Кто должен обслуживать и ремонтировать инженерную инфраструктуру вне стен многоквартирного дома?

В настоящее время для ТСЖ не стоит вопрос, кто должен обслуживать и ремонтировать внутридомовые инженерные сети, включая встроенные тепловые пункты, насосы для подкачки воды и т.п. По общему правилу внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил содержания общего имущества в МКД). Иначе обстоит дело с инженерной инфраструктурой, расположенной вне стен дома в непосредственной близости от МКД и предназначенной для обслуживания дома (например, насосные станции, тепловые пункты, трансформаторные подстанции и соответствующие сети до стен дома). Кто должен обслуживать и ремонтировать подобные объекты инфраструктуры? В первую очередь, ТСЖ надо выяснить, в чьей собственности они находятся, поскольку именно на собственников возлагается бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Собственность или нет?

На возможность включения внешней инженерной инфраструктуры в состав общего имущества МКД указывает подп. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в МКД, согласно которому в состав общего имущества среди прочего включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Прежде всего обратим внимание на одно обязательное условие для включения объектов внешней инфраструктуры в состав общего имущества МКД: такой объект должен обслуживать только один МКД. Иными словами, если насосная станция, тепловой пункт или трансформаторная подстанция снабжают водой, теплом или электричеством два и более домов, они не могут быть общим имуществом ни одного из них, а уж тем более – общим имуществом нескольких домов одновременно. Впервые на это указал президиум ВАС Суда РФ (постановление от 15 декабря 2009 г. N 14801/08), признав, что часть тепловых сетей, посредством которых осуществляется теплоснабжение как жилого дома, так и другого здания, не может быть отнесена к составу общего имущества собственников помещений в МКД. А в своем определении от 2 августа 2012 г. № ВАС-9948/12 ВАС РФ согласился с тем, что насос для подкачки воды, предназначенный для обслуживания более одного жилого (нежилого) помещения в нескольких многоквартирных домах, и не может быть отнесен к общему имуществу собственников помещений отдельно взятого МКД. Другое дело, если объект внешней инфраструктуры обслуживает только один дом. В этом случае он может быть включен в общедомовое имущество, но только при наличии правоустанавливающих документов, из которых следует, что МКД – собственник соответствующего сооружения. На это неоднократно указывали суды. В частности, 17 ААС в постановлении от 29 января 2021 г. N 17АП-18007/15 прямо говорит о том, что водопроводные и канализационные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему водоснабжения и водоотведения, но и систему за ее пределами, не могут быть включены в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме в отсутствие правоустанавливающих документов. ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 14 января 2021 года по делу № А43-1071/2015) признал, что по общему правилу (в отсутствии доказательств иного) сети, находящиеся за границей внешней сети многоквартирного дома, не являются общим имуществом жильцов этого дома и не должны ими обслуживаться. На практике, как правило, не удается найти документы, позволяющие признать объекты инженерной инфраструктуры вне стен дома общим имуществом ТСЖ, если, конечно, собственники помещений МКД не приняли решения о включении их в состав общего имущества. В первую очередь это связано с тем, что такие объекты согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» передаются в муниципальную собственность городов (независимо от того, на чьем балансе они находятся). На это указал и ВАС РФ, подтвердив, что объекты инженерной инфраструктуры городов предназначены для решения вопросов местного значения и, соответственно, относится к муниципальному имуществу, при этом их отсутствие в перечне объектов муниципальной собственности не может являться основанием для возложения обязанности по их содержанию на иных лиц (определение ВАС РФ от 12 декабря 2013 г. N ВАС-17112/13). Несмотря на сказанное, в некоторых случаях ТСЖ могут нести эксплуатационную ответственность за инженерную инфраструктуру вне стен дома.

Как привлечь УК за ненадлежащее оказание услуг?

Управленцев можно привлечь к ответственности за недобросовестную работу также, как и любую другую организацию. Если УК некачественно выполняет свои обязанности по управлению и содержанию вверенного им жилья, то их ждут различные меры наказания.

Основанием для этого могут служить как законы, а именно ПП от 6.05.2011 г. номер 354, так и пункты договора, заключенного между компанией и жильцами.

При явных нарушениях со стороны УК, жильцы вправе требовать составления актов о некачественно предоставленных услугах, перерасчета установленной платы, привлечения УК к ответственности. Также любой проживающий может потребовать от УК выплаты пени и штрафов на основании ФЗ N2300-1 «О защите прав потребителей».

Административная ответственность

КоАП РФ предусматривает штрафные санкции для УК в следующих случаях:

  • дезинформация собственников или сокрытие информации (ст. 13.19.1 КоАП) — штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей;
  • несоответствие критериям предоставления коммунальных услуг ( ст.7.23) — штраф от 5 до 10 тысяч рублей;
  • если сотрудники УК что-то напутают в ведении технической документации либо откажут в ее предоставлении ( ст. 7.23.2) — штраф от 150 до 200 тысяч рублей;
  • пренебрежение санитарно-эпидемиологическими требованиями (ст. 6.4 и 6.5): если речь идет об эксплуатации помещений — штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо приостановление деятельности УК на срок до 90 суток; при нарушении требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению — штраф от 20 до 30 тысяч рублей, либо также приостановление деятельности УК на срок до 90 суток;
  • ремонт и содержание (ст. 7.22) — штраф от 40 до 50 тысяч рублей;
  • нарушение правил предпринимательской деятельности (ст. 7.23.3) — штраф от 150 до 250 тысяч рублей.

