Приватизация квартиры в 2021 году — общая информация

Среди пользователей государственным жильем наиболее остро сегодня стоит вопрос о том, когда заканчивается приватизация квартир в России. Возможность переоформления государственной жилой площади в частную собственность крайне необходима гражданам, не имеющим возможность приобрести новое жилье сегодня. Для того чтобы грамотно и в установленный период оформить все требуемые документы, следует разбираться в вопросах приватизации и ее видах.

Что подразумевает приватизация и в каких видах проходит?

В 1991 году был издан закон, разрешающий людям приватизировать на определенных условиях муниципальные квартиры, которыми они пользовались. Чаще всего это был договор социального найма. Пользователем данного жилья являлся гражданин, а собственником данной недвижимости выступало государство. Изданный закон разрешал при соблюдении определенных условий переводить арендованные муниципальные площади в частную собственность. Разрешалось переводить любой тип недвижимости муниципалитета, которая длительное время сдавалась в официальную аренду: завод, фабрика, гараж. Процесс перехода прав собственности был для граждан бесплатным.

Приватизация давала человеку не только возможность получить государственное жилье в собственность, но и в последствии распоряжаться ею на свое усмотрение:

  • передавать по договору дарения;
  • переоформлять на родственников;
  • сдавать в аренду;
  • продавать.

Главным основанием для проведения этой процедуры являлось наличие договора социального найма с муниципалитетом, в чьей собственности находилось имущество. Приватизировать жилье мог только тот человек, с которым заключалось первоначальное соглашение о найме.

Под видами понимается то, как будет проводиться процесс переоформления: платно или бесплатно. Российским законодательством предусмотрены оба вида, однако на сегодняшний день действует бесплатный.

БесплатнаяПлатная
Оформление права собственности проводится без уплаты стоимости объекта недвижимостиНедвижимость переоформляется после выплаты государству рыночной стоимости объекта
Получение Свидетельства на собственность не подлежит оплате государственной пошлиныДля получения Свидетельства о праве собственности необходимо оплатить госпошлину

В чём отличие от платной

Зачем нужна платная приватизация? На сегодняшний день в России действует безвозмездная приватизация на бессрочный период, но из-за того, что данный закон меняют регулярно, возникает вопрос о том, когда будет введена платная приватизация, зачем и в чём будет заключаться разница между платной и бесплатной?

На сегодняшний день ситуация обстоит так: порядок платной приватизации не был установлен даже в момент действия процедуры, которая началась в 1992 году. Сегодня также нет никакого порядка и алгоритма проведения данного процесса, поэтому эксперты и мы можем только догадываться.

Одни считают, что после окончания действия бесплатной приватизации придёт платная, но в каком порядке будет проходить выкуп квартир – непонятно.

Ограничения по приватизации

Первоначальный нормативный акт предусматривал ограничения на некоторые виды жилья, которые приватизации не подлежали:

  1. Жилая площадь в ветхих домах и тех, которые признаны аварийными.
  2. Жилая площадь на территории домов-интернатов.
  3. Жилье, размещенное в военных городках (это подведомственность Министерства обороны, а не территориальной администрации).
  4. Жилые объекты, находящиеся в собственности маневренного федерального фонда (местный муниципалитет не имел полномочий ими распоряжаться).

Впоследствии данные ограничения были сняты. Эти объекты сегодня можно приватизировать.

Что такое частная собственность, форма собственности – частная, что это значит

Частная собственность — это в экономике разновидность формы владения, предусматривающая права юридических и физических лиц, групп этих лиц, на объект принадлежности. Все права регулируются на законодательном уровне. Частная форма собственности – это база рыночных отношений. Она закрепляет контрольное право конкретных людей на экономические выгоды, жизненные блага. Объектами частного пользования может быть:

  • конечная продукция;
  • капитал;
  • недвижимость;
  • земельные ресурсы;
  • богатства природы.

Частная форма собственности подразделяется на два вида:

  1. Группа производственных средств, используемых людьми, задействованными в процессе работы.
  2. Группы объектов, облагаемых вещественными производственными условиями работников. Они основаны на применении чужого труда.

