Как получить земельный участок в аренду без проведения торгов?


Понятие выдела земельного участка

Среди способов образования земельных участков особое место занимает выдел. Это система кадастровых и землеустроительных работ, связанных с отделением доли или долей из общего земельного участка на местности. При выделе может образовываться один или несколько новых объектов. При этом исходный участок, из которого осуществляется выдел, продолжает существовать в измененных границах.

Выдел земельного участка возможен, когда преобразуемый объект находится в общей долевой собственности. Такой правой режим регламентирован главой 16 Гражданского кодекса РФ.

Отличительная особенность долевой собственности состоит в том, что доли совладельцев известны заранее. Кроме того, они могут быть неравными, например: ½ + ¼ + ¼. Для сравнения: доли совместных собственников определяются только в момент раздела имущества. По общему правилу они равны.

Участок может стать объектом права общей долевой собственности по разным причинам: наследование, сделка, обращение взыскания на имущество должника.

Совладельцы зачастую затрудняются определить, на каком праве им принадлежит участок. По умолчанию устанавливается режим долевой собственности (ст.224 ГК РФ). Право совместного владения характерно для общенажитого имущества супругов (по умолчанию), для активов фермерского хозяйства (по согласованию).

Земельный кодекс России не ограничивает круг возможных дольщиков. Преобразуемый участок может одновременно находиться в собственности:

  • граждан;
  • иностранцев;
  • организаций;
  • государства;
  • муниципальных образований.

Как разделить землю

Действующим законодательством предусмотрено, что правом владения земельным наделом могут обладать несколько человек. В случае если доля для каждого собственника установлена, то такая недвижимость находится в общей долевой собственности. Не смотря на то, что право обладания таким имуществом имеет достаточно плюсов, все же владельцы нередко приходят к выводу о его разделе.

Данные процесс представляет собой непростую задачу, учитывая, что не всегда совладельцы имею единую позицию относительно указанного вопроса или на земельном участке располагаются постройки.

Раздел общей долевой собственности на земельный участок может пройти двумя путями: в добровольном или судебном порядке.

Преобразуемый и выделяемый земельные участки

Земельный участок – особый объект права собственности, который представляет собой часть земной поверхности с установленной границей. Его правовой режим определяется одновременно гражданским и земельным законодательством. Как и другие индивидуально-определенные вещи, участок может быть делимым или неделимым. Согласно ст. 133 Гражданского кодекса РФ неделимым признается имущество, которое не может быть разделено в натуре без изменения целевого назначения.

Земельный кодекс России уточнил эти предписания применительно к участкам. Последние признаются делимыми в случае, если могут быть разделены на части, каждая из которых образует самодостаточный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода в состав земель иной категории. Это положение обретает особое значение в отношении земель сельскохозяйственного назначения. При выделе речь идет о следующих объектах:

  • исходный участок, из которого выделяется одна или несколько частей. В результате процедуры он не перестает существовать, а лишь преобразуется. Площадь такого участка уменьшается, его границы изменяются.
  • вновь образуемый участок или участки, не существовавшие в качестве самостоятельных объектов гражданского и земельного права ранее. Они появляются в связи с выделом.

Для наглядности сравним состав исходных и образуемых объектов при выделе (ст.11.5 ЗК РФ) и разделе (ст. 11.4 ЗК РФ). В последнем случае исходный участок, выступающий территориальной базой размещения вновь образуемых участков, прекращает свое существование как самостоятельный объект права.

Общедолевая собственность на участок многоквартирного дома

У участников долевого строительства многоэтажных новостроек после сдачи дома в эксплуатацию, заселения его жильцами и получения свидетельства о доле в праве на квартиру, появляется выбор в отношении прилегающего к дому участка. Он заключается в вариантах:

  1. Права аренды у муниципалитета.
  2. Права собственности.

Этот вопрос решается на общем собрании и при согласии всех жильцов, участок, выделенный для функционирования данного жилого дома, может быть приватизирован. Каждый из жильцов имеет равные права на пользование участком.

Обычно участком распоряжаются для обустройства детских игровых площадок, цветников, стоянок для автомашин и прочих нужд жильцов дома.

После приватизации, доля каждого жильца в праве на участок определяется соразмерно доле в праве на жилое помещение. Но в многоквартирных домах такие правила практически не принимаются, так как они лишают жильцов преимуществ, которые им даёт общее пользование.

Образование земельного участка путем выдела

Исключительный перечень способов создания земельных участков оговорен ст. 11.2 ЗК РФ. Среди них есть:

  • единственный первичный – выдел из неразграниченных земель, пребывающих в муниципальной или госсобственности;
  • несколько вторичных (раздел, выдел, объединение, перераспределение), предполагающих преобразование существующих участков.

Таким образом, понятие «выдел земельного участка» в зависимости от контекста может иметь разный логичный объем.

