На какие законы опирается процесс?
Информация о том, как должно проводиться межевание участка под МКД есть в ФЗ РФ № 78 «О землеустройстве» и законе «О государственном кадастре недвижимости». Земельный кодекс регулярно подвергается поправкам. К примеру, 1.03.2015 были изменения в виде прекращения действия статьи 26. После этого межевание участка МКД проводят по статье 11.9 ЗК и по градостроительному законодательству.
Рассмотрим новые требования к тем участкам, которые были образованы или изменились:
- Общая максимальная или минимальная территория возле дома определяется по регламенту Градостроительного кодекса.
- Если регламент ГК не распространяется на определенный участок, его величина будет определена по Земельному кодексу, или иным законодательным актам.
- Определяя размеры территории у МКД нельзя, чтобы межевая черта пересекала границы площадей, на которых располагаются государственные объекты.
- Земля не будет выделена в случае, если создание участка помешает применению объектов недвижимости, находящихся на нем законно.
- Невозможно выделение территории или изменение ее границ при наличии по отношению к ней действующих ограничений, которые запрещают дозволенную эксплуатацию.
- Площадь у здания должна быть сформирована рационально без препятствий охране территорий и противоречий ЗК и прочим законам. Межевание участка должно быть проведено без огрехов (вклинивание, вкрапление, изломанность границ, чересполосица), что может стать причиной отсутствия возможности размещать на территории недвижимость.
- Участок не будет выделен, когда его границы имеют пересечение с территориальными зонами, лесничеством, лесопарками, кроме формирования площади для геологического исследования недр и добычи ПИ. При этом разрешается выделять участок, если на нем размещены линейные объекты, плотины, электростанции, водохранилища и прочие водоемы, созданные человеком (п. 7, ФЗ № 171 от 23.06.14).
Споры о праве на придомовую территорию
Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2021 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.
Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.
С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.
Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.
Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.)1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет)2.
Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее.3
Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.
Такие споры можно разделить на четыре большие категории:
- о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
- об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
- об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
- о границах участков, предназначенных для размещения МКД.
Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.
Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией
Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2021 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД4.
В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение5.
Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2021 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.
Если границы участка под МКД не сформированы…
Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.
В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.
Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2021 г. по делу № 33 11827/2016).
С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.
Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.
Формирование участка под МКД
Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет
— при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2021 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2021 г. № Д23и-1133).
В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.
При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2021 г. № 67-КА19-1).
Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2021 г. № 5-КГ19-140).
Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета
, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).
Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания
(апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2021 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2021 г. № 88а-1594/2020).
Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).
1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).
2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.
3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.
4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.
5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.
Почему жители МКД должны быть заинтересованы в межевании?
Под межеванием понимается разделение земли и определение пределов отдельных участков. Территория у многоэтажного дома требует межевания при желании жителей МКД отстоять ее от незаконной застройки.
Чтобы защитить участок, на который у жителей МКД имеются права, от появления торговых построек, кафе и автостоянок, следует вовремя определить придомовую территорию и ее границы, подкрепив это документально.
После межевания на участке у МКД сособственники могут:
- Организовывать зоны отдыха, детские площадки и прочие элементы благоустройства.
- Устанавливать шлагбаумы у въезда на территорию дома.
- Сдавать часть участка внаем.
Наказание за самовольное увеличение площади
Информация о штрафах за самовольный захват земли изложена в статье 7.1 КоАП, а именно:
- гражданину может грозить от 500 до 1000 рублей;
- должностному лицу – от 1000 до 2000 рублей;
- юридическому лицу – от 10000 до 20000 рублей.
Кстати, самовольно захваченную землю придется вернуть владельцу в первоначальном виде. То есть, возведенную постройку или добавленные изменения придется удалить.
О межевании придомовой территории многоквартирного дома рассказано в следующем видеосюжете:
Что будет при невыполнении межевания?
При отсутствии межевания жители МКД будут иметь следующие ограничения:
- Невозможность требования даже простой уборки территории, услуг по благоустройству двора. Отсутствие ответственного за это лица.
- Законодательство РФ свидетельствует об отказе дома участвовать в программе капремонта, если придомовой участок является неоформленным.
- В Градостроительном кодексе РФ также говориться о том, что дом без межевания участка не может быть реконструирован и капитально отремонтирован.