Частной собственностью может являться магазин, парикмахерская, дачный участок, квартира и многое другое. Собственник может поступать с объектами по своему усмотрению, несмотря на то, что эти объекты входят в рыночную экономику. На законодательном уровне допускается процесс перехода владений государства к частным лицам. Это приватизация. Если же частное имущество переходит к государству, то такой процесс называют национализацией.

Общее понятие частной собственности – это взаимоотношения между гражданами, основанные на материальных принципах, касающиеся любых сфер занятости, и производственных средств. Право на распоряжение объектом имеет исключительно собственник.

Сроки окончания процедуры по закону

На сегодняшний день остается открытым вопрос, до какого года продлена приватизация государственных квартир. По существующей практике дату окончания этой процедуры уже несколько раз переносили, и когда она должна закончиться остается неизвестным.

Приказ правительства о бесплатной передаче собственного жилищного фонда в частные руки был вынесен в 1991 году. С этой даты срок окончания приватизации уже переносился пять раз. Когда очередной срок подходил к концу, граждане массово обращались к правительству с просьбой продлить действие данного закона в связи с тем, что многие просто не успели подать или оформить необходимые документы. Государство неоднократно шло навстречу своим гражданам.

Последние новости говорят о том, что сейчас квартира или общежитие могут быть переоформлены в частную собственность до 2018 года. Конкретный месяц окончания не определен. Физическое лицо, желающее вступить в собственность на жилье или приватизировать имущество на ребенка, должно срочно подать документы в муниципалитет. Хотя точная дата окончания бесплатной приватизации неизвестна, временить с данной процедурой не следует.

Существует разница между приватизацией и процедурой выкупа недвижимости из государственной собственности. Последнюю никто пока отменять не собирается.

Многие министры говорят, что 2021 год – это последний срок и продлевать его больше не будут. Ярым противником бесплатной передачи жилой площади в частную собственность является Министерство экономического развития. Они говорят, что таким образом жилищный фонд массово выпадает из экономики государства.

На сегодняшний день Государственная дума не планирует отменять бесплатный переход жилья полностью. Она намеревается сделать ее платной для большей части населения, однако оставить бесплатной для льготных категорий.

Окончание

Дата окончания следующая: очередной срок заканчивается, как указано в ФЗ-19 от февраля этого года 01.03. 2017.

О том, за что придется платить собственнику из своего кармана в приватизированной квартире, а также о других правах и обязанностях владельца и прописанных лиц в приватизированной жилплощади, вы можете узнать на нашем сайте.

Для кого процедура может остаться бесплатной?

Со следующего года правительство собирается отменять процедуру бесплатного перехода госжилья в частные руки, однако для некоторых граждан приватизация квартиры будет продлена.

Правом бесплатного переоформления смогут воспользоваться:

  1. Ребенок, оставшийся без попечения родителей – сирота.
  2. Граждане, которые ранее приняли участие в приватизации в возрасте до 18 лет (несовершеннолетние).
  3. Граждане, получавшие жилье от государства в рамках социальных программ: военнослужащие, инвалиды и т. д.

Остальные желающие смогут осуществить выкуп государственной недвижимости (жилье, дачный или земельный участок, нежилая площадь) на стандартных условиях.

Кто имеет право на бесплатную приватизацию земельного участка

Какие виды земельных участков можно бесплатно приватизировать, а какие нельзя?

Первым делом рассмотрим какие земельные участки подлежат бесплатной приватизации:

  • земельные участки, на которых есть дома, которые были ранее куплены гражданами в собственность и до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации до 2001 года;
  • земельные участки, которые были переданы гражданам под аренду под ИЖС или ЛПХ;
  • земельные участки, которые были переданы гражданам на основе пожизненного владения;
  • земельные участки, отведены под ведение дачного, садового или огородного хозяйства;
  • земельные участки под строительство гаражей.

Земельные участки, которые нельзя приватизировать:

  • земли, которые были изъяты из публичного оборота;
  • земли, которые являются национальным достоянием – историческую или культурную ценность;
  • земли, которые относятся к стратегической зоне.

Право на приватизацию есть у собственника постройки на данном участке земли, а также доступно и тем, у кого земельные участки находятся в бессрочной аренде. Бесплатная приватизация также разрешена и для владельцев дачных и садовых участков, которые не предназначены для проживания на постоянной основе.