  • Создание нового объекта гражданского права из целины – ранее не использованных просторов, пребывающих в публичной собственности. Земли муниципальной и госсобственности в России до сих пор не разграничены. Участки из них не образованы, на учет в госкадастре недвижимости и ЕГРП они не поставлены. Освоение таких земель для различных целей (комплексная застройка, прокладка трубопроводов, садоводство) неминуемо сопровождается выделом участков, определением и фиксацией их правового режима в ГКН, ЕГРП.
  • Преобразование земельного участка, принадлежащего двум и более дольщикам, по правилам статьи 11.5 Земельного кодекса России либо согласно предписаниям Федерального закона №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» преобразование земельного участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ выделенного, уточнения границ исходного участков.

Размеры долей

Их определяют по нормам Гражданского кодекса. По общему правилу, сособственники могут договориться между собой и решить, какой частью будет владеть каждый из них. Если такое соглашение составлено не было, территорию делят на равные части.

В некоторых случаях размер доли может меняться. Например, дачным участком владеют две сестры, их доли равные. Но одна уже несколько лет не появлялась на даче, а другая обрабатывала землю, отремонтировала домик, разбила сад, выложила дорожки, поставила беседку. Такие преобразования, по закону, признаются неотделимыми улучшениями имущества. И та сестра, что их вносила, имеет право требовать в суде увеличения своей доли.

Правовые последствия выдела земельного участка

Правовые последствия выдела земельного участка могут быть следующие:

  • Исходный (преобразуемый) участок изменяет свои площадь и границы, в остальном его правовой режим остается прежним.
  • Вновь созданный (выделяемый) участок учитывается в качестве самостоятельного объекта недвижимости. По умолчанию он обретает правовой режим исходного объекта: относится к той же категории и территориальной зоне, касательного него разрешены те же виды использования.
  • После выдела сервитуты и обременения продолжают действовать в том же правовом объеме и территориальных границах.
  • Дольщик, по заявлению которого выделен участок, становится его единственным собственником. Он утрачивает право долевой собственности на уменьшенный исходный участок.
  • Остальные дольщики сохраняют свои права на преобразованный участок, их доли пропорционально увеличиваются. Учитывая, что площадь объекта общей собственности уменьшилась, объективно объем прав совладельцев остается прежним, то есть в случае раздела они смогут претендовать на ту же площадь, что и ранее.

Судебная практика

Практика показывает, что отчеты экспертных организаций имеют ключевое значение при вынесении судьей решения по рассматриваемому делу. Для проведения указанной экспертизы суды обычно пользуются услугами проверенных специалистов, с которыми неоднократно проводилось сотрудничество, но при этом, стороны вправе привлечь к рассмотрению дела другую экспертную организацию или частное лицо на свое усмотрение.

После вынесения экспертного заключения судом будет предложено два варианта дальнейшего развития событий:

  • Раздел земельного надела. Указанный вариант предполагает создание нескольких земельных участков на месте исходного. После получения такого судебного решения собственники смогут приступить к межеванию границ участков, постановке недвижимости на учет и получению свидетельств о праве собственности.
  • Установление порядка пользования таким участком. Данный выход предполагается в случае невозможности проведения раздела спорного имущества. Судом будут учтены размеры долей каждого собственника и фактически сложившийся порядок пользования наделом, но владельцам придется и дальше быть соседями, а также совместно владеть недвижимым имуществом.

Важно! Единственным выходом является выделение одним из участников своей доли в натуре, с целью ее дальнейшей продажи, при этом должно учитываться первостепенное право на покупки такого имущества другими сособственниками.

Пример: Собственники земельного участка и расположенного на нем жилого дома приняли решение о разделе земли под домом, но к общему знаменателю не пришли, поскольку в документах о праве собственности у них указаны равные доли – по ½, а земельный участок одного из собственников (Петрова А.) на 20% больше по площади.

В результате судебного разбирательства судом, с привлечением экспертов, установлено:

  • Раздел участка без раздела дома возможен. Поскольку дом представляет собой единое строение, но с изолированными помещениями, принадлежащими каждому из собственников;
  • Земельный участок с учетом заключения эксперта был разделен в строгом соответствии с долевыми величинами. Для этого потребовалось изменить конфигурацию двора;
  • Право общей долевой собственности как на дом, так и на земельный участок было прекращено.

Порядок выдела земельного участка долевой собственности

Ст. 252 Гражданского кодекса РФ гарантирует дольщику возможность требовать выдела своей доли из общего имущества. Процедура осуществляется по инициативе одного или нескольких совладельцев участка, пребывающего в долевой собственности.

Для проведения выдела требуется согласие всех заинтересованных лиц, в том числе – арендаторов, ипотеко- и залогодержателей (ст. 11.2 ЗК РФ). Мнение лиц, в пользу которых установлен сервитут, не испрашивается.