- Еще одну проблему могут создать жители соседних МКД. Без межевания участка возле дома, он может быть отнят ими по закону. При обращении в суд вопрос могут решать до 10 лет, гарантий на победу в этом случае просто нет.
Ответственность собственников
Согласно требованиям административных органов, санитарным нормам и стандартам пожарной безопасности, собственники жилья несут ответственность за территорию, прилегающую к недвижимости.
Необходимо выполнять следующий минимум действий:
- Содержать территорию в чистоте.
- Своевременно вывозить бытовые отходы.
- Следить за плотностью зеленых насаждений.
- Обеспечивать возможность проезда муниципальных служб.
- Не загромождать пожарные проезды, гидранты.
- Очищать подъездные дороги от снега и льда в холодное время года.
За неисполнение требований налагаются штрафы согласно установленным тарифам.
Межевание участка новостройки
Придомовой участок новостройки является особенным случаем при межевании.
Участок, где расположено новое жилое строение, может быть муниципальным владением или входить во владение частника.
Нужно осуществлять действия, основываясь на нижеперечисленные принципы:
- На время постройки нового дома на земле, что принадлежит государству, застройщик должен заключить с городскими властями контракт. Собственником здания может быть инвестор или застройщик, что будет указано в документе. Земля под домом и возле него будет передана в аренду на 49 лет.
- Если со стороны застройщика вовремя не было использовано законное право, и он не совершил подачу заявки на межевание в Роснедвижимость или иные органы, рассматриваемый участок будут считать несформированным. Если после этого ТСЖ будет настаивать на выделении участка, он будет оформлен в минимальном размере (10 метров по периметру дома).
- Если дом находится на частной территории, с ней будет меньше проблем. К примеру, она раньше принадлежала определенной организации, а затем была отдана на выкуп с последующей приватизацией. Основной задачей является убедить владельца территории передать ее на внутренний баланс ТСЖ.
Кто осуществляет определение границ?
Законы РФ гласят о том, что осуществлять межевание участков должны органы районного самоуправления поселений. Однако финансируют эту статью по остаточному принципу, что позволяет уполномоченным органам ссылаться на недостаток финансов, оставляя вопрос нерешенным. Однако заказ и оформление межевания могут быть осуществлены самими собственниками квартир МКД. По этой причине нет смысла ждать решения вопроса от властей, лучше приступить к его решению самостоятельно.
По статье 305 ГК собственники квартир многоэтажки могут защищать свои права, относительно придомового участка, если у них имеются правоустанавливающие бумаги.
Сроки и стоимость
Подготовка межевой документации осуществляется специально на то уполномоченным лицом в течение 2-4 месяцев. Более точные сроки можно узнать во время личного посещения компетентной организации.
Ценовая политика компаний также разниться, и может варьироваться от 10 до 30 тысяч рублей. На это оказывает влияние размер надела, его конфигурация, и наличие необходимой документации.
Согласно законодательству, оплачивать рассматриваемую процедуру должны властные органы. В жизни же жильцами зачастую принимается решение относительно самостоятельной оплаты межевой процедуры. Затраченные в таком случае финансы не возвращаются.
Особенности определения
Приделы придомовой земли должны быть отражены в межевом плане придомового участка МКД еще при разрешении на постройку. Если рассматриваемый проект отсутствует, границы территории будут определены по факту использования. Размеры и форму участка утверждает городская администрация.
Величину площади рассчитывают по формуле, утвержденной законом. Согласно этой формуле, к территории относят: землю под зданием, детские площади, места отдыха и парковки.
Границы земли определяют относительно норм Градостроительного кодекса и ЗК. В статье 36 ЗК содержатся правила, по которым вычисляют территорию с учетом красных линий границ с соседствующими участками, а также природных границ.
По статье 221 ФЗ следует согласовать пределы с владельцами и арендаторами соседствующих участков, при осуществлении межевания участка у МКД.
Корректировкой зон межевания занимаются органы архитектуры и градостроительства. После межевания, жильцы сами могут решать, как использовать территорию.
Содержание и уборка
Согласно предписаниям по содержанию общего имущества, уборка придомового участка при многоквартирном доме возлагается на управляющую компанию, которая заключает договор с фирмами на предмет возмездного оказания услуг по содержанию территории. Заключить подобный договор может так же правление ТСЖ, либо непосредственно владельцы недвижимости.
ВАЖНО
После заключения договора ответственность за уборку земельного участка несет фирма, которая предоставляет услуги. В случае невыполнения требований договора, стороны несут юридическую ответственность.