Стоит отметить, что наследники не будут иметь право приватизации на указанные виды земельных участков. Это могут сделать только те, кому было предоставлено от государства данное муниципальное владение. Наследникам же придётся выкупить или арендовать данный участок земли по кадастровой стоимости.

Порядок проведения приватизации

Процесс переоформления права собственности основывается на необходимом пакете документов, которые следует собрать заранее до подачи соответствующего заявления в госорганы. Собирая документы, важно обратить внимание на их давность. Они должны быть действующими на день их подачи. Любой официальный документ имеет ограниченный период действия. Растягивать время между их сбором и сдачей на приватизацию не нужно, так как продление таких документов не предусмотрено. Во избежание затягивания процесса, первоначально следует официально подать в местную администрацию запрос о том, подлежит ли приватизируемый объект переводу из собственности государства в частное владение. Несмотря на отмену большинства ограничений, далеко не каждый объект сегодня может быть приватизирован.

Следующий момент касается жилых площадей. Если квартира или дом имеют несколько жильцов, важно получить от каждого из них письменное согласие на приватизацию объекта. На приватизируемый объект в качестве собственника будет назначен только тот человек, который участвует в процессе перехода права. Каждый из жильцов может действовать только от своего имени. Подписывать документы за другое лицо в этом процессе недопустимо. У объекта недвижимости может быть один собственник и более, если в процессе будут участвовать несколько жильцов. При разделении права собственности каждый из участников получит свидетельство с указанием его доли в квартире или на землю.

Перед подачей документов важно, чтобы жилье осмотрел специалист службы БТИ. Он оценит состояние помещения, проведет осмотр на предмет незаконных перепланировок. Если замечаний и претензий нет, можно смело подавать документы.

Порядок приватизации следующий:

  1. Собранные документы сдаются в жилищный отдел местной администрации (муниципалитета). Здесь специалист отдела проверяет подлинность и законность представленных документов. Сегодня есть возможность быстро и просто подать документы через МФЦ.
  2. Далее следует подписание договора о приватизации. Его обязаны подписать все жильцы квартиры.
  3. Затем подача документов в Росреестр для оформления перехода права собственности.

Среди основных документов, требуемых для переоформления жилого помещения, называют:

  1. Первоначальный договор о социальном найме жилья или ордер. Они подтверждают законность проживания человека в конкретной квартире.
  2. Кадастровый документ (паспорт) с технической информацией по объекту недвижимости.
  3. Технический паспорт жилого помещения (выдают в БТИ).
  4. Документ из ЖКХ, подтверждающий отсутствие задолженности по платежам.
  5. Выписка из домовой книги, где содержится информация о зарегистрированных лицах (прописанные и проживающие).
  6. Справка из Росреестра о праве собственности на недвижимость на момент подачи заявления о приватизации.
  7. Паспорт лица, участвующего в приватизации (заявителя).
  8. Квитанция об оплате государственной пошлины за оформление документов.

Этапы действий

После сбора всех справок и документов предстоят такие этапы при переводе жилья в личную собственность:

  1. Обратиться в офис многофункционального центра со всеми бумагами и заявлением или подать заявку через портал Госуслуг. Записаться на прием в МФЦ и уточнить перечень документов можно в дистанционном режиме. Это поможет сократить время и силы. Взамен пакета заявителю выдадут расписку с перечнем сданных к рассмотрению бумаг.
  2. Инспектор проверит пакет и назначит дату заседания комиссии по приватизации.
  3. Подождать решения комиссии. Его могут принимать максимум 2 месяца от даты подачи документов.
  4. При позитивном результате получить документ на передачу права собственности.
  5. Оформить свидетельство о праве собственности на имущество в Росреестре.
  6. Пройти перерегистрацию в службе БТИ.

После этого гражданин и его семья становятся собственниками жилплощади. Если члены семьи откажутся от доли, то заявитель будет единоличным владельцем, если нет, то у всех будет с долевое участие.

Те родственники, которые отказались от доли в имуществе не становятся собственниками, но за ними сохраняется право на пожизненное проживание на территории данной жилплощади. Согласие детей до 14 лет не требуется, они автоматически становятся участниками приватизации.