Выдел доли земельного участка в натуре может быть результатом:

  • решения дольщиков, принятого на общем собрании по заявлению; заинтересованного лица;
  • вердикта суда.

Решением общего собрания дольщиков утверждают:

  • проект межевания земельных участков;
  • перечень собственников образуемых участков, если их несколько;
  • перерасчет долей на исходный участок.

Если участок образуется на основании решения собрания дольщиков в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, то дополнительное согласование расположения границ нового участка не требуется. В противном случае собственник выделяемой доли обращается к кадастровому инженеру. Последний на договорных основаниях готовит проект межевания участка для выдела в счет земельной доли.

Размер выделяемого участка определяется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю. С учетом особенности конфигурации земельного участка и свойств почвы итоговая площадь выделенного участка может отличаться от указанной в правоустанавливающих документах в большую или меньшую сторону. Лица, права которых ущемлены, могут запросить денежную компенсацию.

Раздел в добровольном порядке

Добровольный порядок в первую очередь характерен согласием всех собственников спорной недвижимости на такой раздел. Указанная процедура может быть достаточно разнообразной, например, при выделении долей одном участнику отойдет дом и земля под ним, а второй получит большую часть земельного надела.

Порядок проведения данного процесса, а также очередность действий зависят от многих факторов таких как:

  • площадь выделяемого участка;
  • общий размер земельного надела, поскольку в каждом населенном пункте установлены минимальные размеры границ участков;
  • его целевое назначение и т.д.

Важно! Доли земельного участка могут быть установлены собственниками еще на этапе его приобретения. В случае если такие действия проведены не были, а раздел является невозможным, то раздел произойдет поровну как в натуре, так и в юридическом смысле.

Каждый вновь созданный участок имеет определенные лимиты в своих размерах, в связи с чем раздел указанной недвижимости может быть несправедливым по отношению к отдельным собственникам.

Пример: Разделение надела на трех владельцев является невозможным ввиду несоответствия предусмотренного региональными правилами минимуму какого-либо из выделенных участков. В таком случае один из участников может претендовать на денежную компенсацию за свою долю, а землю между собой поделят два оставшихся собственника. Третий же получит оговоренное возмещение с учетом рыночной цены участка, но право на общую недвижимость потеряет.

Размер земельного участка при разделе земельного участка

Для того чтобы приступить к процедуре выделения доли на земельный участок, в первую очередь необходимо определиться с площадью вновь образованного земельного надела, который не должен быть меньше или больше установленного законодательством.

В каждом регионе Российской Федерации органами местного самоуправления установлены свои максимальные и минимальные допустимые размеры для указанных участков. Так, в Московской области определены следующие нормативы выделяемых из совместной собственности наделов:

  • Для земель с/х назначения – от 2 до 4 га;
  • Для садоводческих потребностей – от 0,06 до 0,15 га;
  • На землях для устройства огорода – от 0,04 до 0, 1 га;
  • Для постройки дачи – от 0,06 до 0,25 га.

Процесс раздела

В случае нахождения собственниками точек соприкосновения в вопросе раздела общего земельного надела, последним необходимо будет провести следующие действия:

  • Определить границы вновь созданных земельных участков, составить планы межевания и утвердить их;
  • Указанные документы подлежат сдаче в органы администрации по месту нахождения надела для последующего утверждения главой ведомства проекта новых границ;
  • Между сторонами заключается соглашение о разделе, удостоверяемое нотариально;
  • После прохождения указанных процедур, полный пакет документов предоставляется в Регистрационную палату или многофункциональный центр для регистрации права собственности на новые участки.

Для завершения указанной процедуры в Регистрационную палату предоставляется следующий пакет документов:

  • Документы, удостоверяющие право собственности на недвижимость, например, договор купли-продажи или акт о приватизации;
  • Кадастровая документация участка;
  • Соглашение о разделе, удостоверенное нотариусом;
  • Письменное согласие лиц, имеющих отношение к спорному наделу, например, банковских организаций, в случае если участок находится у последних в залоге;
  • Документы, подтверждающие оплату госпошлины.

Образец соглашения о добровольном разделе

Процедура добровольного раздела земельного участка участниками долевой собственности обязательно должна сопровождаться составлением и оформлением соответствующего соглашения.

Документ оформляется письменно, в нем отражаются все существенные условия и данные. Обязательно придется указать:

  • Дата и место составления соглашения;
  • ФИО сторон, их паспортные данные, адреса регистрации и проживания;
  • Спецификации на земельный участок: сведения о праве; реестровый и кадастровый номера; целевое назначение; местонахождение; площадь;
  • Описываются достигнутые условия по разделу участка: кому, в каком размере, на каких условиях. Также оговаривается компенсация и расходы на оформление изменений;
  • Подписи сторон;
  • Нотариальное удостоверение.