Уголовная

Если УК решит наказать жильцов, внезапно перекрыв им поставку жизненно важных ресурсов — воды, электричества, тепла либо газа, и окажется, что от этого кто-то реально пострадал, то согласно ст.215.1 УК РФ, действия компании могут быть квалифицированы и в качестве уголовного нарушения.

Эксплуатационная ответственность ТСЖ

Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в МКД границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, в общем случае эксплуатационная ответственность ТСЖ ограничивается местом соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью. Для того, чтобы эти границы были расширены и в зону эксплуатационной ответственности ТСЖ вошли объекты внешней инженерной инфраструктуры, необходимо соглашение собственников с УК или с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Вывод о том, что основанием для расширения эксплуатационной ответственности МКД в отношении инженерных сетей от стены дома является волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома, сделан, в частности, в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 21 декабря 2015 г. N 305-ЭС15-11564. Также собственники помещений могут расширить границы эксплуатационной ответственности, санкционировав (путем голосования) подписание ТСЖ соответствующего Акта разграничения эксплуатационной ответственности при оформлении договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствии решения собственников помещений в МКД о переносе внешней границы сетей ресурсоснабжения, эксплуатационная ответственность ТСЖ на внешние инженерные сети не распространяется (см., к примеру, постановления АС Уральского округа от 24 февраля 2021 г. по делу N А60-8001/2015,АС Восточно-Сибирского округа от 14 января 2021 г. по делу N А10-1566/2015).

Бесхозяйные инженерные сети.

К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда инженерные сети не входят в зону ответственности ни одной стороны договора ресурсоснабжения, то есть являются бесхозяйными. Кто в этом случае должен обслуживать данные сети и оплачивать потери коммунальных ресурсов в них?

Пунктом 4 ст. 8 Закона о теплоснабжении определено: если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно п. 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (в ред. Приказа от 31.07.2007 № 138-э/6), если расходы на эксплуатацию бесхозяйных сетей не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.

Таким образом, если участок сетей между стеной МКД и сетями РСО является бесхозяйным, при установлении тарифа для РСО Федеральной службой по тарифам должны быть включены затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данного участка сетей. До того момента, пока расходы на эксплуатацию бесхозяйного участка сети не включены в тариф, потери энергии на данном участке должны оплачиваться УК пропорционально фактическому потреблению. В частности, в Постановлении ФАС МО от 11.01.2011 № КГ-А41/14529-10 суд пришел к выводу об обязанности потребителя уплачивать стоимость потерь тепловой энергии на бесхозяйном участке тепловой сети пропорционально фактическому потреблению другими потребителями. Но при этом обязанность по эксплуатации и несению расходов по данным сетям возникает у РСО.

Как избавиться от «лишней» обязанности?

Зачастую ТСЖ подписывают соглашения с ресурсоснабжающими организациями «на автомате», считая, что договор стандартный, и им все равно ничего изменить не удастся. А заодно оформляют и Акт разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которому на плечи собственников ложится ответственность за объекты внешней инфраструктуры. Обычно это происходит в случае, когда такие объекты не находятся в собственности муниципалитетов, и соответствующей ресурсоснабжающей организация не вменена обязанность их обслуживать. Для того, чтобы избавиться от лишних расходов и восстановить справедливость, ТСЖ может обратиться в Администрацию города (или в суд) с заявлением о признании объектов бесхозяйными с последующей передачей их в муниципальную собственность. Также можно в судебном порядке оспорить Акт разграничения эксплуатационной ответственности, доказав, что спорные объекты не находятся в собственности ТСЖ, и собственники помещений МКД не принимали никаких решений ни об их включении в состав общего имущества, ни о расширении границ эксплуатационной ответственности. Если ТСЖ привлекло управляющую компанию, которая в его интересах заключила столь невыгодный договор и оплачивала его за счет собственников МКД, можно также потребовать возврата необоснованно потраченных денег собственников помещений за предшествующие три года.
Статья была опубликована в журнале «Председатель ТСЖ» № 6 за 2016 год.

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Что повлияет на работу управляющих организаций в 2021 году

Лекторами второго дня итоговой конференции стали Елена Шерешовец, глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», Сергей Сергеев, юрист МКА «Арбат», и Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА «Арбат».

Рассказ о принятых законах и законопроектах на обсуждении, сложившейся судебной практике и разрешении споров об ОСС поможет вам подготовиться к работе в следующем году.

Смотрите демо-ролик на YouTube-канале Ассоциации «Р1» →

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]