Россияне могут сократить время ожидания. Для этого потребуется оплатить за срочную процедуру. Стоимость может подсказать риэлтор, который возьмет на себя все этапы подготовки и сбора документов.

Заявление о приватизации и договор передачи жилья

Заявление о приватизации жилых площадей имеет стандартный бланк. Писать его должен тот человек, с которым муниципалитет заключал первоначальный договор социального найма. Такое заявление составляется от руки согласно стандартному бланку. Готовый бланк и образец составления документа можно найти на правовых интернет-порталах. В том числе образцы документов обязательно есть в отделе жилищного фонда и администрации города. Современное делопроизводство разрешает гражданам заявления в электронном виде, заполнить его, распечатать и подписать. Обращение в государственные органы должен содержать основную информацию:

  1. ФИО лица, которое обращается (заявитель).
  2. Полные данные о месте и дате его рождения, сведения о настоящем месте регистрации и проживания (если это разные адреса, указываются оба).
  3. Сама просьба к государству (о приватизации) с указанием жилья, о котором идет речь.
  4. Техническая и правовая характеристика жилого помещения, о котором идет речь (адрес расположения, количество комнат, данные БТИ о площади и планировке).
  5. Если в квартире зарегистрированы другие лица, необходимо в заявлении указать их мнение о приватизации (участвуют, не участвуют, возражают или нет).

Если просьба, указанная в заявлении, будет удовлетворена, между местным муниципалитетом и гражданином потребуется заключить договор передачи жилья в частную собственность. Оформляется он в территориальном отделении Жилищного фонда. Допускается подать документы для оформления и в МФЦ. Для этого потребуется собрать и представить:

  1. Копию паспорта лица, которое просит о приватизации, а также тех, кто зарегистрирован на жилой площади вместе с ним. Если речь идет о несовершеннолетних (до 14-ти лет), предоставляется копия Свидетельства о рождении.
  2. Договор, подтверждающий социальный найм или ордер на данную квартиру.
  3. Выписка из домовой книги.
  4. Разрешение от администрации на приватизацию или заверенная копия судебного решения (если вопрос решался в судебном порядке).

Договор составляет представитель муниципалитета, который заведует вопросами о проведении приватизации.

Приватизация как процесс перехода государственной собственности в частное владение

Приватизация — Длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.

Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. Причины приватизационного процесса.

Рассмотрим причины приватизационного процесса на примере факторов, которые инициировали процесс западной приватизации в 80-х годах. Она началась в западноевропейских странах в конце 70-х начале 80-х годов и стала возможной и необходимой в результате развития в экономике нескольких долгосрочных процессов.

Во-первых, за сорок военных и послевоенных лет был достигнут высокий уровень централизации частных капиталов. Распространение мощных в финансовом отношении транснациональных корпораций, которые в свое время лежали в основе национализации капиталоемких видов производства. Частным финансовым группам сейчас по плечу мобилизовать крупные денежные капиталы, достаточные для самостоятельного осуществления большинства новых промышленных проектов и модернизации старых отраслей. Всего лишь несколькими десятилетиями ранее, в 40-е-50-е годы, многие базовые и новые отрасли (железнодорожный и воздушный транспорт, металлургическая и добывающая связь) можно было создать или реорганизовать только благодаря массированной бюджетной поддержке правительства. С тех пор изменились также условия конкуренции и организация межфирменных хозяйственных связей. В свое время важным аргументом в пользу национализации и прямого государственного контроля было обвинение “трестов” — крупных корпораций — в регулярной монополистической практике на рынках сбыта и сырья, в торможении научно-технического прогресса, в полном игнорировании интересов наемного труда. В 50-70-е годы произошли решающие перемены, связанные с формированием нового типа развития на основе непрерывного совершенствования техники и технологии, расширения и диверсификации рынков в едином мировом экономическом пространстве. Интернационализация производства и обращения практически ликвидировала опасность “загнивания” экономической жизни. Несмотря на невиданные ранее темпы концентрации и централизации капитала, в большинстве отраслей были созданы устойчивые режимы эффективной конкуренции. Даже крупные банковские, торговые, промышленно-финансовые группы сейчас неспособны установить контроль над мировыми отраслевыми рынками. Отпала острая необходимость противостоять административными мерами тенденции к картелизации рынков, которая в 30-е годы была настоящим бичом свободного предпринимательства и ощутимой преградой на пути научно-технического прогресса.