Представленный ниже образец соглашения может быть использован для сведения в простейшем споре, но для составления более сложного документа лучше обратиться за помощью к опытным юристам. Консультация наших специалистов на сайте совершенно бесплатна!

Выдел земельного участка через суд

Если дольщики не смогли достичь соглашения о способе и условиях раздела общего участка, заинтересованное лицо вправе произвести выдел земельного участка через суд на основании ст. 252 ГК РФ. По результатам рассмотрения дела суд вправе отказать истцу-дольщику, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба общему имуществу, связанному с невозможностью или неудобством его использования по целевому назначению (п. 35, 36 совместного Постановления Пленума ВС и ВАС от 01.07.96 № 6/8).

В случае отказа заинтересованное лицо стоит перед выбором: оставаться совладельцем имущества или требовать от остальных дольщиков денежной компенсации. По общему правилу замена выдела земельного участка в натуре на такую компенсацию требует инициативы правообладателя.

Однако суд вправе принять такое решение по собственной инициативе без согласия дольщика, если:

  • его доля незначительна;
  • она не может быть выделена в натуре по техническим причинам;
  • дольщик очевидно не заинтересован в использовании общего участка.

Если выдел осуществляется через суд, вердикт последнего признается правоустанавливающим документом и полноценной заменой решения общего собрания дольщиков для целей госрегистрации.

Регистрация выдела земельного участка

Заинтересованного в выделе дольщика ждет существенное облегчение при регистрации в ГКН. Для образования участка требуется только:

  • заявление о постановке на учет вновь образуемого объекта;
  • документы, необходимые для его кадастрового учета.

Государство не обязывает дольщика, осуществляющего выдел земельного участка, подавать заявление о регистрации изменений границ и площади преобразуемого объекта (ст. 24 № 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости»). Их учет осуществляется автоматически в течение трех дней со дня госрегистрации права на выделенный участок.

Порядок госрегистрации земельных участков путем выдела установлен ст. 22.2 Федерального закона №122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Правовым основанием может быть:

  • соглашение о выделе из земельных участков;
  • решение дольщиков об утверждении схемы расположения выделяемого участка на кадастровом плане территории;
  • решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности;
  • решение об изъятии участка для муниципальных и госнужд;
  • вердикт суда как самодостаточный правоустанавливающий документ.

Госрегистрация создания участка осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются:

  • правоустанавливающая документация на исходный участок (не предоставляется, если преобразуемый объект зарегистрирован в ЕГРП);
  • нотариально удостоверенные согласия правообладателей (арендаторов, ипотеко- и залогодержателей) на выдел.

Правовым основанием госрегистрации права собственности на участок, образуемый при выделе в счет земельной доли, признаются документы, подтверждающие право собственности на такую долю. К ним прилагается заверенная уполномоченным чиновником муниципалитета ксерокопия протокола общего собрания дольщиков – совладельцев сельскохозяйственный угодий, которым утверждены:

  • проект межевания земельных участков;
  • список владельцев вновь образуемых объектов;
  • их доли в общем участке.

Одновременно с регистрацией права собственности на вновь образуемые участки производится госрегистрация существующих ограничений и обременений. Если права на исходный (преобразуемый) участок в ЕГРП не зарегистрированы, то они регистрируются одновременно с выделом. Примечательно, что в реестр вносится запись как о новых (измененных), так и о старых (существовавших до выдела) границах.

Регистрация выдела нового объекта из земельного участка, который уже был зарегистрирован в ЕГРП, имеет такие последствия: регистратор по собственной инициативе (без заявления дольщиков) вносит в реестр сведения об изменении площади и долей. При этом размер долей выражается в простых дробях.

Как получить земельный участок в аренду без проведения торгов?

Собираетесь приобрести земельный участок в аренду без проведения торгов? Прежде всего, ознакомьтесь с действующим законодательством, регулирующим вопросы оснований и порядка предоставления государственных или муниципальных земельных участков в пользование граждан и организаций.

Федеральными законами № 171-Ф3 от 23.06.2014, № 224-Ф3 от 21.07.2014, № 487-Ф3 от 29.12.2014 в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, существенным образом меняющие порядок распоряжения земельными участками. Основная часть указанных поправок вступила в силу с 01.03.2015 года.

В настоящем аналитическом материале рассмотрены основные вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду без проведения торгов после 01.03.2015.

