неудовлетворительного состояния автодорог, в том числе, при отсутствии страхования по КАСКО.
Кто отвечает за состояние дорог
Любая дорога кому‑то принадлежит, и за её состояние отвечает владелец. В городе это муниципальная собственность, поэтому ремонтом занимаются городские власти. Дорога у торгового центра, скорее всего, находится под контролем его владельца, поэтому латать её должна администрация. Во дворе Разъяснение ГУОБДД МВД России о том, что подъезды к жилым домам входят в ведение Госавтоинспекции — это придомовая территория или муниципальные владения. В зависимости от собственника, ремонтировать эти участки должна либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо городские власти.
Не так важно, кто собственник дороги. Главное, что любую дорогу можно отремонтировать.
Заявление
Заявление с просьбой отремонтировать придомовую территорию, подъездные дороги и тротуары во дворе подается на имя руководства Управляющей Компании, которая по договору обслуживает дом. Под таким заявлением должно подписаться не менее половины собственников квартир.
Обязательно оно должно быть зарегистрировано, обеспечено номером входящих документов. Один экземпляр такого ходатайства храниться у заявителей:
- В письме указывается название УК, данные руководителя, к которому направляется обращение, сведения о заявителе, его адрес.
- Указываются причины, по которым обязательно требуется ремонт, описывается техническое состояние двора, дорог, тротуаров.
- Перечисляется комплекс работ, которые, по мнению жильцов нужно выполнить для качественного благоустройства придомовой территории, создания безопасных условий ее использования.
- К ходатайству следует приложить акт проверки и осмотра территории, заключение эксперта.
- В конце должны стоять подписи жильцов, в количестве не менее 50%.
Можно также подать заявку и на сайт Госуслуг. В ней также указываются основания для ремонтных работ, желаемые сроки проведения, данные о заявителе. На данном портале есть вкладка Фонда капитального ремонта, где и можно в указанной форме оставить свое заявление.
На какие проблемы можно жаловаться
Состояние дорог регламентирует ГОСТ ГОСТ Р 50597‑2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля . В нём записаны допустимые требования к полотну, обочинам, велодорожкам и другим элементам инфраструктуры. Если есть отклонения от нормативов, их обязаны устранить. В случае с дорогами нарушениями являются такие условия:
- Ямы длиннее 15 см (представьте сторублёвую купюру), шире 60 см (две длины листа А4) и глубже 5 см (высота банковской карточки).
- Выбоины меньшего размера, но на участке дороги протяжённостью от 100 м.
- Волны глубиной больше 3 см на магистральных улицах и больше 5 см на улицах местного значения.
- Колеи глубиной 2–3 см в зависимости от категории дороги. Колею более 5 см устраняют с помощью капитального ремонта.
- Занижены или завышены больше чем на 1 см рельсы, железнодорожные пути, решётки ливнестоков и люки колодцев.
Эти нарушения должны устранить за 1–14 дней в зависимости от проблемы и загруженности дороги. Например, яму на автомагистрали, которая проходит через весь город, необходимо ликвидировать за день, а на велодорожке или в жилой застройке — за 12 дней.
Раньше действовал ГОСТ Р 50597‑93, но сейчас он неактуален. Нужно ориентироваться на новый ГОСТ Р 50597‑2017. Он не предусматривает отклонения от установленных параметров дорожного покрытия, о чём говорит пункт 5.2.4: «Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений».
Юрий Аванесов
ведущий юрист Европейской юридической службы
Советы юристов
Законодательством определена ответственность за строительство, ремонт, содержание сельских дорог. Если жители деревни не довольны качеством дороги в своем населенном пункте, они должны действовать в соответствии с законом и призвать к ответственности местные органы самоуправления. В своих действиях следует опираться на положения ФЗ под номером 131 и под номером 257.
ВАЖНО! Федеральный Закон 131 от 06.10.2003 (статья 14, пункт 1, подпункт 5) указывает на то, что за все вопросы, связанные с ремонтом сельской дороги, поддержанием ее безопасности, отвечают ОМС.
По ФЗ 257 от 08.11.2007 местная администрация должна выполнять такие виды дорожной деятельности, как контроль над сохранностью дорог местного назначения.
Для защиты своих прав юристы рекомендуют обращаться сначала в администрацию самоуправления, только при ее бездействии – в прокуратуру и суд. Бездействие ответственных лиц должно быть признано незаконным.
Для того, чтобы сделать свое заявление более весомым для прокуратуры, нужно сделать упор на опасность плохих дорог для участников дорожного движения.