Третья группа причин, повернувших вспять тенденцию к огосударствлению экономической жизни, теоретически обоснованной Кейнсом, марксистами и институционалистами. Она непосредственно связана с последствиями кризиса 1974-1975 гг. Кризис преподал неожиданный урок теоретикам и практикам “государства благосостояния”, опиравшимся на теоретическую схему кейсианства.

Кейсианская схема предполагает воздействие на поведение предпринимателей путем изменения параметров платежеспособного спроса, в частности, через бюджетную политику, то есть через макроэкономическую сферу. Выяснилось, что в периоды резких изменений структуры отраслевых издержек производства и платежеспособного спроса (именно это случилось после скачкообразного повышения нефтяных цен в 1973 г.) эффективным способом преодоления экономического кризиса может быть только стратегия всеохватывающего внедрения в производство результатов научно-технического прогресса. Проводить такую стратегию должны, прежде всего, предприятия — только им известны вкусы и намерения потребителей и реальное наполнение их кошелька. Эффективно стимулировать научно-технический прогресс на отдельных предприятиях государство неспособно. Мобилизация крупных финансовых ресурсов путем налогообложения, которая успешно использовалась в свое время при создании атомного оружия и баллистических ракет, покупателем которого было само государство, здесь явно не оправдывает ожиданий. Но если производительность общественного труда не повышается вследствие форсированного государством инвестирования, рушится вся цепочка народнохозяйственных зависимостей, отраженных в кейнсианской модели (в соответствии с которой прирост бюджетных расходов и дешевых кредитов расширяет потребительский и инвестиционный платежеспособный спрос, что, в свою очередь, стимулирует производство). Между тем вся философия “государства благосостояния” привязана к идее увеличения спроса ради расширения высокоэффективного производства. В 30-х годах такая зависимость действовала. Казалось, что она приносила свои плоды и в послевоенный период. “Нефтяной кризис” изменил направление причинно-следственных связей. Можно утверждать, что необходимость государственного присутствия в производственной сфере в качестве предпринимателя, остро ощущавшаяся в 40-е годы, к началу 80-х годов отпала в состав правительственных мероприятий, направленных на поддержание экономической активности, разгосударствление и приватизацию. Произошло это не сразу после “нефтяного кризиса”, а спустя 5-7 лет, на протяжении которых текущая экономическая политика оставалась кейнсианской. В рамках этой политики преодоления кризиса государственные предприятия, вопреки их стратегическим интересам, активно использовались своим владельцем как инструмент поддержания глобального спроса. Правительства наложили на государственные предприятия ряд обязательств, от которых частный сектор был освобожден: формирование инвестиций за счет увеличения задолженности, сохранение уровня занятости ради облегчения ситуации на национальном рынке труда и вопреки производственной целесообразности, сдерживание роста цен на продукцию, чтобы индексы национальной инфляции не поднимались слишком быстро и т.д.

Государственное предпринимательство было поставлено в заведомо неравные условия и несло убытки, которые не должно было бы нести, будь политика правительства одинаковой по отношению ко всем экономическим субъектам на микро уровне. Работая и раньше в режиме, как правило, нулевой прибыльности государственный производственный сектор вышел из кейсианского этапа антикризисной и антиинфляционной политики с глубоко расстроенными финансами. И консервативная критика поспешила обвинить во всем “безответственных” государственных менеджеров, которые якобы по природе своей неосмотрительны, так как над ними не висит дамоклов меч банкротства. Любой менеджер как лицо наемного труда не обязан владеть собственностью управляемой им компании, будь она частной или государственной. Мотивы его эффективного поведения как управляющего определяется рынком менеджеров. А на этом рынке все равны, так как оценка зависит от успешности предыдущего профессионального опыта.