Правовой Центр ДВА М готов помочь Вам реализовать свои права на приобретение в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и оказать осуществить полное юридическое сопровождение, в том числе по вопросам:

  • Подготовки юридических заключений
  • Представительства в уполномоченных органах
  • Представления интересов в суде
  • Взаимодействия с проектировщиками и экспертами
  • Комплексного юридического сопровождения строительных и инвестиционных проектов

Консультация по телефону:

+7 (495) 989-47-25

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона

1.1. Редакция Земельного кодекса РФ, действующая до 01.03.2015, предусматривала достаточно широкий перечень оснований, при которых земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов. По существу, исключительно на торгах подлежали предоставлению земельные участки для целей жилищного строительства. Иные виды разрешенного использования оставляли возможность предоставления участков в аренду без проведения торгов при соблюдении ряда условий (в частности, при условии заблаговременной публикации о планируемом предоставлении земельного участка).

После 01.03.2015 данный порядок претерпел существенные изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительно в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Кодекса (см. п.3 настоящей Справки).

Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.

1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Из них практическое значение для органа местного самоуправления имеют следующие основания:

1) предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального или местного значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данного пункта следует, что предоставление земельных участков для строительства котельных, КНС, объектов электрического хозяйства осуществляется без проведения аукциона;

2) предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и(или) лицам, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса). Данное основание является аналогом существовавшей ранее ст. 36 Земельного кодекса РФ, определявшей исключительное право собственников расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений на их приобретение по своему усмотрению в аренду либо в собственность;

3) предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Более детально данное основание рассмотрено в п.2.2 настоящей Справки;

4) предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

5) предоставление земельного участка взамен участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Вступающая в действие с 01.03.2015 редакция Земельного кодекса РФ позволяет изымать земельные участки, обремененные арендой, для государственных или муниципальных нужд с предоставлением участка взамен изымаемого. В этом случае, как следует из анализируемых положения закона, предоставление земельного участка взамен изымаемого осуществляется без торгов;

6) предоставление земельного участка лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подп. 18 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Основания для предоставления земельного участка в собственность без торгов закреплены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если основания для предоставления участка в собственность без проведения торгов имеются, но участок ограничен в обороте либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, данная коллизия разрешается путем заключения с правомочным лицом договора аренды данного участка без проведения торгов;

7) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Принципиально отметить, что предоставление участка для целей огородничества, равно как и участка для ЛПХ вне границ населенного пункта, осуществляется без проведения торгов. Процедура предоставления данных участков проанализирована в п. 2.3 настоящей Справки. Обращаем внимание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, осуществляется согласно процедуры, регламентированной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (см. п.3 настоящей Справки);

8) предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

9) предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

10) предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

11) предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

12) предоставление земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Детальный анализ порядка и оснований заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов приведен в п. 2.1. настоящей Справки.

Порядок заключения договоров аренды в случаях, не требующих проведения торгов закреплен ст. 39.14-39.17 Земельного кодекса РФ и проанализирован в п. 2 настоящей Справки.

Порядок заключения договора аренды без проведения торгов

Порядок заключения договора аренды без проведения торгов зависит от того, по каким основаниям потенциальный арендатор имеет право на заключение такого договора.

В целях определения порядка заключения договора аренды без проведения торгов все основания для заключения договоров могут быть условно разделены на три группы:

1) заключение договора аренды с лицом, имеющим право на заключение нового договора аренды без проведения торгов (основания, указанные в подп. 31 и 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

2) заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства (основание, предусмотренное п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

3) заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.

Ниже приведен детальный анализ порядка заключения договоров аренды без проведения торгов по каждому из приведенных выше оснований.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет юридическое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

2.1. Заключение без торгов договора аренды на новый срок.

В соответствии с ч. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, из данного правила имеется ряд исключений.

На заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов имеют право следующие лица:

2.1.1. Арендаторы земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, которые надлежащим образом использовали земельный участок в течение срока действия предыдущего договора аренды (подп. 31 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п. 5 ст. 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). В этом случае основанием для заключения договора аренды на новый срок является заявление арендатора, поданное арендодателю до заключения срока действия предыдущего договора аренды. Иных документов закон не требует.

2.1.2. Арендаторы земельных участков, если:

— земельный участок был предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подп. 1 ч. 3 ст.39.6 Земельного кодекса РФ). Данное основание не распространяется на случаи, когда заключение договора без проведения торгов было осуществлено в связи с тем, что первоначальное предоставление земельного участка планировалось на основании торгов, но данные торги были признаны несостоявшимися в связи с наличием одной заявки (пп. 13, 14, 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ). В этом случае первичное предоставление земельного участка в аренду признается предоставлением с торгов и право на заключение нового договора аренды без проведения торгов у такого арендатора не возникает;

— земельный участок был предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (подп. 2 ч. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данной нормы следует, что даже если первичное предоставление участка гражданам для ведения садоводства или дачного хозяйства было осуществлено на аукционе, последующее предоставление такого участка в аренду на новый срок возможно и без проведения аукциона.