А также на то, что плохая трасса к деревне становится причиной задержки прибытия скорой помощи и пожарной.
Куда обращаться
Существует немало сервисов, принимающих обращения граждан. Это и государственные сайты, и интернет‑ресурсы активистов.
Администрация города
Первый способ — написать обращение в местную администрацию или в управление благоустройства вашего города. Зайдите на официальный сайт населённого пункта и найдите раздел «Обращения». К письму прикрепите фотографии и укажите точный адрес проблемного места. Ждать отклика придётся примерно 33 дня: три занимает регистрация обращения, 30 даётся на ответ.
Однако это не самый действенный способ. Вам могут написать, что яма не найдена, денег нет или ремонт этого участка не запланирован.
Часто чиновники даже не пытаются пошевелить пальцем: они привыкли к безнаказанности, поэтому никто ничего не делает. Зачем суетиться, если тебе ничего не грозит за бездействие? А человек верит в чудо, что от одной бумажки все чиновники сразу бросятся работать. Но это не так.
Владимир Костров
организатор «РосЯма Липецк»
Сайты активистов
Эффективнее написать обращение через сервисы активистов. Один из популярных — «РосЯма».
Он автоматически формирует письмо по тем данным, которые вы вводите, и отправляет их в ГИБДД. К обращению лучше приложить фотографии и отметить на карте место, о котором идёт речь, чтобы сотрудник инспекции смог его найти. Перед подачей информации нужно зарегистрироваться на сайте, чтобы вы могли получить ответ на электронную почту.
До: разбитая дорога в селе Нижегородка, Башкортостан. rosyama.ru
После: отремонтированная дорога. rosyama.ru
В некоторых городах есть сообщества активистов, например «Красивый Петербург», «Красивый Липецк», «Красивый Киров». На их сайтах можно пожаловаться не только на дороги, но и на другие проблемы: разбитый тротуар, несанкционированную свалку или парковку на газоне.
Ресурс автоматически формирует сообщение и отправляет его ответственному муниципальному органу, но не в ГИБДД. И в этом минус: вам могут прислать отписку.
Если обращение подействовало и дорогу отремонтировали, измените статус жалобы на сайте и похвастайтесь успехом в соцсетях. Необходимые работы могут быть выполнены не лучшим образом, но это всё равно победа.
До: нет тротуара, в межсезонье люди ходят по грязи. vk.com/lipetsk_krasiv
После: сделан тротуар. vk.com/lipetsk_krasiv
Сайт ГИБДД
За безопасностью на дорогах следит ГИБДД, поэтому самый эффективный способ — обратиться напрямую туда. Сделать это можно через официальный сайт. При этом неважно, кому принадлежит и где находится дорога: во дворе, на парковке или на центральной улице города.
После получения обращения сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли проблема. Если да — выдаёт собственнику дороги предписание на ремонт. Его должны выполнить в течение 1–14 дней согласно ГОСТу. Шаблоны заявлений можете скачать здесь, в шапке не забудьте поменять регион на свой.
У сайта ГИБДД есть особенность: в поле «Текст обращения» нельзя вставлять скопированный текст. Таким образом ведомство пресекает массовое отправление сообщений путём копипасты. Мы обошли эту систему и стали прикладывать вместе с фотографиями текст обращения в вордовском документе, а в самом поле писать короткую фразу: «Прошу рассмотреть моё заявление (заявление и фотографии правонарушения прилагаются в файлах)». Желательно делать обращение в формате Word 97–2003, чтобы в ГИБДД смогли его открыть и прочитать.
Владимир Костров
Если видите, что где‑то нет люка или есть опасные ямы, из‑за которых может произойти авария, сообщайте о них сразу по телефону в дежурную часть ГИБДД, чтобы ответственные сотрудники быстрее приняли меры. Возможно, этим обращением вы предотвратите ДТП или спасёте чью‑то жизнь, а не только добьётесь ремонта дороги.
ПРИДАТЬ СИЛУ ЗАКОНА
Сразу две организации в начале этого года предложили сделать Правила дорожного движения законом, а не документом, который утверждает правительство. Депутат Госдумы, первый заместитель главы комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что сейчас ПДД — это подзаконный акт, то есть не более чем инструкция для водителей и пешеходов. А вот в качестве федерального закона они заработают гораздо лучше!