Кризис, развивающийся в условиях широкой интернационализации и проницаемости национальных экономических границ, остро поставил проблему конкурентоспособности хозяйствующих агентов. Начался пересмотр принципов государственного вмешательства в экономику.

Предпринимательский класс потребовал и добился от государства, с одной стороны, отказа от большинства избирательных методов воздействия, когда объектом государственного вмешательства становилась отдельная компания или отрасль, а с другой стороны, резкого сокращения общих макроэкономических накладных расходов в виде разветвленной социальной политики, высоких потолков для минимальных заработных плат, вольготных выплат по причине безработицы, временной нетрудоспособности и т.д. Время “государства благосостояния” закончилось. Вместе с ним закончилась и миссия государственного сектора, занимавшего в структуре правительственных социальных структур определенное место. В конце 70-х годов западный капитализм вступил в период широкой приватизации. Нельзя забывать и о том факте, что приватизация оказалась чрезвычайно выгодной в политическом плане.

Переводя на уровень предприятий решение непопулярных, но неотложных и неизбежных экономических проблем (сокращение занятости в силу производственной необходимости, уменьшение бюджетных дотаций путем повышения цен на продукцию государственных предприятий, сдвиг всей совокупности отношений “трудовой коллектив — правительство” в сферу отношений “трудовой коллектив — частный собственник”), консерваторы снимали с себя как представителей государственной власти ответственность за социально-экономическое положение в стране. Тем самым они политически переиграли социалистов и радикалов, призывавших голосовать за себя именно потому, что они якобы знали, как справиться с кризисом. Политический интерес удачно совпал с идеологическим. Сам факт обращения к приватизации после долгих десятилетий господства государственного капитализма реабилитировал капиталистическую систему хозяйствования. 4. Приватизация и субъект хозяйствования Двигатель любой реформы — не только общие соображения о благе народа, нации или страны. Конкретный вариант выбора траектории к достижению сформулированной в общих терминах цели определяется соотношением специфических интересов социальных групп и представляющих их политических образований. Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям и увеличив поступления в доходную часть бюджета. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра. В-третьих, воспользоваться изменением формы собственности и провести предварительную рационализацию структуры крупных государственных корпораций до их превращения в частные.

В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального “распыления” акций среди рабочих и мелких служащих. Эта мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей участие трудящихся в капитале или управлении предприятия. Содержание западного процесса приватизации становится более понятным из дискуссий, которые велись и ведутся вокруг ее отдельных аспектов. Активно обсуждался вопрос о природе средств, мобилизуемых для покупки государственной собственности, и в этой связи — о народнохозяйственном назначении полученной правительством выручке. Купля-продажа имущества относится к операциям с капиталом и поэтому финансируется из сбережений населения и предприятий. Но тогда и выручку от продажи государственной собственности, утверждают ригористы, следует направлять на инвестиции, а не на погашение бюджетных дефицитов. Последние, как правило, образуются в результате грубых нарушений финансовой дисциплины государственной администрацией, и путь к без дефицитности надо искать в наведении порядка в самом бюджетном хозяйстве. Любое превращение капитала (сбережений) в не накапливаемый текущий доход рассматривается как проедание капитала, как принесение в жертву интересов будущего нации. Защищаясь от таких обвинений, западные правительства, как правило, создавали специальные фонды, в счетах которых отражалось назначение финансовых средств, полученных от приватизации. Еще одна дискуссия велась по поводу разукрупнения отраслевых корпораций, государственный статус которых в свое время объяснялся естественной монополией. Связь, железнодорожный транспорт, электро- и газораспределительные сети — все эти отрасли или сразу создавались как государственные или национализировались по причине их технологически обусловленного общественного характера.

Огосударствление таких отраслей всегда считалось оправданным, так как при прочих равных условиях наблюдается прямая положительная зависимость между цельностью их технологического процесса, управлением отраслью из единого центра и уровнем ее эффективности и рентабельности. Разукрупнение подобных естественных монополий, передача отдельных частей разным корпорациям чревата ухудшением экономических показателей функционирования единого комплекса. А это противоречит здравому смыслу бизнеса, заинтересованного в минимизации издержек. Естественная монополия остается монополией независимо от того, осуществляется ли она государственным или частным собственником. Что же касается злоупотребления монопольным положением, то его можно ожидать скорее от частной корпорации, чем государственной. Выход был найден в очень оригинальной схеме приватизации: права на получение дохода продавались в виде акций частным лицам и институтам, а контроль над хозяйственной деятельностью частной корпорации сохранялся в руках государственной администрации. С этой целью ей вручалась “золотая акция” или принимался закон о социальном статусе такого рода дельцов. Идея создания “твердого ядра” из части акционеров новых частных компаний также стала предметом острых политических и теоретических споров.