2.1.3 Предоставление земельного участка на новый срок без проведения торгов по основаниям, указанным в п. 2.1.2 настоящей Справки, допускается только при наличии одновременной совокупности всех следующих условий, определенных ч. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо. Например, на данном участке отсутствуют здания, строения или сооружения, принадлежащие на праве собственности или праве хозяйственного ведения иному лицу;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 — 30 пункта 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. Данное условие является принципиальным и означает, что само по себе первичное предоставление участка в аренду без проведения торгов не дает право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, если на момент заключения нового договора такой земельный участок (исходя из его категории и вида разрешенного использования) должен быть предоставлен на аукционе (например, был изменен вид разрешенного использования участка для целей, связанных со строительством).

Для заключения договора аренды на новый срок по основаниям, указанным в п. 2.1.2. настоящей Справки, заинтересованные арендаторы предоставляют арендатору заявление о заключении нового договора аренды. Проверка наличия/отсутствия иных критериев, необходимых для заключения нового договора аренды без проведения торгов, возлагается на арендодателя.

2.2. Заключение без торгов договора аренды на достройку объекта незавершенного строительства.

Новая редакция Земельного кодекса РФ существенно меняет правовое регулирование режима землепользования участками, занятыми объектами незавершенного строительства, расположенными на арендованных участках, срок действия аренды которых истек.

Как отмечалось ранее, по общему правилу, лицо, которому земельный участок был предоставлен для целей строительства, не имеет преимущественного права на предоставление данного участка по договору аренды на новый срок без проведения аукциона (ч. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ если объект незавершенного строительства находится на земельном участке, срок действия договора аренды которого истек, орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды вправе предъявить в суд требование об изъятии объекта незавершенного строительства и продаже его с публичных торгов.

Правила проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства определены статьей 239.1 Гражданского кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1299.

Лицо, купившее объект незавершенного строительства с публичных торгов, вправе однократно заключить аренды данного земельного участка без проведения торгов для завершения строительства объекта.

Договор аренды в данном случае заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений (ч. 9 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

Если в течение шести месяцев с момента завершения срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, уполномоченный орган не обратился в суд с иском об изъятии данного объекта и его продаже с публичных торгов либо если объект не был продан с торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах, собственник объекта незавершенного строительства имеет право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о заключении с ним без проведения торгов договора аренды данного земельного участка для целей завершения строительства расположенного на нем объекта.

В этом случае договор аренды заключается на срок до трех лет (подп. 6 ч. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

Необходимо отметить, что описанные выше правовые режимы применяются к правоотношениям, возникшим после 01.03.2015.

В соответствии с п. 21 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке.

При этом, предоставление участка без торгов согласно рассматриваемому пункту Закона возможно однократно.

2.3. Порядок заключения договора аренды без проведения аукциона в иных случаях.

2.3.1. Предоставление без торгов сформированного участка.

Порядок заключения договоров аренды земельных участков в случаях, не рассмотренных в пп. 2.1 и 2.2. настоящей Справки, урегулирован ст. ст.39.14-39.17 Земельного кодекса РФ.

Порядок заключения договора аренды зависит от того сформирован ли испрашиваемый земельный участок или нет. Если земельный участок сформирован и стоит на кадастровом учете, то для предоставления земельного участка в аренду — при наличии установленных на то оснований- заинтересованное лицо направляет в орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, заявление о предоставлении земельного участка (ч. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

В заявлении, наряду с прочим, указываются сведения о заявителе, кадастровый номер участка, основание предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона.

Принципиально отметить, что если Земельным кодексом РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность либо в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (ч. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

Заявление о предоставлении земельного участка без торгов должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение тридцати дней (ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ), в течение которых уполномоченный орган подготавливает проект договора аренды и направляет его заявителю (если границы земельного участка не нуждаются в уточнении) либо отказывает в предоставлении земельного участка по основаниям, закрытый перечень которых указан в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (см. п. 2.3.3 настоящей Справки).

Вступающая в силу с 01.03.2015 редакция Земельного кодекса РФ не предусматривает необходимости публикации информации о планируемом предоставлении земельного участка без проведения торгов. Единственное исключение – предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, см. п. 3 настоящей Справки).

В соответствии с ч. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. Это означает, что при конкуренции заявок на один и тот же участок, который может быть предоставлен в аренду без проведения торгов (например, для ведения личного подсобного хозяйства за пределами населенного пункта), договор аренды заключается с лицом, первым подавшим заявку, без проведения аукциона.

2.3.2. Предоставление без торгов несформированного участка.