Собственно, не он первый это придумал: российские законодатели уже выдвигали схожие идеи. Например, еще в 2006 году фракция «Единая Россия» поручила сенатору Владимиру Федорову (бывший глава ГАИ России) подготовить сводный закон, в который предполагалось включить ПДД и еще ряд актов, регулирующих дорожное движение. Но дальше общей концепции дело тогда не пошло.
А сейчас и Министерство транспорта разработало проект закона «Об организации дорожного движения». Свою заинтересованность министерство объясняет тем, что транспортные проблемы городов приводят к серьезным экономическим потерям, которые достигают 7–9% ВВП в год.
В настоящее время просто не существует свода правил, которые четко распределяли бы обязанности по организации движения между ведомствами и органами власти разных уровней. Основная нагрузка лежит на ГИБДД, однако та явно не справляется. Собственно, в этом корень зла многих дорожных проблем.
Что делать, если прислали отписку, а дорогу не отремонтировали
Активисты движения «Красивый Липецк» подсчитали, что в среднем устраняются проблемы по 20–25% обращений, а в остальных случаях они получают отговорки. Сервис «РосЯма» даёт примерно такую же статистику. Но это не повод опускать руки.
Шаг 1. Обратиться второй раз
Если первое письмо не сработало, напишите ещё раз. Привлеките соседей, друзей и коллег — пусть каждый отправит обращение о проблеме. Чем больше их будет, тем больше вероятность, что муниципальные власти начнут что‑то предпринимать.
Мы делаем второй шаг и продолжаем обращаться с заявлениями до получения результата. Если получил отписку — направляешь повторное обращение в ГИБДД и одновременно пишешь в прокуратуру. За 2021 год я отправил 140 заявлений и несколько десятков жалоб, а в 2015‑м — больше 300.
Владимир Костров
Важно, чтобы ГИБДД работала по закону. Выезжающий на место сотрудник должен Административный регламент МВД. Блок‑схема исполнения государственной функции не только составить предписание о ремонте проблемного участка, но и возбудить Статья 12.34 КоАП РФ дело об административном правонарушении. Если это происходит, должностному лицу грозит штраф 50–100 тысяч рублей — так у городских властей появляется гораздо больше мотивации ремонтировать дороги.
Шаг 2. Обратитесь в прокуратуру
Если яму не устраняют, а ГИБДД не возбуждает дело, нужно обращаться в прокуратуру. Она подаст исковое заявление в суд, который обяжет подрядчика сделать ремонт. Однако срабатывает это не всегда. Иногда прокуроры не хотят портить отношения с городскими чиновниками и стараются замять проблему.
Шаг 3. Напишите жалобу в МВД РФ и Прокуратуру РФ
Последняя стадия — жалоба в МВД России на несоблюдение закона сотрудниками ГИБДД или в Прокуратуру РФ на бездействие регионального прокурора. Первое обращение федеральное ведомство пересылает на уровень региона, так что оно тоже может не подействовать. Во второй раз жалобу начнут рассматривать — и тогда ждите решения проблемы.
Жалоба липецких активистов на сотрудников ГИБДД Липецкой области. После сотен таких обращений удалось добиться возбуждения административных дел. Сумма выписанных штрафов в адрес собственников дорог в 2018 году составила 29,4 миллиона рублей
Планы на будущее
Транспортная система Москвы с каждым годом становится сложнее. Если 10–15 лет назад в систему общественного транспорта входили только автобусы, троллейбусы и трамваи, то сейчас появились Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Разрастается сеть дорог и метро, появляются новые маршруты.
Новые информационные системы облегчают управление таким большим механизмом. Появляются умные светофоры, которые могут «общаться» друг с другом. В межпиковые моменты они переключают сигналы так, чтобы автомобили могли двигаться быстрее.
У центра есть система контроля пассажирских перевозок — на карте в режиме реального времени отмечается движение автобусов и троллейбусов. Можно даже увидеть, сколько человек вошло в салон на той или иной остановке. Это меняет аналитику и качественно улучшает управление транспортом.
Что запомнить
- Хорошие дороги — требование безопасности дорожного движения.
- Любую дорогу должны отремонтировать в срок 1–14 дней безо всяких отговорок.
- Если приходит отписка — нужно отправлять обращения повторно, пока проблему не решат.
- Молчание — знак согласия с разбитыми дорогами.
- Стоит подключать к делу друзей и знакомых. Если хотя бы 5% автомобилистов начнут требовать порядка, то ГИБДД утонет в горах бумаги. Им станет проще устранять проблемы не дожидаясь обращений.