Смысл этой идеи в том, чтобы сосредоточить контрольный пакет акций в руках небольшого числа “дружественных” банков и промышленных компаний, которые могли бы совместно разработать и провести в жизнь долгосрочную стратегию развития бывшей государственной корпорации. Таким образом, удается обеспечить единство управления и предотвратить распродажу единого технологического или эффективного хозяйственного комплекса по частям, исходя только из спекулятивных соображений его владельцев. Проблема приватизации и ее субъекта, пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого — получить, в конечном счете, компетентного “хозяина”, способного взять на себя ответственность за поддержание и повышение эффективности производства. Одна только смена собственников, замена государства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника не производство, а прибыльность, рентабельность.

Обеспечить последнюю можно разными способами, среди которых совершенствование технологии, организации и управления далеко не всегда самый легкий и надежный. В период общего нарушения экономических пропорций, разрыва и переключения технологических связей обычная спекуляция часто оказывается более выгодным и спокойным делом.

Приватизация делится на три этапа.

1 этап- это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов. На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

Общая цель приватизации- обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) — Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) — Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) — Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях. Из этого вытекает и основной показатель эффективности приватизации: создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства как в целом, так и на микроуровне.

Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в 1992-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной(ваучеры выдавались всем) для остальной части населения. Этот компромисс обусловил многие недостатки российской приватизационной модели, следствием которых стали многие противоречия на стыке первого и второго этапов приватизации:

Если этап первичной приватизации в России в 19992-1994г повлек за собой быстрое наращивание критической массы то ситуации в приватизации второй половины 1994-начала 1996 годов можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Первоначально сумма доходов федерального бюджета. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой привести такой пример: в 1995г. В бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой цифры было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллион рублей от стандартных методов продаж(15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении. Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

Конечный этап приватизации. Этот этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели особенности муниципальной собственности как социально-экономической основы местного самоуправления. В результате анализа нормативной базы, обеспечивающей процесс управления муниципальной собственностью, было установлено следующее.

Муниципальная собственность как одна из форм собственности признана и защищается на основании статьи 8 Конституции Российской Федерации. Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации население в процессе осуществления местного самоуправления владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, при этом органы местного самоуправления, как следует из статьи 132, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Таким образом, Конституцией Российской Федерации установлены все необходимые основы в отношении муниципальной собственности: она признается и защищается, названы собственник — население — и управляющий муниципальной собственностью — органы местного самоуправления.

Непосредственно законодательное регулирование в сфере отношений собственности, в том числе муниципальной, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами. Поскольку муниципальная собственность составляет одну из экономических основ местного самоуправления, нормы, касающиеся муниципальной собственности, содержатся и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Понятие «муниципальная собственность» определяется в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Список литературы

1.Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность.-Екатеринбург: Изд-во Уральск.гос. ун-та, 2006. 2.Бюджетный кодекс РФ.-М., 2006.

3.Гражданский кодекс РФ в двух частях.-СПб., 2002.

4..Налоговый кодекс РФ в двух частях.-М., 2007

Преимущества и недостатки процедуры

Приватизация, как любой гражданско-правовой процесс, имеет ряд своих недостатков и преимуществ:

ПреимуществаНедостатки
Отсутствие ежемесячных платежей за найм жилья (даже при социальном найме есть ежемесячная арендная плата)Увеличенная сумма коммунальных платежей: собственник платит больше, чем наниматель
Право собственности дает возможность самостоятельно распоряжаться имуществом (подарить, сдать или продать)Собственник начинает платить за капитальный и текущий ремонт дома, а также налог на имущество (недвижимость)
Никто не может выселить из жилой площади собственника помещения даже при крупных задолженностяхУсложняется процедура наследования помещения в отличие от условий наследования при социальном найме
На собственные квадратные метры намного проще прописаться, чем на муниципальныеНет возможности улучшить жилищные условия за государственный счет

Причины

Из уст высокопоставленных чиновников при очередном продлении звучат фразы о соблюдении некой социальной справедливости.