Если земельный участок, который может быть предоставлен без проведения торгов, не сформирован, процедуре его предоставления, описанной в п. 2.3.1. настоящей Справки должна предшествовать процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

Суть данной процедуры заключается в следующем:

1) заинтересованное в предоставлении участка лицо подготавливает схему расположения испрашиваемого земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок (подп. 1 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ);

2) заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В заявлении, наряду с прочим, указываются реквизиты заявителя, основания предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов, вид права, на котором испрашивается участок, сведения об испрашиваемых границах участка, определенных схемой расположения, подготовленной заявителем, либо проектом межевания.

Соответственно, к заявлению прикладываются схема расположения земельного участка и документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в течение 30 дней.

Основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются наличие оснований для отказа в согласовании схемы расположения, указанных в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ), а также наличие оснований, исключающих предоставление участка без торгов в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

В остальных случаях уполномоченный орган обязан согласовать предоставление земельного участка.

Решение о предварительном согласовании решения о предоставлении земельного участка является основанием для проведения за счет заявителя кадастровых работ по его формированию и постановке на кадастровый учет (пп. 4-5 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка действует два года (ч. 14 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), в течение которых заявитель имеет право обеспечить постановку участка на кадастровый учет и обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка.

После постановки земельного участка на кадастровый учет заявитель, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему участка в порядке, ранее рассмотренном в п. 2.3.1. настоящей Справки.

Необходимо отметить, что если в отношении одного участка поступило несколько заявок на предварительное согласование предоставления земельного участка, данные заявки рассматриваются в порядке их поступления (ч. 4 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ). Иными словами, при поступлении нескольких заявок на один участок приоритет отдается первой поступившей заявке без проведения торгов.

Еще раз необходимо отметить, что описанный в настоящем пункте порядок предварительного согласования при предоставлении земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, применяется с учетом специфики, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса (см. п. 2.3.4. настоящей Справки).

2.3.3. Основания отказа в предоставлении участков в аренду без проведения торгов.

Исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган вправе отказать в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведенные в данной статье основания отказа могут быть разделены на несколько условных групп1:

1) заявитель не имеет права на предоставление участка без проведения торгов;

2) на участке имеются здания, строения или сооружения, которые принадлежат на вещном праве иным лицам;

3) участок обременен правами третьих лиц (правом собственности, аренды либо права постоянного (бессрочного) пользования). Соответственно, данное основание не применяется, если арендатор участка либо обладатель права постоянного (бессрочного) пользования обратились с заявлением о выкупе участка либо его переоформлении в аренду согласно пп. 9 и 10 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;

4) участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

5) участок находится на территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении либо договор о развитии застроенной территории;

6) участок является предметом объявленного аукциона, в отношении него принято решение о предварительном согласовании предоставления либо в отношении участка ранее поступило заявление о проведении аукциона либо о предварительном согласовании его предоставления;

7) испрашиваемый заявителем вид использования участка не соответствует виду использования участка согласно данным кадастрового учета и документам территориального планирования (за исключением размещения линейных объектов в соответствии с утвержденным проектом планировки территории);

8) не определены категория и вид использования земельного участка;

9) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При наличии указанных в ст. 39.16 Земельного кодекса оснований, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов либо в согласовании предварительного предоставления участка (если испрашиваемый участок не был сформирован).

Специфика предоставления без торгов участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам в отдельных случаях

Сотрудники Правового центра ДВА М проведут правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов.

Рассмотренный в п. 2.3. настоящей Справки порядок предоставления земельных участков в аренду без торгов имеет свою специфику, применимую при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина либо крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления указанных выше земельных участков уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в средстве массовой информации, используемом для официальной публикации муниципальных нормативных правовых актов, и на сайте уполномоченного органа в сети «Интернет».

2) отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в п. 6 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (см. пп. 2.3.2 и 2.3.3 настоящей Справки)

В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, в течение тридцати дней соответственно со дня публикации заявить о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе и сроках их направления;

4) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

5) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

6) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

7) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;

8) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Решение о заключении договора аренды земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается уполномоченным органом без проведения аукциона только в том случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) о намерении участвовать в аукционе не поступили.

В этом случае уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок не сформирован) либо о заключении договора аренды. В первом случае договор аренды заключается после постановки участка на кадастровый учет и поступления заявления от лица, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления участка. Договор заключается без проведения аукциона.

Если в течение тридцати дней с момента публикации извещения поступили иные заявления граждан и/или крестьянских (фермерских) хозяйств о готовности участия в аукционе, предоставление земельного участка осуществляется исключительно на аукционе.

При этом, согласно ч. 7 ст. 39.18 Земельном кодексе РФ в этом случае проведение аукциона является обязанностью, а не правом уполномоченного органа.

Порядок предоставления земельных участков на аукционе рассмотрен детально в отдельной аналитической справке.