Договор заключается по установленному образцу и должен включать следующие реквизиты:
- Наименование и адрес заказчика.
- Реквизиты компании, оказывающей услуги по содержанию участка: юридический адрес, расчетный счет, банковский индивидуальный код, фактический адрес, контакты ответственных лиц.
- Права и обязанности обеих сторон.
- Полный перечень работ на участке, которые фирма обязуется выполнять.
- Размер и сроки оплаты за оказанные услуги.
- Ответственность сторон за несоблюдение договора.
- Даты начала и окончания срока действия настоящего договора.
На договоре ставятся подписи ответственных лиц с расшифровкой и указанием занимаемой должности.
Стоимость уборки придомового участка распределяется между всеми собственниками квартир. Тарифы устанавливаются в зависимости от площади жилья, вне зависимости от того, проводилась ли приватизация или нет.
Ответственность сторон
Согласно положениям договора, юридическое лицо-исполнитель несет обязательства качественно и вовремя оказать услуги в необходимом объеме.
Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за порчу и повреждение инвентаря и конструкций, находящихся в пределах вверенной ему территории. При повреждении сооружений, находящихся на придомовой территории, исполнитель обязан компенсировать стоимость ремонта или замены объектов.
Внимание
Заказчик обязуется вовремя перечислять оплату за предоставленные услуги. Если же оплата не поступила своевременно, управляющая компания или собственники обязаны выплатить неустойку. Фирма-исполнитель вправе требовать оплаты всех расходов в судебном порядке.
Как и где осуществить заказ?
Межевание участка перед МКД должно происходить с учетом госнормативов и инструкций, и требует применения специального оборудования.
Права на изготовление такого проекта есть у предназначенных для этого геодезических организаций с наличием специальных лицензий и разрешений. Список таких организаций может быть уточнен в администрации поселения.
При этом проектная организация работает при взаимодействии с лицом-представителем владельцев квартир. Обычно это член правления ТСЖ.
Для того, чтобы получить сведения о территории МКД, потребуется обращение с заявлением на определение границ.
Можно заключить контракт с поручением запроса нужных документов самими межевиками. В этом случае организация должна будет получить доверенность.
Как избежать ошибок при межевании?
Если при межевании участка незаконно была урезана площадь его территории, можно подать в суд. До разбирательства в суде нужно будет в таком случае взять в «Росреестре» справку с указанием правильных размеров участка.
При утере документов или наличии в них ошибок, следует сделать перерасчет участка через кадастрового инженера.
Бывают случаи, когда нет возможности восстановить данные. Тогда границы будут определены по природным или искусственным объектам, находящимся на рассматриваемой местности 15 лет и более.
Осуществление правильного повторного межевания дает возможность обратиться в суд, чтобы выдали другой кадастровый план.
Почему возникают земельные споры?
Часто случается, что посторонними людьми на участке у МКД еще до его межевания были расположены другие строения. В представленной ситуации нужно уладить проблемы их сноса. Обычно возводят такие строения при отсутствии правильного оформления, но их хозяева могут заключить контракт по аренде участка с муниципалитетами. В представленной ситуации жителям МКД требуется оспорить право администрации брать плату за аренду с находящегося на их местности участка.
На заметку: Межевание дает возможность требовать снос незаконно построенного здания.
Можно прибегнуть также к аннулированию контракта аренды с администрацией, а затем заключить новый с собственником дома. Финансы, полученные после этих манипуляций, следует использовать на нужды дома.
Есть и более сложные ситуации, когда часть участка у МКД уже оформлена на постороннюю организацию или лицо, и имеются все разрешительные бумагами. Без строительной экспертизы в представленной ситуации не обойтись. На ее основании можно обратиться в суд. Если решение приняли не в пользу жителей МКД, есть возможность установки на участок сервитута, который будет базироваться на необходимость обслуживать дом или организовывать движение ТС. В приведенной ситуации владельцы квартир должны будут платить за аренду.
Налогообложение
До 2015 года земля, оформленная в собственность, облагалась налогом согласно статьям 388 и 389 налогового кодекса.
Тариф устанавливался индивидуально для каждого собственника, исходя из площади квартиры, и площади придомовой территории.