Окститесь, граждане! В экономической формации нет такового понятия.

Есть только экономическая целесообразность, ну и еще, в меньшей степени, страх перед народным бунтом.

Поэтому и причины очередного продления по большей части экономические:

  1. Тяжелая экономическая ситуация.
  2. Расширение по максимуму налогооблагаемой базы. Будут «впаривать», простите за грубое выражение, недвижимость до тех пор, пока все наниматели жилых помещений не станут собственниками, налогоплательщиками.
  3. Передача убыточных активов (жилье) населению. Так в бюджете высвободятся средства, направляемые ныне на поддержание жилого фонда.
  4. Возможность социальной напряженности мала. Но и ее нельзя исключать.

О том, как приватизировать квартиру по договору социального найма, и что делать, если утерян ордер на квартиру, вы можете узнать из наших статей.

Особенность и нюансы данной процедуры

Государством право на приватизацию предоставляется гражданину только один раз. Если по каким-то причинам человек передал обратно недвижимость в муниципальный фонд, претендовать на данный объект он более не может. Объект недвижимости может приватизироваться повторно, в случае:

  1. Если суд признал, что в первом процессе перехода права собственности от государства к гражданину были нарушены права последнего. При этом неважно, кто инициировал оспаривание в суде, но факт нарушения прав человека и гражданина должен быть зафиксирован судебной инстанцией. В таком случае будет предоставлено повторное использование данного права на недвижимость.
  2. Если гражданин получил уже приватизированное жилье по наследству, ему предоставят возможность снова провести эту процедуру на тот же самый объект недвижимости.
  3. Если гражданин во время приватизации был несовершеннолетний. Здесь рассматривается вариант, что гражданин до 18-ти лет мог принимать участие в переоформлении права на жилищный объект, но решения за него принимали родители.

Указанные выше граждане имеют полное право повторно обратиться за переоформлением прав, даже если спорный объект уже приватизирован. Исковой давности у таких дел нет.

Отдельное внимание следует уделять ситуациям, когда в муниципальной квартире проживают несколько человек. В этом случае при приватизации потребуется согласие всех жильцов. Если кто-то не желает принимать участие в этой процедуре, требуется оформление письменного отказа, заверенного у нотариуса. Если же все проживающие одной квартиры не смогут договориться о долях собственности на это жилое помещение, в приватизации будет отказано.

Муниципалитет имеет право отказать в удовлетворении требования гражданина по своим причинам. Здесь уже будет необходимо обратиться с иском в суд. Нередки случаи отказа в связи с неправильным оформлением документов. Неправомерный отказ администрации происходит часто. Существует определенная судебная практика при рассмотрении такой категории дел, которая зачастую встает на сторону граждан, а не государственного учреждения.

Отказ в приватизации чаще всего получают граждане, желающие перевести в собственность ведомственное жилье: служебное или военное. Военнослужащий не может претендовать на квартиру, полученную от Министерства обороны (а не муниципалитета района), равно как и сотрудник не может претендовать на жилье организации.

Почему могут отказать

Некоторые россияне сталкиваются с отказом в проведении приватизации. Это возможно в таких ситуациях:

  • предоставленные документы содержат недостоверные сведения или составлены неправильно;
  • недвижимость не может быть приватизирована в соответствии с законом;
  • жилье подвергалась перепланировкам или перестройкам, которые не были узаконены;
  • у заявителя нет постоянно прописки в объекте приватизации или он только арендует жилплощадь;
  • гражданин уже является собственником какого-либо другого жилья и пытался срыть этот факт.

На адрес заявителя из МФЦ придет мотивированный отказ в проведении процедуры перевода права собственности. Из него будет понятна причина. Если она не правомерна, то гражданин может обратиться в суд и оспорить ее.

Об авторе

Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. [email protected]

Эта статья полезная? ДаНет

Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]