1 Приведенный ниже перечень систематизирует основания отказа, установленные анализируемой статьей, но не является исчерпывающим и не охватывает все предусмотренные данной статьей исключения и нюансы.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону и e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или через форму обратной связи:

Отправить запрос

Для экспресс-аналитики по юридическим вопросам, связанным с земельным участком или объектом недвижимости – укажите его кадастровый номер и интересующие вопросы.

Если Вас интересует анализ объекта по всем аспектам – достаточно просто указать его кадастровый номер.

Выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Существует множество причин, по которым ведение товарного сельского хозяйства подразумевает использование земельных угодий больших площадей. К примеру, растениеводство требует севосмены, использования спецтехники, проведения мелиоративных работ. Специфика земель сельскохозяйственного назначения учитывается законодателем при урегулировании процедуры образования участков.

Выдел земельного участка из таких земель регламентирован Федеральным законом № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предписания Земельного кодекса РФ и профильного закона соотносятся как общие и специальные. В случае их противоречия надлежит применять нормы закона.

Ст. 13 Федерального закона № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» гарантирует дольщику возможность требовать выдела участка в счет его доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу ФЗ №101 для создания или расширения фермерского хозяйства. Специфика выдела сельскохозяйственных угодий должна быть соблюдена и в этом случае.

Множество юридически значимых действий с земельной долей сельскохозяйственных угодий можно провести без выдела в натуре. В их числе:

  • передача в доверительное управление;
  • внесение в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия, использующего общий участок;
  • отказ от права собственности;
  • завещание;
  • продажа/дарение другому дольщику, сельскохозяйственному предприятию или члену фермерского хозяйства, которые используют общий участок.

Чтобы реализовать другие правомочности по распоряжению земельными площадями, долю нужно выделить в натуре. Порядок действий регламентирован ст. 13 Федерального закона № 101. Установлено, что дольщики вправе выделять сельскохозяйственные угодья в счет долей в случае, если это не противоречит требованиям к образованию сельскохозяйственных угодий, оговоренных профильным Законом №101.

Ключевая особенность процедуры заключается в необходимости учета состояния почв (правила утверждаются субъектом РФ). Для реализации этих целей допускается выдел участка большей или меньшей площади, чем предполагается правоустанавливающей документацией. При этом заинтересованные лица вправе претендовать на доплату.

Выдел долей из сельскохозяйственных земель, пребывающих в муниципальной собственности, происходит согласно правилам, действующим для частных земель.

Согласно Земельному кодексу России в первую очередь выделяются неиспользуемые земли худшего качества.

В отношении сельскохозяйственных земель действует специфическое правило о госрегистрации прав через Россреестр или МФЦ. Если исходный участок находится в собственности пяти граждан и более, процедура может осуществляться по заявлению уполномоченного дольщиками лица.

Его права подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной чиновником муниципалитета (п. 2.1 ст. 22.2 Федерального закона № 122).

Автор статьи

Порядок составления иска

Исковое заявление о выделе доли из общего имущества необходимо составлять в следующей форме:

  • Название и адрес судебного органа, в который подается исковое заявление;
  • Личные данные всех сторон по делу;
  • Указывается цена иска;
  • В описательной части искового заявления указываются все подробности, обуславливающие порядок приобретения спорного надела, его использования, а также отражаются доли всех собственников недвижимости.
  • Поясняются причины, по которым истец обратился в суд с целью принудительного выдела доли земельного участка, а также уточняются способы досудебного урегулирования спора;
  • В мотивировочной части искового заявления истец излагает варианты предпочтительного раздела земельного участка, при этом подтверждая свою позицию нормами действующего законодательства;
  • Указывается перечень дополнительных материалов;
  • Ставится подпись заявителя и дата составления документа.

Общие правила составления иска прописаны в ст. 131 ГПК РФ. И хотя она не регулирует конкретно это правоотношение и вид спора, изложенных там правил достаточно для грамотного составления иска при наличии определенного опыта.

Образец искового заявления

Самостоятельное составление искового заявления о разделе земельного участка между собственниками часто не под силу людям без юридического образования. Ниже приведен образец иска, который вы можете использовать в качестве основы для своего заявления. Но мы настоятельно советуем хотя бы проконсультироваться с юристом, ведь на нашем сайте это совершенно бесплатно!

Задать вопрос

Документы для иска о разделе

К исковому заявлению необходимо приложить следующую документацию:

  • Копии идентифицирующих личность документов всех сторон по делу;
  • Документы, подтверждающие право собственности на спорное недвижимое имущество;
  • Кадастровый паспорт участка и другая техническая документация;
  • В случае наличия – заключение экспертов относительно характеристик земельного надела;
  • Подтверждение оплаты государственной пошлины (300 рублей, так как иск не подлежит оценке);
  • Копия иска для ответчика.

Документы не заверяются, но оригиналы нужно обязательно принести в суд на случай запроса их судьей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]