Сумма платежа включалась в общий счет налога на имущество, оплачивалась индивидуально каждым собственником жилья или включалась управляющей компанией в счет за проживание. За неуплату налога налагалась административная ответственность. При повторных правонарушениях администрация имела право возбудить уголовное дело в отношении неплательщика.
ВАЖНО
С 2015 года жители многоквартирных домов освобождены от уплаты земельного налога и платят единый налог на имущество.
Изменения в правилах налогообложения связаны с трудностью установки тарифа: налог начислялся исходя из кадастровой стоимости земли, однако определению суммы мешало то, что не у всех участков были четко определены границы. Так же вследствие инфляции тариф рос, что вызывало недовольство собственников.
Изменения в налогообложении зафиксированы в Федеральном Законе №384 от 4 октября 2015 года, статья 389 НК РФ, пункт 2.6.
Кто становится владельцем участка после сноса дома?
Когда речь идет о жилом здании, которое признали аварийным и собираются сносить, выкупная цена помещения для изъятия будет определена при учете стоимости доли в праве собственности на общедомовой актив.
Единого подхода для расчета этой суммы на сегодняшний день нет. При наличии права общедолевой собственности, проживающие в МКД люди могут владеть долей общедомового имущества (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ), однако не каждый суд примет во внимание данный факт.
Кроме того, 16 статья ФЗ свидетельствует о возможности хозяев помещений владеть земельным участком, находящимся на кадастровом учете.
Правила установки ограждений
Статья 36 Жилищного кодекса гласит о том, что жильцы многоквартирного дома, имеют право на землю, расположенную в непосредственной близости от строения. Здесь же сказано, что не следует выдавать акт о том, что дело обстоит именно так. То есть, действующим законодательством установлено, что граждане могут поступать с придомовой территории по собственному усмотрению, но, не выходя за определенные пределы.
Федеральный закон № 189 подтверждает общедолевой тип собственности. Землей владеют все жильцы, поэтому решения можно принимать только посредством общего голосования. Кстати, оно считается состоявшимся только при явке жильцов более 50%.
Порядок ограничения доступа
Сплоченное и четкое мнение должно сформироваться в отношении: количества земли, вида ограждения и прочих важных моментов.
Обычно самые горячие споры разгораются вокруг денежного выражения подобных работ, так как финансирование полностью производится за счет владельцев квартир.
Необходимую сумму очень сложно собрать еще и потому, что тратиться на составление сметы и прочих документов не хочется, а у многих жителей отсутствует желание сдавать свои кровно заработанные средства на какие-то призрачные планы.
Работы по установке заградительных конструкций разрешается вести только при наличии согласования с рядом заинтересованных государственных служб:
- МЧС;
- полицией;
- отделением скорой помощи;
- архитектурно-строительной инспекцией.
Нужно посетить каждое учреждение, ознакомить начальника с планом и попросить поставить подпись и печать в случае одобрения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении разногласий и доведении дела до суда, можно было доказать свою правоту.
Игнорирование данных рекомендаций может привести к тому, что какая-либо вышеперечисленная служба подаст исковое заявление в суд. Самый ожидаемый результат – решение о сносе ранее установленного ограждения.
Куда жаловаться в случае незаконной установки?
Установка ограждения без наличия согласования и желания жильцов считается незаконным поведением, поэтому требует осуществления следующих действий:
- сбора документов, свидетельствующих о том, что огороженная территория является частью кадастрового плана многоквартирного дома;
- получения протокола, в котором зафиксировано собрание жильцов и принятое ими решение об ограждении (главная особенность состоит в том, что решение должно быть одобрено не большинством присутствующих, а основной частью проживающих в доме);
- сноса возведенной оградительной конструкции, ввиду отсутствия вышеупомянутых документов. Кстати, самостоятельно работы производить запрещено, следует обратиться к специальным службам. Все должно осуществляться на основании вынесенного судом решения.
Незаконные ограждения обычно мешают государственным службам выполнять свои прямые обязанности: пожарникам тушить возгорания, скорой помощи помогать больным и т.д.
Возведение забора вокруг придомовой территории многоквартирного дома – это далеко не простое занятие. Нужно определиться с размерами, обеспечить наличие кадастрового учета и индивидуального номера, достичь взаимопонимания и единого мнения с соседями, найти финансовые средства, а также получить необходимые согласования.
Практика показывает, что если жильцы нарушают установленный регламент и самовольно определяют размер прилегающего земельного пространства, то суд принимает решение о сносе конструкций.